системы. Консерватизм системы означает не только консервацию старого, но и сохранение присущих ему позитивных качеств (структур, отношений). Трансформация ведет к обогащению имеющегося у субъектов опыта, возникновению новых форм и принципов взаимодействия (интерактивных), что повышает эффективность функционирования экономической системы в целом. В этом контексте важной проблемой становится определение и сохранение тех рамок, в которых разрушение старого становится началом нового, а не ведет экономическую систему к краху. Вообще для описания принципов движения экономической системы в теории характерен принцип наименьшего действия [3]. Суть принципа заключается в том, что при обычных условиях система будет двигаться таким образом, чтобы достигнуть результата кратчайшим путем и с наименьшей затратой средств. Отсюда само эволюционное движение системы будет вызывать появление трансформационных переходов, связанных с принципом минимизации усилий для достижения максимального результата.
Еще одной причиной возникновения трансформационных переходов будет являться изменение складывающейся в обществе структуры прав субъекта и объекта на знание. Изменение подобных прав ведет к возникновению трансформационных переходов. Можно выделить этапы трансформации общества, исходя из изменения отношений к знаниям как философской категории (табл. 2).
Таким образом, эволюция цивилизации связана с изменением роли и отношения к знаниям. Это, в свою очередь, вызывает соответствующие изменения экономического базиса общества и приводит к появлению трансформационных переходов.
На основании изложенного можно сделать вывод, что любая социально-экономическая система по своей
T а б л и ц а 2 Этапы развития общества и трансформационные переходы*
№ Период Основное когнитивное содержание Условное наименование
1 Античная цивилизация Соизмерение Эпоха соразмерности
2 Средневековая цивилизация Дознание/ признание Эпоха единознания
3 Новое время Узнавание Эпоха соответствия
Эконо- мика- знаний Информа- ционная стадия Опознание Эпоха информатизации
Когнитивная стадия Познание Эпоха когнити-визации и индивидуализации
•Источник: Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007.
сути является трансформационной. Содержание экономической трансформации заключается в преобразовании системы социально-экономических отношений.
1. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., 1990.
2. Гоадосельская Г.В. Сетевой анализ как метод исследования современных трансформаций // Социально-экономическая трансформация в России / под ред. Е.А. Киселевой. М.: Московский общественный научный фонд, 2001.
3. Куснер Ю.С., Царев И. Г Принципы движения экономической системы. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008.
4. Нельсон Р., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.
5. Филиппенко А.С. Экономическое развитие: цивилизационный подход. М.: Экономика,2002.
УДК 330.12
Т.А.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЫНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ
В данной статье рассматривается валоризация рынка нематериальных благ в современной экономике, содержание, классификация, особенности объекта рыночного оборота «нематериальных благ» и развитие данного рынка в условиях глобальных экономических процессов.
Ключевые слова: нематериальные блага, рынок нематериальных благ, сервисные услуги, глобализация.
T.A. Sorokin
GLOBALIZATION AND INTANGIBLE GOODS MARKET DEVELOPMENT
The article deals with valorization of market for intangible goods in modern economy. The essence, classification, special features of intangible goods as part of market turnover, intangible goods market development in the context of global economy are considered.
The key words: intangible benefits, intangible benefits market, services, globalization.
В условиях постиндустриальной экономики формируются и активно развиваются новые рынки, среди которых рынок нематериальных благ объективно занимает статус доминирующей структуры. Интерес современных исследователей - ученых и практиков - к проблемам, связанным с позиционированием, формиро-
ванием и развитием рынка нематериальных благ, спецификацией прав на данные блага, закономерен и очевиден. Нематериальные блага и процессы вовлечения их в рыночный оборот, их коммерциализация сравнительно недавно стали полноправными в предметном поле экономической теории, поэтому многие вопросы
их гносеологии и онтологии являются дискуссионными и в недостаточной степени разработанными, при этом для большинства развитых и новых индустриальных стран именно сфера производства нематериальных благ рынок нематериальных благ все в большей степени становится определяющим в национальной экономике.
