Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание подростков средствами отечественной вокальной музыки советского периода в ходе внеурочной деятельности'

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами отечественной вокальной музыки советского периода в ходе внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / RUSSIAN VOCAL MUSIC OF THE SOVIET PERIOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшеничникова Анна Алексеевна, Кашина Наталья Ивановна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания подростков. В качестве средства автор предлагает отечественную вокальную музыку советского периода, обладающего большим педагогическим потенциалом. Данный педагогический потенциал раскрывается автором через функции культуры. Особое внимание автор уделяет раскрытию возможностей внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education of adolescents means Soviet vocal music of the Soviet period during extracurricular activities

The article deals with the problem of spiritual and moral education of adolescents. As a means, the author offers domestic vocal music of the Soviet period, which has great pedagogical potential. This pedagogical potential is revealed by the author through the functions of culture. The author pays special attention to the discovery of extracurricular activities in the spiritual and moral education of adolescents.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание подростков средствами отечественной вокальной музыки советского периода в ходе внеурочной деятельности»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2004.

3. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе [Текст] / И.В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008.

4. Тимонина, В.Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка [Текст] / В.Ю. Тимонина, Л.А. Тростенцова // Русский язык в школе. - 2006. - № 4. - С.14.

5. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2005. - 368 с.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach in the development of new generation standards]. Pedagogika [Pedagogics], 2009, no. 4, pp. 18-22.

2. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: uchebnoe posobie [Modern educational technologies]. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2004.

3. Nikishina I.V. Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii i organizaciya uchebno-vospitatel'nogo i metodicheskogo processov v shkole [Innovative pedagogical technologies and the organization of educational and methodological processes at school]. Volgograd: Uchitel', 2008.

4. Timonina V.Yu., Trostencova L.A. Dialog o roli komp'yutera v prepodavanii russkogo yazyka [Dialogue on the role of the computer in teaching Russian]. Russkij yazyk v shkole [Russian language at school], 2006, no. 4, pp. 14.

5. Kolechenko A.K. Enciklopediya pedagogicheskih tekhnologij: posobie dlya prepodavatelej [Encyclopedia of pedagogical technologies]. Saint-Petersburg: KARO, 2005. 368 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.А. Платонова, преподаватель русского языка и литературы, АУ «Нефтеюганский политехнический колледж», г. Нефтеюганск, Россия, e-mail: platonowa.natascha2011@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2681-4710.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.A. Platonova, Russian Language and Literature teacher, Nefteyugansk Polytechnic College, Nefteyugansk, Russia, e-mail: platonowa.natascha2011@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2681-4710.

УДК 355.231+398.8

Анна Алексеевна Пшеничникова

г. Екатеринбург Наталья Ивановна Кашина

г. Екатеринбург

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами отечественной вокальной музыки советского периода в ходе

внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания подростков. В качестве средства автор предлагает отечественную вокальную музыку советского периода, обладающего большим педагогическим потенциалом. Данный педагогический потенциал раскрывается автором через функции культуры. Особое внимание автор уделяет раскрытию возможностей внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании подростков.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, отечественная вокальная музыка советского периода.

Anna Alekseevna Pshenichnikova

Yekaterinburg Natalya Ivanovna Kashina

Yekaterinburg

Spiritual and moral education of adolescents means Soviet vocal music of the Soviet period during extracurricular activities

The article deals with the problem of spiritual and moral education of adolescents. As a means, the author offers domestic vocal music of the Soviet period, which has great pedagogical potential. This pedagogical potential is revealed by the author through the functions of culture. The author pays special attention to the discovery of extracurricular activities in the spiritual and moral education of adolescents.

Keywords: spiritual and moral education, extracurricular activities, Russian vocal music of the Soviet period.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является актуальной в связи со значительными изменениями основных областей социальной и культурной жизни общества: в настоящее время активно развивается рыночная экономика, происходит глобальное расширение средств массовой коммуникации, что сопровождается дефицитом духовности и нравственности в современном обществе. Дети и молодежь сегодня нуждаются в ценностно-смысловых ориентирах и культурных образцах как важнейших регуляторах социального поведения [4, 5].

