УДК 378.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА К УСЛОВИЯМ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ
А. И. Крецан, Н. Э. Касаткина
PREPARING AGRICULTURAL UNIVERSITY STUDENTS TO THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE REGION
A. I. Kretsan, N. E. Kasatkina
В статье рассмотрена проблема подготовки студентов сельскохозяйственных вузов к условиям будущей профессиональной деятельности в регионе на примере трех аграрных учебных заведений страны. Показаны перспективы создания системы непрерывного образования на протяжении всей жизни путем объединения учебных заведений различного уровня вокруг головного вуза.
The paper considers the problem of training the students of agricultural universities for the conditions of the future professional activity in the region on the example of three agrarian educational institutions in Russia. The authors shows the prospects of establishing a system of lifelong education through the association of educational institutions of various levels around the head university.
Ключевые слова: подготовка кадров для АПК, непрерывное образование, взаимодействие учебных заведений и работодателей.
Keywords: training for the agro-industrial complex, lifelong education, interaction of educational institutions and employers.
В проекте стратегии инновационного развития аграрно-промышленного комплекса (АПК) Российской Федерации до 2020 года поставлены достаточно амбициозные задачи в развитии сельскохозяйственного производства. Достичь качественного подъема в аграрном секторе без кардинальных изменений в подготовке специалистов практически невозможно.
После административной ликвидации колхозносовхозной системы российскую аграрную сферу покинуло по тем или иным причинам большинство агрономов, зоотехников, инженеров, ветеринаров, экономистов, квалифицированных механизаторов, других работников. Сложилась такая ситуация, что если правительство решит выделить селу значительные финансовые средства на развитие аграрной сферы, то их невозможно будет использовать на инвестиции непосредственно в новые технологии производства, поскольку за один год нельзя привлечь в сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение, другие виды деятельности, связанные с селом, достаточное количество подготовленных специалистов. Требуется время, чтобы восстановить воспроизводство качественной рабочей силы на селе. Из этого следует вывод: на первом этапе долгосрочной стратегии развития аграрной сферы необходимо резко увеличить долю капитальных вложений, связанных с воспроизводством квалифицированных работников для всех видов деятельности - от фермерства до органов управления [1].
Проблема качества кадров в АПК страны стоит очень остро. За последние 10 лет число специалистов с высшим образованием сократилось вдвое. Лишь 67,5 % руководителей и 53,4 % специалистов сельскохозяйственных организаций имеют профессиональное высшее образование. По обеспеченности специалистами высшей квалификации аграрная сфера отстает от промышленности на 24 %. Только на каждом втором сельскохозяйственном предприятии рабо-
тает квалифицированный специалист. Выражают желание работать в АПК лишь около 36 % от общего числа выпускников аграрных вузов [2, с. 3].
Действительно, переход сельского хозяйства на инновационные рельсы невозможен без наличия подготовленных кадров.
Сделаем исторический экскурс в недавнее прошлое. Система подготовки кадров начиналась со школьной скамьи. В большинстве сельских школ действовали учебно-производственные бригады, где с младших классов прививался интерес к сельскому труду, к той или иной профессии. Соревнование между учебно-производственными бригадами в районе, регионе позволяло выявлять лучших, проводить постоянный обмен опытом, на этом начальном этапе профориентации определять наиболее способных мальчишек и девчонок для обучения в высших и средних сельскохозяйственных учебных заведениях. Обучаясь в институте, студенты не знали проблем с прохождением производственных практик. За учебным заведением директивно были закреплены базовые предприятия. В итоге в советской системе плановой подготовки кадров для совхозов и колхозов практически каждый выпускник получал рабочее место в соответствие со своей специальностью.
Распределение выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений позволяло закрепить подготовленные кадры на селе, а затем в процессе адаптации молодых специалистов выявлять среди них перспективных, творческих, наделенных даром администрирования кадров для их дальнейшего роста.
С переходом экономики на рыночные рельсы, ликвидацией совхозно-колхозной системы проявились две парадоксальные тенденции в системе кадров для сельского хозяйства. С одной стороны произошел массовый исход специалистов в другие отрасли экономики, с другой - в течение последних 20 лет в несколько раз увеличилось число студентов аграрных
вузов. Казалось бы, из огромной массы выпускников можно без проблем укомплектовать хозяйства всех форм собственности высококвалифицированными специалистами, отбирать лучших из лучших. К сожалению этого не происходит. Для молодого человека стоит цель - получить высшее образование - не с точки зрения получения специальности, а диплома как документа для статуса человека в социуме. Система подготовки специалистов развивается как бы в двух плоскостях: для студентов - обретение вожделенного диплома, неважно какой ценой, для вуза - доведение студента до получения диплома, а за это получение финансирования учебного заведения, неважно из бюджета государства или семьи. Вопрос качества подготовки специалиста, его трудоустройства и реализации полученных знаний и умений отходит на задний план. К сожалению, обе стороны этого процесса, получив требуемый результат, не решают основной задачи - подготовка высококвалифицированных кадров, имеющих спрос в экономике и в сельском хозяйстве в частности. С таким подходом к подготовке кадров говорить о переходе на инновационный путь аграрного сектора экономики контрпродуктивно.
Рассматривая проблему адаптации студентов сельскохозяйственных вузов к будущей профессиональной деятельности, мы обозначили негативные тенденции, определявшие в последнее время систему подготовки кадров для сельского хозяйства. Вместе с тем целый ряд аграрных учебных заведений смогли адаптировать лучшее из опыта советской системы образования к рыночным условиям, наработать новые формы и методы подготовки и переподготовки кадров.
В качестве примера возьмем три высших учебных заведения в европейской и азиатской части РФ: Белгородская государственная сельскохозяйственная академия - учебное заведение, которому чуть больше 40 лет [3]. За последние годы из простого сельхозинститута превратилось оно в мощный центр подготовки кадров, появились новые структурные подразделения и службы:
- центр непрерывного аграрного образования, объединяющий все аграрные образовательные структуры области в единый многоуровневый комплекс и включающий систему агроклассов (17 классов в 10-и школах), профильных классов, лицейских групп, учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
- учебно-методическое управление, включающее учебно-методический отделы высшего и дополнительного профессионального обучения, профессиональной подготовки, лабораторию управления качеством образования, службы довузовской подготовки, профориентационной работы, целевой контрактной подготовки, организации практического обучения и содействия трудоустройству выпускников;
- факультет заочного профессионального образования;
- факультет среднего профессионального образования;
- информационно-аналитический центр,
- комбинат рабочих профессий, в котором ежегодно проходят обучение более 700 студентов;
- сеть базовых хозяйств с 28 аудиториями на производстве;
- учебно-научный инновационный центр УНИЦ "Агротехнопарк", включающий инновационные предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, учебно-выставочный и информационно-консультационный центры, бизнес-инкубаторий;
- сеть представительств (5) академии на базе учебных заведений среднего и начального профессионального образования;
- методические кабинеты факультетов;
- лингвистический образовательный центр «Лин-гва-БелГСХА»;
- студенческий и спортивный клубы с 17 спортивными секциями, 7 коллективами художественной самодеятельности и командой КВН и др.
В 2007 году в структуру вуза вошёл Институт переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса, что фактически замкнуло цепь непрерывного аграрного образования и значительно расширяло возможности академии по подготовке высококвалифицированных специалистов.
При академии создан и успешно функционирует комбинат рабочих профессий, осуществляющий подготовку студентов по программам 27 рабочих профессий. Каждый студент в ходе обучения в нашем вузе, помимо основной специальности, овладевает несколькими рабочими профессиями, связанными с сельскохозяйственным производством, к примеру, тракториста, оператора машинного доения, пчеловода, осеменатора и т. д. Это позволяет значительно увеличить практическую составляющую обучения и его эффективность.
Об успешном функционировании системы непрерывного аграрного образования свидетельствуют следующие факты: из выпускников дневного отделения 2009 года, обучавшихся за счет средств госбюджета, было трудоустроено в сельскохозяйственные организации 78 %, в 2011 году - 79 %, в том числе 35 % получили направления на работу в рамках целевой контрактной подготовки. В 2009 году доля сельской молодежи в общем числе зачисленных на 1-й курс обучения составила 72,6 %, в 2011 - более 80 % [3].
Несмотря на сложную демографическую ситуацию (если в 2007 году выпускников школ здесь было более 12 тысяч, в 2009 - лишь немногим более 8 тысяч, в 2011 году - 7,8 тысяч), образование в Белгородской ГСХА продолжает пользоваться большим спросом среди абитуриентов. В 2009 году в Белгородской ГСХА не только не сократилось количество обучающихся, но и увеличилось по сравнению с прежними годами. В 2011 году количество студентов, обучающихся на бюджетной основе, также возросло. Конкурс в 2010 г. составил по дневному отделению - 3,8, в 2011 - 4,5, по заочному - 4,5 и 4,0 человека на место соответственно [4].
В Оренбургском государственном аграрном университете учебный процесс обеспечивают 7 факультетов (агрономический, лесохозяйственный, ветеринарной медицины и биотехнологий, информационных технологий, механизации сельского хозяйства, экономический, юридический), 4 института (Институт
управления, Институт дополнительного профессионального образования, Институт управления рисками и БЖД в АПК, Институт непрерывного профессионального образования), Таможенный колледж и 39 филиалов кафедр на производстве [5].
Отбор абитуриентов и их профориентация ведётся через Центры довузовской подготовки (ЦДЛ), Ассоциацию учебных заведений непрерывного аграрного образования, в которую входят 30 учебных заведений различного уровня (профтехучилища, колледжи, техникумы, вузы).
Общий контингент студентов университета составляет 8928 человек, в т. ч. 6464 - по очной форме обучения.
С 2002 года университет участвует в выполнении областного заказа по целевой подготовке специалистов для конкретных районов области (губернаторский набор). Каждый образовательный цикл студентов целевого набора непосредственно связан с тем сельскохозяйственным предприятием, в котором они будут работать после окончания обучения. Усилению связи с предприятиями различных районов области способствуют проводимые Дни районов в университете и Дни университета в районах, в которых кроме студентов активное участие принимают ведущие преподаватели вуза.
Интересным опытом, заслуживающим распространения, является работа «Ассоциации учебных заведений непрерывного аграрного образования». Учебные заведения разного подчинения и уровня подготовки специалистов объединены единой целью -развитие многоуровневой непрерывной системы инновационной подготовки высококвалифицированных специалистов.
В концепции развития этого учебного заведения записано: «НАША МИССИЯ - формирование инновационного кластера высокопрофессиональной сельской интеллигенции как локомотива и гаранта устойчивого развития экономики аграрно-индустриального приграничного региона» [5].
Кемеровский сельхозинститут ежегодно проводит дни открытых дверей для выпускников, прежде всего сельских школ, сотрудники кафедр выезжают в школы для проведения встреч с потенциальными студентами, ежегодно представители учебно-производственных бригад съезжаются в сельхозинститут для подведения итогов работы. За небольшой срок своего существования Кемеровский сельхозинститут смог добиться интересных достижений в отдельных направлениях. Особенно перспективной является деятельность проблемной научно-исследовательской лаборатории рекультивации нарушенных земель (зав. лабораторией М. А. Яковченко - канд. хим. наук, доцент). Это направление в перспективе может стать тем звеном, на основе которого будут развиваться все остальные направления работы института. Кузбасс с перспективой увеличения добычи угля нуждается в комплексе природоохранных мероприятий. Более на-
Литература
полненной может стать деятельность лаборатории агробиотехнологий (руководитель М. Г. Курбанова -канд. тех. наук, доцент) [6].
В целом делается немало. Но, к сожалению, ряд сельскохозяйственных вузов, к которым относится и Кемеровский сельскохозяйственный институт, не смогли в период перехода экономики на рыночные рельсы объединить вокруг себя учебные заведения сельскохозяйственного профиля. Причиной стали проблемы объективного и субъективного характера. Мы полагаем, Кемеровский сельхозинститут может стать методическим центром для учреждений образования сельскохозяйственного профиля, центром сосредоточения научных знаний в области современных агротехнологий и животноводства, природопользования в регионе.
На современном этапе подготовки специалистов для сельского хозяйства одной профориентации и выпуска агрономов и ветеринаров с дипломом о высшем образовании явно недостаточно. Инновационное развитие экономики, в том числе и сельского хозяйства, требует совершенно иных подходов к обучению и воспитанию будущих проводников новых идей, новых взглядов на развитие аграрного сектора и условия жизни социума в селе.
Учебные заведения сельскохозяйственного профиля должны иметь в своей материальной базе самую современную технику, самые передовые технологии, лучший семенной материал, элитные породы скота и т. п. Только на основе действительно лучшего из имеющегося можно привить у молодежи интерес к развитию сельского хозяйства. Нынешние выпускники аграрных университетов должны стать своего рода «декабристами в Сибири», несущими новые знания, умения и навыки сельским труженикам.
Возникает вопрос, какие шаги должны сделать учебные заведения, готовящие кадры для села.
Основным шагом при переходе на уровневые программы высшего образования и появлением возможности для студентов чередовать обучение и работу должно стать постепенное формирование в массовом сознании философии обучения на протяжении всей жизни.
В современных условиях рыночной экономики роль координатора во взаимодействии учебных заведений и работодателей (сельхозпредприятий, фермерских хозяйств) должны взять на себя общественные объединения - ассоциации фермерских хозяйств, сельских товаропроизводителей и т. п. Обсуждая в своих профессиональных сообществах проблемы развития своей отрасли, они смогут выступать в роли заказчика на те или иные группы специалистов, программы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Учебные заведения должны взять на себя миссию методического, научного сопровождения своих выпускников, консультационного центра для всех сельхозпроизводителей региона.
1. Амосов, А. Стратегия развития аграрной сферы: экономический портал. - Режим доступа: Шр://-institutiones.com/strategies/113 2-strategiya-razvitiya-agrarnoj -sfery.html
2. Погонышева, Д. А. Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Д. А. Погонышева. - М., 2010.
3. Турьянский, А. В. Модернизация аграрного образования / А. В. Турьянский // Ваш успех. - 2008. - № 6.
4. Официальный сайт Белгородской сельскохозяйственной академии. - Режим доступа: http://www.-bsaa.edu.ru/
5. Официальный сайт Оренбургского государственного сельскохозяйственного университета. - Режим доступа: http://www.orensau.ru/
6. Официальный сайт Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. - Режим доступа: http://www.ksai.ru/
Информация об авторах:
Крецан Александр Иванович - кандидат исторических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, Кемерово, [email protected].
Alexander I. Kretsan - Candidate of History, Assistant Professor at the Department of Finance and Credit, Kemerovo State Agricultural Institute.
Касаткина Наталья Эмильевна - доктор педагогических наук, профессор, академик МАН ВШ и АПСН, заведующая межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, [email protected].
Natalia E. Kasatkina - Doctor of Pedagogics, Honoured Worker of High School of the Russian federation, Head of the Inter-University Department of General and High School Pedagogics, Kemerovo State University.