питания, но главный результат он должен получить сам1. Освоение человеком культуры безопасности способствует расширению его возможностей в раскрытии индивидуальности, в повышении культурного и профессионального уровней, решении жизненно важных для общества и личности проблем, формировании личности, готовой действовать в непредсказуемых условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Главное средство передачи культуры — неповторимая индивидуальность преподавателя как носителя культуры и субъекта межличностного взаимоотношения с формирующейся уникальной личностью студента. Следовательно, попытки передачи функций транслятора культуры безопасности преподавателям, которые не имеют достаточной подготовки в сфере безопасности, не могут быть плодотворными даже при наличии специальных программ, учебников, наглядных и иных
материалов (например, по курсам безопасности жизнедеятельности, валеологии, экологии). Важнейшим условием эффективного воспитания культуры безопасности является участие в педагогическом процессе преподавателей, которые на высоком уровне владеют этим компонентом культуры.
Литература
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: пособие; 3 изд. М.: Аспект Пресс, 1998.
2. Культура // Рос. пед. энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1.
3. Сулла М.Б. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. 1997. № 5.
4. ЧеуринГ.С. Самоспасение без снаряжения. М.: Русский журнал, 2000.
1 Сулла М, Заенчик В., Сергеева О. Уровни непрерывного обучения по ОБЖ // Основы безопасности жизни. 1999. № 2. С. 28, 29.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ РИСКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
Р.Е. САНИН,
адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России, г. Пермь Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема совершенствования качества подготовки будущих офицеров внутренних войск к действиям в экстремальных ситуациях посредством рефлексивного практикума с элементами интроспекции на основе моделирования. Целью внедрения рефлексивного практикума в учебный процесс является минимизация неблагоприятных последствий для жизни, здоровья и репутации военнослужащих внутренних войск в их будущей службе.
Ключевые слова: рефлексивный практикум, рефлексия, интроспекция, риск, моделирование, самоанализ, осознание.
REFLECTIVE PRACTICAL WORK AS THE SIMULAR OF RISKS PERSONAL SECURITY THE FUTURE OFFICERS
OF INTERNAL TROOPS
R.E. SANIN,
graduated in a military academy of the Perm military institute of internal troops
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Perm
■A-, .A'.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^fpb
Annotation. In article the problem of perfection of quality of preparation of the future officers of internal troops to actions in extreme situations, to means of a reflective practical work with elements introspection on the basis of modelling is considered. The purpose of introduction of a reflective practical work in educational process minimisation of adverse consequences for a life, health and reputation of military men of internal troops in their future service shows.
Keywords: reflective practical work, reflexion, introspecto, risk, modelling, introspection, comprehension.
В настоящее время система подготовки офицерских кадров для внутренних войск МВД России как одна из составляющих государственной системы образования переживает непростой этап своего развития и модернизации. Сложность этого этапа обусловливается, с одной стороны, продолжающимся реформированием внутренних войск МВД России, что требует совершенствования профессиональной подготовки офицерского корпуса, при этом особое внимание должно быть обращено на организацию образовательной деятельности в вузах внутренних войск. С другой — вся система высшего профессионального образования переживает очередной этап своего развития в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. Россия переходит к новой системе образования, основанной на Болонских соглашениях.
Учитывая требования новых стандартов к образовательной деятельности, стремление к увеличению доли практических видов занятий, а также недостаточную степень эффективности дидактических методов и средств обучения курсантов, возникла необходимость изменений в системе подготовки будущих офицеров внутренних войск.
