Как видно, обе составляющие этического поведения являются важными факторами, обеспечивающими успешное хозяйствование и устойчивость экономических институтов в условиях рынка.
1. Богомолов О. Нравственный фактор социально-экономического прогресса // Вопросы экономики. № 11. 2007.
2. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: РОССПЭН, 2006.
4. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999.
5. Петросян Д., Фаткина Н. Этические принципы в социально-экономической политике России // Вопросы экономики . 2008. № 2.
6. Шихарев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 2000.
УДК 330.12 С.Н. Гецеу
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ БЛАГА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В статье рассматривается система воспроизводства инновационных процессов. На основе теории общественного воспроизводства и теории общественных благ показана специфика воспроизводства промежуточной и конечной «продукции» инновационных процессов в зависимости от приобретаемой ею на рынке формы.
Ключевые слова: инновационный процесс, общественное воспроизводство, общественные блага, частные блага, новшества, инновационные блага.
ЭМ. Овівви
PUBLIC AND PRIVATE GOODS IN REPRODUCTION OF INNOVATION PROCESSES
The article deals with a system of reproduction of innovation processes. The author uses theory of public reproduction and theory of public goods to show the peculiarities of intermediate and final goods reproduction in accordance with its market form.
The key words: innovation process, public reproduction, public goods, private goods, innovations, innovations goods.
Благо, как известно, выступает в качестве центральной категории экономической теории и подразумевает все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий конкретные человеческие потребности и отвечающий целям, интересам, устремлениям людей. В качестве главной характеристики блага выступает его полезность (или потребительная стоимость по К. Марксу). Помимо этого, благо характеризуется редкостью (за исключением не ограничиваемых в потреблении и доступных для всех даров природы). Редкость придает любому благу определенную ценность (или стоимость по К.Марксу), которая основана либо на редкости самого блага (характерно для даров природы), либо на редкости используемых для его производства ресурсов (для продуктов производства), либо связана с уникальностью этого блага. Очевидно, что и фундаментальные научные знания, и прикладные знания также являются благами.
Вводимая нами категория «инновационные блага» характеризует либо ранее неизвестные потребителям блага, либо уже известные, но изготовленные с помощью инновационных технологий, произведенные на основе инноваций и предназначенные для удовлетворения потребностей индивидуумов и всего общества в целом. Общим для инновационных благ выступает их способность удовлетворять либо новые потребности,
либо уже хорошо известные потребности, но на более высоком качественном уровне или с меньшими затратами. Здесь важно отметить, что в литературе можно встретить термин «инновационная продукция». Мы отказываемся от него в пользу «инновационных благ» вследствие того, что последняя категория является более общей, а инновационная продукция выступает в качестве ее частного случая. Помимо продукции как продукта труда, имеющего материальную форму, в состав благ включаются и продукты труда, не имеющие материальной формы (услуги). Кроме того, продукция, как правило, предназначена для обмена и в силу чего выступает на рынке в качестве товара. Вместе с тем многие продукты труда могут и не приобретать товарную форму но обладать полезностью и поэтому быть благом.
Воспроизводство фундаментальных научных знаний, новшеств как прикладных научных и технических знаний и инновационных благ носит взаимосвязанный характер и осуществляется в рамках системы воспроизводства инновационных процессов (рис. 1).
Под воспроизводством процесса мы понимаем циклическое возобновление этого процесса в тех же, меньших или больших масштабах. Циклическое возобновление, но не повторение (поскольку каждый инновационный процесс уникален по своему содержанию и вряд ли может быть повторен в точности) процесса
трансформации знаний в инновационные блага и представляет собой воспроизводство инновационного процесса. В ходе этого процесса осуществляется воспроизводство (в традиционном его представлении) фундаментальных научных знаний, новшеств и инновационных благ.
Внешняя среда
Воспроизводство
ФНЗ
Воспроизводство
новшеств
Воспроизводство
инновационных
благ
Внешняя среда
Рис.1. Система воспроизводства инновационных
На рис. 1 видно, что ни один из элементов системы воспроизводства инновационных процессов не самодостаточен, функционирование каждого из них возможно лишь во взаимодействии с другими элементами системы или со внешней средой. При этом внешняя среда выступает в качестве источника определенных ресурсов, являющихся по содержанию для системы внешними, т.е. производимыми за ее пределами. Во внешней же среде могут использоваться произведенные в рамках системы продукты труда, не применяемые в инновационном процессе. Так, например, фундаментальные знания могут использоваться в качестве средств труда при производстве новшеств внутри системы и для удовлетворения индивидуальных духовных и интеллектуальных потребностей за пределами системы; инновационные блага с течением времени утрачивают характер инновационных, однако их производство может продолжаться как производство неинновационных благ за пределами системы и т.д.
