Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры сотрудников ОВД'

Формирование правовой культуры сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9931
841
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Правосознание / Правовая культура / Профессионализм / сотрудник / качества / факторы / условия / legal consciousness / legal culture / professionalism / an officer / qualities / factors / Conditions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Титаренко Татьяна Александровна

В статье рассматриваются условия и факторы, влияющие на формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел. Отмечается, что правовая культура сотрудника служит в определенной мере характеристикой его профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the conditions and factors influencing the formation of legal culture of Internal Affairs agencies officers. The author notes that the legal culture of a law enforcer can be to some extent a characteristic of his professionalism.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры сотрудников ОВД»

9 КаптеревП. Ф. Указ. соч. С. 453.

10 Луначарский А. В. Избранное. М., 1964. С. 234.

11 Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961. С. 78.

12 Сорока-Росинский В. Н. Национальное и героическое воспитание //Педагогическиесочинения /сост. А. Т. Губко. М., 1991. С. 132.

13 Степашко Л. А. Философия образования и история образования. М., 1999. С. 109.

14 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Макаренко А. С. о воспитании / сост. Д. И. Латышина. М., 2002. С. 89.

15 Там же. С. 67.

16 Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1971. С. 246.

17РодчанинЕ. Г., ЗязюнИ. А. Об идеалах В. А. Сухомлин-ского. М., 1991. С. 56.

18 Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. 1992. № 28.

УДК 342.5

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОВД

Т. А. Титаренко

В статье рассматриваются условия и факторы, влияющие на формирование правовой культуры сотрудников органов внутренних дел. Отмечается, что правовая культура сотрудника служит в определенной мере характеристикой его профессионализма

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, профессионализм, сотрудник, качества, факторы, условия

К сотруднику ОВД в настоящее время предъявляются повышенные требования: не только знать и уметь применять нормы права, иметь специальное юридическое образование, но и быть квалифицированным работником, обладающим глубоким правосознанием и высоким уровнем правовой культуры, которые следует рассматривать как важнейшие условия эффективности профессиональной деятельности. В этой связи актуализируется исследование, посвященное выявлению взаимосвязи и взаимовлиянию правовой культуры и правосознания в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника ОВД.

Правовая культура сотрудника ОВД имеет свои особенности, структуру, выполняет определенные функции в профессиональной деятельности. Правовая культура обычного гражданина и сотрудника ОВД не могут быть в силу объективных условий идентичными и совпадать по объему. Однако второе не может быть сформировано без первого. Правовая культура человека подвергается в процессе формирования изменению, первоначально на обыденном уровне, а затем и на профессиональном. Рассмотрим совокупность факторов, влияющих на становление правовой культуры сотрудника ОВД.

Прежде всего, как отмечает Э. К. Джамалова, формирование происходит внутри определенной социально-демографической группы1. Именно так закладываются основы общей культуры человека. Позже, приобщаясь к профессии, сотрудник ОВД подвергается правовой

социализации, которая сопровождается правовой информированностью. Информированность обеспечивается правовым обучением и правовым воспитанием.

Главными институтами, в рамках которых происходит социализация личности и профессионала, являются семья, государство, профессиональная группа. В качестве основных средств следует рассмотреть нравственные нормы (мораль), обучение и воспитание (общее и профессиональное).

Ведущую роль в формировании культуры, правовой культуры личности, правовой культуры сотрудника ОВД играют нравственные нормы, мораль. Они составляют основу правовой культуры, которая развивается одновременно с нравственностью, и это неразрывный процесс.

Для сотрудника ОВД важен уровень нравственного сознания. Установлено, что нравственное сознание - это особая форма сознания, выражающая должное в оценке и регуляции поведения. Кроме того, нравственное сознание включает в себя социально-нравственную позицию человека, комплекс ценностей, которые укоренились в его сознании, совокупность определенных норм, принципов, запретов2. Соотнося данное понятие с понятием правосознания, следует указать на схожесть признаков, свидетельствующих о близости этих двух видов сознания, а, следовательно, и неразрывности в процессе формирования как самого сознания личности, так и ее культуры.

