УДК 37.013.42 (470.661)
Межидова Фариза Вахитовна
преподаватель кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического института mistery13@list.ru
К ВОПРОСУ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Fariza V. Mezhidova
Lecturer, Department of Pedagogy Chechen State pedagogical Institute mistery13@list.ru
Concerning the moral
AND SPIRITUAL EDUCATION OF THE ADOLESCENTS IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания в современной школе. Подчеркивается важность роли духовно-нравственного воспитания, его актуальность на данном историческом этапе. Проведен краткий анализ реализации духовно-нравственного воспитания в Чеченской Республике. Раскрывается значение базовых национальных ценностей в воспитании духовно-нравственной личности. Подчеркивается важность роли школы как социального института в процессе формирования личности подростка. Современная школа рассматривается как важнейший социальный институт, призванный способствовать духовно-нравственному воспитанию.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, духовность, подросток, школа, воспитание.
Annotation. This article tackles main problems of moral and spiritual education in modern schools and emphasizes the significance of such education in the modern world and its relevance at the given historical stage. A brief analysis is made on holding moral and spiritual education in the Chechen Republic. The significance of basic national values in upbringing a personality with high moral and spiritual values is described. The author highlights the significance of schools’ role as a social facility in a teenager’s personality forming process. Modern schools are deemed as social facilities aimed at assisting moral and spiritual awarenessraising.
Keywords: moral and spiritual education, morality, spirituality, adolescents, school, moral upbringing.
Духовно-нравственное воспитание школьников является первостепенной задачей современного образования. Оно представляют собой одну из основных составляющих социального заказа для образовательной системы. Духовно-нравственное воспитание - аспект воспитания, имеющий своей целью усвоение учащимися и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием особое внимание будет уделяться и нравственному воспитанию. Все эти компоненты в своем единстве предполагают формирование духовной и высокоразвитой личности. Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особенно актуальна в современный период в связи с утратой людьми нравственного смысла собственной жизни, следствием чего является растущая агрессивность, некоторая инфантильность молодых людей, бездуховность. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение морально-этическими нормами становятся повсеместным явлением. Обеспечение духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. «Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений - всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни» [8, с.7].
Проблемами нравственного развития личности занимались такие ученые, как ФИ. Иващенко, Е.Г. Белякова, И.С. Марьенко, Б.М. Бим-Бад, И.Ф. Харламова, В.И. Слободчиков, Т.В. Цырли-на, Д.А. Леонтьев и другие. В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему о всестороннем развитии личности, ее системообразующим признаком считал именно нравственное воспитание. И.Кант считал, что нравственное воспитание - «это создание такого настроения, под влиянием которого избирались бы лишь добрые цели» [1]. Воспитание, как указывает энциклопедия, в педагогическом сообществе «... это специфическая деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для
272
его внутреннего развития - осуществлению самовоспитания. В воспитании происходит дифференциация систем ценностей, признание традиционных или вырабатывание новых» [5]. Духовность в общем смысле определяется как совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, в публицистике «духовностью» часто называют «объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а так же в художественных образах искусства. В рамках такого подхода ... укрепление духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы» [5]. НЛ. Шеховская исследует духовность как высшую степень нравственного воспитания, пронизывающую весь воспитательный процесс [7]. По мнению русских философов (И. Ильина,
В. Соловьева и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Нравственное воспитание определяется как «особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств, организуемое и направляемое освоение моральных ценностей, формирование способностей жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» [5]. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали [2].
Образование - важнейшая часть процесса социализации личности человека, оно представляет собой целенаправленную передачу знаний и опыта предыдущих поколений следующим, и духовно-нравственное воспитание является его неотъемлемым компонентом. В первую очередь, духовно-нравственное становление личности происходит в семье. Она является важнейшим фактором формирования личности ребенка. Как отмечено в работе [9], именно в семье создаются особые психолого-педагогические условия, направленные на формирование духовнонравственной личности. В зависимости от социокультурного контекста в семейном воспитании в формировании духовно-нравственной личности доминирующими являются те или иные методы и факторы. В. Розанов отмечает, что «...школа дает только посох человеку, которого формирует семья» [4]. От семейного воспитания во многом зависит ориентация ребенка в жизни. Но современное семейное воспитание испытывает некоторый кризис, связанный со все возрастающей ролью так называемого «общества потребления», характеризующегося гонкой за материальными благами, престижностью и имиджем. Для чеченского общества также актуальной является проблема распада семьи. Все больше детей растут в неполных семьях, и это становится нормой. Это огромный стресс для психики ребенка, негативно сказывающийся на его развитии. Тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последнее время, также не способствует возрождению лучших традиций семейного воспитания. Родители, занятые мате-
риальным обеспечением семьи, все чаще перекладывают ответственность за воспитание и развитие ребенка на детский сад, школу и другие социальные институты. Конечно, сфера образования оказывает огромное влияние на духовнонравственное воспитание и развитие личности ребенка, однако это не исключает важность семейного воспитания.
