Научная статья на тему 'Условия формирования у будущих офицеров внутренних войск МВД России компетентности действовать в экстремальных ситуациях и психологической устойчивости'

Условия формирования у будущих офицеров внутренних войск МВД России компетентности действовать в экстремальных ситуациях и психологической устойчивости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / CONDITIONS / PROFESSIONAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL RESISTANCE / THE EDUCATIONAL STANDARD / EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкаренко Алексей Владимирович

В статье рассматриваются условия формирования у будущих офицеров компетентности действовать в экстремальных ситуациях. Даются определения понятиям «условия», «профессиональная подготовка» и «психологическая устойчивость» военных специалистов. Определяется ряд положений по выбору педагогических условий. Выявляются направления деятельности учебных заведений по формированию психологической устойчивости курсантов. Предлагаются устойчивые и временные факторы действия личности в экстремальных ситуациях. Приводятся конкретные примеры действий военнослужащих внутренних войск в экстремальных ситуациях. Проанализировано проведение специальных мероприятий в контртеррористичекой операции в Чеченской Республике. Сделаны основные выводы по действиям войск и их влиянию на образовательный процесс военных вузов внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкаренко Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of Formation of the Future Officers Competence to Act in Emergency Situations and of Their Psychological Resistance

The article deals with conditions of formations of the future officers’ competence to act in emergency situations. Concept of conditions is considered. A number of rules of pedagogical conditions choice are determined. Definitions of professional training and psychological resistance situations are considered. Areas of educational efforts to establish psychological resistance are discovered. Steady and temporary factors of personal acting in emergency situations are offered. Actual examples of action of internal troops (personnel) in emergency situations are mentioned. Special actions in counterterrorism operation in the Chechen Republic are analyzed. The main conclusions from troop’s actions and their influence on the educational process in higher education institutions of the RF Ministry of the Interior are drawn.

Текст научной работы на тему «Условия формирования у будущих офицеров внутренних войск МВД России компетентности действовать в экстремальных ситуациях и психологической устойчивости»

2. Rezultaty YeGE v Saratovskoy oblasti v 2010 godu: sbornikstatisticheskikh materialov, pod red. T. A. Kicha-yevoy (The EGE-results in Saratov region in 2010: statistical investigations magazine. Ed. T. A. Kichayeva. Saratov, 2010. 166 p.

3. Otsenka kachestva obrazovaniya v Saratovskoy oblasti (po rezultatam sdachi YeGE v 2011 godu): sbornik analiticheskikh materialov (1 etap). Chast 1, pod red. G. A. Goncharovoy (The estimation of the education quality in Saratov region (EGE-results in 2011): Analytical magazine (step 1). Part 1. Ed. G. A. Goncharova). Saratov, 2011. 78 p.

4. Otsenka kachestva obrazovaniya v Saratovskoy oblasti (po rezultatam sdachi YeGE v 2012 godu) : sbornik analiticheskikh materialov (1 etap). Chast 1, pod red. G. A. Goncharovoy (The estimation of the education quality in Saratov region (EGE-results in 2012). Part 1. Ed. G. A. Goncharova). Saratov, 2012. 95 p.

5. Dunin-Barkovskiy I. V., Smirnov N. V. Teoriya veroy-atnostey i matematicheskaya statistika v tekhnike (The probability theory and mathematical statistics in tech-niks). Moscow, 1955. 556 p.

6. Peterson L. G. Matematika. 3 klass. Chast 3 (Mathematics. 3-th class. Part 3). Moscow, 2004. 80 p.

7. Krol V. M. Psikhologiya i pedagogika (Psychology and pedagogics). Moscow, 2004. 325 p.

8. Mandelbrot B. Teoriya informatsii i psikholingvis-tika: teoriya chastot slov (Information theory and

psycholingwistiques: the theory of word frequencies). Matematicheskiye metody v sotsialnykh naukakh (Mathematical methods in social sciencies). Moscow, 1973, pp. 316-337.

9. Gnedenko B. V. Kurs teorii veroyatnostey (Course of the probability theory). Moscow, 1988. 448 p.

10. Obrazovatelnyye strategii abituriyentov SGU-2009, pod red. N. V. Shakhmatovoy (The educational strategies of SSU-abiturients 2009. Ed. N. V. Shakhmatova). Saratov, 2009. 56 p.