С. И. Буллах, изучая формирование нравственного сознания будущих сотрудников ОВД, определяет его как добровольное и свободное выполнение требований служебного долга на основе отражения и усвоения личностью принципов нравственности, норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу и к обществу, и выработка на их базе системы моральных взглядов, чувств, отношений и убеждений, выступающих в качестве личностных критериев нравственно-волевой оценки, самооценки и механизмов регуляции поведения3. Таким образом, социализация личности на нравственном уровне происходит во взаимообразном процессе влияния правового и морального начал в культуре человека.

Формирование правовой культуры является длительным и постепенным, у сотрудника ОВД она также складывается в процессе социализации. Именно посредством социализации развиваются социальные качества, свойства, усваиваются определенные ценности, нормы, общепринятые в данном коллективе, а также система их оценок, осуществляется усвоение социального опыта. Социализация включает усвоение и присвоение личностью всего комплекса единых нравственно-правовых ценностей4. При этом по мере продвижения личности к все более высоким ступеням зрелости правовой культуры значение правовой составляющей усиливается. В становлении профессионала приоритетной становится правовая социализация: интеллектуальное освоение человеком утвердившегося в социальной общности стиля юридического мышления. Индивид получает уже готовые юридические знания, представления, принципы, идеи и т. п., на основе чего у него возникает сходный с

типовым алгоритм правового мышления, стереотип реагирования на ту или иную юридическую ситуацию5. Этот процесс обусловливает формирование правовой культуры профессионала и является следствием общественного развития, продуктом, синтезирующим в себе наиболее характерные черты среды формирования правовых традиций, социально-правовых установок, ценностных ориентаций общества и т. д.6

Считаем, что правовая социализация - это, прежде всего, процесс получения и усвоения человеком правовой информации. Именно в процессе социализации он получает правовые знания, его правовая культура развивается, и если это сотрудник ОВД, то он получает в несколько раз больше правовой информации, следовательно, его правовая культура подвержена более быстрому качественному изменению. Процесс получения информации пронизывает собой процесс социализации.

Правовая информация обладает свойством динамичности. Она быстро устаревает, поэтому процесс получения информации должен быть систематическим и целенаправленным. В настоящее время возникла проблема сложности контроля за динамичностью и расширением информационной среды. Неконтролируемый информационный поток не только развивает личность, но и может формировать непозитивное отношение к праву и закону7.

Правовое информирование имеет сложную структуру воздействия различных элементов социума на правовое сознание и поведение. Первый представлен государственными институтами правовой информации, легитимными общественными и политическими организациями, средствами массовой информации, т. е. всеми, кто объединен в формальные социальные организации, обеспечивающие население знаниями о нормах действующего права и формирующие у него определенные чувства и установки.

М. Попов выделяет условия, от которых зависит качество правовой информированности. Во-первых, это уровень правовой образованности населения через формальные и неформальные источники правовой информации. Он определяется общеобразовательной подготовкой населения, наличием общего, профессионального и дополнительного правового образования в государстве. Во-вторых, качественное улучшение уровня правовой информированности и правовой образованности населения возможно только при условии подготовки в педагогических вузах преподавателей школ со знанием основ права, возрождения в стране системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, совершенствования профессиональной правовой подготовки специалистов8.

Для сотрудника ОВД правовая информированность в контексте социализации является необходимым средством, влияющим на эффективность деятельности и правовой культуры. Но как же происходит процесс своевременного получения правовой информации? Этот процесс осуществляется на втором структурном уровне. Правовую информацию человек, в том числе и сотруд-

ник ОВД, получает посредством правового образования и правового воспитания.

Целями правового обучения являются формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитие правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения9.

Цель воспитательной работы - перевод предписаний правовых норм в личные убеждения каждого молодого человека, в упрочении у него навыков правомерного и социально активного поведения в общественной сфере10.

