йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-2-147-151 УДК 355.23
Шинкаренко Алексей Владимирович
Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected]
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОФИЦЕРА: СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы формирования экстремальной компетентности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Актуальность проблемного поля обусловливается спецификой сферы военно-профессиональной деятельности офицеров, характеризующейся высокой вероятностью возникновения экстремальных ситуаций, требующей от военного специалиста адекватной компетентности для сохранения психической устойчивости и обеспечения эффективных профессиональных действий. Анализируются научные труды отечественных исследователей, посвященные проблеме экстремальности, содержательно-смысловому определению понятия «экстремальная компетентность», на основе которых определяются его сущность и состав структурных компонентов. Делается акцент на возможности системы военного образования в формировании экстремальной компетентности у будущих офицеров за счет создания системы педагогических условий и организации работы в рамках специально разработанной модели.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, экстремальность, экстремальная ситуация, экстремальная компетентность, структура, педагогические условия, модель.
В условиях современных социально-политических реалий, расширения спектра задач, решаемых военными специалистами войск национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ), модификации условий реализации профессиональных функций, характеризующихся необходимостью осуществления профессиональных действий в любых условиях, повышаются требования к качеству профессиональной подготовки будущих офицеров, уровню сформированности у них профессиональной компетентности в целом и отдельных ее видов, в частности.
Исследование проблем формирования и развития профессиональной компетентности является предметом научного поиска значительного числа авторов (А.Г. Асмолов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Г.В. Кравец, В.А. Исаев, В.П. Жуковский, Р.А. Быкова, М.Д. Ильязова и др.), в работах которых определяются содержательно-смысловые характеристики данного феномена, приводится его видовое разнообразие. Анализ научной литературы показал, что профессиональная компетентность является личностным образованием, интегрирующим систему знаний, умений, навыков, личност-но-профессиональных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности в выбранной сфере труда.
Применительно к профессиональной деятельности офицеров используется термин «военно-профессиональная компетентность», который, по сути, не имеет принципиальных смысловых различий с термином «профессиональная компетентность», однако, в большей степени акцентирует внимание на сфере военно-профессионального труда как специфического профессионального пространства, отличающегося особыми условиями
реализации профессиональных функций (А.Г. Ка-раяни, П.А. Корчемный [2]).
Указывая на особый характер военно-профессиональной деятельности офицера ВНГ РФ, отметим, что труд военного специалиста сопряжен с необходимостью решения служебно-боевых задач в нестандартных, зачастую весьма сложных и опасных для жизни и здоровья ситуациях, носящих экстремальный характер. В данном случае актуализируется особый вид профессиональной компетентности - экстремальная компетентность. В этом контексте считаем весьма значимой точку зрения В.Д. Симоненко [5], Л.П. Саксоновой [9], В.А. По-номаренко [8], определяющих экстремальную компетентность в качестве специфического вида профессиональной компетентности специалиста, который позволяет осуществлять профессиональную деятельность в непредсказуемо трансформирующихся условиях обстановки, характеризующихся экстремальностью.
По мнению В.А. Пономаренко [8], экстремальность отличается неординарностью, неопределенностью и новизной, которые возникают в деятельности, вариативностью происходящих в ней процессов, развивающихся по непрогнозируемому сценарию, идущего вразрез привычному алгоритму деятельности и несущего потенциальную угрозу для психофизиологической устойчивости личности офицера и сохранения параметров профессиональной деятельности.
В экстремальной ситуации, как указывает А.М. Столяренко [10], человек попадает в поле действия объективных трудностей, влекущих за собой вероятную дестабилизацию и трансформацию параметров его жизнедеятельности, выход из которой требует мобилизации всех личностных ресурсов человека. При этом М.Ш. Магомед-Эминов [4],
© Шинкаренко А.В., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
147
рассматривая экстремальную ситуацию, говорит о том, что именно в данной ситуации, несмотря на ее деструктивность, высокий уровень риска и эмоциональной напряженности, возможно раскрытие личностного потенциала человека, активизация его мотивационных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих возможностей на основе актуализации экстремальной компетентности.
Обращение к понятию «экстремальная компетентность» позволяет констатировать тот факт, что данный феномен имеет весьма скромную научную представленность в исследованиях (здесь можно привести лишь работы А.Г. Погорелова [7], С.В. Пазухиной [6], Г.К. Карповой [3], О Ф. Ха-литова [11], И.И. Аминова [1]). Так, например, С.В. Пазухина, характеризуя экстремальную компетентность, указывает на интегративность психологических качеств, способностей, умений и навыков, системное действие которых обеспечивает готовность специалиста к реализации деятельности с целью сохранения ее ключевых нормативов и повышения эффективности.
