С. В. БУЛЯРСКИЙ А. О. СИНИЦЫН
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ1
Ключевые слова: кластер, кластерная стратегия, региональная экономика, глобализация
Key words: cluster, cluster strategy, regional economy, globalization
В статье проанализирована мировая практика формирования промышленных экономических кластеров. Выявлены условия складывания таких структур.
The paper analyzes the international practice of formation of industrial economic clusters. The conditions for formation of such structures are exposed.
Современные тенденции глобализации экономики, а также укрупнение экономических структур на основе аккумуляции и концентрации ресурсов приводят к кластерной модели организации производства2. Эта модель позволяет повысить эффективность предпринимательской деятельности в условиях возрастающей неопределенности внешней среды. Тенденция к созданию и развитию промышленных класте-
БУЛЯРСКИЙ Сергей Викторович, заведующий кафедрой инженерной физики Ульяновского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор.
СИНИЦЫН Антон Олегович, старший научный сотрудник Управления научных исследований Ульяновского государственного университета, кандидат экономических наук.
ров наблюдается практически во всех регионах России. Не является исключением Ульяновская область. Здесь образован ряд кластерных структур, созданных по отраслевому принципу: атомный, авиационный, строительный и др.
Каждый вновь формирующийся кластер привносит в экономику новые идеи и формы организации интегрированных структур, обогащает концептуальные, теоретические и практические представления о путях развития промышленных кластеров. Динамика формирования кластеров обусловливает необходимость поиска новых подходов к управлению отраслями и комплексами, возникающими внутри них.
В последние годы возникла новая устойчивая тенденция — трансформация кластерной стратегии развития экономики в важный элемент государственной экономической политики. В связи с этим важно проанализировать примеры реализации кластерных моделей с прямым или косвенным участием государства, наблюдаемые в мировой практике. Россия, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, пока находится в догоняющем положении в части реализации кластерной политики по отношению как к США, так и к ряду европейских стран. С этой точки зрения полезно рассмотреть опыт кластерных инициатив ведущих западных государств3. В силу того что степень развития и специфика структуризации экономики стран различаются, имеет смысл рассматривать их раздельно.
О масштабе реализации кластерной модели в США можно судить по количеству субъектов экономики и штатов, вовлеченных в те или иные кластерные проекты. На сегодняшний момент там образовано 180 кластеров в более чем 48 штатах. Кластерные инициативы в США, как правило, поддерживаются из федерального бюджета. Это происходит в нарушение ограничений, существующих в рамках ВТО. Современное состояние экономики США требует проведения масштабных мероприятий, ориентированных на развитие инноваций производственной сферы и стимулирование экспорта. С этой целью в 2013 г. правительство США выделило 1 млрд долл. на создание 15 национальных институтов, основная функция которых — разработка инновационных технологий. Кроме того, в этом же году правительство США направило средства на стимулирование развития 56 кластерных инициатив в 48 штатах, в том числе и на Аляске4.
Специализация и локализация кластеров в США весьма разнообразны: 18 кластеров, ориентированных на новые материалы, созданы в ряде географически удаленных штатов (Восточный Теннеси, Южная Аризона, Филадельфия и т. д.). Такой же подход использован при организации 10 кластеров со специализацией «Clean Energy» (чистая энергия): Юго-Восточной Мичиган, Флорида, Сан-Диего, штат Орегон, Каролина и др. Есть предпосылки для развития сильных кластеров в области пищевой промышленности в Новой Англии, Бристольском заливе и регионе Фингер Лэйкс. Ряд кластерных инициатив относятся к отраслям IT (информационные технологии), технологиям очистки и получения воды, обработки древесины. В рамках перечисленных отраслевых специализаций деятельность участников кластеров и координаторов кластерной политики представителями государственной власти ориентирована на развитие новых кооперационных связей, координацию процессов взаимодействия участников региональных кластеров, снижение инвестиционных и инновационных рисков.
Кластеры создаются при финансовой поддержке государства, которое оставляет за собой функции координации их деятельности. Эта тенденция важна с точки зрения переосмысления роли государства в современной капиталистической экономике. Его участие заметно усиливается, что опровергает существующие либеральные концепции ее развития, которые, к сожалению, доминируют и в России.