Рассмотрение роли и места глобальных экономических процессов в развитии рынка нематериальных благ требует уточнения применяемого категориального аппарата и предварительного анализа содержания основополагающих понятий. К числу последних нами отнесены категории «нематериальное благо», «услуги», «информация», «знания», представление о контенте и значимости которых было неодинаковым на различных этапах развития общества. Во времена А. Смита, написавшего свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономической теории и в сознании индивидов было одностороннее представление о воплощении богатства только в материальных благах. Но уже в XVIII - начале XIX вв. отдельными исследователями высказывались предположения о существовании иных форм благ - нематериальных. Так, Ж.-Б. Сэй относил к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя.
Пристальное внимание нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Реальные потребности субъектов и как производителей, и как потребителей не ограничиваются использованием в своих целях только материальных бпаг, с развитием общества, общественного производства значительная часть их потребностей связана с нематериальными благами. Последние разнообразны и могут включать услуги личного финансового консультанта, врача, стилиста, адвоката, образовательные услуги. Лекция в университете, тренинги, эстрадное и театральное представление - все эти нематериальные блага удовлетворяют определенные потребности индивидов.
Во второй половине XX в. стали выделять и исследовать производство нематериальных благ, значение которого неизмеримо возросло по сравнению XIX в., тем более с ранними стадиями человеческой цивилизации. Современное понимание процесса производства уже включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ. XXI в. кардинально изменил расстановку ресурсных сил и определил приоритеты в пользу нематериальных ресурсов. Экономическими бестселлерами стали работы выдающихся ученых -Э. Брукинга, Э. Тоффлера, М. Кастельса, И. Нонаки, X. Такеучи и других исследователей, основным лейтмотивом которых стало признание примата роли нематериальных благ в современном мире, объяснение механизмов их генерации и раскрытие связанной с их функционированием новой, революционной формы богатства [1; 4; 6; 8]. Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений.
Однако современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содержании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию этой категории: богатство - это все, что субъекты ценят. Такое определение богатства по-
зволяет включить в него и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позволяет высветить многие грани этой экономической категории. Российские экономисты-теоретики даже предлагают выделять в качестве самостоятельного подразделения третью сферу - сферу производства нематериальных благ и услуг, ибо роль и значение сферы интеллектуальной деятельности по мере продвижения общества по инновационному пути развития стремительно возрастают [7, с. 159 - 160]. Это здравое предложение получило дальнейшее теоретическое развитие, но без практического воплощения в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
В широком смысле блага - средства удовлетворения человеческих потребностей. Блага разделяются: по натуральным характеристикам - на продукты и услуги; по степени удаленности от конечного потребления - на потребительские блага и ресурсы; по длительности использования - на кратковременные и долговременные; по характеру потребления - на частные и общественные. Блага нематериальные (Nonmaterial wealth, Nonmaterial values) - это бпага, удовлетворяющие социальные и духовные потребности людей. К ним относятся информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные, рекреационные и другие социальные услуги. Нематериальные блага -жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, - неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Также к нематериальным благам относятся информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные, рекреационные и другие социальные услуги.
Исходя из взглядов на человека как биосоциальное существо, нематериальные блага классифицируются на две группы: блага, имеющие биологическое начало (жизнь, здоровье, внешний облик), и бпага, имеющие социальное начало (честь, достоинство, деловая репутация, имя, личная неприкосновенность, тайна частной жизни и др.). Разнородность нематериальных благ, часть из которых неотделима от индивида и является его имманентной субстанцией (жизнь, здоровье, внешний облик, честь, достоинство), с позиций легитимности не может и не должна коммерциализироваться. Таким образом, рынок нематериальных благ должен вовлекать в коммерческий оборот только доступные на законной основе объекты, к числу которых нами отнесены информация, знания и различного рода сервисные услуги. Отметим, что к нематериальным благам фактически применима общая классификация благ, упомянутая выше. Нематериальные блага являются экономическими благами (Economic goods), ограниченными благами - благами, которые в связи с их редкостью или ограниченностью необходимо производить и распределять. Поскольку спрос на эти блага значительно превышает их количество, то они имеют цену. К ог-
раниченным благам относятся практически все блага, за исключением воздуха, солнечного света и некоторых других, предложение которых существенно превышает спрос на них. Кроме того, нематериальные блага могут выступать как индивидуальные блага - блага, предоставление которых возможно каждому отдельному лицу в связи с тем, что такие блага обладают свойствами исключительности или конкурентности как со стороны производителя, так и со стороны потребителя (знания индивида), и как общественные блага (Public goods) - блага, к которым имеют доступ все индивиды (оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.). Нематериальные блага обладают полезностью, характеризующей меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которые получают субъекты от потребления благ. Таким образом, нематериальные блага агрегируют собственно потребительские нематериальные блага - нематериальные продукты и нематериальные услуги - и производственные нематериальные блага - нематериальные ресурсы, которые обретают данную категорию в зависимости от степени удаленности нематериальных благ от конечного потребления. Нематериальные блага рассматриваются Гражданским кодексом в качестве разновидности объектов, по поводу которых могут возникать гражданские правоотношения. Статья 150 ГК дает примерный перечень юридически защищаемых нематериальных благ: а) нематериальные блага, приобретаемые гражданами и юридическими лицами в силу рождения (создания), и б) нематериальные блага, приобретаемые ими в силу закона [2, с. 52].
