Ворожбит Ольга Юрьевна, Титова Наталья Юрьевна, Полещук Татьяна Александровна и другие проблемные аспекты ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА ...
УДК 332.012
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «КЛАСТЕР» В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2016
Ворожбит Ольга Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, первый проректор, зав. кафедрой международного бизнеса и финансов Титова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
международного бизнеса и финансов Полещук Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международного бизнеса и финансов Зиглина Василиса Евгеньевна, студент кафедры международного бизнеса и финансов Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время в экономике Российской Федерации особо остро стоит проблема повышения национальной конкурентоспособности и инновационной активности. Сложившаяся современная политико-экономическая ситуация невозможна без поиска новых форм и методов функционирования экономических субъектов. За рубежом одним из методов решения данных проблем является формирование кластеров - группы сконцентрированных по географическому принципу фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности. Кластер является одной из форм интеграции субъектов бизнеса, которая требует определенной институциональной поддержки отношений, возникающих при внедрении такой формы взаимодействия, особенно в сфере законодательства. В этой связи особенно важным и актуальным становится разработка и принятие соответствующих законодательных инициатив, регулирующих кластерные взаимодействия. Целью данной статьи является анализ современных нормативно-законодательных документов, определяющих кластерную политику России, на предмет их соответствия основным положениям теории кластеров, принятых в научной среде. Авторами выявлено, что в настоящее время на федеральном уровне утверждено определение промышленного кластера, в то время как общее определение для термина «кластер» отсутствует. Это затрудняет развития процессов кластеризации в сфере услуг, а также сельского хозяйства. В результате проведенного анализа авторами определены пути совершенствования текущего законодательства в исследуемой сфере.
Ключевые слова: кластеры, кластерная политика, промышленный кластер, национальная конкурентоспособность, теория кластеров, законодательство в сфере кластеров.
DEFINING PROBLEM ASPECTS OF THE TERM «CLUSTER» IN THE LEGISLATION
OF THE RUSSIAN FEDERATION
© 2016
Vorozhbit Olga Yuryevna, doctor of economical science, professor, vice-rector, the head of the chair «International Business and Finance» Titova Natalia Yuryevna, candidate of economical science, associate professor of the chair
«International Business and Finance» Poleshchuk Tatyana Aleksandrovna, candidate of economical science, associate professor of the chair
«International Business and Finance» Ziglina Vasilisa Evgenevna, student of the chair « International Business and Finance» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Currently, the Russian economy faces the urgent problem of increasing national competitiveness and innovation activities. The current modern politico-economic situation is impossible without the search for new forms and methods of functioning of economic entities. Abroad, one of the methods of solving these problems is the formation of clusters, which are groups of geographically concentrated firms, closely related industries, mutually contributing to the growth of competitiveness. A cluster is a form of integration of businesses, which requires a certain institutional support of the relations arising in the implementation of this form of cooperation, particularly in the field of legislation. In this connection, a particularly important and urgent is the development and adoption of appropriate legislative initiatives to regulate cluster interaction. The purpose of this article is to analyze contemporary legal and regulatory documents defining the cluster policy of Russia, for their compliance with the basic theses of the theory of clusters adopted by the scientific community. It is found that at the present time at the federal level there is an approved definition of industrial cluster, while a general definition for the term "cluster" is missing. This hampers the development of clustering processes in the service sector and agriculture. As a result of the investigation the authors identified ways to improve the current legislation in the field of study.
Keywords: clusters, cluster policy, industrial cluster, national competitiveness, cluster theory, the legislation in the field of clusters.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время реализация мероприятий по разработке кластерной политики является важной частью стратегии социально-экономического развития промышленности регионов как за рубежом, так и в нашей стране. При этом формирование кластеров является новым инструментом повышения национальной конкурентоспособности и экономической эффективности, так как само понятие «кластер» было введено в 90-х годах ХХ века. Данный термин до сих пор не имеет окончательно устоявшейся трактовки не только в научной среде, но и в законодательстве Российской Федерации. Однако, как показывает зарубежный опыт, важнейшей частью успешного развития процессов кластеризации является институциональная поддержка, в том числе на законодательном
уровне. От того, насколько четко определены критерии отнесения субъектов экономики к кластерам, зависит не только система мер государственной поддержки, но и степень эффективности внедрения кластерной формы взаимодействия в экономику страны.
