рам следует также отнести лекарства, медицинские и образовательные услуги, а также такие специфические товары, как алкогольные и табачные изделия, услуги такси в мегаполисах и т.д. Таким образом, адаптивные инфляционные ожидания способны также приводить в действие опасный механизм самовоспроизведения инфляции. Инфляционные ожидания, приводя к резкому повышению совокупного спроса, являются катализатором действия других факторов, которые обуславливают сокращение предложения.
Также к внутренним факторам инфляции можно отнести ускорение темпов роста численности занятого в экономике населения. По оценкам, этот показатель увеличился в 2007 г. на 2,5% (в 2006 г. - на 0,8%; в 2005 г. - на 1,3%). Темпы роста производства росли значительно быстрее. В результате в 2007 г. производительность труда возросла на 5,5% (в 2006 г. - на 6,5%, в 2005 г. - на 5%), что ограничивало рост цен в экономике [4, с. 13; 5, с. 16].
1. Ильяшенко В.В. Макроэкономические и микроэкономические факторы инфляции в трансформируемой экономике России: автореф. дис. ...д-ра экон. наук. Екатеринбург; 2007.
2. История экономических учений: в 2 ч. М.: МГУ 1994. Ч. 2.
3. Квартальный обзор инфляции (IV квартал 2005 год). М.: Банк России, 2006.
4. Квартальный обзор инфляции (IV квартал 2006 год). М.: Банк России, 2007.
5. Квартальный обзор инфляции (IV квартал 2007 год). М.: Банк России, 2008.
6. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. 2007. № 10.
7. Фетисов Г Инфляция и рост регулируемых цен // Финансы. 2005. № 7.
8. Brouwer G. de, Ericsson N.R. Modeling Inflation in Australia // Journal of Business and Economic Statistics. 1998. Vol. 16.
9. Sargent T.G. Inflation: Causes and Effects. Chicago: University of Chicago Press, 1982.
УДК 330.12
УСИЛЕНИЕ ВИДОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ БЛАГ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
П.А. Гужвин,
соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
Центральной категорией экономической теории является благо, те. все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенные человеческие потребности и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. «Благо вообще есть нечто, приносящее пользу, в частности же сама польза или то, что с нею едино» [2, с. 275]. Благом (по Марксу - потребительными стоимостями [5. Т.1, с. 47, 188]) называют категорию в аристотелевском смысле слова - все, что может потенциально служить удовлетворению любых потребностей организма. В простейших случаях блага оказываются невещественными - свет, лучи солнца, услуга, общение людей. Благами называют и вещественные полезности, начиная с воздуха и воды.
Если блага существуют в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека, то они называются неэкономическими, или даровыми. Даровые блага А. Маршалл определял как «блага, которые никем неприсвоены и доставляются без приложений усилий человека» [6, с. 114]. Эти блага также удовлетворяют потребности людей, но на них не затрачиваются ресурсы. «Некоторые блага существуют «свободно» в природе в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных человеческих потребностей. Типичный пример - воздух, необходимый для жизни человека, но имеющийся в изобилии. Воздух, следовательно, не есть предмет производственной деятельности или обмена ввиду того, что его потребление происходит естественно» [8, с. 347]. Классики экономической науки констатировали существование свободных благ, отмечая прежде всего воздух, свет и тепло солнца, воду, ветер. Ксенофонт указывал на возможность купаться, прохлаждаться в тени или от дуновения ветерка [4, с. 213].
Динамичное развитие общества неизбежно приводит к возникновению новых процессов, явлений и экономических проблем. То, что недавно считалось общедоступным благом, становится товаром, обретающим стоимость, цену, конкурентоспособность и другие рыночные свойства. В мире практически не осталось даровых благ. Это связано с тем, что благо является даровым, только если оно существует в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.
«Опыт показывает, что блага одного и того же рода, не обнаруживающие экономического характера в одних местностях, в других являются эко-
♦
♦
номическими благами, и что блага одного и того же рода в одном и том же месте то получают, то теряют экономический характер в зависимости от изменения условий. В то время как не имеют экономического характера количество воды для питья в местностях, изобилующих источниками, сырые стволы деревьев в первобытных лесах и даже участки земли в некоторых странах, те же блага в то же время в других местностях обнаруживают экономический характер ...» [7, с. 83].