А.Г. Погорелов полагает, что экстремальная компетентность выступает в качестве индивидуального личностного свойства, которое характеризуется способностью специалиста к сохранению целостности собственной личности при возникновении экстремальной ситуации и обеспечению эффективного и безопасного решения профессиональных задач.
В нашем понимании, экстремальная компетентность офицера ВНГ РФ является интегративным, развивающимся в процессе деятельности личностным свойством, которое проявляется в готовности офицера к реализации нормативно закрепленных профессиональных функций и решению служебно-боевых задач в экстремальной ситуации на основе системы профессиональных знаний, умений, навыков, личностных и профессионально значимых качеств, способности к их конструктивной, развивающей трансформации в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности.
В связи с этим нами представляется, что сформированная экстремальная компетентность офицера позволяет, с одной стороны, активизировать имеющиеся когнитивные, эмоционально-волевые, поведенческие ресурсы личности, имеющиеся лич-ностно-профессиональные качества и социально-профессиональный опыт, что обеспечит адаптацию военного специалиста к условиям экстремальной ситуации и готовность к продуктивным профессиональным действиям, а с другой - расширить диапазон возможностей в направлении построения эффективных личностных маршрутов саморазвития, основанного на способности к самореализации в сфере профессиональной деятельности.
Таким образом, экстремальная компетентность, на наш взгляд, интегрирует адаптивный
и процессуально-развивающий блоки, укладываясь в диаду (по М.Ш. Магомед-Эминову [4]) «адаптация (устойчивость) - конструктивная развивающая трансформация». При этом в структуре адаптивного бока нами выделяется мотивацион-но-ценностный, эмоционально-волевой и когнитивно-операциональный компоненты, тогда как процессуально-развивающий блок представлен аутопсихологическим, поведенческим и рефлексивным компонентами:
- мотивационно-ценностный компонент ориентирован на приоритет мотивации военно-профессиональной деятельности и ценностные ориентации личности, которые являются побудительным фактором, определяющим траекторию и направления активности офицера в экстремальной ситуации;
- когнитивно-операциональный компонент интегрирует систему знаний, умений и навыков в соответствии с составом компетенций, нормативно закрепленных в требованиях к качеству подготовки военных специалистов ВНГ РФ;
- эмоционально-волевой компонент связан с устойчивостью офицера к воздействию экстремальных факторов профессиональной среды, несущих потенциальную угрозу стабильности личности и эффективности профессиональной деятельности, за счет сохранения конструктивного уровня интенсивности эмоций и способности волевого управления эмоциональным состоянием;
- аутопсихологический компонент отражает способность офицера к планированию своих профессиональных действий в экстремальной ситуации, прогнозированию последствий принимаемых решений и проектированию адекватной поведенческой траектории для обеспечения психологической устойчивости;
- рефлексивный компонент ориентирует на познание военным специалистом самого себя как личности и представителя социально-профессиональной общности на основе самоконтроля, самооценки и самоанализа своих действий в направлении саморазвития, активизации имеющихся личностных ресурсов;
- поведенческий компонент рассматривается в проекции готовности офицера нести ответственность за принимаемые решения в экстремальной ситуации, от качества которых зависит успешность выполнения профессиональных задач, психологическое благополучие, как самого офицера, так и подчиненного личного состава.
Отметим, что деление экстремальной компетентности на представленные выше компоненты весьма относительно, ввиду того, что они обладают свойством взаимной детерминации, активизируя свой содержательный и процессуальный потенциал в определенные моменты профессиональной деятельности, когда приоритет действия одних компонентов подкрепляется действием других.
148
Вестник КГУ ^ 2019
Проведенный теоретический анализ содержательно-смысловых и структурных характеристик экстремальной компетентности убеждает в том, что ее формирование является одной из ведущих задач военной образовательной организации ВНГ РФ, в пространстве которой должны быть созданы соответствующие педагогические условия и организовано функционирование адекватной модели, содержательно и процессуально обеспечивающих эффективность данного процесса. При этом, говоря о педагогических условиях формирования экстремальной компетентности, отметим, что, с одной стороны, они должны обеспечивать организацию образовательной среды военного вуза ВНГ РФ, задавая требования к процессу формирования экстремальной компетентности, а с другой - представлять систему мер, актуализирующих комплекс педагогических действий, направленных на формирование экстремальной компетентности. По нашему мнению к числу таких условий можно отнести следующие:
- условия-требования: обеспечение управления профессиональной подготовкой будущих офицеров, ориентированной на виды служебно-боевой деятельности специалистов ВНГ РФ и требования, предъявляемые к личности офицера; готовность постоянного состава военной образовательной организации ВНГ РФ к работе по формированию экстремальной компетентности у курсантов. При создании данных условий мы руководствовались тем, что в образовательной среде ведомственного военного вуза ВНГ РФ должна быть выработана единая система требований к профессиональной подготовке курсантов в ракурсе формируемого нами феномена, обеспечена взаимосвязь информационного пространства военной образовательной организации с социально-профессиональной средой для достижения целевых ориентиров образования и требуемого уровня экстремальной компетентности;
- условия-действия предполагают акцентирование внимание на содержательно-инструментальной оснащенности образовательного процесса в ведомственном военном вузе ВНГ РФ. Они направлены на обеспечение междисциплинарной интеграции учебных дисциплин, в рамках которых формируется экстремальная компетентность. Также они обеспечивают моделирование экстремальных ситуаций профессиональной деятельности, организацию специальной психологической подготовки курсантов, использование в образовательном процессе интегративно-стимулирующей оценки образовательной и профессиональной успешности курсантов, позволяющей сформировать их моти-вационную готовность к развитию собственного образовательно-развивающего маршрута для достижения необходимого уровня экстремальной компетентности.