В связи с этим, совершенствование сферы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи является одной из приоритетных задач государственной политики в Российской Федерации. Теоретические и практические подходы к решению данной проблемы содержатся в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [3] и других документах, касающихся образования в России.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, его моральное оздоровление, объединение и закрепление на базе культурного достояния и отечественных духовных традиций диктуется важнейшим условием социокультурного развития российского общества. Такие ценности, как гражданственность и патриотизм являются основными духовно-нравственными и социально значимыми ценностями. Обозначенный социальный заказ образованию от государства и общества реализуется в законе «Об образовании в Российской Федерации» 2013-2020 годы [12]. Данные ценности являются центральными понятиями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г. государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 г.». В последние годы Президент Российской Федерации указывает на традиционные ценности, к которым должен вернуться народ, понять их важность и значение, и на основе этих ценностей двигаться вперед. По его мнению, без них общество деградирует.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения поднимается в работах А.А. Аронова, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова и др. Они раскрыли теоретические аспекты освоения личностью этических эталонов, ценностные приоритеты модернизации современного российского образования и т.д.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс, объединяющий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания и отражает обобщенные ценности личности, которые основываются на определенных нравственных ценностях-качествах. Духовно-нравственное воспитание является единым, стратегическим ресурсом общества, гарантирующим ему духовную устойчивость и защищенность, а постигнутые и осознанные личностью духовно-нравственные ценности являются базой самоопределения и самореализации личности.

Значительными возможностями в решении проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обладает музыкальное искусство, которое обращается к сознанию человека через чувства, выполняет роль воспитателя, является основным ориентиром при определении направленности музыкального воспитания, обучения и развития ребенка (Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, В.Н. Холопова, Г.М. Цыпин и др.).

Р.А. Тельчарова описывает музыкальную культуру общества как «продукт специфической духовно-практической деятельности человека», «выражение общественно-практической жизнедеятельности людей, способ существования и функционирования их музыкального сознания» [11, с.16]. В.Н. Холопова определяет музыку как вид искусства, основанный на исторически сложившейся системе звукоинтонаций, через эмоциональное воздействие воплощающий. В своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Т.В. Челышева, В.Н. Шацкая и др. писали о большой значимости музыкального воспитания в развитии детей, формирования их духовной культуры.

Воспитательный потенциал заложен и в отечественной вокальной музыке советского периода второй половины ХХ века. Особенностью отечественной вокальной музыки данного периода является то, что она содержит такие духовно-нравственные ценности, как патриотизм, гражданственность, человеколюбие, личное достоинство и т.д.

Но в практике современного общего музыкального образования данный пласт отечественной музыкальной культуры слабо востребован. В программе по музыке [ 7], единственной одобренной сегодня Министерством просвещения (авторы -Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина), предлагается знакомство учащихся лишь с отдельными произведениями вокальной музыка советского периода таких композиторов, как В.С. Высоцкий, В. А. Гаврилин, Н.Н. Добронравов, Б.Ш. Окуджава, А.Н. Пахмутова и др.

Но уроков музыки не достаточно для полной реализации педагогического потенциала данного пласта музыкального искусства в духовно-нравственном воспитании детей.

Обратившись к отечественной вокальной музыке советского периода, необходимо отметить, что во второй половине ХХ века происходит стремительное развитие во многих областях массовых жанров. Обновляются и расширяются формы и виды творческой деятельности, способы коммуникации, потребления и восприятия, пути распространения. Именно массовая советская песня выполняла одну из наиболее важных функций в государстве - функцию воспитания молодежи [1, 8].

Для советской песни период 60-80-х годов был наиболее продуктивным. В нем активно проявили себя композиторы разных поколений: В. Баснер, М. Блантер, В. Высоцкий, В. Гаврилин, Г. Гладков, Б. Окуджава, А. Островский, А. Петров, А. Пахмутова, Е. Птичкин, М. Таривердиев, Я. Френкель, Л. Лядова, В. Шаинский, А. Эшпай и др. В этот период в сфере академической музыки работают такие профессионалы, как А. Бабаджанян, В. Баснер, В. Гаврилин А. Петров, М. Таривердиев, Т. Хренников, А. Эшпай. Можно сказать, что каждый из названных композиторов внес свой особенный почерк в культуру советской песни.