Мы полагаем, что специфика нематериальных благ заключается в их дуальности - в зависимости от характера их использования они могут существовать и позиционироваться в качестве ресурсов (если их применяют для последующего производства, в новой деятельности, например данную статью - при изучении определенных проблем экономической теории) и в качестве продукта (если их применяют как конечный объект использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей, как, например, данную статью - интеллектуальный продукт для публикации в издании, рекомендуемом ВАК). Кроме того, в отличие от материальных благ нематериальные блага имеют двух создателей - они создаются и производителями и потребителями. Так, например, при написании данной статьи автор использовал различные научные источники - знаниевые активы, созданные известными учеными, и на основе их генерировал собственного производства интеллектуальный продукт
Мы считаем, что к нематериальным благам в постиндустриальной экономике следует относить такие новые элементы, как различного рода сети, связывающие субъектов по определенным признакам и социальному статусу - деловые связи, предпринимательские связи, корпоративные сети, социальные связи («Одноклассники», «В контакте. ру» и тп.). Для участников сети, сетевых пользователей сами сети являются безальтернативной ценностью, которая не только удовлетворяет их потребности, например в поиске деловых партнеров, налаживании с ними взаимовыгодных отношений, в получении полезной и достоверной информации и информационном обмене, но и потребность в определенном коммуникационном пространстве, со-
временных способах использования свободного времени, самореализации и самовыражения (наличие блога, страницы в ЖЖ - живом журнале).
В рамках данной статьи влияние процессов глобализации на развитие рынка нематериальных благ рассматривается на примере сервисного рынка. В соответствии с ГОСТ Р 50646-94 услуга (service) определяется как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению запроса потребителя. Характерной особенностью производства услуг является их слабая до последнего времени вовлеченность в мирохозяйственный оборот, хотя со времен кругосветных путешествий Магеллана транспорт, а позднее связь и финансовые операции образуют каркас, инфраструктуру мирового рынка товаров, и каждый технический переворот в этих отраслях порождает, как правило, очередной прорыв в развитии системы международных хозяйственных связей. В ходе опережающего роста производства услуг на протяжении большей части прошлого века их участие в системе мирохозяйственных связей увеличивалось, но в сравнении с товарными потоками оставалось довольно скромным. В 1980 г. доля сферы услуг в мировом ВВП составляла 56%, тогда как в суммарном экспорте товаров и услуг -около 10%. В течение последних 20 - 30 лет ситуация кардинально меняется. Под воздействием ряда новых явлений сформировались условия для активной интеграции многих услуг в мировое хозяйственное пространство. Первостепенная роль в устранении или смягчении традиционно высоких барьеров на этом пути принадлежит научно-техническому прогрессу прежде всего мощному прорыву в развитии информационно-коммуникационных технологий, приведшему к многосторонней трансформации производства услуг.
С позиций глобализации особенно важны делокализация (отрыв от национальной почвы) многих их видов, а также разрыв во времени производства услуги и ее потребления. Стало возможным накапливать, хранить и передавать услуги на расстоянии, потреблять в разных формах и в любое время, в том числе в режиме реального времени. Многие виды сервиса приобрели способность быть объектами внешней торговли, а мировое хозяйственное пространство открылось для растущих потоков услуг телекоммуникаций, сфер финансов и образования, большого спектра деловых и профессиональных услуг и т.д.