Правовую воспитанность нельзя сводить к соблюдению нормативно-правовых актов. Правовоспитательная деятельность опирается на иерархию жизненных ценностей. Рассматривая право как ценность, важно признать, что оно должно быть включено в иерархию жизненных ценностей личности в процессе правового воспитания11. Задачи правового воспитания определяют практическую работу по формированию правовой культуры. Существует множество способов, форм, методов и путей ее осуществления. Здесь и совершенствование средств массовой пропаганды и агитации в распространении правовых знаний, усиление борьбы с антиподами правовой культуры, активизация использования законодательства в дальнейшем развитии производства и демократизации управления, целенаправленная работа по предупреждению и пресечению правонарушений, воспитание общей и правовой культуры родителей несовершеннолетних, более активное применение в воспитании методов убеждения и поощрения. Это также работа по привитию молодым людям навыков использования правовых средств для активизации своей трудовой и образовательной деятельности, организация культурного отдыха и досуга, воспитание у них чувства непримиримости к различного рода правонарушениям и многие другие виды деятельности.

К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что знания сотрудниками ОВД норм права не всегда способствуют правомерному поведению. Правомерное поведение определяется не только знанием закона, но и осознанием собственных поступков, сознательностью поведения, повышенным чувством справедливости и законности. Оно связано с оценкой права, которая может быть негативной, нейтральной, позитивной. Именно оценка определяет правомерность поведения сотрудника ОВД.

Правовое обучение и воспитание неразрывно связаны между собой. Они не могут существовать изолированно, но и не поглощаются друг другом. Вместе они определяют и процесс и уровень образования человека.

Значение правового образования для сотрудника ОВД состоит в том, что оно является важным, комплексным компонентом механизма правовой социализации личности в процессе усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, а также правовых оценок, норм и моделей поведения.

М. Попов конкретизирует это понятие: правовое образование - это сложная, многоуровневая система, функционирование которой направлено на представление субъектам и объектам правоотношений и знаний законодательства, информации о законности или противоправности отношений, поведения, различных видов деятельности, правах и обязанностях человека и гражданина, механизмах государственного и социального регули-12

рования поведения и т. д. ^

Ученые отмечают неотъемлемое свойство правового образования - оно есть фактор развития правовой культуры, средство формирования сознания, знания, а значит, правосознания. В этой связи следует отметить основополагающий признак правовой культуры -правосознание.

В. Е. Толпыкин выделяет задачи правового образования. Во-первых, ликвидацию правовой безграмотности населения и должностных лиц государства; во-вторых, охват всех граждан, должностных лиц систематическим правовым обучением как важнейшим условием социализации человека в обществе; в-третьих, привитие каждому человеку как правовому существу внутренне осознанной потребности и способности активно использовать правовые знания для удовлетворения как личных, так и общественных интересов; в-четвертых, формирование цивилизованного отношения к Конституции, действующему законодательству должно способствовать искоренению правового нигилизма; в-пятых, процесс правового всеобуча должен быть дифференцированным для различных групп населения и начинать его надо уже с первого класса, проводя этот процесс весьма деликатно, в игровой форме, но в то же время профессионально13. Для реализации поставленных задач впервые за последнее десятилетие в конце XX - начале XXI столетия в России на федеральном уровне разработана и стала практически реализовываться федеральная концепция правового образования как фактора формирования правовой культуры общества.

Данная программа действует на всех уровнях.

Применительно к будущему сотруднику ОВД главенствующим фактором формирования правовой культуры является получение им образования в юридическом вузе. Особенность института образования состоит в том, что он влияет на человека в процессе обучения в школе, вузе, на курсах повышения квалификации, т. е. длительное время.

Институт семьи также является фактором развития правовой культуры сотрудника ОВД. Семья формирует не знания о праве, а отношение к нему, положительное или отрицательное. В зависимости от семейных установок относительно права у сотрудника ОВД может быть сформирована правовая культура человека, равнодушного к закону или, наоборот, глубокого уважения к праву.

Вместе с тем активная роль в социализации личности принадлежит государству. Обладая огромными возможностями, оно способно формировать, влиять и изменять правовую культуру. Государство осуществляет воспитательную деятельность посредством государствен-

ных органов и общественных организаций. Помимо воспитательной деятельности существенное значение имеет и государственная правовая политика. В идеале результатом ее проведения должно быть повышение правосознания, но на практике возможно и противоположное воздействие - формирование негативного отношения к праву14. Именно правосознание способно повысить уровень правовой культуры или, наоборот, способствовать деформации.