К 70-м годам прошлого века в содержании и характере песенного творчества значительно усилилось лирическое и гражданственно-патриотическое начало, на второй план уходит героика произведений. Главенствующее место стала занимать песня, направленная на массового зрителя, но предназначенная для сольного концертного исполнения профессиональными певцами, то есть песня эстрадная [1]. Такими исполнителями советской эстрадной песни становятся М. Бернес, В. Высоцкий, А. Герман, А. Градский, Ю. Гуляев, Е. Камбурова, М. Кристаллинская, Е. Мартынов,

М. Магомаев, В. Ободзинский, Б. Окуджава, Л. Сенчина, В. Толкунова, Э. Хиль, К. Шульженко и др. Благодаря сочетанию артистического образа, исполнительской манеры с авторским стилем исполняемого репертуара каждого артиста можно считать чутким интерпретатором композиторского творчества в данном жанре.

Особенности советской песни состоят в углублении лирического начала, которое проникает и в песни общественного и гражданственного звучания, обогащении ее музыкально-поэтического содержания. Происходит углубление, «осерьезнивание» жанра» [8, с. 115], а также расширение жанровых разновидностей: песни лирические, героические, эпические, шуточно-сатирические, песни-гимны, песни-баллады, монологи.

Репертуар вокальной отечественной музыки советского периода второй половины ХХ века мы можем разделить на несколько тематических блоков:

Тема гражданственности: «Перед дальней дорогой» М. Блантера (стихи В. Дыхоновичного и М. Слободского), «Я верю, друзья» О. Фельцмана (стихи В. Войновича), «Знаете, каким он парнем был» А. Пахмутовой (стихи Н. Добронравова) и др.

Тема патриотизма, любви к Отчизне и малой Родине: «Русское поле» Я. Френкеля (стихи И. Гоффа), «Течет Волга» М. Фрадкина (стихи Л. Ошанина), «Цветы России» Е. Птичкина (стихи В. Бутенко), «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева (стихи И. Шаферана), «Отчий дом» Е. Мартынова (стихи А. Дементьева), «Дрозды» В. Шаинского (стихи С. Островского) и др.

Тема войны: «На безымянной высоте» В. Баснера (стихи М. Матусовского), «Бери шинель» В. Левашева (стихи Б. Окуджавы), «Журавли» Я. Френкеля (стихи Р. Гамзатова), «Алеша» Э. Колмановского (стихи К. Ваншенкина), «За того парня» М. Фрадкина (стихи Р. Рождественского), «День Победы» Д. Тухманова (стихи В. Харитонова, «Горячий снег» А. Пахмутовой (стихи М. Львова), «До свидания, мальчики», «Нам нужна одна победа» Б.Ш. Окуджавы и др.

Тема любви, лирики: «Старый клен», «Хорошие девчата» А. Пахмутовой (слова М. Матусовского); «Сердечная песенка», «Белой акации гроздья душистые» В. Мурадели (слова М. Матусовского), «Чистые росы» В.Е. Баснера (слова М. Матусовского), «Вальс расставания» Я.А. Френкеля (слова К. Ваншенкина), «Когда цвели сады» В.Я. Шаинского (слова М. Рябинина), «Не исчезай» М.Л. Таривердиева (стихи А. Вознесенского), «Эхо любви» Е. Птичкина (слова Р. Рождественского), «Любовь и разлука» Б. Окуджавы (стихи И. Шварца), «Последняя поэма» А.Л. Рыбникова (слова Р. Тагора) и др.

Тема дружбы: «Дорога добра» М. Минкова (слова Ю. Энтина), «Песня дружбы» Ю. Чичкова (слова М. Пляцковского), «Огромный секрет» С. Никитина (слова Ю. Мориц), «Когда мои друзья со мной» В. Шаинского (слова М. Танича) и др.

Можно сделать вывод о том, что педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века является мощным инструментом в возрождении духовно-нравственных традиций российского общества, так как может оказывать непосредственное воздействие на формирование базовых национальных ценностей подрастающего поколения, на которые указывают авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - основы ФГОС ООО.

Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе обладает значительным потенциалом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, который определяется ее большим разнообразием форм (массовые, кружковые), методов воспитания и принципов.