Представляется, что создание и реализация выявленных педагогических условий требует особой организации образовательного процесса в ведомственном военном вузе ВНГ РФ, которая, на наш взгляд, должна быть структурирована, содержательно и процессуально представлена в виде модели, задающей целевые установки и регламентирующей образовательную траекторию процесса формирования экстремальной компетентности. При этом ведущими постулатами разработки модели формирования экстремальной компетентности у будущих офицеров ВНГ РФ являются следующие: 1) содержательные и процессуальные аспекты формирования экстремальной компетентности ориентируются на специфику профессиональной деятельности военных специалистов ВНГ РФ, определяясь системой решаемых профессиональных задач и спецификой возникающих экстремальных ситуаций; 2) композиционное структурирование модели основывается на идее поступательного и преемственного формирования экстремальной компетентности на всех этапах организации профессиональной подготовки курсантов и функционирования модели.
Исходя из этого, структура модели формирования экстремальной компетентности представлена целевым, содержательно-процессуальным и оценочно-результативным блоками, которые определяют целевые ориентиры организации работы по формированию экстремальной компетентности, систему организационных и развивающих задач, содержание профессиональной подготовки и этапы его реализации (стимулирующий, познавательный, операциональный, развивающий), применяемый методический и критериально-диагностический инструментарий.
Целевой блок модели задает ориентиры профессиональной подготовки будущих офицеров ВНГ РФ в соответствии с требованиями служебно-боевой деятельности и спецификой решаемых профессиональных задач в условиях экстремальности и предполагает достижение будущим военным специалистом высокого уровня сформированности экстремальной компетентности во всех ее структурных компонентах.
Содержательно-процессуальный блок модели регламентирует содержание профессиональной подготовки курсантов, применяемые методы, формы и средства, обеспечивающие инструментальное сопровождение образовательного маршрута и реализацию его содержательной составляющей. В границах данного блока модели реализованы следующие этапы: стимулирующий, направленный на создание позитивного профессионально ориентированного фона учебных занятий с курсантами, мотивирующего их на глубокое изучение теоретического материала и овладение практическими компетенциями, необходимыми для
служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях; познавательный, ориентированный на предоставление курсантам учебной информации, необходимой для организации профессиональной деятельности в целом и в условиях возникновения экстремальных ситуаций, в частности; операциональный - вооружение курсантов продуктивными стратегиями действий в экстремальных ситуациях, связанных с непосредственным исполнением служебных обязанностей по выполнению боевых задач в соответствии с профессиональным предназначением, и овладением методами регуляции собственных психических состояний, сохранения целостности и стабильности при воздействии экстремальных факторов; развивающий, обеспечивающий формирование у курсантов готовности к аналитической и оценочной деятельности для трансформации накопленного опыта в новые условия обстановки (реализуется в процессе войсковой стажировки и полевой практики).
Оценочно-результативный блок модели представлен системой уровней, критериев, показателей и диагностических материалов, обеспечивающих проведение педагогического мониторинга эффективности модели (для оценки мотивационно-цен-ностного компонента - Ориентировочная анкета
B. Смекалова, М. Кучера, методика Б. Басса, методика Замфир, экспертная оценка; для оценки когнитивно-операционального компонента - оценка уровня сформированности теоретических знаний, умений и навыков на основе экспертной оценки; для оценки эмоционально-волевого компонента - Шкала ситуативной тревожности Спилбер-гера, методика самооценки стрессоустойчивости
C. Коухена, Г. Виллиансона, экспертная оценка; для диагностики аутопсихологического компонента - Опросник Е. Хайма «Копинг-механизмы», методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS), экспертная оценка; для оценки рефлексивного компонента - Методика диагностики рефлексии (опросник А.В. Карпова), экспертная оценка; для оценки поведенческого компонента -Многомерно-функциональная диагностика ответственности «Ответственность - 110» (ОТВ-110) (О.В. Мулыхина), тест «Экспресс-диагностика ответственности», экспертная оценка), организацию оценочных процедур в процессе опытно-экспериментальной апробации модели.