Нарушается географический принцип формирования кластера по М. Портеру5. Во-первых, он не является существенным, как с точки зрения глобализации экономики, так и с точки зрения современных IT-технологий, снимающих дистанционные барьеры. Во-вторых, на первое место выходит принцип не территориальности, а эффективного распределения производительных сил, который с точки зрения развития экономики страны важнее. Кластеры с участием государства формируются в отраслях высоких технологий, которые определяют будущее страны. Тем самым государство проводит политику стратегического планирования развития экономики на многие годы вперед, что опять не согласуется с либеральной идеологией.
В Европе накоплен достаточно богатый и интересный опыт осуществления программ государственной поддерж-
ки кластерных инициатив6. Анализ кластерной политики ЕС выявляет еще одну новую тенденцию в архитектуре цепочек создания добавленной стоимости. Практически во всех странах Европы кластерная концепция интегрирована в государственную стратегию экономического развития. В количественном отношении это подтверждает таблица.
Таблица
Кластерные инициативы ЕС
Страна Количество кластерных инициатив
Бельгия Фландрия — 14 кластерных инициатив, Валония — 9 экономических и технологических кластеров
Германия 100 существующих кластеров + 80 создающихся кластеров
Испания Несколько сотен кластеров
Австрия 45 существующих кластеров
Финляндия 10 кластеров на национальном уровне, несколько инициатив регионального и локального масштаба
Великобритания 154 кластера
Эстония 1 кластер
Венгрия 19 кластеров
Латвия 4 кластера
Польша 20—30 кластеров + несколько кластеров в свободной экономической зоне
Словения 9 потенциальных кластеров (продуктовые сервисные системы), 12 кластеров
Норвегия 6 кластеров национального масштаба, 62 кластера регионального масштаба
Специализация этих кластеров весьма разнообразна, но можно выделить основные тренды, которые сформировались за последние 5 лет7. Промышленные экономические кластеры охватывают текстильную промышленность, электронику, машиностроение, а для развивающихся стран ЕС также автомобилестроение и химическую промышленность. Кластерные инициативы в Европе поддерживаются государственными программами в течение более 10 лет. Успешно реализована программа «VIS — Flemish Cooperative Network for Innovation» (2002—2012 гг.), которая осуществляла субсидирование бизнеса в Бельгии. В Дании по инициативе министерства экономики этой страны реализуется программа «Cluster of competence». В Германии за счет государственных субсидий на протяжении нескольких десятилетий реализуются программы «BioRegion contest» и «EXIT — University based start-ups» при поддержке министерства образования. Эти программы ориентированы на финансирование научной
деятельности, развитие инфраструктуры, формирование венчурных фондов и выстраивают взаимодействие между фирмами и институтами в области высоких технологий. В Испании в рамках государственных программ создан региональный фонд, осуществляющий управление кластерами. Фонд курирует проекты, поддерживает научные исследования под заказ бизнеса. Весьма показателен опыт межгосударственного взаимодействия. Разработана и функционирует экономическая программа по интенсификации кластерной политики Польши, Словакии, Венгрии и Чехии. С 1995 по 2009 г. в этих странах было реализовано более 50 кластерных инициатив и существенно увеличилось (на 20 %) сальдо торгового баланса за счет роста экспорта.
В течение последних 20 лет кластерные структуры активно развиваются. Кластерная политика большинства государств воплощается в государственные экономические стратегические программы, которые положительно влияют на темпы развития этих стран. Классическое представление о кластерах претерпевает определенные изменения. Безусловно, и в современном мире наблюдаются процессы, выявленные А. Маршалом8, суть которых заключается в региональном развитии экономики. Однако глобализация экономики приводит к самоорганизации мелких и средних фирм по отраслевому принципу, при этом такие кластеры могут выходить за границы региона. Кооперация обусловливается экстернальными эффектами — развитием сети поставщиков, доступом к качественным трудовым ресурсам и синергией интеграции. В отличие от Портера, Маршал полагал, что базовым фактором возникновения кластеров является реакция субъектов экономики на внешние вызовы, приводящая к самоорганизации предприятий. М. Портер считает первичной роль отраслевых лидеров, которые стимулируют внутрикластерные процессы и тем самым приводят к образованию новых связей между предприятиями.