Существенное значение на специфику воспроизводства выделяемых нами элементов общественного продукта оказывает их взаимосвязь с различными формами благ. Можно сказать, что движение по различным фазам (и даже наличие или отсутствие некоторых из них) при воспроизводстве фундаментальных знаний, новшеств и инновационных благ в значительной степени определяется их взаимосвязью с различными формами благ, которые они принимают на рынке.
Применительно к любому благу можно рассматривать свойства конкурентности (соперничества, избирательности ) и исключаемости (возможности присвоения этого блага в процессе потреблении). Как известно, именно наличием или отсутствием этих свойств у благ обусловлена возможность выделения в их составе общественных и частных благ. Напомним, что конкурентность блага характеризует возможность потребления блага одним потребителем в зависимости от потребления этого же блага другим потребителем. Для благ, обладающих свойством неконкурентности в потреблении, это означает, что их потребление одними потребителями не уменьшает возможностей их потребления другими потребителями. Неисключаемость означает, что производитель благ не имеет реального выбора предоставлять их только тем, кто за них платит, или всем
желающим. Характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим условия соглашения, или вообще в соглашения с производителем не вступающим.
Различают чистые общественные блага и чистые частные блага. Чистое общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Чистое частное благо - благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Чистое частное процессов благо приносит полезность толь-
ко покупателю.
Таким образом, блага, обладающие свойствами неконкурентности и неисключаемости, являются общественными, а блага, обладающие противоположными свойствами, т.е. конкурентностью и исключаемостью, - частными. Эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, а частные блага может эффективно распределять рынок.
Целый ряд благ не является ни чисто общественными, ни чисто частными, т.е. у них сочетаются свойства конкурентности и неисключаемости или неконкурентности и исключаемости.
Рассмотрение форм благ применительно к системе воспроизводства инновационных процессов позволяет во многом описать особенности их воспроизводства.
Фундаментальные научные знания на рынке выступают в качестве общественных благ. Они обладают свойствами неконкурентности и неисключаемости, т.е. при данном объеме фундаментальных знаний их потребление одним человеком не снижает их доступности для других, а потребители, не желающие за них платить, не могут быть лишены возможности их потребления. В силу этого их воспроизводство в ходе воспроизводства инновационных процессов осуществляется по схеме, представленной на рис. 2.
Рис. 2. Воспроизводство фундаментальных знаний как общественных благ
Производство фундаментальных знаний направлено на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей в них. В условиях товарного производства фундаментальное научное знание имеет свою стоимость и потребительную стоимость (или ценность и полезность).
Производство фундаментальных знаний, выступая источником специфических потребительных стоимостей, не нацелено на получение экономических выгод. Фундаментальные знания, будучи неконкурентными в
потреблении и неприсваиваемыми, в большинстве случаев являются объектом всеобщего достояния. Поскольку фундаментальное знание представляет собой общественное благо, постольку оно не принимает на рынке товарной формы и при его воспроизводстве отсутствует фаза обмена. Следствием этого является то, что основным источником финансирования производства фундаментальных знаний выступает государственный бюджет, формируемый из налоговых поступлений от налогоплательщиков, в качестве которых выступают большинство субъектов национальной экономики (как фирмы, так и индивидуумы). Отсюда и следует равенство в распределении и потреблении фундаментальных знаний. При этом важно понять, что здесь является причиной, а что следствием. Фундаментальные знания являются общественными благами, и поэтому их производство финансирует государство, а не наоборот. При этом экономическая зависимость производства фундаментальных научных знаний от их потребления носит искусственный характер.
Определяющая роль фундаментальных исследований в инновационных процессах и особенности принимаемой на рынке формы их «продукции» делают необходимым их финансирование за счет централизованных ресурсов, бюджета. Прекращение государственного стимулирования и финансирования этих исследований по причине неполучения положительных результатов в заранее оговоренные сроки может остановить не только поступательное развитие научного знания, технический прогресс в целом ряде отраслей, но и все инновационное развитие экономики.