Школа является одним из первых и основных институтов социализации человека, и именно она формирует социальную направленность личности. Содержание воспитания в школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. Из поколения в поколение передаются чеченские национальные традиции, обычаи, адаты, семейные, духовные и культурные ценности. Национальные ценности являются смысловой основой пространства духовно-нравственного развития учащихся. Актуальное значение приобретают искусство, литература, история, мировая художественная культура. На базовые ценности, такие как семья, Родина, труд также должны быть ориентированы школьные внеурочные воспитательные мероприятия: праздники, утренники, игры, конкурсы. Отражены они и в деятельности кружков, школ искусств, секций и других форм дополнительного образования. Сегодня в Чеченской Республике духовно-нравственному воспитанию уделяется пристальное внимание, оно является одним из приоритетных направлений молодежной политики. В 2013 году была утверждена Единая Концепция духовно-
нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. В республике действуют различные молодежные организации: женский мусульманский клуб «Иман», молодежное общественно-патриотическое движение «^мат», патриотический клуб «Рамзан» и другие. Эти организации принимают активное участие в жизни республики, вовлекая молодежь в общественные мероприятия, приобщая ее к духовно-
нравственным ценностям чеченского этноса. На телевидении популярны программы, пропагандирующие национальные ценности, такие как «Хаарийн бов» («Башня знаний»). Молодежные организации часто проводят конкурсы, направленные на выявление лучших представителей чеченской молодежи, юношей и девушек, хорошо знающих и соблюдающих национальные обычаи. В СОШ № 8 г. Грозного нами был проведен семинар на тему «Духовно-нравственные ценности в чеченской литературе». Ребята знакомились с произведениями чеченских авторов, обсуждали прочитанное, делали выводы. Духовно-нравственное воспитание заключается в обогащении и приобщении современного поколения к духовному и культурному наследию чеченского этноса. Духовно-нравственным воспитанием и просвещением молодых людей активно занимаются не только представители образовательных учреждений, но и общественные и религиозные деятели. Знакомство и приобщение подростков к нравственным ценностям в значительной мере способствуют укреплению национального самосознания, сохранению национальной самобытности и ментальности этноса. Как известно, немаловажную роль тут играет личность педагога, «его позиция и образ: эмоциональность, ответ-
273
ственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» писал А.С. Макаренко. Следует отметить, что в Чеченской республике духовнонравственное воспитание неразрывно связано с религиозным. В исламе огромное внимание уделяется образованию и воспитанию. Чеченские подростки все больше проявляют интерес к ценностям ислама, стремятся соблюдать нормы ислама в своей повседневной жизни. Отметим, что почти все зарубежные исследователи подчеркивают значение религиозности как важнейшей составной части менталитета [3]. В современной школе содержание образования приобрело больший объем и более сложную внутреннюю структуру, тем самым в нравственном воспитании значительно увеличивается роль учебного процесса. Духовно-нравственное воспитание подростка является одной из актуальных проблем современной системы воспитания, так как именно в этом возрасте происходит становление основных нравственных ценностей. Возникает необходимость в создании благоприятного образовательного пространства, где были бы все условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. «Особая роль в её решении принадлежит нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности. Школа предоставляет уникальные возможности для целенаправленного воздействия на личность» [6]. Современный подросток живет и развивается, будучи окруженным постоянными источниками мощного воздействия, как позитивно, так и негативно сказывающихся на его психике (средства массовой информации, события в семье и общественной жизни). Они оказывают существенное влияние на его формирующийся характер, интеллект и нравственную сферу. Семья, школа и другие социальные институты должны создавать благоприятную обстановку для полноценного духовно-нравственного развития личности подростка. Чтобы сегодня школа как социальный институт стала для подростка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву необходимо заложить нравственно-этическую систему. Эта система цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жиз-
Литература:
1. Воробьев Н.Е. Система нравственного воспитания И. Канта / Н.Е. Воробьев, А.Ю. Шанина // Педагогика, 2005,№ 5, С. 109—117.
2. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. СПб. : Питер, 2007г.
3. Пушкарев Л.Н. Проблемы менталитета и их место в школьном преподавании истории // Преподавание истории в школе, 1995, № 2, С. 2-6.
4. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М. : Педагогика, 1990г., 624с, С. 134.
5. Российская социологическая энциклопедия; под ред. Осипова Г. В., 1998.
ни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внешкольную, кружковую деятельность, обеспечивая их соответствующим содержанием. Это достижимо при органичном включении в учебновоспитательный процесс школы адекватной его организационной структуре системы духовнонравственного воспитания, отвечающей также социальным требованиям общества и семьи. Органичное и естественное погружение подобной системы в логику учебно-воспитательного процесса школы позволит осуществить её направленность на позитивные проявления детей и их стимулирование, создание ситуации успеха и нравственной защиты каждому учащемуся, включённость его в процесс взаимодействия со старшими и младшими. Необходимо выявить основные и наиболее значимые ориентиры духовно-нравственного воспитания. Сюда входят гуманизм, основой которого является уважение и доброжелательность по отношению к другим людям; патриотизм, как чувство Родины, неразрывной связи с ней и причастности к ее судьбе; чувство долга, совестливость, ответственность за свои поступки, эмоциональная отзывчивость, любовь к труду. В соответствии с этим в воспитательном процессе школы важен, прежде всего, системный подход, который вел бы к целостному позитивному развитию учащихся, воспитанию нравственной силы личности, стабильности её ценностных и духовных ориентиров. Важно воспитание социального и гражданского иммунитета школьника ко всему негативному, несоответствующему нравственному полю жизнедеятельности людей. И здесь первостепенная задача - создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, и это требует определенной системы духовно-нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований.
Таким образом, школа - это не просто учреждение, где ребенок может получить определенные знания, умения и документ об образовании. Современная школа - это важнейший социальный институт, призванный осуществлять не только образовательную деятельность, но и способствовать духовно-нравственному, интеллектуальному и эстетическому развитию обучающихся.
Literature:
1. Vorob’ev N.E. The system of moral education of
1. Kant / N.E. Vorob'ev, A.Yu. Shanin // Pedagogics, 2005. № 5, P.109-117.
2. Petrova V.I. The moral ABC of growing up. SPb. : Piter, 2007.
3. Pushkarev L.N. Mentality problems and their significance in school teaching history // Teaching history in schools, 1995, № 2, P. 2-6.
4. Rozanov V.V. The twilight of education. M. : Pedagogics, 1990. P. 134.
5. Russian Sociological Encyclopedia; edited by Osipov G.V., 1998.
274
6. Чигирь АЛ. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. Мн., 2006. С. 55-56
7. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философской педагогической мысли (вторая половина IXX - первая половина XX века) авторереферат, дисс. ... д-р пед. наук.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, AM. Кондаков, В.А. Тишков) // Вестник образования. № 17. сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: www.vestnik.edu.ru/proect.htm
9. «Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье», «Психология и психотехника». М., 2011. № 5.
С. 81-85.
6. Chigir’ A.A. Moral awareness-raising of teenagers in modern schools // Students' science as a factor of personality development of a future specialist. 2006. P. 55-56
7. Shekhovskaya N.L. Spirituality of moral education in a Russian pedagogical conception (the second half of the IXX - first half of XX century): author's abstract, diss. ... doctor of ped. Sciences.
8. Conception of moral and spiritual development and awareness-raising of a personality in Russia. Project (A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tish-kov) // Educational Herald. № 17. September, 2009. Official informational edition of the Ministry of Education and Science of Russia. URL: www.vestnik.-edu.ru/proect.htm
9. Psychological and pedagogical conditions of forming an ethno cultural personality in a family // Psychology and psycho-technique. M., 2011. № 5. P. 81-85.
275