Процессы, которые анализировал А. Маршалл, относятся к периоду завершения индустриализации Англии. Локальные производители того времени оказались перед внешним экономическим вызовом — конкуренцией с крупными индустриальными производителями. Ремесленники были вынуждены объединяться в локальные агломераты с четко выраженной специализацией, причем каждый из
них занимал нишу на базе определенной технологической операции. М. Портер9 указывает, что ряд Американских кластеров возникли за счет встраивания в цепочку поставок к существующему на локальной территории отраслевому лидеру. В частности, штат Колорадо — это медицинский кластер, Южная Каролина — район с богатейшей историей текстильной промышленности. В начале XIX в. США — это крупнейший производитель хлопка, а в дальнейшем и место, где на смену ручному труду по обработке хлопка приходят станки, машины. Впоследствии заводы по производству ткацких станков задали курс на индустриализацию экономики. Так, в Южной Каролине первый завод по производству ткацких станков появился в начале XIX в. Этот факт послужил драйвером формирования сильной отраслевой компетенции, которая сложилась в текстильный кластер. Таким образом, процесс образования кластера может быть обусловлен локальной отраслевой активностью, сложившейся из исторических предпосылок.
Примером ведущей роли компании-лидера в формировании кластера является автомобильный кластер в Мичигане (США). В 1903 г. в этом штате велось строительство канала, соединяющего Гудзон и Лэйк Эри. Приток рабочей силы и аккумулирование различных товаров обусловили рост индустриальных предприятий в Мичигане. В 1908 г. Г. Форд произвел здесь первый автомобиль. Появление крупнейшего игрока (завод Форда) в области производства автомобилей повлекло за собой развитие сети предприятий автомобильной промышленности. Такого рода агломерация на базе транснациональной компании в сумме с историческими предпосылками послужила основой для возникновения автомобильного кластера в Мичигане. Решающее влияние на его формирование оказала компания-лидер.
Таким образом, первоначальный толчок к образованию кластерной структуры вызывается конкретными историческими и экономическими условиями. Отправная точка самоорганизации не всегда поддается классическому описанию. Новым является усиление роли государства и стратегии межгосударственных отношений.
Важную роль межгосударственных договоров можно проследить на примере европейского глобального медицинского кластера10. Этот кластер создан как инициатива ассоциации
стран — лидеров по производству медицинских препаратов (Швейцария, Германия, Франция, Нидерланды, Ирландия). Показателен опыт создания ассоциации CE4 в середине 90-х гг. ХХ в. Участники ассоциации — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия. За период с 1995 по 2009 г. объем экспорта из этих стран совокупно вырос на 40 %.
Таким образом, среди первоначальных факторов формирования кластеров можно выделить исторически сложившуюся кооперацию специализированных компаний (отраслевые районы в терминах А. Маршалла); формирование цепочки поставщиков под крупного отраслевого игрока; стратегическое решение, инициатором которого являются представители государственных органов или бизнес ассоциаций, о создании деловой сети сотрудничества в форме кластера11.
С появлением новых примеров реализации кластерной политики, меняются и проекции рассмотрения кластера. Согласно классическому определению М. Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга12. В настоящее время это понятие трансформируется и дополняется. Причем правильнее будет говорить не о трансформации понятия «кластер» в семантическом смысле, а об эволюции самой организационной формы взаимодействия фирм. В первую очередь происходит переоценка понятия концентрации участников кластера по географическому принципу. В связи с увеличением ценности информации как ресурса, ростом скорости коммуникации возникают дополнительные возможности для кооперации между участниками кластеров, находящимися географически удаленно друг от друга. В этом смысле критерий географической концентрации как неотъемлемое свойство кластера пересматривается13. Вторая, достаточно ярко выраженная тенденция, связанная с переоценкой понимания кластерных форм организаций — это усиление присутствия государства в кластерных структурах. Если в первоначальном понимании возникновение кластера — это, скорее, самоорганизующийся рыночный процесс, то в течение последних 10—15 лет такого рода форма пространственно-
экономической организации предприятий корреспондируется со стратегий государственного развития. Это обусловлено тем, что идея повышения конкурентоспособности страны или региона средствами реализации кластерной концепции была апробирована и сразу же взята в инструментарий государственных органов ответственных за развитие экономики разных стран. Причем роль государственных органов в кластере, как правило, координирующая. Еще один аспект современного переосмысления кластерных структур связан с понятием промышленных (или, в новой трактовке, «инновационных») территорий. Модель промышленных территорий, включающая технологии, кадры, промышленную политику, территорию, изменилась и дополнилась новыми сегментами. В модель современной инновационной территории входят финансы, рынки, капитал, инфраструктура, центры создания знаний, НИОКР, глобальные сети, качество жизни, альянсы между вузами, институтами, производством.