11. Prigozhin I., Nikolis G. Samoorganizatsiya v ner-avnovesnykh sistemakh (Selforganization in non-equilibrium systems). Moscow, 1979. 512 p.

12. Malinetskiy G. G. Matematicheskiye osnovy siner-getiki: khaos, struktury, vychislitelnyy eksperiment (Mathematical foundations of synergetics: chaos, structures and calculating experiment). Moscow, 2007. 312 p.

13. Mandelbrot B. Fraktalnaya geometriya prirody (The fractal geometry of nature). Moscow, 2002. 666 p.

14. Kelso J. A., Fucs A. Self-organization dynamics of the human brain: Critical instabilities and Shilnikov chaos. Chaos, 1995, vol. 5, no. 1, pp. 64-69.

15. Pegat A. Nechetkoye modelirovaniye i upravleniye (Fuzzy modeling and control). Moscow, 2009. 798 p.

16. Portal The College Board. The College Board portal, available at: http://sat.collegeboard.org

УДК 355.23. 316.6

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ шШ

ДЕЙСТВОВАТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ ®Ш)|

И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 1Ш/

А. В. Шинкаренко

Шинкаренко Алексей Владимирович - адъюнкт очного обучения, подполковник, Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются условия формирования у будущих офицеров компетентности действовать в экстремальных ситуациях. Даются определения понятиям «условия», «профессиональная подготовка» и «психологическая устойчивость» военных специалистов. Определяется ряд положений по выбору педагогических условий. Выявляются направления деятельности учебных заведений по формированию психологической устойчивости курсантов. Предлагаются устойчивые и временные факторы действия личности в экстремальных ситуациях. Приводятся конкретные примеры действий военнослужащих внутренних войск в экстремальных ситуациях. Проанализировано проведение специальных мероприятий в контртеррори-стичекой операции в Чеченской Республике. Сделаны основные

выводы по действиям войск и их влиянию на образовательный процесс военных вузов внутренних войск МВД России. Ключевые слова: условия, профессиональная подготовка, психологическая устойчивость, образовательный стандарт, экстремальные ситуации.

В современных условиях развития государства одним из приоритетных направлений образовательной политики является подготовка высококвалифицированных офицеров в высших военно-образовательных учреждениях. Именно формирование будущего специалиста, соответствующего требованиям войск и государствен-

© Шинкаренко А. В., 2013

ному заказу, является основополагающим фактором не только развития, но и существования современной армии. Значимым условием для формирования будущего офицера является внедрение в образовательную деятельность военного учебного заведения инновационных образовательных технологий, принципов, стандартов и форм обучения. Важнейшие направления инновационного развития определены Правительством РФ в « Стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации на период до 2015 года» [1].

Основополагающими факторами, влияющими на служебно-боевую деятельность офицера, является умение действовать в постоянно сменяющейся обстановке, в том числе и способность принимать решения в экстремальных ситуациях. Сегодня во главу угла образовательного процесса в вузах поставлено внедрение образовательных стандартов, формирующих одну из компетент-ностей - действовать в экстремальных ситуациях. Однако для эффективного формирования этой компетентности необходимо определить педагогические, философские, психологические и социальные условия и разработать ситуации экстремального характера, с которыми будущий офицер внутренних войск будет сталкиваться в процессе решения служебно-боевых задач в мирное и военное время.

Раскрывая условия формирования компетентности действовать в экстремальных ситуациях, необходимо определить само понятия «условие» как категории. В философии эта категория раскрывает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества [2]. Таким образом, условия можно определить как правила, обстановку, в которой что-либо происходит [3].

Рассматривая категорию «условие» применительно к образовательному процессу, необходимо отметить, что «педагогические условия -это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы» [4, с. 38].

С другой стороны, педагогические условия могут раскрываться как совокупность мер и условий учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих достижение курсантом определенного профессионального уровня мышления. Успешность выделения таких условий зависит от конкретизации конечной цели или результата, которые должны быть достигнуты, а также от понимания того, что улучшение педагогического процесса достигается не за счет одного какого-то абстрактного условия, а их взаимосвязанного комплекса [5].