В связи с прогнозируемыми угрозами внутренней безопасности России, связанными с сохраняющейся напряженностью на Северном Кавказе, неослабевающими попытками масштабной экспансии терроризма и экстремизма на территорию России, возникает вопрос о профессиональной подготовке будущих офицеров к действиям в особых (экстремальных) ситуациях, связанных с выполнением служебно-боевых задач в условиях опасности и риска. Обучение курсантов действиям в подобных ситуациях невозможно без моделирования актуальных и перспективных рисков личной безопасности будущих офицеров внутренних войск, а также без формирования осознанного отношения к опасности и риску. Сегодня процессу моделирования в обучении не уделяется должного внимания, а уровень осознания опасности курсантами оставляет желать лучшего. Ре-
шить эти проблемы можно посредствам эффективной и качественной реализации в обучении курсантов законов и закономерностей, присущих педагогическому процессу. Одной из таких закономерностей, нуждающейся в актуализации в военно-педагогическом процессе, является моделирование (воссоздание) в ходе обучения условий и основного содержания будущей профессиональной деятельности. Важным средством реализации этой закономерности может быть рефлексивный практикум с элементами интроспекции. Несмотря на широкие теоретические и практические возможности, которыми располагает метод моделирования, в военных институтах он используется недостаточно эффективно.
Проведенное в 2001 г. исследование в Пермском военном институте внутренних войск убеждает в том, что моделирование факторов слу-жебно-боевой деятельности в учебном процессе явно недооценивается. Выпускники военных институтов по прибытии в части признаются в недостаточной готовности действовать в сложной, часто меняющейся обстановке, поскольку их обучали по старым образовательным программам, не адаптированным к резко меняющейся политической обстановке в стране [5, с. 4].
Во время проведения исследования в сентябре 2010 г. 27% курсантов 1 курса и 65% выпускников Пермского военного института внутренних войск утверждали, что практическому моделированию рисков, с которыми им предстоит иметь дело после выпуска из военного института, уделяется мало времени. По сравнению с 2001 г. ситуация не только не улучшилась, но и заметно ухудшилась. Не лучше положение и в Новосибирском военном институте внутренних войск, где 16% первокурсников и 39% выпускников уверены, что моделированию рисков, с которыми им предстоит столкнуться при выполнении служебно-боевых задач в будущем, уделяется мало времени.
Обстоятельное исследование и анализ использования возможностей моделирования в интере-
сах военной теории и практики военного дела сделано А.П. Дмитриевым. Автор называет моделирование «известным выходом» из возникающего противоречия между острой необходимостью иметь полное и правильное представление о некоторых процессах военного дела и ограниченными возможностями в получении для этого фактического материала [2]. Можно выделить три основных области военного дела, в которых наиболее распространено и целесообразно применение моделирования: область военно-научных исследований, область обучения и воспитания и область управления боевыми действиями войск.
Педагогический процесс военного вуза не является и не может являться слепком боевой и профессиональной подготовки и тем более слепком реальных боевых действий, в которых происходит формирование тех морально-боевых качеств, специальных умений и навыков военно-профессиональной деятельности, которые потребуются от военного специалиста при выполнении возложенных на него задач. В условиях военного института качества, необходимые курсантам для их будущей практической деятельности, действий в боевых условиях, могут успешно формироваться тогда, когда вся обстановка их жизни и деятельности, учебно-воспитательный процесс максимально приближены к условиям будущей службы выпускников.
В педагогическом процессе высшей военной школы действует закон моделирования в учебном процессе, организации службы и жизни курсантов, условий их будущей военно-профессиональной деятельности [2]. Это предполагает насыщение всех проводимых мероприятий в учебном процессе военно-профессиональным содержанием. По мнению П.А. Корчемного и его учеников, успешность действий во многом будет зависеть и от того, насколько сформированные у военнослужащего образы будут соответствовать реальной действительности. Для этого военнослужащим следует чувственно наполнить психический образ модели своей будущей боевой работы [4, с. 27—31].
Процесс моделирования является циклическим процессом, который можно повторять многократно с целью постоянного совершенствования изучаемой модели, ее основных характеристик и свойств. Однако простое повторение одного и того
же действия без его тщательного осмысления и анализа приведет лишь к механическому запоминанию изучаемого материала. В этом случае не будет ни развития, ни продвижения вперед. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, можно исправить в последующих циклах с помощью рефлексии с элементами интроспекции.
