УДК 378.2:37.036.5
С. Ю. Шалова
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
На основе системно-ориентационного подхода к анализу научно-педагогического творчества определены условия эффективности научнопедагогического творчества студентов в вузе: интеграция научной и образовательной деятельности, индивидуализация образовательного процесса, эффективное взаимодействие студента и научного руководителя и др.
This article describes the conditions for effective research and pedagogical activity of students at university on the basis of system-oriented approach to the analysis of research and pedagogical activity. These conditions are as follows: integration of research and educational activity, individualisation of educational process, effective interaction between the student and academic supervisor, etc.
Ключевые слова: научно-педагогическое творчество, высшая школа, интеграция науки и образования.
Key words: research and pedagogical activities, university, integration of science and education.
Реформа педагогического образования, которая проводится в России для сближения отечественного образования с европейским, предполагает не только структурные изменения. Главное — изменение приоритетов в соответствии с требованиями сложившейся социально-
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 37 — 42.
экономической и социокультурной ситуации. Если раньше вузы готовили человека к профессиональной деятельности в мире профессиональных задач, то сегодня эта задача формулируется по-другому: «...мы готовим человека к жизни в экстремальных условиях, предполагающих не воспроизводство типичного, а отслеживание и использование возможностей уникального, разового» [1, с. 182].
Такая цель является обобщенной для всех специалистов, ее целесообразно конкретизировать. Современные стандарты высшего профессионального образования определяют цели через выделение компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза. Так, в Федеральном образовательном стандарте записано, что будущий педагог «должен владеть культурой мышления, быть способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору способов ее достижения; уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь и т. д.» Всего выделено более пятидесяти компетенций педагога-профессионала.
Анализируя характер и содержание целей образовательного процесса, можно отметить их множественность, неоднозначность, а порой и противоречивость. Но даже достижение этих целей не обеспечивает в полной мере формирования нравственных качеств будущего педагога, предприимчивости, инициативы, самостоятельности в принятии ответственных решений в ситуации выбора и других качеств, обозначенных в официальных документах как желательные для современного специалиста.
В связи с этим необходимо использовать образовательный потенциал научно-педагогического творчества. Мы считаем правомерным применять понятие «научно-педагогическое творчество» для характеристики научной деятельности в области педагогики, так как она осуществляется в условиях неравномерного, неоднозначно направленного процесса познания и сочетает в себе осознанные и неосознанные, формальные и чувственно-образные, эмоциональные и волевые компоненты. Научно-педагогическое творчество включает элементы двух видов: репродуктивные и творческие. Творческой является деятельность, в которой творческие компоненты играют направляющую роль, а репродуктивные воспринимаются как вспомогательные.
Методологической основой нашего исследования является системно-ориентационный подход, позволяющий рассматривать научно-педагогическое творчество студентов как развивающуюся систему, встроенную в систему высшего педагогического образования и регулируемую научными и профессионально-педагогическими ценностями, а также ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса [2]. С этой точки зрения научно-педагогическое творчество может рассматриваться как деятельность педагога, опирающаяся на исследовательский подход к решению постоянно возникающих в педагогическом процессе проблем.
Интеграция научно-педагогического творчества и системы профессионально-педагогического образования рассматривается нами в их
диалектическом взаимодействии. С одной стороны, научно-педагогическое творчество студентов является элементом более сложной системы профессионально-педагогического образования, выполняя в ней определенные функции. С другой стороны, профессионально-педагогическое образование выступает культурно-воспитательной средой, в которой функционирует и развивается система научно-педагогического творчества студентов.
Представляется, что для развития в вузе системы научно-педагогического творчества студентов требуется моделировать определенные условия.
В первую очередь необходимо обеспечить развитие творческих способностей студентов. Функции высшей школы сегодня должны быть ориентированы на решение задач «инновационного развития экономики». Находить нестандартные подходы к решению проблем и задач, направленных на развитие личности в условиях неопределенности современного общества, могут только учителя, обладающие творческими способностями. Анализ структуры творческого процесса и специфики научно-педагогического творчества показал, что наиболее значимы для педагога способности видеть проблемы в образовательном процессе и генерировать идеи по их решению.