Широкие перспективы для глобализации услуг открываются с развитием Интернета. Мировая сеть изначально имеет трансграничный характер, снимает пространственные и временные барьеры в международных контактах производителей и потребителей услуг. На ее основе формируется радикально новая модель их массового потребления. Объем операций неуклонно растет по мере увеличения доступа пользователей к услугам Интернета, повышения компьютерной грамотности населения, разработки принципов и норм правового регулирования сделок в специфической рыночной среде, принятия мер по защите интеллектуальной собственности и прав личности и т.п.
Стимулирующее воздействие новых технологий на глобализацию услуг дополнялось и усиливалось политикой либерализации экономики, проводимой во многих развитых странах в 80 - 90 гг. прошлого века и на-
правленной в основном на отрасли услуг. Программы дерегулирования и приватизации в таких отраслях, как транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, розничная торговля и других, привели к существенным изменениям хозяйственной среды. Был облегчен доступ на их рынки новых производителей, в том числе зарубежных. Утверждались рыночные принципы ценообразования. В ранее высокомонополизированных отраслях развертывалась конкуренция с соответствующим воздействием на поведение участников рынка. За счет притока частного капитала возросли размеры инвестиций. Активизировалась инновационная деятельность.
В новых условиях стремительно прогрессировали мобильные виды связи, ряд отраслей транспорта (прежде всего авиационный), финансовый сектор (увеличивалось число компаний, в том числе за счет вхождения на рынок мелких и средних фирм, расширялся набор услуг, существенно снижались цены на них). Технологические и институциональные сдвиги в рассматриваемых отраслях не только стимулировали трансграничную и другие формы торговли услугами, но и служили катализаторами общего процесса глобализации, подводя под него более технологически продвинутую и экономически эффективную инфраструктуру.
К числу ключевых факторов внешнеэкономической экспансии услуг относится и растущий упор на эту сферу в стратегии и политике либерализации системы внешнеэкономических отношений, проводимых отдельными государствами, а также международными, страновыми и отраслевыми организациями и объединениями (ЕС, оЭсР НАФТА, АтР и т.д.). Особенно активная роль в открытии рынков услуг принадлежит ВТО. Эффект рассмотренных и некоторых других факторов не ограничивается отрывом целого ряда услуг от национальной почвы, появлением большого количества новых сервисов высокого класса, значительным снижением издержек и цен, повышением качества услуг На многих рынках, по существу, складывается новая торговая среда, формируются новые модели и механизмы реализации. Как и на рынках товаров, эффективные цепочки и сети связывают производителей, работающих в разных точках мира. Например, штаб-квартира инженерно-строительной фирмы «Бектел» располагается в Калифорнии, проект строительства или реконст-руции для Латинской Америки может разрабатываться в Индии, менеджмент - находиться в Финляндии, страховая компания - в Лондоне и т.п.
Новые тенденции на мировых рынках услуг обусловлены в конечном счете крупными масштабами и глубокой многосторонней трансформацией этого сектора в последние 25 - 30 лет. Производство услуг составляет доминирующую или крупную часть современного хозяйства - в развитых странах его доля в ВВП и численности занятых достигла в начале века 70 - 80%, а в мировом ВВП - 65%. Еще большее влияние на параметры глобализации оказывают структурные и качественные сдвиги в рассматриваемой сфере. На основе информационнокоммуникационных технологий, изменений в системе потребностей населения, усиления социально-гуманитарной направленности развития, повышения роли научного знания и человеческого капитала в составе источников экономического роста в последние 20 - 25 лет в отраслях сферы услуг произошла «тихая» революция, радикально преобразившая ее традиционный облик.
Если в прошлом ведущие позиции в структуре данного сектора в развитых странах занимали торговые, бытовые, рекреационные и ряд других услуг, то сегодня на центральное место выдвинулась группа наукоемких видов деловых и профессиональных услуг телекоммуникации, а также образование, здравоохранение, культура. В сочетании с наукоемкими отраслями индустрии они образуют наряду с модернизированными традиционными отраслями (торговлей и транспортом) активно развивающееся ядро современной экономики и во многом определяют динамику, качественные параметры, конкурентоспособность как сферы услуг, так и всего хозяйства.