Возникновение новых угроз для личности, общества и государства накладывает на военнослужащих внутренних войск дополнительные задачи, выполнение которых связано с высокой степенью опасности и риска, следовательно, должны быть сформированы адекватные механизмы обеспечения личной безопасности солдат и офицеров внутренних войск. Эффективным средством моделирования рисков личной безопасности будущих офицеров внутренних войск мог бы стать рефлексивный практикум с элементами интроспекции, который позволяет формировать рефлексивные способности, а соответственно, осознанное отношение к опасности, без которого деятельность военнослужащих внутренних войск в ситуации, связанной с риском, будет малоэффективной.
Практикум в профессиональном образовании, по мнению А.А. Вербицкого, — это способ организации обучения, обеспечивающий связь теории с практикой, содействующий выработке у обучающихся умений и навыков решения разных прикладных задач [1, с. 129]. Методологическим средством рефлексивного практикума является механизм рефлексии, включающей в себя спектр перехода к более высоким результатам деятельности: анализ совершенной деятельности, ее реконструкции на основе критического переосмысления личностных оснований деятельности и выход на новую норму (новую вершину) в своем личностно-профессиональном развитии.
Под рефлексией понимается форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и законов [8]. Рефлексия позволяет выявлять и осмысливать причины возникающих проблем в профессиональной деятельности военнослужащего и находить способы их решения. В условиях моделирования экстремальных ситуаций, связанных с риском для жизни и здоровья военнослужащих внутренних войск, наличие рефлексивных способ-
ностей у курсантов позволяет им наблюдать, размышлять, осознавать результаты своей деятельности, выявлять и анализировать возникшие затруднения в деятельности и эффективно решать возникшие проблемы.
Что касается интроспекции, то она может стать дополнением рефлексивного практикума. Интроспекция — это метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления и психической жизни человека посредством самонаблюдения. Интроспекция позволит субъектам рефлексивного практикума (курсантам) анализировать и управлять психологическими процессами, возникающими в результате их деятельности в условиях моделируемых экстремальных ситуаций. Применение элементов интроспекции в рефлексивном практикуме позволит сделать процесс обучения плодотворным и эффективным.
Применение рефлексивного практикума в моделировании экстремальных ситуаций (рисков) позволяет создавать на занятиях акмеологические условия: наличие одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мысле-деятельности, организация рефлексивной среды, личностная включенность участников рефлепрак-тикума в процесс мышления и деятельности.
Объем задач, возложенных на внутренние войска, требует от будущих офицеров высокого уровня профессионализма, достижение которого невозможно без элементарных рефлексивных умений. Чем выше уровень компетентности офицера внутренних войск, тем ниже вероятность наступления неблагоприятных последствий для его жизни, здоровья и репутации. Отсутствие рефлексивных способностей влечет за собой возникновение у военнослужащего определенных трудностей в выявлении недостатков и преодолении затруднений в профессиональной деятельности. Рефлексивный подход в организации процесса моделирования создает в сознании курсантов ситуацию вытеснения прежних взглядов, представлений, опыта, инициирует ситуацию рождения новых проблем, активного поиска в постановке и решении аналитико-рефлексивных, конструк-
тивно-прогностических, организационно-дея-тельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению собственной деятельностью в условиях моделируемой ситуации (объекта).
Применение рефлексивного практикума в моделировании рисков личной безопасности будущих офицеров внутренних войск способствует активному развитию профессиональной рефлексии, совершенствованию перцептивно-рефлексивных умений курсантов, овладению ими методикой организации рефлексивной деятельности. Рефлексивный практикум может быть представлен в виде спецкурса — системы специально организованных занятий, учитывающих специфику деятельности солдат и офицеров внутренних войск.