Развитое законодательство является еще одним важным средством государства в формировании правовой культуры. От того, насколько высок уровень правовой культуры законодателя, будет зависеть и уровень правовой культуры сотрудника ОВД, который в профессиональной деятельности ежедневно сталкивается с обязанностью знать и применять закон.

На профессиональную культуру сотрудника ОВД в немалой степени влияют и другие средства, такие как опыт работы, общение, СМИ.

Первостепенная роль в профессиональной деятельности человека принадлежит трудовому коллективу. Особенность общения у сотрудника ОВД заключается в том, что он общается со своими коллегами, обладающими более полными знаниями в области права. Общение, как фактор, влияющий на формирование правовой культуры сотрудника ОВД, имеет немаловажное значение. Поскольку в коллектив сотрудников включаются члены общества, уже обладающие определенным уровнем правовой культуры, последнее влияет на культуру всех сотрудников.

Межличностное общение формирует как представления, знания, чувства, переживания о праве, которые могут и не соответствовать действительности, так и неверные, ложные знания. И в зависимости от круга общения сотрудника ОВД мы можем сделать выводы об уровне его правовой культуры. Правовая культура, в свою очередь, влияет на эффективность его деятельности. Если круг общения сотрудника ОВД состоит из людей, не уважающих закон, проявляющих небрежное отношение к нему, то и у сотрудника ОВД вероятен риск проявления отрицательного отношения к праву.

В целом можно утверждать - насколько высок уровень правосознания сотрудников, настолько велико и его воздействие на формирование правовой культуры. В этом процессе важна и правовая активность самого человека в получении новых знаний о праве, получении более обширной информации о нем.

Так, О. П. Сауляк пишет, что состояние правовой культуры зависит и от правовой культуры социальных групп, участником которых является человек15. Эффективность формирования правовой культуры будет намного выше, если помимо соответствующих институтов государства в решении данной задачи будет участвовать общественность. Но это не является гарантией сформированнос-ти правовой культуры, так как, справедливо замечает О. П. Сауляк, должный уровень правовой культуры социума отнюдь не является надежной гарантией того, что каждый будет обладать высокой индивидуальной право-

вой культурой16. Этот аспект указывает на наличие противоречий, которые возникают между человеком и профессиональной группой, между индивидуальным и групповым уровнями правовой культуры.

СМИ может стать эффективным средством как положительного, так и отрицательного воздействия на правовую культуру сотрудника ОВД. Исследования показывают определяющее влияние СМИ на выбор профессии сотрудника ОВД у 11% опрошенных17.

С недавних пор активное воздействие на человека оказывает сеть «Интернет». Психологически наличие такой среды и развернутая систематическая активность субъекта в ней делают для молодого поколения ее нормы и ценности не только приемлемыми, но и равнозначными нормам реального мира18.

В вопросе о том, какое СМИ является более частым в использовании, нам помогут проведенные социологические опросы, расположенные в сети Интернет.

Способность СМИ выступать средством формирования правовой культуры обусловлена функциями СМИ. Они обеспечивают нравственно-психологическое единство общества, поддерживая не только прямые, но и опосредованные контакты его членов в форме обмена информацией, мнениями, оценками и т. п., создавая условия для возникновения таких его характеристик, как общественное мнение, которое воздействует на личность в плане усвоения ею нравственных норм и принципов морали. Они упорядочивают морально-этическую информацию таким образом, чтобы обеспечить ее наиболее эффективное воздействие на массовое сознание в смысле образования, воспитания и организации; помогают осмыслить как индивидуальные нравственные проблемы, так и проблемы, волнующие все общество, зарядиться общими чувствами, настроениями и т. д.

СМИ способствуют формированию у человека, в том числе и сотрудника ОВД, убеждения и установки, правовые ценности. Все это определяет и будущие мотивы поведения сотрудника ОВД.