Проанализированные тенденции обусловлены глобальными социально-экономическими процессами, изменением бизнес-моделей и форм взаимодействия между организациями. Это позволяет дать новое определение промышленного кластера. Промышленный кластер — это открытая самоорганизующаяся бизнес-система, возникающая под действием интеграционных мотивов субъектов экономики, направленная на повышение конкурентоспособности и увеличение экономической эффективности за счет синергии формирования единого информационного пространства при интеграции. Стимулом формирования такого кластера является воздействие внешних факторов, важную роль среди которых играет стратегическая политика властных структур, реакцией на последнюю служит развитие между промышленными предприятиями устойчивых связей.
Синергия процесса кластеризации реализуется в виде организации производственных цепочек или цепочек создания добавленной стоимости, распределенных между несколькими предприятиями. Под распределенной производственной цепочкой, говоря о кластерной теории, будем понимать такую организацию хозяйственно-экономических связей между фирмами, при которой каждый из участников имеет четкую специализацию в системе разделения труда в процессе производства. Каждый участник кластера занимает четко
определенную нишу в технологическом, производственном процессе. Помимо непосредственных компаний-производителей в кластере, существуют компании, осуществляющие поддерживающую деятельность, например научные и образовательные структуры. Цепочка создания добавленной стоимости — это абстрактная модель, которая фиксирует процесс образования добавленной стоимости в процессе производства продукции. Архитектура цепочки определяется специализацией, типом производства (добывающая, обрабатывающая), бизнес моделью участников кластера и каналами маркетинга. Важную роль играют кооперационные связи. Под кооперационными связями будем понимать определенные формы взаимодействия между экономическими агентами, результат которых капитализируется. Это необязательно отношения купли-продажи, это могут быть отношения по выполнению НИОКР, трансферу, межотраслевой конвергенции технологий.
Современные кластеры интегрированы в глобальное мировое экономические пространство. Кооперационные связи возникают не только внутри локальных регионов по отраслевому признаку, но и между компаниями — резидентами различных стран.
На современном этапе важную роль играет координация деятельности внутри кластера. Она выполняет ряд функций: оптимизация и повышение уровня специализации участников кластера на определенных технологических переделах, обеспечение гибкости и скорости взаимодействия участников экономических кластеров в рамках существующих производственных цепочек, повышение качества производимой продукции за счет совершенствования технологических процессов, реализуемых участниками экономического кластера. В. М. Княгинин выделяет новую, наиболее существенную в современных реалиях модель функционирования кластера. Суть ее в том, что некая компетенция производителя с технологией выделяется из одного сектора и переносится в другой, это позволяет быстро передавать накопленный опыт от одного участника к другому путем осуществления устойчивых кооперационных связей. Кластер, работающий в рамках такой модели, можно назвать инновационным. Его базовым элементом является функция переноса кросс-отраслевых, межхозяйственных компетенций14.
Разновидностью цепочки создания добавленной стоимости выступают цепочки поставок. Их формирование — один из основных результатов деятельности современных европейских, азиатских и американских компаний. Успешность деятельности компании определяется возможностью встраивания в цепочку поставщиков крупного отраслевого игрока. Такая возможность возникает при ее перестройке. Благоприятный момент для перестройки возникает при выходе на новые рыночные ниши, формировании новых технологических платформ. Таким образом, организация архитектуры современных экономических кластеров определяется местом отдельно взятого предприятия в цепочке поставок. Причем успешность деятельности предприятий — участников кластеров определяется эффективностью отстаивания цепочек поставщиков или гибкостью встраивания в них.
