РЫНОК ТРУДА И РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ОТ АВТОНОМНОСТИ - К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Современный рынок труда характеризуется неуклонным ростом конкуренции и повышением требований работодателей к кандидатам на замещение вакантных рабочих мест и должностей. Решение задач по ускорению роста объемов промышленного производства увеличивает потребность общества в образованных работниках, владеющих современными технологиями. Это ведет к росту спроса молодежи на высшее образование. С одной стороны, это хорошо, но с другой, имеет место неэффективное для экономики соотношение между подготовкой рабочих с начальным профессиональным и специалистов со средним и высшим профессиональным образованием.
В Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО состоялся «круглый стол» на тему «Состояние и проблемы регионального рынка образовательных услуг и рынка труда», в котором приняли участие руководители министерств образования и науки, труда и занятости, центров занятости населения, учебных заведений, ученые. Предлагаем мнения его участников.
КТО НУЖЕН РЫНКУ ТРУДА
Н.М. Волков, заместитель министра труда и занятости РТ
Рынок труда реагирует на любые изменения в экономике. Так, реформирование ЖКХ вызвало резкий рост обращаемости граждан в органы занятости республики. За 6 месяцев 2005 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась на 7,6 тыс. человек и достигла 35,3 тыс.
Особенностью рынка труда РТ является структурный характер безработицы. Предложение рабочей силы не соответствует ее спросу на рынке труда. Особенную озабоченность вызывает безработица среди молодежи, в том числе выпускников профессиональных учебных заведений.
Так, на начало июля 2005 г. на учете в центре занятости состояло более 10 тысяч молодых людей (в возрасте от 16 до 29 лет). Это 30% от общей численности безработных. В их числе более 800 выпускников учебных заведений всех уровней (151 чел. - выпускники вузов, 274 чел. -техникумов, 199 чел. - училищ, 257 чел. - общеобразовательных школ).
Одной из основных причин невостребованное™ молодых специалистов на рынке труда является их несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалификационной структурой спроса экономики на рабочую силу.
Это несоответствие приводит и к невозможности удовлетворить потребность организаций в квалифицированных работниках ряда профессий. Немало организаций всех отраслей экономики испытывает серьезные проблемы с обновлением кадров. Средний возраст работающих в промышленности превышает 50 лет.
В то же время многие учебные заведения не учитывают структуру кадрового спроса, готовят не тех кто нужен, а тех, кого могут.
Сегодня из 35 тыс. безработных каждый четвертый - с высшим или средним профессиональным образованием (14% - с высшим, 24% - со средним профессиональным).
Мало востребованными на рынке труда остаются специалисты экономического, юридического и социально-гуманитарного направлений. Предложения по ним значительно превышают спрос. Так, на одну вакансию бухгалтера условно претендует 17 человек, экономиста - 24, социального педагога - 24, юриста - 10 (данные на 1 июля 2005 г.).
Сегодня не вызывает сомнения необходимость государственного регулирования процессов подготовки специалистов. Основой такого регулирования должно стать государственное задание на подготовку кадров, сформированное в соответствии с прогнозом кадровых потребностей экономики.
Определенные шаги в этом направлении сделаны. В течение пяти лет в соответствии с постановлением правительства (от 31.12.1999 г. №887 «О формировании объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования Республики Татарстан») служба занятости проводит мониторинг предприятий о перспективной потребности в подготовке кадров в системе профессионального образования.
По данным мониторинга, проведенного в 2004 г., потребность в подготовке специалистов на 2005-2009 гг. по всем уровням образования составляет 137 тысяч человек, в том числе с высшим образованием - 27 тыс. или 19% от общей потребности, со средним специальным - 9 тыс., или 7%, с начальным профессиональным - 101 тыс., или 74%.
Среди специалистов с высшим образованием наибольшую потребность на ближайшие 5 лет работодатели заявляют в инженерах различного уровня (технолог, конструктор, механик, электронщик, программист и др.), врачах различной специализации, учителях.
В то же время подготовка по таким профессиям, как юрист, менеджер, экономист, психолог, специалист по социальной работе, бухгалтер в несколько раз превышает заявленную потребность в них.
Как ни парадоксально, но при значительных объемах подготовки инженеров в вузах республики предприятия испытывают дефицит в квалифицированных кадрах инженерных специальностей. То же касается учителей. Это говорит о том, что выпускники работают не по полученной в вузе специальности, а потраченные на их обучение бюджетные средства не приносят результатов.
Особенно велика потребность в рабочих кадрах. Сегодня не останутся без работы квалифицированные токари, фрезеровщики, аппаратчики, слесари-ремонтники, водители автотранспортных средств, рабочие строительных профессий. Объемы подготовки по этим профессиям в несколько раз меньше потребности предприятий республики. Сельское хозяйство республики испытывает недостаток механизаторов, трактористов. Особым спросом у работодателей пользуются специалисты-универсалы.
Одна из причин безработицы среди молодежи - недостаточная профориентационная работа. Необходимо активнее пропагандировать рабочие профессии, информировать учащихся о состоянии рынка труда. Мы должны объяснять и школьникам, и их родителям, что, выбирая профессию, надо думать не только о ее престижности, но и о возможности трудоустройства.
Несомненный вклад в информирование молодежи вносит республиканская профориентационная акция «Образование. Карьера».Особенностью Казанской выставки-ярмарки 2005 года была организация экспозиции учреждений профобразования в одном блоке с предприятиями, готовыми принять на работу их выпускников
На современном уровне развития технологий производства выпускники учебных заведений должны уметь работать на новейшем оборудовании, которым не всегда располагают учебные заведения. Государство сегодня не имеет возможности полностью обновить их материальную базу. Поэтому работодатели, являющиеся основными потребителями кадров, должны более активно проявлять заинтересованность в качестве подготовки, влиять на ее содержание и участвовать в расходах на эти цели.
В целях решения вопроса обеспечения экономики кадрами необходимых профессий с 2005 г. в республике введен в действие механизм целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (постановление КМ РТ от 15 июля 2005 г. №347 «О целевой контрактной подготовки специалистов в 2005/06 учебном году»), в соответствии с которым выпускник должен будет отработать не менее трех лет на предприятии, а предприятие участвовать в процессе подготовки специалиста. Объем госзаказа на контрактной основе на 2005/06 уч. год составил 1144 человека.
НУЖНА СЕРЬЕЗНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ И
СПЕЦИАЛИСТОВ
Р.Ф. Шайхелисламов, министр образования и науки РТ,
доктор экономических наук, профессор
Сегодня во всех субъектах Российской Федерации имеет место огромный дисбаланс между рынком труда и рынком образования, огромное несоответствие профессиональноквалификационной структуры учебных заведений профессионального образования потребностям экономики. Чтобы возродить отечественную промышленность, требуются токари, фрезеровщики, слесари и т.д. А в профессиональных училищах больше готовят поваров, швей, секре-тарей-машинисток, продавцов...
Сегодня молодежь оказалась беззащитной перед рынком образования. Ряд институтов (в основном это филиалы коммерческих вузов) при помощи недобросовестной рекламы привлекает студентов в свои учебные заведения на те специальности, которые кажутся очень востребованными и привлекательными, но на самом деле не обеспечены рабочими местами. Явный перебор у нас с юристами и экономистами по всей России. И в тоже время толкового юриста или экономиста найти трудно.
Широкомасштабный захват образовательного рынка людьми, плохо подготовленными к организации такого обучения, наносит огромный удар по экономике и социальной сфере. Поэтому сегодня республике совместно с советами ректоров, с учеными советов вузов необходимо проделать серьезную работу, чтобы привести структуру вузовских специальностей в соответствие с потребностями экономики.
Сегодня образовательную деятельность в Республике Татарстан осуществляют 23 государственных высших учебных заведения и 29 филиалов государственных вузов. Кроме того, в республике действуют 9 негосударственных высших учебных заведений и 19 филиалов. За последние десять лет число студентов возросло в 2,8 раза.
В ближайшее время ожидается, что вузы в соответствии с Болонским процессом будут более активно применять кредитную или зачетную форму обучения, которая достаточно хорошо развита в вузах Европы и позволяет молодежи реализовывать собственную траекторию обучения. Ее суть в том, что студент знает, где он будет востребован, он готовит себя к определенному рабочему месту и в соответствии с этим сам выбирает для изучения те предметы, которые ему будут нужны. Тем самым он невольно становится участником процесса регулирования дисбаланса между рынком образования и рынком труда.
К сожалению, у нас сегодня нет мониторинга положения дел в системе профессионального образования, слабое представление о профессиональной квалификации мастеров и преподавателей, учебно-материальной базе многих учебных заведений, характере связей между ними и предприятиями. Нет и рычагов приведения профессиональной подготовки в высшей школе в соответствие с потребностями экономики страны, и это плохо.
Сегодня экономика республики испытывает большой дефицит кадров в самых разных рабочих профессиях. И поэтому необходим механизм регулирования рынка образования и рынка труда в каждом районе. Это ненормально, когда вся молодежь идет в вузы, а работать некому. Ведь именно рабочий класс создает экономическое благосостояние. Поэтому нужна очень серьезная политика в области подготовки рабочих и специалистов с высшим образованием.
Начинать надо с серьезного мониторинга состояния всех звеньев системы образования. В начальном, среднем и высшем профессиональном образовании сохраняется диспропорция в подготовке специалистов. Если в 1990 году соотношение приема в учреждения НПО, СПО, ВПО составляло 2:1:0,9 соответственно, то в 2004 году оно стало иным: 0,8:0,8:2. По оценкам специалистов эти цифры сегодня должны выглядеть так: 1:1:1. Складывающаяся в РТ ситуация с сокращением учащихся требует проведения структурных преобразований в сфере профессионального образования.
РАСТЕТ ДОЛЯ ЗАНЯТЫХ В НЕМАТЕРИАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
З.М. Клоотен, заместитель директора Центра занятости населения г. Альметьевска
Анализ занятости населения в Альметьевском районе и г. Альметьевске свидетельствует о возрастании доли занятого населения в отраслях нематериального производства: торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках, кредитовании, финансах и страховании, в малом и среднем бизнесе.
Наибольшую потребность в кадрах испытывают сферы образования и обслуживания, торговля, частные предприятия. Наиболее востребованы среди работодателей бармены, кассиры, официанты, парикмахеры, повара, продавцы, водители разных категорий, машинисты, слесари, токари, электрогазосварщики, электромонтеры и рабочие неквалифицированного труда (дворники, грузчики, подсобные рабочие, уборщицы), а среди служащих и специалистов -агенты страховые, инженеры (энергетик, сметчик, химик, проектировщик, конструктор, технолог, механик), менеджеры.
Анализ соотношения спроса и предложения рабочей силы показывает, что в целом прогнозируется переизбыток рабочей силы со средним и высшим профессиональным образованием и рост дефицитности ряда квалифицированных рабочих профессий.
Среди специалистов с высшим образованием нехватка кадров будет ощущаться в сфере образования, здравоохранения, в области информатики и вычислительной техники, излишек -в сфере машиностроения, химических технологий, гуманитарных дисциплин.
Наибольшим спросом будут пользоваться лица с начальным профессиональным образованием в сфере эксплуатации транспорта, в автоматике и управлении, машиностроении, строительстве, технологии машин и оборудования.
МЫ СВОЕВРЕМЕННО СОРИЕНТИРОВАЛИСЬ НА ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА
И.Р. Салахов, директор Альметьевского торгово-экономического техникума
Наш техникум готовит специалистов для торговли и общественного питания. Изменения, произошедшие в этих отраслях народного хозяйства, не могли не сказаться на взаимоотношениях техникума и рынка труда. Появление огромного количества частных предприятий торговли и массового питания, при сокращении государственных, внесло свои коррективы как в подготовку выпускников, так и в их трудоустройство. Стали востребованными многопрофильные выпускники: если это технолог приготовления пищи, то с него требуется наличие разряда рабочих профессий повара, официанта, кондитера, калькулятора, бармена, если продавец - то кассира-контролера, консультанта зала, если бухгалтер - оператора ЭВМ. Удовлетворение этих потребностей стало возможным, с одной стороны, за счет тех свобод, которые предоставляют стандарты образования в виде дисциплин по выбору студента; резерва времени; национально-регионального компонента; факультативных занятий. С другой стороны, за счет предоставления дополнительных образовательных услуг своим студентам.
Своевременная ориентация на потребности рынка труда дала свои плоды: когда выпускники многих техникумов заполняли ряды безработных, спрос на наших выпускников не снижался ниже уровня 98 процентов, а сегодня мы не в состоянии удовлетворить спрос на технологов и продавцов.
Высокая потребность в наших выпускниках отнюдь не означает, что работодатели с желанием и энтузиазмом помогают учебному заведению в подготовке специалистов. В последние годы наметилась тенденция к «потребительскому взаимодействию» со стороны рынка труда. Работодатели хотят получить хороших специалистов без участия в процессе их подготовки: они не проявляют желания в целевой подготовке специалистов для себя, с трудом предоставляют места производственной практики, не говоря уже о спонсорской помощи для укрепления учебно-материальной базы техникума.
В этих условиях перед учебными заведениями встает проблема: как перевоспитать субъектов рынка труда из потребителей в заинтересованных партнеров. Педагогический коллектив ищет пути ее решения. Второй год у нас работает «Служба трудоустройства выпускника», в которую кроме представителей техникума входят начальники ОК предприятий, руководители ОРСов и УРСа ОАО «Татнефть». В числе основных направлений работы службы:
- определение эффективных критериев качества подготовки специалистов на проектном, реализационном и достигнутом уровнях;
- анализ потребности рынка в выпускниках техникума и на их основе выработка рекомендаций для составления проекта контрольных цифр приема;
- мониторинг закрепления выпускников на рабочих местах и их профессионального роста;
- проведение ярмарок рабочих мест для выпускников техникума;
- презентация студентов, как специалистов, через участие в обслуживаниях общегородских мероприятий;
- контроль за качеством подготовки специалистов через участие в государственной аттестации выпускников;
- анализ соответствия учебно-материальной базы подготовки специалистов, привлечение спонсорских средств для ее развития.
Проведенный мониторинг закрепления выпускников на предприятиях показал, что успеха в социальной и профессиональной карьере добились далеко не выпускники с «красным дипломом», а наши активные во всех отношениях ударники и «середнячки», что еще раз подтверждает результаты научных исследований: преуспевание выпускника только на 20% зависит от знаний дисциплин, а остальное от уровня развития ключевых компетенций.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ТРЕБУЕТСЯ «ШТУЧНАЯ» ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Е.А.Миронова, преподаватель Казанского энергетического техникума, кандидат педагогических наук
Сегодня понятие рынка труда в электроэнергетике вполне условное, поскольку выпуск специалистов из ССУЗ планируется на уровне выпуска предыдущих лет безотносительно перспективы их трудоустройства. Это связано и с отсутствием анализа состояния и прогнозирования кадрового обеспечения в отрасли и федеральной принадлежностью учебных заведений. Реально рынок труда на энергопроизводстве практически заполнен. Новые вакансии появляются эпизодически при выходе на пенсию ветеранов или при изменении структуры предприятий. Но любая реструктуризация энергопредприятий косвенно направлена на сокращение численности персонала. Поэтому сегодня можно говорить только о персональной подготовке специалистов средней и высшей системы профессионального образования для конкретных рабочих мест в конкретной сфере деятельности.
Например, в Казанском энергетическом техникуме осуществляется подготовка по специальности 1001 «Техник-электрик по обслуживанию электрооборудования электростанций и сетей». Эта формулировка очень общая, так как в энергопредприятиях ОАО Татэнерго насчитывается около десяти основных профессий обслуживающего персонала, соответствующих данной специальности. Следовательно, чтобы попасть на конкретное рабочее место необходимо иметь, кроме общего профессионального образования, узкую специализацию хотя бы по нескольким видам деятельности, то есть речь может идти только об индивидуальной подготовке.
Кроме того, происходящие в энергетике изменения, внедрение оперативных информационных комплексов на базе ПЭВМ, автоматических систем контроля учета тепловой и электрической энергии значительно повлияли на требования к уровню профессиональной подготовки. Неотъемлемой частью производственного предприятия, начиная от пилотных проектов небольшого масштаба для автоматизации рабочих мест технологов и заканчивая крупномасштабными проектами на уровне энергетического комплекса, стали информационные техноло-
гии. Компьютерная грамотность - обязательное требование к техническому персоналу и в этом значительный шанс для молодых специалистов, обладающих большей психологической готовностью к внедрению информационных технологий. Выпускники учебных заведений должны иметь навыки программирования прикладных задач, построения алгоритмов. Для этого в профессиональной подготовке надо выйти из рамок одной дисциплины «Информатика» и ввести на уровне учебных программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам обязательные требования к знаниям базовых программных продуктов по специальности и умениям использовать прикладные программные средства. Сегодня рынок труда требует «штучной» подготовки специалистов.
ЮРИСТЫ И ФЕЛЬДШЕРЫ РАБОТОДАТЕЛЯМ НЕ ТРЕБУЮТСЯ
Н.Н. Богданова, директор Центра занятости населения г.Зеленодольска
По результатам проведенного нами опроса 1880 юношей и девушек, учащихся выпускных 9 и 11 классов школ г. Зеленодольская и Зеленодольского района, выяснилось , что большая их часть хочет учиться в высших учебных заведениях, 12% - в техникумах (колледжах) и лишь 5,7% - в начальных профессиональных учебных заведениях. Причем 36,5% хочет проявить себя в сфере управления, коммерции, менеджмента, 16,9% - в сфере науки, образования, культуры. В промышленности хотели бы работать 7% выпускников школ, а в сельском хозяйстве всего лишь 1%.
К сожалению, профессии и специальности, выбранные учащимися, не соответствуют спросу работодателей. Сегодня на рынке труда города и района 87% вакансий составляют рабочие профессии (водители, каменщики, кровельщики, стропальщики, облицовщики-плиточники, операторы котельной, электрогазосварщики, токари, фрезеровщики, слесари механосборочных работ, плотники и др. Причем на одну вакансию рабочей профессии претендует два человека, в то время как на одну вакансию специалиста - 40.
Такое несоответствие спроса и предложения связано с тем, что подготовка кадров ведется без учета реальных потребностей рынка труда. Рынок труда и рынок образования существуют отдельно друг от друга, а должны быть взаимосвязаны, но пока эти связи проработаны слабо. Конечно, нельзя не учитывать и того объективного факта, что 54% вакансий - с заработной платой ниже прожиточного минимума.
В рамках реализации постановления кабинета министров РТ «О формировании объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования РТ» от 31.12.1999 г. центром занятости населения проведена работа по сбору и обобщению сведений от работодателей города и района о потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования города на ближайшие пять лет.
Перспективная потребность в подготовке кадров на период до 2007 года составляет 4915 человек. Предприятиям города и района необходимы рабочие и специалисты по 153 различным профессиям и специальностям. В основном работодателями будут востребованы квалифицированные рабочие - потребность в них составляет 3426 человек по 50 профессиям (69,7% от общей потребности в подготовке кадров).
Ежегодная потребность в рабочих профессиях на рынке труда превышает подготовку по ним в учебных заведениях.
По специальностям, требующим среднего профессионального образования, потребность составляет 743 человека (15,1% общей потребности) по 41 профессии (наладчик автоматов и полуавтоматов, наладчик холодноштамповочного оборудования, слесарь по ремонту автомобилей, техник-технолог, ветеринарный фельдшер и др.).
По специальностям, требующим высшего профессионального образования, потребность составляет 746 человек (15,2% общей потребности) по 62 специальностям (врач-терапевт, зоотехник, инженер-конструктор, инженер-металлург, инженер по сварке, инженер-программист и др.). Подготовка по таким специальностям, как экономист, бухгалтер и некоторым другим в
несколько раз превышает заявленную работодателями перспективную потребность. Такие специальности, как юрист, фельдшер работодателями не заявлены вообще и уже несколько лет не значатся в банке вакансий.
Как видно, рынок образовательных услуг не отвечает запросам рынка труда. Одним из вариантов решения этой проблемы является корректировка профилей обучения в системе профессионального образования, качества подготовки рабочей силы на рынке труда путем профессиональной ориентации и профессионального обучения безработных и незанятых граждан.
Обучение, переобучение и повышение квалификации безработных и незанятых граждан проводится центром занятости населения по более чем 50 профессиям и специальностям в соответствии с требованиями рынка труда. В результате более 90% граждан, прошедших такое обучение (а среди них много и лиц, имеющих высшее профессиональное образование), трудоустроились и успешно работают.
БЕЗ КОРЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА НЕ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАДРАМИ
В. С. Сунгатов, директор Буинского ветеринарного техникума, кандидат педагогических наук
В условиях рыночной экономики на развитие среднего ветеринарного образования влияют такие факторы, как экономическое состояние предприятий АПК и личных подсобных хозяйств граждан; уровень развития животноводства; ветеринарное состояние животноводческих помещений; система предприятий по переработке продукции животноводства; экспорт и импорт животных продуктов и сырья; уровень развития ветеринарной службы района (города). Поэтому одним из существенных условий эффективного функционирования и развития своего учебного заведения мы считаем социальное партнерство.
Подготовка специалистов в Буинском ветеринарном техникуме основывается прежде всего на учебных планах, учитывающих уровень и перспективы развития отрасли.
Не секрет, что часть студентов поступает в техникум потому, что не прошла по конкурсу в вуз. Сельскохозяйственные ССУЗ в РТ имеют возможность заключить договоры с Казанской государственной академией ветеринарной медицины, с Казанской государственной сельскохозяйственной академией о сотрудничестве. Интеграция техникума с вузами обеспечивает многопрофильную и многоступенчатую подготовку специалистов сельского хозяйства, позволяет многим студентам продолжить обучение по специальности.
Мы учитываем также, что получая знания и умения по своей специальности, сегодня каждый студент должен иметь возможность получения и смежных специальностей. Поэтому наши студенты, помимо основной профессии, могут приобрести дополнительные профессии из 12-ти профессиональных квалификаций (водитель категории «А», «В», «С», «Д», «Е», оператор машинного доения, пчеловодство, судебно-ветеринарная экспертиза, оператор по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, эксплуатация ПЭВМ и др.).
Работа по трудоустройству выпускников техникума ежегодно проводится в несколько этапов:
1) изучается текущая потребность предприятий в специалистах, выпускаемых техникумом и осуществляется обратная связь с предприятиями, т.е. техникум предоставляет перспективные данные о количестве выпускников;
2) составляются опросные листы по выпускным группам, куда заносятся сведения о возможности самостоятельного трудоустройства, поступления в вуз или призыва в армию;
3) в мае каждого года администрацией техникума организуется встреча будущих выпускников с работодателями, на которой проводится индивидуальное распределение молодых специалистов.
Ежегодно 100% выпускников по специальностям 3104 «Ветеринария» и 3103 «Зоотехния» трудоустраивается. По заключению аттестационной комиссии Департамента кадровой
политики и образования МСХ РФ качество подготовки ветеринарных фельдшеров в техникуме соответствует требованиям ГОС.
Молодые специалисты уверенно находят свое место в жизни. Большинство их работает фельдшерами в учреждениях государственной ветеринарной службы и сельскохозяйственных предприятиях. Они достаточно быстро адаптируются в производственных коллективах, обладают хорошими практическими навыками, умеют грамотно анализировать результаты производственной деятельности. Техникум регулярно получает положительные отзывы о работе своих выпускников от руководителей хозяйств, ветеринарных врачей и начальников управлений сельского хозяйства и продовольствия районов республики.
К сожалению, в последние годы сократилось количество студентов, обучающихся по контрактно-целевой программе. В то же время такая форма подготовки специалистов весьма эффективна, так как является, с одной стороны, социальной поддержкой молодежи в период студенчества и гарантией трудоустройства выпускника в хозяйство, хорошо знакомое ему в течение многих лет. С другой стороны, любое хозяйство, финансируя подготовку специалиста, может рассчитывать на получение высококвалифицированных кадров.
Безусловно, социальное партнерство способствует более эффективной подготовке студентов в сельскохозяйственных ССУЗ, повышению их интереса к избранной профессии. Но проблема дефицита квалифицированных кадров на селе сохраняется. Для изменения существующего положения необходимо направить усилия государства на реформирование села, изменение отношения людей к сельскохозяйственному труду как непрестижному в современных условиях. Решить эту проблему можно лишь путем коренного преобразования сельскохозяйственного производства, условий труда и быта сельчан.
ПРИОРИТЕТНОЕ ВНИМАНИЕ - НАЧАЛЬНОМУ И СРЕДНЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ А.В.Леонтьев, руководитель Департамента управления качеством начального и
среднего профессионального образования Министерства образования и науки РТ, доктор педагогических наук, профессор
Президент и правительство РТ неоднократно подчеркивали важность приоритетного развития системы подготовки рабочих и специалистов, ее ключевую роль в формировании трудовых ресурсов республики. В республике реализуется целевая «Программа развития начального профессионального образования Республики Татарстан на 2005-2008 гг.», в рамках которой осуществляется укрепление материально-технической и учебно-методической базы профтехобразования.
Вместе с тем следует отметить ряд факторов, мешающих стабильному развитию системы начального профессионального образования:
в связи с отсутствием обоснованных прогнозов потребности рынка труда наблюдается дисбаланс объемов профилей подготовки рабочих кадров. В условиях развала института базовых предприятий большинство учреждений начального профессионального образования слабо взаимодействует с заказчиками кадров, отсутствует гибкость в оказании образовательных услуг;
изношенность учебно-материальной базы (здания и сооружения, техника, учебнолабораторное оборудование и проч.) на 1 января 2005 г. составляла 50-80%;
из-за низкого уровня оплаты труда происходит отток квалифицированных мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
число мастеров производственного обучения, имеющих лишь начальный уровень профессионального образования, составляет 21,1%;
число выпускников учреждений НПО с повышенным разрядом не превышает 25%.
Среднее профессиональное образования в РТ обеспечивает получение достаточно доступного и массового образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена.
Значительное количество средних профессиональных учебных заведений, их равномерное размещение на территории республики, относительно короткие сроки и невысокие затраты на
обучение обуславливают гибкость и мобильность образовательных услуг, оказываемых системой СПО.
В настоящее время в республике, наряду с государственными ССУЗ, развиваются и негосударственные. Кроме этого, 10 вузов реализуют программы среднего профессионального образования.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования к 2007 г. часть учебных заведений СПО предусмотрено передать в ведение субъектов Российской Федерации. С 1 января 2005 г. 14 техникумов переданы в ведение РТ.
Модернизация и совершенствование начального и среднего профессионального образования предполагает достижение трех важнейших взаимодополняющих целей: повышение его качества, эффективности и доступности, в рамках реализации которых:
- активизирована деятельность по созданию трех многопрофильных ресурсных центров коллективного пользования по отраслям «Сельскохозяйственное производство» (2), «Машиностроение и металлообработка» (1);
- на основе перспективных потребностей республиканского рынка труда ведется работа по переводу учреждений начального и среднего профессионального образования на новую структуру специальностей;
- осуществляется эксперимент по проведению независимой оценки и сертификации профессиональной квалификации выпускников УНПО республики по профессиям металлообрабатывающего профиля и АПК.
Сегодня, в условиях регионализации, работа учреждений НПО и СПО должна строиться на следующих принципах:
- открытости и доступности системы профессионального образования;
- ориентация на потребности республиканского рынка труда, а не спрос на образовательные услуги; подготовка кадров преимущественно по заказам предприятий;
- развитие многоуровневых образовательных комплексов НПО-СПО или НПО-СПО-ВПО;
- многоканальное нормативное финансирование, осуществляемое через социальное партнерство, соучредительство, заключение договоров на подготовку кадров;
- независимая итоговая оценка и сертификация профессиональной квалификации выпускников;
- конкурентоспособное качество подготовки рабочих и специалистов.