Формирование целей статьи (постановка задания). В этой связи целью данной статьи является сравнительный анализ существующего законодательства, регулирующего отношения в сфере кластерной политики Российской Федерации с основными положениями кластерной теории, существующей на сегодняшний день в научной среде.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Ворожбит Ольга Юрьевна, Титова Наталья Юрьевна, Полещук Татьяна Александровна и другие
проблемные аспекты ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА ...
Основоположником современной кластерной теории является Майкл Портер. В своих многочисленных трудах он обосновал, что для повышения конкурентоспособности страны, региона и отраслей промышленности важно максимально использовать все имеющиеся конкурентные преимущества, а для получения синергетиче-ского эффекта локализовать и концентрировать местное производство, развивая родственные и вспомогательные отрасли. Исследовав особенности и конкурентные возможности сотен отраслей в десяти странах, ученый пришел к ряду выводов. Во-первых, экономически эффективные предприятия концентрируются в одном регионе страны. Во-вторых, компании распространяют свой успех на поставщиков, конкурентов и потребителей, что является созданием точки роста внутреннего рынка.
Особенностью теории М. Портера является то, что в ней подчеркивается, что успех кластеров обусловлен внутренним усилением конкуренции, кооперации, сотрудничества и партнерства среди участников кластера. Также ученый акцентировал внимание на том, что создание кластеров является эффективным инструментом государственного регулирования уровня национальной конкурентоспособности. В настоящее время эта модель промышленного развития внедрена по всему миру, что доказало ее успешность.
На сегодняшний день определение кластера, данное М. Портером, является классическим, под которым понимается группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [1]. Продолжение основ теории кластеров нашло отражение во многих трудах отечественных и зарубежных ученых.
Так, В.П. Третьяк определяет кластер как отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняемых товаров совместными усилиями [2].
По мнению И. С. Феровой, кластер представляет собой группу локализованных предприятий, научно-производственных и финансовых компаний связанных между собой по технологической цепочке или ориентированных на общий рынок ресурсов или потребителей (сетевая взаимосвязь), конкурентоспособных на определенном уровне и способных генерировать инновационную составляющую [3].
С точки зрения Т.В. Миролюбовой, кластер - это сеть независимых компаний (поставщиков, производителей и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), локализованных в определённом районе и взаимосвязанных между собой посредством цепочки добавления стоимости, осуществляющих экспорт своих товаров или услуг потребителям за пределы региона [4].
Исследуя различные трактовки данного понятия, становится очевидным, что экономисты в большей степени дополняют друг друга, нежели чем противоречат [5-9].
Таким образом, кластер представляет собой группу предприятий, объединившихся с целью производства и вывода на рынок готового продукта, который частично или полностью, производился под контролем кластера и предполагает получение определенных конкурентных преимуществ.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проблема заключается в том, что, в связи с новизной понятия «кластер», в российском законодательстве нет четкого определения и признаков данного понятия, что создает значительные трудности при формировании подобных экономических объединений в современных условиях. Анализ действующих нормативно-правовых
документов в нашей стране, представленный в таблице 1, позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, определение понятия «кластер», используемое в нормативно правовой литературе рассмотрено в узком смысле и применимо только в рамках конкретного законопроекта. Например, в ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116 от 22 июля 2005 года под определением «кластер» понимается - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. Очевидно, что в данном контексте «кластер» используется не как экономический термин, а в общеупотребительном значении в качестве некого объединения нескольких однородных элементов.
Таблица 1 - Нормативно-правовые документы, использующие понятие «кластер»
Вел нормативного документа Наименование Понятия, используемые в нормативном документе Трактовка
Федеральный закон № 116 от 22 июля 2005 «Об особых Российской Федерацию; Кластер Совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов
Приказ Миггясономрззв кткя №20615-акд19 от 26 декабря 2008 года Методические рекомендации по реализации кластерной политики б субъектах Российской Федерации Территориальный кластер Объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При зтом кластеры могут размешаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от №438 от 31 декабря 2014года «О промышленной политике в Российской Федерации» Промышленный кластер Совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размешенных на территории одного субъекта Российской Ф едерапии или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации
Федеральный закон № 160 от 29 июня 2015 «О международном медицинском кластере и законодательные акты Российской Федерации* Международный медицинский кластер С овокушгосгь инфраструктуры территории международного медицинского кластера, участников проекта и механизмов взаимодействия участников проекта
Источник: составлено авторами по [10-17]
В то время, как в ФЗ № 160 «О Международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июня 2015 года дается следующее определение международного медицинского кластера - совокупность инфраструктуры территории международного медицинского кластера, участников проекта и механизмов взаимодействия участников проекта.