Мы придерживаемся точки зрения, что условие - самый существенный компонент комплекса

объектов, при наличии которого следует осуществление данного явления. Таким образом, под условиями формирования компетентности мы понимаем осведомленность в каком-нибудь вопросе, подготовленность к чему-либо, а компетентного человека можно определить как знающего, осведомленного в какой-либо области, обладающего компетенцией. К педагогическим мы относим специально созданные условия, в рамках которых и происходит наиболее эффективное формирование и протекание необходимого процесса. Следует отметить ряд положений, характеризующих нашу позицию по выбору педагогических условий:

условия должны обеспечивать определенную систему формирования компетентности действовать в экстремальных ситуациях;

они должны отражать сущность и разработанность экстремальных ситуаций;

условия обеспечивают постепенность процесса формирования компетентности действовать в экстремальных ситуациях;

выбор их зависит от имеющегося набора педагогических средств, способных повысить эффективность формирования компетентности действовать в экстремальных ситуациях;

выработка комплекса педагогических условий должна основываться на внутреннем содержании процесса формирования компетентности действовать в экстремальных ситуациях.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что процесс формирования компетентности действовать в экстремальных ситуациях в процессе профессиональной подготовки будет происходить более эффективно при наличии и применении следующих педагогических условий: обучение должно быть построено на применении возможностей междисциплинарной связи (интеграции), базирующихся на комплексе необходимых ситуаций, методов и средств профессиональной направленности и соответствующих этапу формирования этой компетентности;

в образовательном процессе должны использоваться задачи и задания, основанные на опыте служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России по созданию экстремальных ситуаций, а также правильное и логичное решение данных задач и ситуаций;

в процессе теоретического и практического обучения курсантов необходимо применять интегративно-стимулирующую оценку компетентности действовать в экстремальных ситуациях.

На наш взгляд, обозначенные педагогические условия взаимосвязаны, дополняют друг друга и будут способствовать качественному формированию у курсантов рассматриваемой компетентности.

Чтобы дать целостную характеристику процесса и результатов профессионального становления человека, необходимо описать это становление как многоуровневый процесс, который регулируется самим субъектом в условиях разнородных факторов. Для этого следует, во-первых, проанализировать форму социализации и индивидуализации субъекта, во-вторых, рассмотреть этот процесс как часть жизненного пути личности, как специфическую форму научения и развития и, наконец, как одну из ведущих форм проявления активности личности [7].

Известно, что профессиональная деятельность военнослужащих внутренних войск МВД России характеризуется ситуациями, в которых присутствуют факторы, обладающие достаточной силой влияния на людей и их деятельность, именуемые экстремальными. Для успешной деятельности в экстремальных условиях необходимо формировать устойчивость к внешним и внутренним раздражителям у будущих офицеров внутренних войск, прежде всего, психологическую устойчивость. В современной психологии под ней понимается единая характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействиям трудных ситуаций [8], поэтому психологическая подготовка курсантов в учебном заведениях внутренних войск МВД России должна быть направлена на формирование устойчивости к:

отрицательным факторам служебно-боевой деятельности: это могут быть напряженность, ответственность, риск, опасность, дефицит времени, неопределенность, неожиданность и др.;

факторам, воздействующим на психику, например, гибель, ранение личного состава, вид крови, труп, телесные повреждения, выход из строя боевой техники и вооружения в ходе бое-столкновения и др.;

ситуациям противоборства, в частности, способность вести психологическую борьбу с противником или преступными элементами, умение противостоять психологическому прессингу, манипулированию со стороны как законопослушных граждан, так и правонарушителей; умение не поддаваться на провокации и др.;

конфликтным ситуациям в служебно-боевой деятельности: здесь очень важны умения вскрывать внутренние причины конфликта, разбираться в закономерностях их возникновения и протекания; навык владения собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Действия личности в экстремальной ситуации определяются устойчивыми и временными факторами. К первым, определяющим действия человека в экстремальных ситуациях, можно отнести:

особенности темперамента: каждый человек имеет свои определенные особенности нервной системы, в связи с чем реакции на идентичные психологические нагрузки будут разные: у одних проявляется так называемый «стресс льва», т.е. повышается активность, мобилизация сил, эффективность труда; у других, наоборот, -«стресс кролика», в этом случае наблюдается дезорганизация деятельности, резко падает ее эффективность, возникает пассивность;

способность к переключению внимания и быстрому реагированию на опасные ситуации зависит от уравновешенности нервной системы, которая, как правило, определяется темпераментом; оказывает мобилизующее влияние в опасной ситуации и так называемая индивидуальная выносливость нервной системы, она же способствует противодействию утомлению;

человек, оказавшийся или рискующий оказаться в экстремальной ситуации, всегда должен помнить о функциональных изменениях в организме, в частности, о сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете и т.п.;

нарушения нормального функционирования органов чувств - зрения, слуха и др.; этот фактор снижает быстроту реакции в экстремальной ситуации;

функциональные нарушения связи между сенсорными и моторными процессами, нарушение координации: так, замедленная или слишком быстрая реакция на сенсорные сигналы оказывает негативное влияние на своевременность моторных процессов;

алкоголизм, наркомания: алкогольное или наркотическое опьянение лишает человека способности адекватно реагировать и оценивать реальность ситуации и принимать наиболее правильное решение.

К временным факторам относятся: неопытность, отсутствие необходимых умений и навыков, что порождает:

а) необходимость сознательного контроля за большинством своих действий, а это мешает распределению внимания, возникает вероятность нерациональных поступков или непринятия мер к отдельным элементам опасности;

б) ошибочные действия из-за незнания;

в) неуверенность: опасение совершить ошибку требует повышенного внимания к каждому действию, что ведет к быстрому утомлению, потере концентрации;

неосторожность: частой ошибкой в данном случае является недооценка возникшей ситуации, преуменьшение ее опасности, в результате меры, принимаемые для выхода из такой ситуации, оказываются недостаточными. С другой стороны, иногда люди склонны переоценивать свои возможности, неправильно рассчитывают свои силы, что, естественно, ведет к отрицатель-

ному финалу в борьбе с опасностью. Еще одной ошибкой, связанной с неосторожностью, можно считать неполную оценку опасных факторов, которая может происходить под влиянием отвлекающих обстоятельств;

утомление понижает работоспособность, внимание, снижается уровень защитных реакций;

стресс — это экспансивное состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Жизнь всех поколений людей требовала умения приспосабливаться (адаптироваться) к условиям среды обитания и выбирать из множества вариантов существования наиболее оптимальный [9].

Анализируя проведение специальной операции по освобождению г. Грозного от бандформирований, военный психолог И. В. Соловьев в своем исследовании справедливо отмечает: весь военный опыт человечества показывает, что проблема психологической устойчивости личности в бою является одной из важнейших в решении проблемы повышения эффективности ведения вооруженной борьбы и реализации ее целей. Критическим сроком пребывания в условиях интенсивных боевых действий являются 3-4 месяца: за это время в подразделениях выявляются максимальная психологическая усталость, повышенная раздражительность, конфликтность и сильное переживание из-за риска для жизни [10].

По сути дела, с августа 1999 г. воинские части и подразделения внутренних войск практически без перерыва и отдыха выполняли боевые задачи. Усталость и измотанность личного состава были чрезвычайными: военнослужащие, изможденные постоянным боевым напряжением, в конце концов переставали адекватно реагировать на опасность, появились апатия, равнодушие к смерти.

Делая выводы, необходимо сказать, что главное назначение учебной деятельности в военном институте состоит в подготовке будущего офицера к действиям в экстремальных ситуациях, к которым мы относим:

построение обучения с применением междисциплинарных связей;

широкое использование в образовательном процессе возможностей логического и психологического решения задач в экстремальных ситуациях;

применение в процессе теоретического и практического обучения курсантов интегра-тивно-стимулирующей оценки компетентности действий в неординарных ситуациях.

Эти условия позволяют в процессе изучения военных дисциплин сформировать характерные черты будущего офицера внутренних войск МВД России.