Не менее важным условием является связь научно-педагогического творчества с процессом обучения. Возможность интеграции научной и образовательной деятельности обусловлена тем, что эти виды деятельности принято рассматривать как деятельность познавательную. Психологи доказывают, что в деятельности ученого и деятельности учащегося много общего.
Еще одно необходимое условие — связь научно-педагогического творчества с будущей профессиональной деятельностью. Психологи утверждают, что творческие способности относятся к категории общих способностей. Они могут проявляться в разных видах деятельности. Важно, чтобы студент не только проявлял свои творческие способности во вне-учебной деятельности, но и прогнозировал творческие аспекты будущей профессиональной деятельности.
Соблюдение принципа добровольности также имеет существенное значение. Движущей силой деятельности, в том числе и творческой, является удовлетворение потребностей личности. В силу того что познавательные и социальные потребности у разных студентов различны, необходимо предоставить им и разные возможности для их удовлетворения. Реализовать этот принцип можно создавая ситуации выбора в учебной и научной деятельности.
Открытость — одно из решающих условий эффективности научно-педагогического творчества. Научное сотрудничество вуза и отдельных студентов с учреждениями разных уровней расширяет поле научных поисков, обеспечивает обмен необходимой информацией, дает возможность представить научные результаты и т. д. Планомерная реализация принципа открытости позволит создать систему стратегического партнерства вуза с учреждениями, заинтересованными в качественно подготовленных выпускниках, результатах научных исследований, кадрах высшей квалификации.
39
40
Значимую роль выполняет организация интерактивного общения в образовательном процессе. Становление личности, усвоение социальных и духовных ценностей происходит в атмосфере взаимодействия. Подобное влияние на внутренний мир индивида — весьма сложное социально-педагогическое явление, потому что духовные ценности нельзя передать путем объяснения, заучивания, приказа, строгого контроля, внешнего целеполагания. Организация коллективного творчества способствует пониманию одним субъектом другого, обладающего собственной внутренней активностью. Коллективное творчество предполагает диалоги между преподавателем и студентами; между студентами, занимающими различные позиции по изучаемому вопросу; воображаемый диалог с известными педагогами и т. д. Наиболее полно реализовать эти формы коллективного творчества можно в работе студенческих проблемных лабораторий, студенческих научных кружков.
Важным условием является индивидуализация образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности студента. Понятие «индивидуализация» может быть раскрыто через понятие «индивидуальность», и с этой точки зрения оно означает организацию педагогического процесса с целью создания условий для наиболее полного проявления и развития индивидуальности как педагога, так и воспитанника (в работах З. И. Васильевой, И. А. Колесниковой, С. А. Расчетиной и др.).
Еще одно условие — соблюдение принципа стимулирующего наставничества, т. е. эффективное взаимодействие студента и научного руководителя. Наставничество следует понимать как особый тип отношений, для которого значимы объективность, доверие, честность, надежность и конфиденциальность. Научный руководитель (наставник) выступает как посредник, обеспечивающий включение студента в научное сообщество. С этой точки зрения в функции научного руководителя входят, во-первых, передача научных традиций, норм и ценностных ориентаций и, во-вторых, обучение использованию комплекса исследовательских средств.
Важным моментом является правильный выбор научного руководителя (наставника). Для развертывания исследовательской активности в диаде оптимальным является такое соотношение точек зрения партнеров, которое находится в определенной зоне их различия, характеризующейся совместимостью. Целесообразно, чтобы студент и его наставник обладали разными качествами и выполняли разные научносоциальные роли, например «генератора идей», эрудита, критика.
Описанная модель реализуется в Таганрогском государственном педагогическом институте с 2006 г. Опытно-экспериментальная работа проводится в процессе преподавания педагогических дисциплин на 1— 3-м курсах, а также руководства НИРС в институте. Интеграция научно-педагогической и образовательной деятельности осуществляется в разных формах: использование исследовательских заданий в процессе изучения педагогических дисциплин; теоретические и практические занятия по методологии и методике психолого-педагогического исследования; знакомство студентов с научными работами преподавателей; включение студентов в исследование проблем собственного образова-
ния. Для студентов создаются ситуации выбора в учебном процессе и в научной работе: выбор характера предлагаемой деятельности, формы аттестации по разным предметам, научного руководителя, проблемы исследования и т. д. Студенты сами принимают решения об участии в научных мероприятиях и т. д.
Оценка эффективности разработанной модели включала в себя:
• оценку уже полученных результатов студенческого научного творчества;
• оценку студентов в плане их ориентации на научное творчество;
• оценку условий, создаваемых в вузе для научного творчества студентов.
Были проанализированы 300 выпускных квалификационных работ (ВКР) по педагогическим дисциплинам, защищенных в 2006 — 2009 гг. Анализ выявил, что по основным показателям качества научно-исследовательских работ (актуальность, глубина раскрытия темы, практическая значимость) все ВКР соответствуют требованиям государственного стандарта. Оригинальность (основной показатель творчества) проявляется в выборе оригинальной темы (15 % работ) и в разработке авторских методических материалов (15 % работ).
Достаточно высокие показатели качества научных работ подтверждаются результатами открытого конкурса на лучшую научную работу студентов вузов. Ежегодно дипломы получают от 43 до 70 % отправленных на конкурс работ студентов ТГПИ, что является серьезным свидетельством успешной реализации разработанной модели.
При оценке ориентации студентов на творчество было замечено следующее:
• студенты по собственному желанию включались в различные проекты, связанные с научно-педагогическим творчеством;
• имея возможность выбора, студенты предпочитали задания (проекты), связанные с творчеством;
• у студентов сформировалась адекватная самооценка собственных возможностей;
• студенты связывали свою будущую профессиональную деятельность с научно-педагогическим творчеством.
Анализ последствий моделирования обнаружил, что в результате методической работы с преподавателями педагогики существенно изменились содержание и технология преподавания психолого-педаго-гических дисциплин. Так, анализ заданий для самостоятельной работы студентов по педагогике накануне эксперимента и спустя три года с начала проведения опытно-экспериментальной работы показал:
• изменилось соотношение заданий репродуктивного и творческого характера (70 и 30 % соответственно — в начале эксперимента, 40 и 60% — через три года);
• увеличилось количество заданий, предполагающих использование диалогических технологий, которые позволяют студенту обосновать собственную точку зрения, проявить индивидуальность (20 % — в начале и 45 % — через три года).
Изменения произошли и в организации внеучебной работы. Так, до эксперимента руководство внеучебной научно-исследовательской работой студентов осуществляли 30 % преподавателей педагогических дисциплин, к концу эксперимента — 77 %. Были организованы научные кружки или проблемные лаборатории по широкому кругу актуальных педагогических проблем: музееведческий кружок, лаборатория медиаобразования, лаборатория коррекционно-развивающего обучения и др.
Оценивая открытость научной и образовательной среды, следует отметить участие студентов ТГПИ в научных студенческих конференциях разного уровня, проводимых в других вузах: МГУ, ЮФУ, РГСУ и др. ТГПИ активно сотрудничает с вузами Украины. Результатом научного сотрудничества является публикация более 50 научных работ студентов за пределами вуза ежегодно.
Таким образом, итоги опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что моделирование и создание вышеперечисленных условий приводят к существенному прогрессу эффективности научнопедагогического творчества студентов.
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта ТГПИ, проект «Научно-педагогическое творчество студентов в системе высшего педагогического образования».
Список литературы
1. Государственные приоритеты в науке и образовании / отв. ред. А. И. Раки-тов. М., 2001.
2. Научно-педагогическое творчество: теоретико-методологический анализ / под ред. А. В. Федорова. Таганрог, 2009.
Об авторе
Светлана Юрьевна Шалова — канд. пед. наук, доц., Таганрогский государственный педагогический институт.
E-mail: [email protected]
About author
Dr. Svetlana Shalova, Associate Professor, Taganrog State Pedagogical Institute.
E-mail: [email protected]