Внеурочная музыкальная деятельность в общеобразовательной школе является средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которое заключается в продолжении, закреплении и углублении знаний, умений и навыков, формируемых в процессе урочной деятельности. Вместе с тем внеурочная деятельность обладает своей особенностью и преимуществом: использование в большей мере разнообразия форм (тематические праздники, вечера, музыкальные гостиные, музыкальные и театральные студии и т.д.).

К термину «внеурочной деятельности» обращались в своих трудах такие советские педагоги, как И.П. Иванов, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, и современные отечественные педагоги, как Б.З. Вульфов и М.М. Поташник, И.Д. Демакова, Л.И. Новикова, Н.И. Селиванова, В. А. Караковский, В. И. Казаренков и т.д. Можно сказать, что внеурочную деятельность большинство ученых рассматривают, с одной стороны, компонент воспитательной системы школы, с другой - выделяют в ней существенные черты дополнительного образования.

Внеурочная музыкальная деятельность будет являться основой воспитания творческой личности, если каждый из принципов будет реализован в должной степени. Специфика внеклассной работы особенно эффективна, когда ее целью является поддержание интереса детей к музыкальному искусству, достижение и показ определенных творческих результатов в разных ее формах, а именно: массовые формы - общешкольный хор, праздники, смотры, конкурсы, коллективные посещения музыкальных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, кружковые формы - вокальные, хоровые, оркестровые, инструментальные, вокально-инструментальные, музыкальный театр.

Любая форма внешкольной работы обладает возможностями приобщения школьников к музыкальному искусству. Но только благодаря сочетанию уроков музыки и внеклассной деятельности можно обеспечить наиболее полное применение всех музыкальных ресурсов, которые предлагает школа или внешкольное учреждение.

Внеурочная деятельность способствует развитию индивидуальных качеств, интересов и стремлениям школьника, создает необходимые условия для осуществления его интеллектуальных и творческих возможностей. Внеурочная музыкальная деятельность также направлена на решение учебно-творческих задач, реализуемых в условиях применения педагогических средств перспективного управления творческим развитием личности ребенка [10].

Опираясь на работу Н.В. Новиковой [9], мы можем утверждать, что содержание внеурочной деятельности в общеобразовательной школе основано на ряде принципов, влияющих на формирование духовно-нравственных качеств учащихся при организации музыкальных занятий:

- принцип самореализации и самовыражения, который выражается в свободе выбора деятельности, форм в выражении своих идей, потребностей, интересов, в самостоятельной организации ребенком своего личного времени, в ориентире на инициативность ребенка, его самостоятельности;

- принцип сотрудничества и сотворчества, который определяется совместной творческой деятельностью детей, учителей и родителей, направленностью на овладение новыми знаниями, умениями, навыками в процессе деятельности;

- принцип индивидуализации, который выражается в организации деятельности в коллективе с учетом индивидуальных особенностей участников, в разработке индивидуальных путей формирования и развития личности;

- принцип интеграции различных видов искусств, который выражается во взаимодействии музыки с театральным, изобразительным и прикладным искусством;

- принцип взаимодействия различных организаций, который предполагает взаимодействие различных учреждений разных типов, учреждения культуры, привлечение различных специалистов.

Таким образом, внеурочная деятельность - это деятельность, осуществляемая во внеучебное время в воспитательном пространстве школы, цели и содержание которой ориентированы педагогом на помощь подростку в социальном (семейном, трудовом, гражданском) и духовно-нравственном самоопределении через приобщение к духовно-нравственным ценностям.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что отечественная вокальная музыка советского периода второй половины ХХ века обладает огромным педагогическим потенциалом в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Она способна духовно возвысить человека и развить его духовную культуру.

Изучение отечественных вокально-эстрадных произведений советского периода приобщает детей к высокому уровню музыкальной культуры, нравственно-духовным ценностям, способствует воспитанию у подростков нравственных чувств, таких как вера, ответственность, доброта, патриотизм, формированию нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Долинская, Е.Б. История современной отечественной музыки. Вып. 3. (1960-1990) [Текст] : учеб. пособие / Е.Б. Долинская.. - М. : Музыка, 2001. - 656 с., нот.

2. Дьячкова, М.А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление [Электронный ресурс] / М.А. Дьячкова // Педагогическое образование в России. - 2008. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-pedagogicheskoe-yavlenie.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm.

4. Кашина, Н.И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей [Текст] : монография / Н.И. Кашина. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2014. - 184 с.