Список литературы

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года : утверждена Межведомственной комиссией по научной инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) / М-во образования и науки Рос. Федерации. М., 2006. 124 с. URL: http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/strateg. zip (дата обращения: 18.10.2011).

2. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. М., 1983. 839 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеол. выражений. 4-е изд., доп. М.,

1999. 939 с.

4. ДурновМ. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней : учеб. 2-е изд., испр. М., 2003. 336 с.

5. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки учителя к творческому решению воспитательных задач : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 403 с.

6. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1987. С. 407-590.

7. Идея системности в современной психологии / отв. ред. В. А. Барабанщиков. М., 2005. 362 с.

8. Психологический словарь / под ред. М. Г. Ярошев-ского. М., 1990. 494 с.

9. Безопасность жизнедеятельности и здоровье : учеб. пособие. Арзамас, 2007. 176 с.

10. Соловьев И. В. Посттравматический стрессовый синдром : причины, условия, последствия. Оказание психологической помощи и психореабилитация. М.,

2000. 112 с.

Conditions of Formation of the Future Officers Competence to Act in Emergency Situations and of Their Psychological Resistance

A. V. Shinkarenko

Saratov Military Institute for the Internal Troops of the RF Ministry of the Interior, 158, Moskovskaya str., 410023, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

The article deals with conditions of formations of the future officers' competence to act in emergency situations. Concept of conditions is considered. A number of rules of pedagogical conditions choice are determined. Definitions of professional training and psychological resistance situations are considered. Areas of educational efforts to establish psychological resistance are discovered. Steady and temporary factors of personal acting in emergency situations are offered. Actual examples of action of internal troops (personnel) in emergency situations are

mentioned. Special actions in counterterrorism operation in the Chechen Republic are analyzed. The main conclusions from troop's actions and their influence on the educational process in higher education institutions of the RF Ministry of the Interior are drawn. Key words: conditions, professional training, psychological resistance, the educational standard, emergency situations.

References

1. Strategija razvitija nauki i innovacij v Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda: utverzhdena Mezh-vedomstvennoj komissiej po nauchnoj innovacionnoj politike (protokol ot 15 fevralja 2006 g. № 1 (Strategy of development of science and innovations in the Russian Federation for the period till 2015: it is approved by the Interdepartmental commission on scientific innovative policy (the protocol of February 15, 2006, № 1). Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, 2006. 124 p. Avaliable at: http://mon.gov.ru/ work/nti/dok/str/strateg.zip (accessed October 18, 2011).

2. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar (Philosophical Encyclopedic Dictionary). Ed. L. F. Ilyichev. Moscow, 1983. 839 p.

3. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy (The Defining Dictionary of Russian Language: 80000 words and idioms). Moscow, 1999. 939 p.

4. Duranov M. E. Professionalno-pedagogicheskaya dey-atelnost i issledovatelskiy podkhod k ney (Professional

and pedagogical activity and research approach to it). Moscow, 2003. 336 p.

5. Yakovleva N. M. Teoriya ipraktikapodgotovki uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatelnykh zadach: dis.... d-ra ped nauk (Theory and practice of teacher training in performing the educational tasks): Dr. ped. sci. diss. Chelyabinsk, 1992. 403 p.

6. Filosofskiy slovar (Philosophical Dictionary). Ed. I. T. Frolova. Moscow, 1987. 590 p.

7. Ideya sistemnosti v sovremennoy psikhologii (Idea of systemacity in the modern psychology). Ed. V. A. Bara-banchshikov. Moscow, 2005. 495 p.

8. Psikhologicheskiy slovar (Psychological Dictionary). Ed. M. G. Yaroshevskiy. Moscow, 1990. 494 p.

9. Bezopasnost zhiznedeaytelnosti i zdorov'e: uchebnoye posobiye (Tutorial). Arzamas, 2007. 176 p.

10. Solovyev I. V. Posttravmaticheckiy stressoviy sindrom: prichini,usloviya,posledstviya. Okazaniepsikhologiches-koipomochshi I psikhoreabilitasiya. (Posttraumatic stress syndrome: causes, conditions, consequences). Moscow, 2000. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.