Термин «кластер» находит широкое распространение и в ряде отраслевых подзаконных актах, к которым относятся:
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
2. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;
3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Данные законодательные акты оперируют такими понятиями как «территориально-производственный кластер», «инновационный высокотехнологичный кла-
Ворожбит Ольга Юрьевна, Титова Наталья Юрьевна, Полещук Татьяна Александровна и другие жономтеские
проблемные аспекты ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА ... науки
стер», «инновационный территориальный кластер», «территориальный кластер», «наукоемкий кластер», «региональный инновационный производственный кластер». Однако, как отмечено выше, ни один из упоминаемых в документах терминов не имеет законодательно установленной трактовки.
Единственным документом, утвержденном на федеральном уровне, в котором раскрывается понятие «кластер», является определение термина «промышленный кластер» Федерального закона № 488-ФЗ «О промышленной политике». Для того, чтобы определить, соответствует ли определение данного термина основной концепции кластеров, проанализируем современные научные представления об этой дефиниции.
В научной литературе понятие «промышленный кластер» так же, как и «кластер», появилось недавно, в связи с чем имеет широкий спектр трактовок. Проанализировав труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, выявлено, что в научной среде нет единого мнения о важнейших характеристиках, составляющих смысловую нагрузку термина - состав участников промышленного кластера, его свойства и функции. Даже в определении формы взаимодействия, характерной для промышленного кластера, современные представители экономической мысли придерживаются разных точек зрения. Так, ряд авторов, перечисленных в таблице 2, оперируют понятиями «сеть», «совокупность», «объединение» в то время как классическое определение, данное М. Портером, использует понятие «группа».
Таблица 2 - Анализ определения понятия «промышленный кластер»
Состав промышленного кластера Форма взаимодействия участников кластера
Поставщики МПортер. А.Б.Глотко. ДХиг Сеть А.Н. Рассказова, А.ГБоев, С.Р.Древинг. Д.Хааг
Производители А.В.Гдотко. Д.Хааг Объединение Г.Д.Боуш
Потребители АВ. Глотко Группа МПортер. А.Н. Рассказова, И.С.Ферова. А.В.Бирюков
инфраструктура М.Портер. А.В .Глотко Совокупность А.Г.Боев. А.А. Воронов. Р.С. Дутар-Жабон, М.Ю.Хлынин
Н аучно-исследов атель скне М Портер А Н. Рассказ об а. А А. Воронов, Л.Л. Наумова Свойства участников промышленного кластера
Предприятия, организации, фирмы, компании бизнес-сообщество М.Портер СА. Булярская. А.О. Сининын, И.С.Ферова, А.ГБоев.ЛЛ. Наумова, Э. Фезер, М.Ю.Хлынин Отраслевая концентрация МЛортерН.С. Далинчук. А. А. Воронов
Административные, государственные, властные и прочие структуры НС. Далинчук, С.Р. Древ инг, А. А. Воронов, Л. Л. Наумова Г еографическая концентрация территориальная близость А.Н. Рассказова, Н.С. Далинчук, И.С.Ферова, А.Г.Боев. А.Воронов. А .В .Глотко, ДХааг. С.Ф. Пятинкин, М.Ю.Хлынин, Г.Д.Боуш, М.Портер
Образовательные институты ЛЛ. Наумова Конкурирующие. но ведущие совместную Р.С. Дутар-Жабон
Рыночные институты Н.С. Далинчук В з аиыосвяз анность С.Г.Филин, Р.С. Дутар-Жабон, М.Ю.Хлынин
Финансовые институты А.Н. Рассказова, Н.С. Далинчук. А.А. Воронов Взаимодействие С. А. Булярская, А.О. Сининын. Н.С. Далинчук
Функции промышленного кластера Взаимодополняемость МЛортер, А.ГБоев, Г.Д.Боуш. Н.с. Далинчмс
Взаимодействие в рамках единой цепочки создания АН. Рассказова, И. С. Феров а. Д.Хааг Генерация инновации А.Н. Рассказова, И.С.Ферова
Выпуск конкурентоспособной продукции А.А. Воронов Обеспечение роста конкурентоспособное! МЛоргер, А.Н. Рассказова, Э. Фезер
Ориентация на общии рынок ресурсов или потребителей АН. Рассказова, И.С.Ферова Генерация синергетического и агломерационного эффектов А.В .Глотко
Усилив ают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом М.Портер. М.Ю.Хлынин, А.Г.Боев,Н.С. Далинчук Вертикальная и С.Р.Древинг
Источник: составлено авторами по [18-29]