Таким образом, современная структура кластера — это форма пространственной организации цепочек создания добавленной стоимости. Понимание процессов функционирования такого рода моделей предприятиями означает возможность выстраивания своей деятельности, ориентированной на занятие тех или иных ниш системы разделения труда. С точки зрения государственных органов, кластерная структура — это инструмент формирования конкурентной экономики регионального и глобального уровня. Во всех случаях необходимо понимать, что кластер есть динамическая сложная система, которая непрерывно меняется.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена при поддержке программы грантов Президента РФ для молодых ученых МК 842. 2013.6, гранта РГНФ 12-02-00024, а также гранта РНФ.
2 См.: Булярский С.В., Булярская С.А., Синицын А.О. Экономические модели развития региональных промышленных кластеров // Регионология. 2013. № 1. C. 28—34.
3 См.: Tutner M., Monard A., Leete L. The Evaluation of the U.S. Small Business Administration's Regional Clusters Initiative: репорт. Washington, DC: Optimal Solutions Group, LLC. 2013. 161 с.; European commission, enterprise directorate-general. Final report of the expert group on enterprise clusters and networks. URL: www.dps.tesoro.it/cd_cooperazione_bilaterale/ docs/6.Toolbox/13.Supporting_documents/1.Cluster_methodologies_casoni/2. Additional_doc_2/3.EU_final_rep._ExpGroup_Clusters.pdf (дата обращения: 10.03.2013); Ketels Ch. Harvard Business School. European cluster policies and
approach to meta-cluster. USA: Boston MA, 2013. 13 с.; World investment report — 2013. Труды конференции: N. Y. and Geneva. United nations conference on trade and development, 2013. 236 с.
4 См.: Muro M. Regional Innovation Clusters Begin to Add Up. URL: www.brookings.edu/blogs/up-front/posts/2013/02/27-regional-innovation-clusters-muro (дата обращения: 12.03.2013).
5 См.: Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. С. 151.
6 См.: European commission, enterprise directorate-general ...
7 См.: German-central European supply chain-cluster report. Washington, D.C: IMF Multi-country report. 08.2013.
8 См.: Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. С. 231.
9 См.: Professor Michael E. Porter. Clusters and Economic Policy: Aligning Public Policy with the New Economics of Competition. Harvard Business School, 2007. 10 с.
10 См.: Site Selection for Life Sciences Companies: Исследование Cluster Report. URL: www.kpmg.com/CN/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/ Documents/Site-Selection-for-Life-Sciences-Companies-0-201310.pdf (дата обращения: 11.03.2013).
11 См.: Булярский С.В., Булярская С.А., Синицын А.О. Правовые основы формирования территориальных экономических кластеров // Регионология. 2010. № 2. C. 71—77.
12 См.: Портер М. Международная конкуренция.
13 См.: Княгинин В.М. Кластерный путь к новой экономике. URL: polit. ru/article/2012/11/19/cluster (дата обращения: 12.03.2013).
14 Там же.
Поступила 14.04.2014.
S. V. Bulyarsky, A. O. Sinitsyn. Conditions of Formation of Regional Industrial Clusters
The paper analyzes the international practice of formation of industrial economic clusters. It formulates the conditions for formation of such structures. The research is conducted in the context of the approach to the understanding of cluster systems as modern structures of organization of chains of the value added creation. The paper discusses some examples of the formation genesis and functioning of clusters in Europe and the USA. The research gives a brief overview of clustering strategies implemented in the framework of the state programs of different countries (Europe, USA), their effectiveness is analyzed.
The factors that induce the formation of clusters are examined. The provisions described in the classic works of the cluster theory and the marketing and economic research analytics are considered as the basic prerequisites. The paper describes the transformation of methodological
approaches to the definition of the essence of economic clusters. The basic elements of the structures of an economic cluster and connections between these elements are exposed. The paper describes the current approach to understanding the economic cluster and the cluster strategy. Industrial cluster is an open self-organizing business system, arising under the influence of the integration motives of economic agents. There is an increase in competitiveness and enhancing economic efficiency due to the synergy of formation of a single information space when integrating. The stimulus for the formation of the industrial cluster is the impact of external factors with an important role played by the strategic policy of the authorities, the response to which is the development of sustainable relationships between industrial enterprises.
BULYARSKY Sergei Viktorovich, Doctor of Physico-Mathematical Sciences, Full Professor, Head of the Department of Engineering Physics, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation).
SINITSYN Anton Olegovich, Candidate of Economic Sciences, Research Officer, Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation).