СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ
В АГРАРНОМ ВУЗЕ
УДК 63:378:331.1
УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Азизова К.Х.
Буинский ветеринарный техникум
Ключевые слова: молодые специалисты, сельское хозяйство, трудоустройство.
Key words: young professionals, agriculture, employment.
Осуществляемое сегодня возрождение России во многом связано с возрождением села, необходимостью подъема сельскохозяйственного производства, его обеспечения высококвалифицированными кадрами. В условиях рыночной экономики АПК нужны руководители и специалисты, в совершенстве владеющие организацией и технологией производства, способные работать не только на государственных предприятиях и кооперативах, но и стать хорошими организаторами.
Для выведения сельского хозяйства РФ из кризисной ситуации и обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо привлекать в отрасль талантливых, инициативных, творческих, способных эффективно работать в постоянно меняющихся условия рынка, выпускников сельскохозяйственных учебных заведений. Недостаточная системность и стратегическая направленность в решении кадровой проблемы сельского хозяйства РФ приводит к наличию негативных тенденций, сокращению численности лиц, занятых в
сельскохозяйственном производстве, неравномерности их распределения по территориальным субъектам хозяйствования, низкому показателю обеспечения отрасли специалистами, снижению общего уровня их образования, что препятствует успешному реформированию сельского хозяйства. Затянувшийся системный кризис российского села и сельскохозяйственного производства ограничивает возможность привлечению и закреплению в аграрном секторе экономики работников со средним и высшим образованием. В условиях кризисной ситуации целевая подготовка кадров в учебных заведениях по направлениям от предприятий-заказчиков является оптимальным способом обеспечения отрасли специалистами.
Недостаточная целевая подготовка молодых специалистов сдерживает решение кадровых проблем сельского хозяйства, увеличивает
количество выпускников учебных заведений трудоустраиваться в сельском хозяйстве.
Целевая подготовка специалистов - это совокупность научно обоснованных требований, рекомендаций и системы мониторинга для каждого из выделенных этапов, т.е. от профориентационной работы с молодежью села до трудоустройства выпускников, при котором учитывается желание молодых специалистов. Кроме этих этапов необходимо также ужесточить процедуру выдачи целевых направлений и обеспечить контроль за их закреплением на местах. Одним из возможных решений этого вопроса - направление студентов для прохождения производственной практики в хозяйствах работодателей по предварительно составленным договорам.
Высокий процент трудоустройства выпускников учебных заведений с работодателями дает тесное сотрудничество между ними во время прохождения учебных и производственных практик. Необходимо дальнейшее совершенствование взаимодействия между учебными заведениями и работодателями по ряду направлений с целью ориентирования на перспективное развитие сельскохозяйственной отрасли. Сюда входит:
- определение прогнозных характеристик потребностей в специалистах и рациональной структуры их подготовки;
- изучение мотивационных устремлений молодежи;
- усиление профориентационной работы с будущими выпускниками школ;
- формирование работодателями портфеля заказов и заключение договоров на подготовку кадров по профессиям и специальностям начального и среднего звена;
- использование баз хозяйств для проведения производственной практики студентов;
- сотрудничество техникума с районным госветобъединением, ветеринарной лабораторией, молкомбинатом, колбасным цехом и лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы;
- проведение научно-практических конференций и обучающих семинаров;
- конкурсы профессионального мастерства специалистов хозяйства и студентов.
Совместно со специалистами техникума разрабатывается и используется технология практической подготовки студентов - «Рабочее место специалиста».
Работа с социальными партнерами ведется по следующим направлениям:
- открытие новых специальностей и специализация в соответствии с требованиями рынка труда;
- укрепление материальной базы учебного заведения;
- юридическое закрепление отношений между хозяйствами и ВУЗом, между работодателем и студентом путем заключения долгосрочных договоров (на весь период обучения, с последующим трудоустройством и обеспечением социальных нужд молодого специалиста).
Регулярно в техникуме проводятся встречи со специалистами и руководителями АПК о создании условий для закрепления специалистов и заключения трудового договора на основании постановлений кабинета Министров РТ о предоставлении единовременных выплат и ежемесячных доплат, также субсидий на строительство или приобретение жилья в сельской местности.
Работа по трудоустройству выпускников техникума ежегодно проводятся в несколько этапов:
1) изучается текущая потребность предприятий в специалистах;
2) составляются опросные листы по выпускным группам, куда заносятся сведения о возможности самостоятельного трудоустройства, поступления в вуз или призыва в армию.
3) в мае каждого года администрацией техникума организуется встреча будущих выпускников с работодателями, на которой проводится индивидуальное распределение молодых специалистов.
По показателям трудоустройства, к сожалению, невозможно проследить динамику закрепляемости специалистов в производстве. Текучесть кадров высока, причиной тому - социальная незащищенность, высокие нагрузки на работе и низкая оплата труда, порой отсутствие благоустроенного жилья.
Несмотря на некоторые невзгоды и социальную незащищенность, многие выпускники работают в сельскохозяйственных предприятиях, с последующим повышением своих профессиональных качеств в ВУЗах.
Выпускники нашего техникума востребованы во всех отраслях сельского хозяйства. Они юридически закрепляют отношения с хозяйствами при помощи договоров. В основном это районы Республики Татарстан, Республики Чувашии и Ульяновской области.
ЛИТЕРАТУРА: 1. П.Н. Осипов, К.Н. Двояшкина, И.К. Климова, В.С. Сунгатов Подготовка специалиста среднего звена для села: какой ей быть? Казань 2004. 2. И. Климова, П.Н. Осипов Кто учится в сельскохозяйственных техникумах? Казань 2004. 3. Социально-
экономические и психолого-педагогические проблемы развития аграрного образования. Казань 2004. 4. Мониторинг региональных систем
начального профессионального образования Москва 2006. 5. В.С. Сунгатов Становление и развитие среднего специального ветеринарного образования в Республике Татарстан. Казань 2006.
УСИЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВУЗОВ И
РАБОТОДАТЕЛЕЙ
Азизова К.Х.
Резюме
Взаимодействие сельскохозяйственных ВУЗов и ССУЗов с работодателями способствуют эффективному трудоустройству выпускников.
AGRICULTURAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EMPLOYERS INTERCOMMUNICATION STRENGTHENING
Azizova K.Kh.
Summary
Intercommunication of higher educational institutions and professional agricultural educational institutions with employers contributes to effective job placement of graduates.
УДК 378.663.147:619:616-091/-092
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ И ПАТАНАТОМИИ СтГАУ
Банкина Т.Е., Дилекова О.В., Токарев О.И.
Ставропольский государственный аграрный университет
Ключевые слова: учебный процесс, кафедра, анатомия, студенты.
Key words: educational process, department, anatomy, students.
Основными задачами высшей школы на современном этапе является создание условий для реализации творческих возможностей студентов, способных стать квалифицированными специалистами и успешно войти в развивающуюся рыночную экономику. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В связи с этим акценты при изучении учебных дисциплин переходят на процесс познания, эффективность которого зависит от познавательной активности студента. Успешность достижения этой цели зависит от стратегии и тактики обучения в вузе, от личностного потенциала студента, эффективности методов обучения.