При этом основная цель видится в обеспечении сбалансированности рынка профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Достижение этой цели предусматривает решение следующих адач:
1. Привести объемы, структуру и качество подготовки рабочих и специалистов в соответствие с потребностями заказчиков кадров.
2. Приблизить качество профессионального образования к потребностям инновационного развития республики.
3. Создать условия для устойчивого развития учреждения НПО и СПО.
4. Расширить спектр и повысить мобильность оказываемых образовательных услуг.
5. Создать единую республиканскую систему управления качеством начального и среднего профессионального образования независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
В результате ожидается качественное изменение системы управления учреждениями НПО и СПО, расположенными на территории РТ, ликвидация существующего дисбаланса между потребностями рынка труда и объемами подготовки рабочих кадров и специалистов в разрезе территорий и в целом по республике, повышение качества подготовки, закрепляемое™ и адаптации выпускников, увеличение доли выпускников с повышенными разрядами до 40-50%, повышение престижности и сохранение доступности рабочих профессий.
Таким образом, в развитии начального и среднего профессионального образования РТ в 2005 г. начались серьезные изменения. Можно констатировать, что практико-ориентированное профессиональное образование будет преимущественно сосредоточено на региональном уровне.
Таким образом, опережающее развитие начального и среднего профессионального образования теперь является задачей, стоящей перед региональной властью и региональными структурами управления образованием.
П.Н.Осипов, зав. лабораторией региональных проблем профессионального образования ИПППО РАО, доктор пед. наук, профессор
Анализ развития образования в мире показывает, что сегодня оно изменяет свой статус в социальной жизни, все в большей мере превращается в сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяются действия рыночного механизма с его законами спроса и предложения, конкуренции, маркетинга и т.д.
Образовательные услуги - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению возможностей для приобретения определенных знаний и умений, для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей. Под образовательной услугой в сфере профессионального образования понимается предоставление возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя этой услуги и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда.
Учебные заведения профессионального образования, предлагающие образовательные услуги, создают предложение на рынке образования. Клиенты, то есть потребители, предприятия и организации, покупающие образовательные услуги, создают спрос на рынке труда.
Работодатели и управления труда и занятости говорят, что сегодня не останутся без труда квалифицированные рабочие. Почему же их так не хватает? Не от того ли, что их труд не получает достойной оплаты? Как-то в Зеленодольске после выступления одного из «генералов» (генерального директора предприятия) его спросили о зарплате. Тот долго не называл конкретной цифры, а после того, как его все же вынудили это сделать, я попросил присутствующих в зале многочисленных молодых людей поднять руки, кого названная зарплата устраивает. В зале был дружный смех.
Не от того ли сегодня на рынке труда этого города и района 87% вакансий составляют рабочие профессии, что, как свидетельствует директор Центра занятости населения, 54% вакансий - с заработной платой ниже прожиточного минимума?
Наверное, не случайно рынок труда на энергопроизводстве, как об этом сказала Е.А.Миронова, практически заполнен, а Альметьевский торгово-экономический техникум, по словам его директора И.Р. Салахова, сегодня не в состоянии удовлетворить спрос на технологов и продавцов.
Мы говорим, что сегодня нужен механизм регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг, но забываем (или умалчиваем?!), что в его основе должны быть экономические рычаги. Работодателям нужны специалисты-универсалы, но готовы ли они достойно оплачивать их труд? И не в ответе ли на этот вопрос ключ к оптимизации взаимоотношений рынка труда и рынка образовательных услуг?
В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с работодателями учебные учреждения смогут выполнить свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям, востребованным на рынке труда. Создание системы социального партнерства автоматически заставит решить проблему прогнозирования социальноэкономического развития региона и позволит достичь сбалансированности между экономикой, профессиональной школой и демографией населения.
Несомненно, в современных условиях должна действовать хорошо отработанная система взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Материалы «круглого стола» подготовил П.Н.Осипов