Примечательно, что рывок услуг на внешние рынки в последние годы в значительной степени связан с экспансией «продвинутых» услуг - телекоммуникаций, финансового сектора, информационных, компьютерных, консалтинга, менеджмента, маркетинга, инженерно-строительных, аудиторских, образовательных и ряда других. Эта группа отраслей оказывает растущее, а часто решающее воздействие на динамику, структурные и качественные характеристики интернационализации услуг и придает мощное ускорение общему процессу глобализации.
О параметрах глобализации рынков услуг обычно судят по трансграничной торговле. Хотя только за 1990 -2004 гг экспорт услуг увеличился более чем в 2 раза, их доля в общей стоимости экспорта товаров и услуг стабилизировалась на уровне 20% [3, с. 64]. Однако эти данные не дают полного представления о динамике и масштабах рассматриваемого процесса.
Во-первых, в них не учитывается движение цен, а при сравнительно быстром удорожании в последние годы товарной части внешнеторгового оборота из-за скачка цен на топливо и сырье темпы прироста торговли услугами занижаются. Кроме того, недооцениваются и крупные объемы услуг реализуемых в едином пакете с товарами.
Во-вторых, сфера внешнеторговых операций на рынках услуг не сводится к трансграничной торговле. В отличие от товаров поставки услуг на мировой рынок осуществляются также путем передвижения потребителей в страну, где предоставляется услуга (потребление за рубежом), учреждения поставщиком услуги коммерческого присутствия (фирм, филиалов, отделений) на территории других стран, а также оказания услуг в стране зарубежными производителями - физическими лицами.
Специфика внешнеэкономических операций на рынках услуг в последние два десятилетия заключается в быстром расширении торгового пространства вне трансграничных операций. Наибольшим динамизмом отличается экспорт капитала в виде прямых иностранных инвестиций (поставки услуг через коммерческое присутствие). Стремясь преодолеть высокие защитные барьеры в трансграничной торговле и более полно использовать преимущества территориальной близости к потребителю, производители все чаше отдают предпочтение этой модели реализации услуг, учреждая в зарубежных странах собственные структуры. Доля рассматриваемой сферы в мировом объеме прямых зарубежных инвестиций в 1988 - 2005 гг выросла с 1/3 до 2/3, а в их накопленном фонде - с менее чем 25% в начале 1970-х гг до 50% в 1990 г. и 60% в 2005 г. [9, р. 97; 10, р. 61 - 63]. Ведущую роль в этом процессе играют ТНК, причем их состав быстро меняется в пользу компаний сферы услуг. Среди 20 крупнейших ТНК фигурируют компьютерные и те-
лекоммуникационные фирмы, коммерческие банки, торговые и гостиничные компании, аудиторский, рекламный, консалтинговый бизнес и т.д., которые заметно оттесняют промышленных лидеров.
Для последних 15 лет характерна высокая динамика масштабов межстранового перемещения потребителей услуг. Прогресс международных систем транспорта и коммуникаций и снижение тарифов на их услуги, интенсификация деловых связей между странами, повышение жизненного и культурного уровня населения и ряд других факторов стимулируют не только развитие туризма в многообразных вариантах, но и поездки граждан за рубеж с деловыми целями, по приглашениям для получения образовательных, медицинских, юридических и ряда других услуг.
Международный обмен услугами интенсивно растет и за счет притока иностранных производителей услуг -физических лиц. Во многих государствах иностранная рабочая сила составляет значительную часть трудовых ресурсов. Доля иностранных работников в общей численности занятых достигла в Австралии 25%, Канаде и Новой Зеландии - 20%, в Швейцарии - 18%, в США -14%, в Германии - 10%, в странах Персидского залива -67 - 90%, в том числе в отраслях сферы услуг - 65 - 80% [5, с. 73 - 74].
Прогресс в области высоких технологий в ряде развитых стран не в последнюю очередь связан с массовым привлечением на временную работу иностранных программистов, менеджеров, консультантов, научных работников, преподавателей. Вместе с тем под давлением демографических и социальных факторов за счет иностранцев все чаще удовлетворяются потребности хозяйства в рабочей силе низкой квалификации.
По имеющимся оценкам, объемы внешнеторговых операций, связанные с перемещением потребителей, рабочей силы и с прямыми инвестициями, значительно превышают соответствующие показатели для трансграничной торговли. Ведущую роль в этом процессе играют ТНК, причем их состав быстро меняется в пользу компаний сферы услуг. Среди 20 крупнейших ТНК фигурируют компьютерные и телекоммуникационные фирмы, коммерческие банки, торговые и гостиничные компании, аудиторский, рекламный, консалтинговый бизнес и т.д., которые заметно оттесняют промышленных лидеров. В целом структура реализации услуг на внешнем рынке в конце прошлого века оценивалась следующим образом: трансграничная торговля - около 30%, выручка инофирм в зарубежных странах - более 50%, другие формы поставок услуг - 20%.
В приведенном анализе не учитывается практика «невидимых» сделок - межстрановых кооперационных соглашений фирм, их альянсов и партнерств по реализации совместных производственных и научных проектов. Этот быстро прогрессирующий род обмена нематериальными ценностями в статистике практически не отражается, но играет все более заметную роль в циркуляции в мировом масштабе научного знания, новых технологий, организационно-управленческого опыта и тд.
Сдвиги в пропорциях между главными способами торговли услугами свидетельствуют о возрастающей зависимости основных параметров глобализации не столько от расширения трансграничной торговли, сколько от мобильности базовых факторов производства -трудовых ресурсов, капитала, научного знания.
Структура международного обмена услугами эволюционирует в русле основных мирохозяйственных закономерностей. В трансграничной торговле новые услуги высокого класса, преимущественно наукоемкие, заметно теснят традиционные виды. С 1999 по 2004 г. доля транспорта в стоимости экспорта коммерческих услуг уменьшилась с 2 до 23%, туризма - с 34 до 29%, тогда как удельный вес прочих услуг увеличился с 37 до 48%. Среди последних по динамике лидируют информационные и компьютерные услуги, различные виды консалтинга, финансовые услуги, инжиниринг маркетинг, реклама и услуги культурно-развлекательного профиля. Туризм, несмотря на включение в мировой оборот новых услуг и оказываемое негативное влияние в последние годы терроризма и природных катаклизмов, остается крупной статьей международной торговли, удельный вес которой в экспорте ряда стран (Франции, Испании, США, Китая, Турции, Нидерландов) растет
Специфика структуры мирового рынка услуг, как и товаров, состоит в значительной асимметрии распределения иностранных инвестиций, миграционных и торговых потоков, их преимущественной концентрации на рынках развитых стран. Однако этот дисбаланс со временем смягчается - доля развивающихся стран в мировом экспорте коммерческих услуг за 1980 - 2005 гг выросла с 16 до 27%, а в мировом фонде прямых иностранных инвестиций в услуги - с менее чем 1 % до 10%. Активно включаются в систему международного обмена услугами страны с переходной экономикой. Новые производители теснят на рынках «старожилов», поставляя широкий набор конкурентоспособных услуг, в том числе наукоемких, используя практику аутсорсинга и опираясь на серьезные преимущества в издержках при должном уровне качества и технологий. В десятку крупных экспортеров коммерческих услуг вошел Китай, быстро прогрессируют в этом направлении Индия, Турция, Польша, Хорватия. Улучшаются позиции «новичков» на рынке туризма. Динамику глобализации услуг и ее основные направления во многом определяют США, превосходящие соперников по ключевым показателям (объемам торгового оборота, прямых иностранных инвестиций, набору и качеству поставляемых услуг, доле их наукоемких видов) и в конечном итоге по конкурентоспособности. На США приходится 20% мирового экспорта коммерческих услуг. Еще более значительны позиции страны в объеме прямых иностранных инвестиций, использовании иностранной рабочей силы и т.д. Это явилось результатом высокого уровня развития сферы услуг, наличия крупного, дифференцированного и либерального внутреннего рынка, первенства в освоении новых технологий и других направлений научного знания, в переходе экономики на постиндустриальную стадию. Мощный прорыв услуг на внешние рынки раздвигает рамки глобализации. Это происходит не только в результате стремительного увеличения числа участников рынка, возрастания объемов и разнообразия услуг и т.д., но и радикального изменения их функций.