Дискуссионным является так же и вопрос о том, кто именно входит в состав промышленного кластера. В определениях ряда авторов субъекты конкретизируются и подразделяются на поставщиков, производителей, потребителей, промышленную инфраструктуру, научно-исследовательские институты, в то время как в других дефинициях авторы используют обобщение, говоря в целом о предприятиях, организациях и компаниях. Следует отметить, что лишь немногие авторы упоминают о необходимости включения в состав образовательных, рыночных и финансовых институтов. Соответственно, данные элементы не являются ключевыми, характеризующих именно данную экономическую категорию. Также среди ученых-экономистов нет и единого мнения о необходимости участия в кластере представителей органов власти.
В отличие от научных определений, Федеральный закон дает довольно обобщенную характеристику о соста-98
ве промышленного кластера - «совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере». В определении не конкретизируются ни то, какие именно субъекты должны входить в состав данного кластера, ни то, какими именно отношениями они связаны.
Учитывая, что одним из способов государственной поддержки промышленных кластеров является их финансирование субсидиями, под такое определение могут подойти любые объединения промышленных предприятий. В этом случае это приводит к финансированию субъектов, не обладающих признаками промышленного кластера.
Характеризуя функции и свойства промышленного кластера, экономисты скорее дополняют, нежели противоречат друг другу. Это обусловлено тем, что основными характеристиками, отличающими промышленный кластер от прочих типов экономических взаимодействий организаций, является ориентация его деятельности на производство товаров с добавленной стоимостью в рамках единой технологической цепочки, а также ориентацию на общий рынок ресурсов или потребителей. В настоящее время из-за отсутствия предприятий полного цикла потребитель значительно переплачивает за конечный произведенный товар. Для выхода на новые рынки сбыта товар зачастую проходит стадии обработки под руководством разных предприятий, что сопряжено со множеством дополнительных расходов: расходы на транспортировку, налоги и ценовые наценки, которые вкладывает в стоимость готового продукта каждый производитель. В результате, помимо значительной переплаты, потребитель получает товар более низкого качества, так как, невозможно отвечать за качество производимой продукции, если она производиться на разных, не взаимодействующих друг с другом в процессе производства, предприятиях. Деятельность же кластеров направлена на создание продукции полного производственного цикла. Отсюда следует, что создание кластеров положительно влияет на ценовую политику и на качество производимой продукции.
Кроме того, функционирование предприятий в условиях кластерного подхода предполагает их производственное взаимодействие под единым брендом, что является большим преимуществом в связи с ужесточением конкуренции на рынке. Хорошая репутация на рынке одной из фирм, входящих в состав кластера, распространяется на всех участников такого экономического объединения. Получение новых клиентских баз и низкие барьеры при входе на рынок значительно помогает предприятиям занять более высокую ступень в развитии отрасли. Следовательно, кластер позволяет улучшить репутацию входящих в него компаний и получить конкурентное преимущество на рынке.
Перечисленные свойства и преимущества, характерные именно для кластеров, не нашли отражения в определении, данным федеральным законом. Однако в нем упоминается, что промышленный кластер может располагаться как на территории одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации. Данное обстоятельство соответствует кластерной концепции, поскольку одной из важнейших черт кластеров является отсутствие четких территориальных границ для их формирования. Кластеры выгодны тем, что они могут располагаться на различных территориях. Это может быть, как кластер, расположенный в пределах города, региона или страны, так и кластер, располагающийся на их границе, что дает возможности для международного сотрудничества.