Экономические блага - это ограниченные факторы производства, ресурсы, которые могут быть дарами природы, но чаще всего они - продукт труда. В свою очередь, продукты труда могут быть предназначены не для собственного потребления, т.е. быть продуктом натурального производства, а для обмена, т.е. быть товарами. В настоящее время большинство благ имеет товарную форму, а товарное производство является господствующей и всеобщей экономической формой. Экономические блага обладают полезностью, ограничен-но-стью (редкостью), ресурсоемкостью.
Критерий деления благ на вещественные (материальные) и невещественные (нематериальные) -это наличие материальности, т.е. качественной определенности. Многие из материальных бпаг могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом, а процесс их пополнения в течение определенного периода - потоком. Исходя из срока использования различают материальные блага длительного пользования (их потребление распределено во времени, например дома, мебель, бытовая и производственная техника) и разового (кратковременного) пользования (продукты питания, электричество и т.п.). Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, т. е. потребляются постепенно, в течение целого ряда последовательных использований (производственное оборудование). Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются.
Термин «нематериальные блага» применяется в тех случаях, когда «производимый продукт неотделим от того акта, в котором он производится» [5. Т. 26, с. 420 -421]. Под нематериальным производством с точки зрения простого процесса труда понимается такой род взаимодействия человека с природой (включая и самого человека), в процессе которого целесообразный труд выступает источником специфических потребительских стоимостей преимущественно в виде полезного эффекта самой деятельности: знания, управленческие решения, образование, воспитание, культура, здоровье [1, с. 3]. Как мы видим, это определение почти дословно раскрывает сущность услуги, т.е. нематериальные блага - это услуги.
Услуга - это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. От полезных вещей услуга отличается тем, что в ней совмещаются процессы производства и потребления. В большинстве случаев невозможны взаимозаменяемость, накопление, хранение, транспортировка услуг. Различают следующие виды услуг: личные, удовлетворяющие потребности каждого человека в получении образования, лечения, культурно-бытового обслуживания, и специфи-
ческие, удовлетворяющие коллективные или особые потребности (управление, оборона, наука, охрана общественного порядка).
В зависимости от характера производственного процесса выделяют услуги общественно организованного обслуживания и услуги частных лиц. По сферам приложения труда услуги подразделяются на услуги, потребляемые материальным производством, и услуги, потребляемые нематериальным производством. В зависимости от принадлежности нематериальные блага можно разделить следующим образом:
- блага, принадлежащие физическим лицам, например жизнь, здоровье, честь, достоинство, имя, деловая репутация, право на здоровую окружающую среду и др.; ко внутренним нематериальным благам относятся собственные качества и способности человека (например, деловые способности, профессиональное мастерство, способность получать удовольствие от чтения и музыки); к внешним нематериальным благам можно отнести репутацию, а также деловые и социальные связи людей (например, отношения с коллегами по работе, одноклассниками, одногруппниками, соратниками, друзьями, соседями, родственниками);
- блага, принадлежащие только юридическим лицам различных форм собственности, их филиалам, дочерним предприятиям; к таким благам можно отнести деловую репутацию, фирменное наименование, товарный знак, ноу-хау, авторские права, коммерческую, служебную тайну и др.
Блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К непередаваемым благам относятся личные качества и способности человека к действию и наслаждениям, часть деловых связей, зависящих от доверия к личности, а также благоприятные климатические условия, воздух, гражданские привилегии и права, возможность пользоваться общественной собственностью. Все остальные блага относятся к передаваемым.
В информационной экономике рост доходов населения приводит к качественному изменению в структуре потребительского спроса: спрос на разного рода услуги начинает расти быстрее спроса на промышленные товары. В то же время производительность труда работников, занятых в сфере услуг, растет гораздо медленнее, чем в промышленности и сельском хозяйстве, так как человека, работающего, например, в сфере образования, здравоохранения или управления, гораздо труднее заменить машиной. Эти два фактора, действуя одновременно, обусловливают рост доли занятых в сфере услуг за счет их сокращения как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Относительно медленный рост производительности труда в секторе услуг приводит также к относительному удорожанию услуг по сравнению с товарами, производимыми промышленностью и сельским хозяйством. Рост объема производства в сфере услуг и рост цен на услуги вместе объясняют быстрый рост доли услуг в ВВП. В конечном счете сектор услуг занимает ведущее положение в экономике, что характерно для постиндустриальной стадии развития. Если в 1980 г. услуги составляли примерно половину совокупного мирового объема производства, то в 1996 г. их доля достигла уже почти двух третей мирового ВВП.