Развитые в процессе рефлексивного практикума рефлексивные способности позволяют обнаруживать проблемные ситуации, как в самой деятельности, так и в ситуациях, имитирующих эту деятельность (в моделях), возникающие при несовпадении целей и результатов деятельности, анализировать их причины и осуществлять поиск вариантов их решения. Способность к рефлексии позволяет переходить из пространства мыслительной или организационной, а в последующем реальной деятельности в пространство выделения, анализа и проектирования способа этой профессиональной деятельности; фиксировать результаты анализа в собственных схемах и представлениях, а изменение этих схем и представлений делать содержанием собственной профессиональной деятельности [3]. Кроме этого, личностная включенность участников рефлексивного практикума в процесс мышления и деятельности повышает эффективность процесса моделирования рисков.
Применение рефлексивного практикума в моделировании рисков личной безопасности будущих офицеров внутренних войск способствует эффективному развитию рефлексивной компетентности будущих офицеров. Рефлексивная компетентность — это профессиональное качество личности, позволяющее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивных способностей, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к процессу деятельности, достижению ее максимальной эффективно-
сти и результативности [6, с. 36]. Это определение указывает на связь рефлексивной компетентности с достижениями высших результатов как в моделировании рисков, так в личностном и профессиональном развитии. В результате, кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в области моделирования экстремальных ситуаций, достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта участников рефлексивного практикума.
В процессе рефлексивного практикума у курсантов будут развиваться рефлексивные способности, необходимые им для моделирования рисков их будущей профессиональной деятельности, формироваться осознанное отношение к опасности, что позволит минимизировать риски личной безопасности их будущей службы.
В рефлексивном практикуме ставятся цели обучения курсантов средствам и способам теоретического мышления и межпозиционных взаимодействий. Основное внимание уделяется не получению результата в виде решения проблемы, но исследованию процесса получения этого результата, анализу деятельности, что повышает эффективность учебного процесса и процесса моделирования рисков личной безопасности будущих офицеров внутренних войск. В рамках рефлексивного практикума как средства моделирования рисков личной безопасности курсанты могут осуществлять рефлексию своей деятельности в имитируемой ситуации. Она включает в себя следующие этапы:
♦ изучение моделируемого риска как такового;
♦ осознание специфики этого риска;
♦ анализ алгоритмов деятельности в условиях возникшего риска;
♦ реконструкция цели, которую необходимо достигнуть в процессе моделирования риска, в соответствии с социально-политическими и другими условиями;
♦ анализ собственной деятельности в условиях риска (фиксация затруднения в смоделированном риске, определение причины затруднения, на разрешение которого будет направлена коррекция деятельности);
♦ выбор критериев преобразования собственной деятельности в условиях возникшего риска;
♦ поиск (заимствование или создание) новых методов, необходимых для изменения деятельности в соответствии с выбранным объектом и зафиксированными критериями.
Таким образом, рефлексивный практикум с элементами интроспекции — это эффективное средство моделирования рисков личной безопасности, сущность которого заключается в осмыслении значения, функций и уровней собственной деятельности путем выявления и развития способностей к самоанализу, самооценке взглядов, мнений, позиций и убеждений.
Моделирование экстремальных ситуаций, связанных с рисками для жизни, здоровья и репутации будущих офицеров внутренних войск, посредством рефлексивного практикума позволит им проводить рефлексию собственного опыта и деятельности, осознанно относиться к опасности и рискам будущей профессиональной деятельности, а также рефлекторно принимать единственно верное решение в опасной ситуации.
Литература
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: метод. пособие. М., 1991.
2. Дмитриев А.П. Метод моделирования в военной теории и практике: автореф. ... канд. филос. наук. М., 1965.
3. Зельцерман Б.А. Мастерская открытий. Опыты альтернативного образования. Рига, 1995.
4. Корчемный П.А. О морально-психологической подготовке личного состава // Введение в профессию: учеб.-метод. пособие. М., 1992.
5. Салтрукович Н. Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях. Пермь, 2001.
6. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2.
7. Психология и педагогика высшей военной школы. М., 1989.
8. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.