Единственные свойства, которые законодательно установлены в Российской Федерации для промышленного кластера - функциональная зависимость входящих в него субъектов и их территориальная близость. На наш взгляд, в определении не отражено важнейшее свойство, характеризующее основной эффект от внедрения данной формы взаимодействия в экономику - повышение АНИ: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17)
Ворожбит Ольга Юрьевна, Титова Наталья Юрьевна, Полещук Татьяна Александровна и другие
проблемные аспекты ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА ...
конкурентоспособности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, на законодательном уровне отсутствует обобщенное определение «кластера», существует только характеристика для «промышленного кластера». В то же время, кластеры создаются не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, а также сфере услуг. Однако существующая законодательная база не позволяет таким кластерам развиваться.
Во-вторых, определение «промышленный кластер» является обобщенным и не отражает специфики, характерной для кластерной концепции. Уточнение необходимо о составе участников кластера, отношениях между ними, а также целях его формирования.
Таким образом отсутствие утвержденного определения на законодательном уровне вызывает неясность в отнесении признаков и критериев, являющихся основополагающими для кластерного развития. Четкое формулирование признаков кластера на законодательном уровне - залог дальнейшего эффективного развития процессов кластеризации в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations // M. E. Porter. New York : The Free Press, 1990. - 580 p.
2. Третьяк В. П. Кластеры предприятий : пути создания и результативность функционирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: subcontract.ru/ Docum7DocumShow_DocumID_17.html.
3. Ферова И. С. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края // Регион : экономика и социология. 2005. № 1. С. 56-70
4. Миролюбова Т. В. Региональный промышленный кластер: характерные свойства и виды / Т. В. Миролюбова, А. Г. Афонина // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. 2012. Т. 64,№ 5. С. 224-229.
5. Григорьева О.В., Григорьева Н.С. Исследование структуры и признаков кластера на примере строительного кластера республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 72-75.
6. Кукольникова Е.А. Модель управления конкурентоспособностью функционального промышленного кластера // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 195-202.
7. Козина Е.В. Модель оценки синергетического эффекта территориального кластера // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 413-417.
8. Купчак В.Р. Формирование и развитие механизмов управления инвестиционным потенциалом предприятий электроэнергетического кластера в условиях реформирования отрасли // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 61-64.
9. Бареев Т.Ф. Классификация кластеров в современной экономической теории // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 57-61.
10. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
11. Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 г. № 167. -Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
12. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
[Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
13. Об утверждении государственной программы Российской федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
14. Об особых экономических зонах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
15. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Минэкономразвития от 26.12.2008 г. № 20615-ак/д19. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
16. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.12.2014 г. № 488. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
17. О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 160. - Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
18. Бирюков, А.В. Современные подходы к анализу и классификации кластеров // Интеграл. 2008. № 5. С. 74-76.
19. Боев А.Г., Шевелева С.Н. Кластеры как инструмент инновационного развития экономики Воронежской области // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 8. С. 21a-24.
20. Боуш Г. Д. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 121-131.
21. Булярская С.А., Синицын А.О. Управление промышленным экономическим кластером // Вестн. Дагестан. гос. ун-та. 2011. № 5. С. 36-40.
22. Воронов А.А. Кластерный анализ - база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. 2003. № 1. С. 11-20.
23. Глотко А.В. Формирование и развитие кластера садоводства в Алтайском крае // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 70-73.
24. Далинчук Н. С. Теория создания кластеров в промышленности : дис... канд. экон. наук: 08.00.05 // Курск, 2010. - 202 с.
25. Древинг С. Р. Кластер как организационно-экономическая форма межотраслевой народнохозяйственной системы (на материалах рыбопромышленного комплекса Камчатского края) : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 // - СПб., 2010. - 409 с.
26. Наумова Л.Л. Предпосылки формирования промышленного кластера для обеспечения конкурентоспособности экономической системы Кировской области // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 7. С. 52-63.
27. Рассказова А. Н. Промышленный кластер: типовая модель и оценка // Междунар. науч. журн. 2011. № 1. С. 44-50.
28. Хлынин М.Ю. Формирование и развитие промышленных кластеров: дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 // Курск, 2012. - 234 с.
29. Feser, E.J. Old and New Theories of Industr y Clusters // Clusters and Regional Specialization : On Geography, Technology and Networks /ed. by M. Steiner. London : Pion,1998. P. 18-40.