Во всем мире люди все больше заняты производством того, что экономисты называют «неосязаемыми»
товарами, удовлетворяя растущий спрос как на традиционные виды услуг (медицину, образование, государственное управление), так и на многие новые, не существовавшие ранее услуги (компьютерные, информационные, деловые и пр.).
Следует отметить еще одну тенденцию, характерную для информационной экономики: многие материальные блага приобретают характер нематериальных. Многие товаропроизводители занялись брендингом -деятельностью, предполагающей целенаправленное формирование бренда - уникального образа торговой марки в массовом сознании, позволяющего не только четко дифференцировать торговую марку от конкурентных, но и вызывать настоящую приверженность потребителей марке. В качестве инструмента воздействия на потребителей компания-производитель может формировать «культ потребления» своего продукта (бренда) с помощью сопутствующих товаров. Причем этот образ представлял собой не продукт спонтанного восприятия потребителем функциональных характеристик товара, а результат целенаправленных усилий по разработке и внедрению в массовое сознание комплекса представлений о бренде - концепта бренда. Потребительские свойства материального продукта перестают полностью определяться естественными свойствами материала, из которого он произведен. Они превращаются в некоторый духовный, художественный или социальный образ.
Критерий деления благ на настоящие и будущие -это степень непосредственного влияния на жизнь сегодняшнего поколения. К благу настоящему Бем-Баверк относит зарплату и те доходы, которые можно потратить сегодня. Благо будущее - это средства производства и труд. Они тоже принесут блага, но в будущем. Людьми благо настоящее ценится выше благ будущего. Капиталист тратит дорогое настоящее благо на выплату зарплаты в расчете на то, что в будущем ему не просто вернут его затраты, но он получит сверхблаго. Разница между оценкой настоящего блага и оценкой блага будущего и составляет прибыль капиталиста («процент ожидания»). За это время ожидания капиталист получает прибыль.
В современной трактовке будущие бпага отражают интересы будущих поколений, условия существования которых закладываются уже сегодня и определяются затратами на фундаментальную науку, образование, влиянием современной системы жизнеобеспечения на экологию. Реализация долгосрочных целей предполагает прямые вычеты из потребления современного поколения. Блага сегодняшние можно связать с проблемой «качества жизни» современного поколения. Очевидно, что расходы, обеспечивающие блага первой группы, оказывают обратное влияние на возможности производства будущих благ:
Будущие бпага могут быть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляет развитие будущей способности самостоятельного мышления, скажем, умножения чисел. Остальные блага имеют значение в данный момент времени, являются настоящими.
Новым видом благ в информационной экономике становятся инновационные блага. Последние представляют собой либо ранее неизвестные блага, либо уже
известные, но произведенные с помощью инновационных технологий. Общей для инновационных бпаг выступает их способность удовлетворять потребности на более высоком качественном уровне или с меньшими затратами.
В отношении причин производства инновационных благ в экономике существует два подхода. Согласно первому причиной производства инновационных благ является технологический толчок, а второму - давление рыночного спроса [3, с. 11].
В стоимость инновационных благ включается стоимость новшеств, на основе которых они производятся. Поскольку в формировании потребительной стоимости инновационных благ участвует новшество, постольку оно и переносит свою стоимость на стоимость инновационных благ. Колебания стоимости конкретных инновационных благ связаны с преходящим характером конкретно взятого инновационного процесса, а также зависят от количества производителей. Очевидно, что увеличение количества производителей конкретного инновационного блага (за счет распространения новшества) при прочих равных условиях ведет к снижению его стоимости.
Стоимость инновационных благ может быть в несколько раз выше расходов на их создание, а разница эта будет сформирована не только за счет стоимости новшества, на основе которого они производятся, но и за счет представлений потребителя о потребительских свойствах этих инновационных благ: Однако высокая норма прибыли на конкретное инновационное благо падает при появлении нового варианта, который оказывается более предпочтительным для потребителя. Это говорит о том, что стоимость на инновационные блага определяется их полезностью и редкостью. Следует отметить, что с ускорением инновационных процессов срок жизни инновационных благ становится все короче.
Потребности в инновационных благах складываются под действием закона возвышения потребностей, обусловливающего необходимость инноваций. Вместе с тем производство инновационных благ само может развивать потребности, изменять структуру потребления. Признание потребителем инновационного блага, наиболее полно и рационально обеспечивающего его потребности, выступает условием широкомасштабного распространения соответствующей инновации.