В ходе потребления фундаментальных знаний мо -гут удовлетворяться как конечные потребности человека в духовном и интеллектуальном развитии (непроизводительное потребление), так и потребности в фундаментальных знаниях как средствах или предметах труда (производительное потребление). Последнее в воспроизводстве инновационных процессов представляет наибольший интерес.
Производительное потребление фундаментальных знаний может осуществляться по двум направлениям:
1) для производства новых фундаментальных знаний, где уже накопленные знания используются в качестве предмета или средства труда;
2) для производства новшеств (прикладных научных и технических знаний), где они используются в качестве средств труда.
В обоих случаях между производством и потреблением фундаментальных знаний, как правило, возникает существенный временной разрыв, в ходе которого часть из них может вовсе остаться невостребованной. Как отмечает Б. Санто, «между процессами приобретения познаний и их использования нет линейной взаимосвязи. Использовать можно лишь накопленное знание, да и то лишь «скачкообразно». За использованием накопленного знания следует дальнейшее развитие познания, соответственно накопление знания, затем снова его использование и так далее. ... в действительности с точки зрения воздействия на экономическую жизнь в расчет принимается не само по себе новое открытие, но его применение и распространение» [3, с. 114].
Данное положение определяет необходимость наличия в воспроизводстве фундаментальных научных знаний накопителя. Можно сказать, что знаний в накопителе в период времени Т+1 всегда больше, чем в период времени Т при условии, что за время 1 были осуществлены результативные исследования. Важно отметить, что в целом для успешного воспроизводства фундаментальных знаний положительный результат конкретных исследований не выступает в качестве обязательного условия. Это объясняется тем, что новые знания всегда органически включают знания, накопленные к данному моменту, безотносительно к тому, используются ли они как неизменный фундамент, как частный случай новых знаний или вообще отвергаются ими. Безуспешные исследования тоже дают определенную информацию для будущих исследований, поэтому в данном случае уместно выражение «отрицательный результат - тоже результат». Однако следует помнить, что бесплодность и параллельность исследований в конечном счете ведут к увеличению общественных затрат на производство фундаментальных знаний и, как следствие, -новшеств и инновационных благ.
Способность фундаментальных знаний находиться сколь угодно долго в накопителе объясняется в первую очередь их нематериальным характером. Они не являются вещами, хотя, как правило, и представлены на определенных материальных носителях. Потребительная стоимость фундаментального знания не поглощается в процессе потребления и не подвержена физи -ческому износу В отличие от материального продукта, который может использоваться лишь однократно, научно -информационный продукт (знания, информация, но не сам носитель этой информации) как результат производства фундаментальных научных знаний может одновременно использоваться в нескольких процессах производства и потребления, протекающих в разных местах. Следствием этого является их временная и пространственная всеобщность.
Временной аспект всеобщности научных знаний означает, что, в отличие от продуктов других видов конкретного труда, научные знания включают в себя труд многих поколений, что является следствием производительного потребления ранее накопленных знаний. При этом чем полнее используются накопленные знания, тем ниже общественно необходимые затраты труда в сфере фундаментальной науки и тем ниже стоимость научных знаний. Это значит, что чем лучше каждое новое поколение использует результаты труда своих предшественников, тем меньше могут быть общественно необходимые затраты научного труда на производство новых знаний (уменьшается вероятность «изобретения велосипеда»).
Пространственная всеобщность научных знаний означает их интернационализацию, позволяющую овладевать плодами науки, не затрачивая на это труд, необходимый для их создания. Чем выше всеобщность научных знаний, тем ниже общественно необходимые затраты труда в сфере науки и стоимость научных знаний. Усиление пространственной всеобщности науки является существенным фактором снижения стоимости научных знаний, поскольку их параллельное производство
все более заменяется разделением научного труда с последующим воспроизводством научных знаний.
Всеобщий характер научного труда приводит в конечном счете к тому, что сегодняшние фундаментальные, абстрактные знания превращаются завтра в прикладные, которые уже непосредственно выступают в качестве основы инноваций.