Одна из причин лежит в сохранении для многих из них территориальной привязанности производства, его совпадении во времени с процессом потребления. Еще более важным фактором является специфика хозяйственной среды - сравнительно высокий уровень ограничений свободы предпринимательства в ряде отраслей. В одних он мотивируется необходимостью защиты
потребителей от монополизма, обмана, мошенничества производителей, соблюдения прав личности, в других -целями обеспечения национальной безопасности, сохранения национальной и культурной идентичности.
Диапазон мер по ограждению внутренних рынков услуг широк. Общеприняты системы лицензирования, сертификации, аккредитации, подтверждения образовательного и квалификационного статуса производителей, разного рода ограничения на перемещение рабочей силы и потребителей услуг. Сравнительно более жестко контролируются прямые инвестиции в отрасли услуг. Практикуются квоты на присутствие на тех или иных рынках, лимитируется участие в совместных с принимающей стороной предприятиях и программах, действуют особые правила репатриации прибыли, а также ограничения по срокам работы в отрасли или стране, по участию иностранцев в органах управления совместных структур и тд.
Регулирование глобального рынка услуг отличается крайней сложностью. В ряде крупных отраслей довольно высока степень государственного участия или регулирования, при этом велики различия между странами в масштабах, формах и механизмах государственного воздействия. Для сферы услуг кроме того, характерны существенные межстрановые различия в принципах и практике организации хозяйственной деятельности. Даже в ЕС, несмотря на серьезные меры по унификации хозяйственной политики и реализацию программ приватизации и дерегулирования, на рынке услуг сохраняются многочисленные перегородки и барьеры, и в отличие от рынка товаров он далек от полной либерализации. Хотя в последнее время в услугах активно вводятся общеевропейские нормы и стандарты, реализация соответствующих директив и других документов идет, по свидетельству экспертов, достаточно трудно и медленно.
Высокие входные барьеры для производителей, слабая конкуренция и более сильные монопольные тенденции сдерживают развитие отраслей услуг и их интеграцию в мировое хозяйственное пространство. В этой связи либерализация рынков услуг выдвинулась во многих странах и их объединениях в число первоочередных целей экономической политики. Данная проблематика занимает центральное место в деятельности ГАТС - приоритеты неизменно отдаются снижению барьеров в торговле услугами и установлению общих правил игры на разнородных рынках. Совокупный эф-
фект от устранения всех барьеров в торговле товарами и услугами оценивается в 260 млрд дол. в год, в том числе за счет либерализации аграрного рынка -50 млрд дол., рынка промышленных товаров - 80 млрд дол., рынка услуг - 130 млрд дол.
Глобализация услуг порождает острую научную и общественную дискуссию относительно хода и результатов этого процесса. Представляется, что с позиций мирохозяйственного развития особенно важна интенсификация обмена нематериальными ценностями, рост масштабов и ускорение международной диффузии научного знания, передовых технологий, производственного опыта, организационно-управленческих моделей. Немалые выгоды от глобализации получают потребители услуг, поскольку расширяются возможности выбора, под давлением конкуренции снижаются цены, улучшается качество сервиса, появляется множество его новых видов. Глобализация услуг оказывает существенное воздействие на гуманитарный прогресс, с расширением доступа потребителей к высококачественным услугам образования, здравоохранения, культуры, рекреации повышается качество жизни населения, идет взаимообогащение культур разных народов и т.д. В ходе международной экспансии услуг создаются условия для сокращения глубокого разрыва между развитыми и развивающимися странами по ключевым показателям экономического и социального развития.
1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб., 2001.
2. Гражданский кодекс РФ. М., 2009.
3. Демидова Л. Глобализация рынков услуг: динамика и основные тенденции // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5.
4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М., 2000.
5. Международный рынок услуг / под ред. В.Ф. Медведева. М., 2007.
6. Нонака И., Такеучи X. Компания - создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М., 2003.
7. Теоретическая экономика. Политэкономия / под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. М., 1997.
8. Тоффлер X. Революционное богатство. М., 2008.
9. World Investment Report. 2004.
10. World Trade Report. 2004.