Различают блага и с точки зрения их соотнесения друг с другом: взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К первым относят такие блага, которые в той или иной мере заменяют друг друга, например масло и маргарин, сахар и конфеты. Взаимодополняемые блага предполагают наличие друг друга, например автомобиль и бензин. Многие блага в какой-то мере дополняют друг друга и конкурируют между собой. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет нескольких благ, а с другой стороны, одно благо можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей. Следовательно, существует не только проблема недостаточности экономических благ по сравнению с потребностями, но и проблема предназначенности каждого блага для определенного ряда применений.
Все блага у Визера классифицируются по разрядам: потребительные блага (I разряд); производительные
♦
♦
блага, участвующие непосредственно в создании потребительных благ (II разряд); производительные блага, участвующие в создании производительных благ II разряда (III разряд). Например, плуг - II разряд; станок, изготовивший плуг, - III разряд.
Одно и то же благо может быть одновременно благом первого и более высокого порядка (второго, третьего и т.д.). Однако благо высшего порядка нельзя использовать для удовлетворения потребностей, если не располагать комплементарными (дополнительными) благами низшего порядка.
Продолжая классификацию благ, следует отметить деление благ на частные и общественные. Частные блага (товары и услуги) конкурентны в потреблении, делимы на составные части, и возможно исключение потребителя из потребления на основе установления высокой цены. Для частных благ значима свобода выбора потребителя. Именно он определяет степень надобности и делает выбор на основе потребительских предпочтений. Это рациональный выбор. Частные блага могут потребляться как индивидуально, так и коллективно, но при этом все характеристики экономического блага выполняются.
Общественное благо подлежит равному и полному потреблению всеми членами большой группы. Ни один индивид не может быть исключен из процесса потребления на основе назначения цены. Фейерверки, пожарная охрана, ядерное сдерживание, защита озонного слоя Земли - классические примеры общественных благ. Так, защита озонного слоя Земли для одного индивида тождественна ценности данного блага для населения всей планеты.
Классификация общественных благ может быть произведена не только с учетом возможности исключения и степени использования этих благ, но и с учетом критерия внешнего (экстернального) эффекта, что является принципиально значимым при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг.
Внешний эффект может сочетаться с исключаемым благом совместного потребления, и в связи с этим выделяются социально значимое (заслуженное) благо и благо, создаваемое в отраслях с естественной монополией. Например, Р Масгрейв и А. Пикок предлагают понятие заслуженных благ (merit goods) для анализа деформаций рациональности [10].
Социально значимое благо обладает свойствами частного исключаемого блага и свойствами общественного блага благодаря положительному эффекту. Предельные затраты на образование одного ребенка далеки от нуля. Предельные средние издержки приблизительно одинаковые. И не представляет трудности установить плату для индивидуума за пользование этой услугой. Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами частного чистого общественного блага (доступ к нему для всех членов общества бесплатен). За пределами этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага.
Большинство частных благ являются добровольно потребляемыми, так как действует право свободного выбора потребителя. Однако следует выделить и навязанные блага, через которые государство корректирует индивидуальные предпочтения. Это, например, вакци-
нация: вакцинируемые несут некоторые затраты - дискомфорт, время, деньги, риск заболеть от плохой вакцины, они получают некоторый выигрыш - уменьшение риска заболеть, но основная часть выигрыша - общественное благо. Это сокращенная возможность возникновения заболевания в данной местности, от которой выигрывают все. Во многих случаях частные затраты превышают частный выигрыш, но общественный выигрыш значительно выше затрат. Это касается вакцинации, например, против полиомиелита. Однако, например, вакцинация против желтой лихорадки нужна только тем, кто путешествует за границей.
Признание государством права принуждения потенциально ведет к улучшению положения каждого индивидуума, но наряду с этим содержит потенциальную возможность и улучшения положения одних за счет других.
Исходя из представлений человека о мире все блага для него можно разделить на три группы ( УС. Дже-вонс):
- «товар» - вещество, действие или услуга, которые приносят наслаждение;
- «нетовар» - предмет, потребление которого не приносит ни радости, ни страдания;
- «антитовар» (discommodity) - представляет собой материю или действие, от которых нужно избавляться, те. то, что обладает антиполезностью (disutility); антиблаго (bad) обладает следующими свойствами: потребитель предпочитает при потреблении меньшее количество большему; благо может превратиться в антиблаго после достижения точки насыщения; для каждого потребителя антиблаго индивидуально.