Воспроизводство новшеств как прикладных научных и технических знаний также в значительной степени определяется их связью с различными формами благ. В большинстве случаев новшества выступают на рынке в качестве частных благ, производство которых направлено на получение экономических выгод, т.е. их производство обосновано экономической целесообразностью. Однако при этом они имеют тесную связь с общественными благами.
В современных условиях ускорения научно-технического прогресса производство новшеств все больше осуществляется на основе результатов фундаментальных научных исследований, и это означает, что в процессе производства новшеств потребляются фундаменталь -ные знания, которые выступают на рынке в качестве общественных благ. Таким образом, мы получаем ситуацию , когда на основе общественных благ (фундаментальные знания) производятся частные блага (новшества). Это означает, что фактические затраты хозяйствующего субъекта на производство новшества всегда меньше их потенциального значения на величину, равную затратам на производство фундаментальных знаний, поскольку последние достаются ему условно бесплатно. При этом фундаментальные знания, как правило, выступают в качестве средств труда при производстве новшеств.
Приобретение новшествами товарной формы также прямо зависит от их связи с различными формами благ. Поскольку производство новшеств как частных благ направлено на получение экономических выгод, постольку они на рынке приобретают товарную форму. Основой этого выступает интеллектуальная собственность на результаты прикладных научных исследований и технических разработок. Без разграничения прав собственности не может быть никаких сделок по их передаче. Точная спецификация прав собственности на новшество позволяет преодолевать внешние эффекты и связанные с ними неопределенности в распределении, где, что очень важно, закладывается мотивационный механизм их воспроизводства. Отсутствие развитых отношений собственности приводит к тому, что результаты достаются не участвующим в производстве новшеств субъектам, а третьим лицам. При этом недоучитываются либо издержки, либо выгоды, превращающиеся во внешние эффекты. Распределение ресурсов, используемых в инновационном процессе, при таком положении вещей оказывается неэффективным. Сами новшества при этом на рынке выступают в форме смешанных благ, сочетающих в себе свойства конкурентности и неприсваиваемости или неконкурентности и присваиваемости .
Помимо новшеств как общественных благ исключение в приобретении товарной формы составляют новшества, предназначенные только для внутреннего потребления в той же организации, в которой они произ-
водятся. При воспроизводстве таких новшеств, несмотря на то что они являются частными благами, фаза обмена отсутствует. В этом случае хозяйствующий субъект рассчитывает получить выгоду не за счет продажи нов -шества, а за счет его применения в своей организации для производства инновационных благ, т.е. за счет производительного потребления новшества. Однако и здесь право интеллектуальной собственности оказывает решающее значение на возможность получить с помо -щью новшества дополнительную прибыль.
Между временем производства новшества и временем его потребления также может существовать разрыв. Поскольку в условиях рыночной экономики реализовано может быть лишь то новшество, на которое имеется спрос, постольку не всякое вновь созданное нов -шество может найти в конкретный момент времени своего потребителя. Это объясняется самой природой новшества, высокой неопределенностью результатов его производительного потребления, влекущей за собой высокие риски. Основным фактором, влияющим на скорость и масштабы распространения (а во многих случаях и на производство) новшества, выступает потребность в нем в виде платежеспособного спроса, обусловленного экономической ситуацией, возможностями потребителя и прочим, со стороны материального и нематериального производства, в котором и распространяются новшества. Социально-экономическая среда может благоприятствовать или противодействовать потреблению новшеств. При этом большое значение имеет субъективная оценка новшества со стороны потребителей и степень объективности, достоверности этой оценки. «Присущая всякой новизне неопределенность положительных или отрицательных результатов сравнительно с уже определившимся и хорошо знакомым старым вместе с первоначальной неосведомленностью потенциальных потребителей новшества сдерживают процесс распространения, придают ему характер постепенно нарастающего движения. Рискованность нововведения сокращается в процессе его распространения, экспериментального опробования новшества, накопления опыта его использования в различных сферах деятельности по мере преобразования потенциальных эффектов в реальные. Накопление знаний о новшестве и его реальных эффектах способствует ускорению распространения, в конечном счете определяет границу его применения, за пределами которой оно уже не приносит чистого положительного эффекта» [1, с. 9].
Потребительная стоимость новшества как приклад -ного научного или технического знания также не поглощается в процессе потребления. Это определяет наличие в воспроизводстве новшеств накопителя. При этом, однако, для новшеств актуально существование больших рисков обесценивания знаний в накопителе в силу морального износа. Чем больше разрыв во времени между получением научного результата и его использованием (между производством новшества и его производительным потреблением), тем больше опасность его обесценения и оттеснения другими подобными результатами, т.е. тем выше риск морального износа. Вследствие морального износа может существенно изменяться стоимость новшества, определяемая на
основе взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, с учетом вышеизложенного динамика воспроизводства новшеств может быть представлена следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Воспроизводство новшеств
Конечный эффект инновационного процесса реализуется в воспроизводстве инновационных благ. Последние могут приобретать на рынке форму как частных, так и общественных благ. Примером общественных инновационных благ может быть та часть услуг по национальной обороне, которая оказывается на основе производительного потребления новшеств военно-промышленным комплексом страны.
Платежеспособный спрос на общественные инновационные блага не имеет никакого значения для их производства, поскольку их предложение не зависит от цены, а зависит от целей государства и от общественного давления, т.е. предложение общественных инновационных благ никак не соотносится со спросом на них. При этом затраты на производство общественных инновационных благ не корректируются рынком, в них не содержится информации, сколько и каких благ производить.
Для частных инновационных благ дело обстоит иначе. Их производство опосредовано экономической целесообразностью. Производители таких благ рассчитывают получить так называемую квазиренту которая есть «сверхприбыль, устойчиво (но на ограниченный период) получаемая при использовании воспроизводимых, не связанных с эксплуатацией природных ресурсов факторов воспроизводства: технологических, по сути - инновационных в период распространения новых, более эффективных технологий (технологическая квазирента), ее нет в период освоения новшества, и она исчезает, когда оно становится общераспространенным, определяющим общественно-нормальный уровень издержек и цен; интеллектуальных - у собственников патентов на изобретения, субъектов других видов интеллектуальной собственности - если она получила широкое распространение и приносит сверхдоходы (интеллектуальная квазирента); при использовании более эффективных форм организации производства и управления (организационно-управленческая квазирента)» [2, с. 395]. Технологическая, интеллектуальная и организационно-управленческая квазиренты выступают главными стимулами для производства частных инновационных благ.
Инновационным благо остается до тех пор, пока производители получают квазиренту. Как только норма прибыли на производство блага достигает уровня нормальной прибыли (за счет распространения новшества или появления замещающего его более совершенного аналога), оно перестает быть инновационным.
Воспроизводство инновационных благ будет иметь тот же вид, что и воспроизводство новшеств (см. рис. 3), с той лишь разницей, что при воспроизводстве инновационных благ отсутствует накопитель. Это объясняется тем, что общественные инновационные блага предоставляются, как правило, в форме услуг, для которых, как известно, характерна неразрывность во времени процесса производства и потребления. Частные же инновационные блага производятся с целью реализации и получения прибыли. В условиях отсутствия спроса на них их производство останавливается.
Общественные инновационные блага минуют фазу обмена и потребляются после распределения. Производство общественных инновационных благ так же, как и остальных общественных благ, определяется целевыми установками государства. Масштаб же производства конкретного частного инновационного блага определяется степенью распространенности новшества, на основе которого оно производится. В свою очередь, степень распространенности новшества во многом зависит от характера самого новшества. Если для внедрения улучшающего новшества достаточно благоприятной рыночной конъюнктуры, способствующей заинтересованности хозяйствующего субъекта в улучшающей инновации, то для внедрения радикальных (базисных) новшеств исключительное значение имеет изменение внешних условий хозяйствования, побуждающих хозяйствующего субъекта подвергнуться значительному риску осуществления такой инновации.
Итак, динамика воспроизводства инновационных процессов в значительной степени зависит от формы, которую принимает на рынке промежуточная и конечная «продукция» инновационного процесса. Рассмотрение инновационных процессов с позиций теории общественного воспроизводства и теории общественных благ позволяет полнее описать и нагляднее представить возможные варианты процесса трансформации знаний в инновационные блага, что, в свою очередь, должно способствовать выявлению проблемных моментов в инновационных процессах.
1. Кругликов А.Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1991.
2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: Стратегия инновационного прорыва. 2-е изд., доп. М.: Экономика, 2005.
3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венг; общ. ред. и вст. ст. Б.В. Сазонова. М.: Прогресс, 1 990.