5. Кашина, Н.И. Освоение школьниками традиционных культурных ценностей средствами музыкальной культуры казачества [Текст] / Н.И. Кашина // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 52-55.

6. Коростелева, Н.И. Реализация «ценностного подхода» к современному музыкальному образованию [Текст] / Н.И. Коростелева // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 5. - С. 30.

7. Критская, Е.Д. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» под руководством Д.Б. Кабалевского [Текст] / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева. - М. : Просвещение, 2006. - 224 с.

8. Матутите, Е.А. Советская массовая песня 70-80-х годов [Текст] / Е.А. Матутите. - М. : Знание, 1982. - 128 с.

9. Новикова, Н.В. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Новикова. - Улан-Удэ, 2011. - 182 с.

10. Салангина, Н.Я. Классификация форм внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Я. Салангина // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/klassifikatsiya-form-vneurochnoy-deyatelnosti.

11. Тельчарова, Р.А. Музыка и культура [Текст] / Р.А. Тельчарова. - М. : Знание, 1986. - 64 с.

12. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

13. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] : учеб. пособие / В.Н. Холопова. - СПб. : Лань, 2000. - 320 с.

REFERENCES

1. Dolinskaya E.B. Istoriya sovremennoj otechestvennoj muzyki. Vyp. 3. (1960-1990): ucheb. posobie [History of modern domestic music. Iss. 3. (1960-1990)]. Moscow: Muzyka, 2001. 656 p.

2. D'yachkova M.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie kak pedagogicheskoe yavlenie [Elektronnyj resurs] [Spiritual and moral education as a pedagogical phenomenon]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2008, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-pedagogicheskoe-yavlenie.

3. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [Elektronnyj resurs] [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm.

4. Kashina N.I. Osvoenie det'mi i molodezh'yu tradicionnyh kul'turnyh i hudozhestvennyh cennostej: monografiya [Mastering by children and youth of traditional cultural and artistic values]. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2014. 184 p.

5. Kashina N.I. Osvoenie shkol'nikami tradicionnyh kul'turnyh cennostej sredstvami muzykal'noj kul'tury kazachestva [Mastering by students of traditional cultural values by means of the musical culture of the Cossacks]. Nachal'naya shkola [Elementary school], 2016, no. 5, pp. 52-55.

6. Korosteleva, N.I. Realizaciya «cennostnogo podhoda» k sovremennomu muzykal'nomu obrazovaniyu [Realization of the "value approach" to modern music education]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic researches], 2007, no. 5, pp. 30.

7. Kritskaya E.D., Sergeeva G.P. Programmy obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij «Muzyka» pod rukovodstvom D.B. Kabalevskogo [Programs of educational institutions "Music" under the supervision of D.V. Kabalevsky]. Moscow: Prosveshchenie, 2006. 224 p.

8. Matutite E.A. Sovetskaya massovaya pesnya 70-80-h godov [Soviet mass song of the 70-80s]. Moscow: Znanie, 1982. 128 p.

9. Novikova N.V. Razvitie hudozhestvenno-tvorcheskogo potenciala mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj muzykal'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk [Development of the artistic and creative potential of elementary school students in extracurricular musical activities. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Ulan-Ude, 2011. 182 p.

10. Salangina N.Ya. Klassifikaciya form vneurochnoj deyatel'nosti [Elektronnyj resurs] [Classification of forms of extracurricular activities]. Vestnik MGUKI [Bulletin MGUKI], 2011, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-form-vneurochnoy-deyatelnosti.

11. Tel'charova R.A. Muzyka i kul'tura [Music and culture]. Moscow: Znanie, 1986. 64 p.

12. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon [Elektronnyj resurs] [About education in the Russian Federation]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

13. Holopova V.N. Muzyka kak vid iskusstva: ucheb. posobie [Music as an art form]. Saint-Petersburg: Lan', 2000. 320 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.А. Пшеничникова, студентка 1 курса магистратуры, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: seilorm@yandex.ru, ORCID: 0000-00016010-5638.

Н.И. Кашина, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: koranata@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3008-0438.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.A. Pshenichnikova, Master's student, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: seilorm@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-6010-5638.

N.I. Kashina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Music Education, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: koranata@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3008-0438.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.