Если блага нет, то и его полезность равна нулю. Это не очевидно: отсутствие блага (например, воды) тяжело переживается человеком и приводит к страданиям. Но экономисты считают, что отрицательной полезностью обладает только антиблаго [9], т.е. все, что вредно человеку, а отсутствующее благо имеет нулевую полезность. Термин «антиблаго» широко используется в экономической литературе в связи со «внешними эффектами», т. е. производством, связанным с загрязнением окружающей среды (химические выбросы, шум, вибрация, нарушение водного режима и тд.).
Современные теории разграничивают достойные и недостойные блага [10]. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом в основном из-за неполной информированности. Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало. В качестве примера можно привести образование, театры, музеи, здоровый образ жизни, защиту интересов меньшинств, охрану растительного и животного мира и т.д. Противоположный случай - недостойные блага, потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики, порнопродукция.
Таким образом, условием неоднородности благ является диалектическое единство органической целостности и неоднородности. Неоднородность благ - это часть сложного, дифференцированного явления неоднородности в экономике, которое, кроме этого, включает неоднородность времени, пространства, ресурсов, институтов, экономических агентов и т.д. Качественная
неоднородность и видовое разнообразие благ в рамках теории развития неоднородных экономических систем укрепляет систему.
Мера неоднородности зависит от степени однородности/неоднородности самого явления, которое тяготеет либо к унификации, либо к дифференциации. Унификация проявляется в виде доминирования в системе благ одного вида благ, дифференциация - в нарастании видового разнообразия благ. Для информационной экономики характерна вторая тенденция, т.е. нарастание видового разнообразия благ, что проявляется в увеличении доли нематериальных благ в общей структуре потребления, появлении информационных и инновационных благ, уменьшении количества даровых благ и практически их полном «очеловечивании», увеличении объема и ассортимента государственных услуг вследствие усиления государственного вмешательства в экономику.
1. Агабабьян Э. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М., 1983.
2. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
3. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М., 2001.
4. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955.
6. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993.
7. Менгер К., Бем Баверк Е., Визер Ф. Австрийская школа в политической экономии. М., 1992.
8. Пезенти А. Очерки политической экономии капитализма: в 2 т. М., 1976.
9. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М., 1997.
10. Musgrave R., Peacock A. Classics in the Theory of Public Finance. Macmillan; London, 1967.
УДК 330.12
СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РОССИИ
И.Э. Жадан,
кандидат экономических наук, доцент кафедры институциональной экономики, СГСЭУ
Осознанная еще в 1960 - 1970-е гг. роль человеческого капитала привела к широкому распространению программ инвестиций в него. В развивающихся странах это выразилось прежде всего в развитии начального и среднего образования, которое рассматривалось как главный фактор роста производительности труда. Действительно, ликвидация неграмотности является важным фактором подъема национальной производительности труда. Как показали расчеты академика С.Г. Струмилина, произведенные в начале 1930-х гг. в СССР [8, с. 598], грамотность повышает ее на 24%, а среднее образование на 67%. Неудивительно, что многие развивающиеся страны связывали с развитием образования свои надежды на быстрое преодоление экономической отсталости и зависимости.
Уровень женской грамотности, охват обучением и его продолжительность в большинстве развивающихся стран, как правило, ниже, чем мужской. Получение образования женщинами имеет важные социально-экономические последствия. Образованная женщина позже вступает в брак, рожает меньше детей, больше заботится об их здоровье, дает им более качественное образование. Не случайно многие международные и национальные организации считают наиболее важными инвестициями инвестиции в образование женщин, занимающихся воспитанием подрастающего поколения. Поэтому повышение грамотности женщин является пер-воочердной задачей в странах «третьего мира».
В работах видного российского ученого Г. Клейнера рассматриваются важные новые особенности функционирования и развития отечественной экономики с позиций ее системного поуровневого структурирования. Данный автор считает, что экономика России периода 1990-х гг может быть охарактеризована как «экономика физических лиц», т.е. экономика, в которой, во-первых, основным самостоятельным и сохранившимся целостным агентом является физическое лицо, индивидуум; во-вторых, поведение этого агента в значительной степени определяет ситуацию в экономике. Иначе говоря, экономику России того периода с позиции признания доминирующей роли физических лиц как главных агентов можно назвать наноэкономикой [4].
Г. Клейнер выделяет несколько фаз, пройденных российской экономикой в течение послевоенного периода. По его мнению, экономика физических лиц (наноэкономика) была характерна для России в наибольшей степени в середине 1990-х гг. и, судя по всему, сохраняет свое значе-