Незнание законов и непонимание их социального смысла, политических, нравственных и иных принципов, лежащих в основе законов, способны порождать и порождают мнение о формальности правовых предписа-

19

ний и допустимости отступления от них в ряде случаев19. Правовая культура сотрудника ОВД является важнейшим регулятором поведения, средства же массовой информации также внедряют в его сознание стереотипы, модели того или иного поведения, которые, в свою очередь, влияют на эффективность его деятельности.

Общение и деятельность могут происходить на качественно разных уровнях: формальном и неформальном. К неформальному следует отнести ближайшее социальное окружение индивида, включающее семью, родственников, друзей и пр. Неформальный источник правовой информации выступает нередко ее «ретранслятором», качество которого зависит от уровня образованности, интеллекта и других свойств и характеристик личности «ретранслятора», степени его социальной политической зрелости20.

Особенностью такого общения для сотрудника ОВД является то, что оно неконтролируемо, не всегда положительно влияет на развитие правовой культуры, и негативного влияния не представляется возможным избежать, предотвратить. Только сам сотрудник, обладая сформированной правовой культурой, сможет противостоять негативному влиянию.

Итак, на правовую культуру сотрудника ОВД оказывают влияние следующие социальные институты: институт образования, семья, государство. Формирование правовой культуры происходит посредством правового обучения и правового воспитания с помощью СМИ, общения, практической деятельности. Как отмечалось выше, все факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на правовую культуру. Чтобы избежать негативного влияния отдельных факторов на эффективность работы сотрудника ОВД, необходимо их проанализировать. Данный аспект носит практический характер. На сотрудника ОВД возлагаются обязанности определенного поведения, предъявляются требования наличия профессиональных качеств, необходимых для выполнения профессионального долга. Однако существуют определенные сложности объективного и субъективного характера в достижении высокого уровня профессиональной правовой культуры сотрудника ОВД, к которым относят:

а) слабость гражданского общества и его основных институтов;

б) неразвитость гражданского и личного достоинства;

в) слабость судебной власти: государственные служащие и должностные лица нередко привлекаются к ответственности за нарушения прав и свобод граждан;

г) особенности исторического пути, сложности политической организации и специфика национальных отношений, которые иногда действуют на человека, вне зависимости от его установок.

Таким образом, юриста-профессионала, а большинство сотрудников органов внутренних дел являются таковыми, должно отличать не только устойчивое положительное отношение к праву. Специфика правосознания сотрудника ОВД выражается в особом профессиональном усмотрении, которое является основанием для урегулирования противоречий, возникающих в процессе правоприменительной практики. Профессиональное правосознание отличают высокая степень осознанности и прочности правовых установок, стремление к реализации в жизни достижений юридической мысли и культуры, ценностей права.

1 Джамалова Э. К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. С. 22-23.

2 Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. М., 1974. С. 255.

3 Буллах С. И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации : монография. Барнаул, 2004. С. 25.

4 Зеленков Л. Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования (ист.-соц.

исследование) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2008.

С. 20.

5 Овичев Р. М. Правовая культура и российский правовой менталитет : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 107.

6 Там же. С. 78.

7 Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2(37). С. 40.

8 Попов М. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. 2006. № 6. С. 18.

9 Певцова Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ-ХХІ веков. М., 2003. С. 109.

10 Сухарев А. Я. Указ. соч. С. 12.

11 Певцова Е. А. Указ. соч. С. 102.

12 Попов М. Указ. соч. С. 14.

13 Толпыкин В. Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права // Философия права. 2009 № 4. С. 36.

14 Буллах С. И. Указ. соч. С. 98.

15 Сауляк О. П. Правовая культура как фактор обеспечения правопорядка (общетеоретические, образовательные и иные аспекты проблемы) // Право и образование. 2009. №10. С. 49.

16 Там же.

17 Коротков В. П. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на успешность овладения профессией сотрудника милиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2(16). С. 60.

18 Ежевская Т. И. Указ. соч. С. 40.

19 Буллах С. И. Указ. соч. С. 108.

20 Попов М. Указ. соч. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.