Полагаем, что подобное структурирование модели формирования экстремальной компетентности у будущих офицеров ВНГ РФ, равно как и методическая траектория реализации представленных блоков, позволяет организовать процесс профессиональной подготовки таким образом, чтобы с максимальной долей эффективности обеспечить достижение заданных целевых ориентиров в ракурсе формирования у военных специалистов экстремальной компетентности и обеспечить качество
их дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе, в экстремальных ситуациях.
Библиографический список
1. Аминов И.И. Вопросы экстремально-психологической компетентности юриста // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. - 2017. -№ 7 (35). - С. 95-110.
2. Караяни А.Г., Корчемный П.А. Психологическая подготовка боевых действий. - М.: Военный университет, 2016. - 180 с.
3. Карпова Г. С. Влияние экстремального характера профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы на развитие их профессиональной компетентности // Сборники конференций НИЦ СОЦОСФЕРА. - 2013. - № 44. -С. 53-56.
4. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. - М., 2008. - 218 с.
5. Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. -368 с.
6. Пазухина С.В., Харькова А.А. Психологическая структура экстремальной компетентности учителя // Акмеология. - 2013. - № 1. - С. 214.
7. Погорелов А.Г. Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности // Известия Технологического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». - 2006. -№ 13 (68). - С. 305-311.
8. Пономаренко В.А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизни // Мир психологии. - 2006. - № 4 (48). - С. 38-46.
9. Саксонова Л.П. Профессиональная культура будущего специалиста: истоки и тенденции развития // Современные наукоемкие технологии. -2005. - № 1. - С. 57-58.
10. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: Юнити-дана, 2002. - 607 с.
11. Халитов О.Ф. Проблемы развития экстремально-психологической компетентности руководителей органов внутренних дел // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. -№ 3 (97). - С. 190-194.
References
1. Aminov I.I. Voprosy ekstremal'no-psihologicheskoj kompetentnosti yurista // Vestnik universiteta im. О.Е. Kutafina. - 2017. - № 7 (35). - S. 95-110.
2. Karayani A.G., Korchemnyj P.A. Psihologicheskaya podgotovka boevyh dejstvij. - M.: Voennyj universitet, 2016. - 180 s.
3. Karpova G.S. Vliyanie ekstremal'nogo haraktera professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov penitenciarnoj sistemy na razvitie ih professional'noj kompetentnosti // Sborniki konferencij NIC SOCOSFЕRA. - 2013. - № 44. - S. 53-56.
150
Вестник КГУ 2019
4. Magomed-Eminov М.8И. Репошеп ек81геша1'по8Й. - М., 2008. - 218 8.
5. ОЬБИсЬауа i professiona1'naya pedagogika / pod red. УБ. Simonenko. - М.: Ventana-Graf, 2006. - 368 8.
6. Pazuhina 8У, Иar'kova А.А. Psiho1ogicheskaya struktura ekstrema1'noj kompetentnosti uchite1ya // Akmeo1ogiya. - 2013. - № 1. - 8. 214.
7. Pogore1ov А^. Ekstreшa1'пaya kompetentnost' V professioпa1'noj deyate1'nosti // Izvestiya Tekhno1ogicheskogo iпstituta FGOU VPO «YUzhnyj federa1'nyj umversitet». - 2006. - № 13 (68). - 8. 305-311.
8. Ponomarenko УА. Ekstrema1'nost' i prob1ema otnosheniya k professiona1'noj deyate1'nosti i v
professioпa1'noj zhizпi // Mir psiho1ogii. - 2006. -№ 4 (48). - 8. 38-46.
9. Saksonova Ь.Е Professiona1'пaya ku1'tura budushchego specia1ista: istoki i tendencii razvitiya // 8ovremeпnye naukoeшkie tekhno1ogii. - 2005. -№ 1. - 8. 57-58.
10. Sto1yarenko А.М. Ekstrema1'naya psihopedagogika. - М.: YUniti-dana, 2002. - 607 s.
11. Ha1itov O.F. Prob1emy razvitiya ekstrema1'no-psiho1ogicheskoj kompetentnosti rukovodite1ej organov vnutrennih de1 // Uchenye zapiski universiteta im. ЕЕ Lesgafta. - 2013. - № 3 (97). - 8. 190-194.