УДК 378.041
УРОВНИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2014
И. В. Дубровина, аспирант кафедры «Хореографии и художественной культуры» Уманский государственный университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация. В статье сделан анализ понятия «уровни самообразования» как научной проблемы. Рассмотрены различные подходы к определению уровней самообразования педагогов-музыкантов. Предложена классификация уровней самообразования учителей музыкального искусства в системе последипломного образования.
Ключевые слова: уровни самообразования, самостоятельное познание, творческий учитель, гносеология, самосовершенствование, квалификация.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие последипломного педагогического образования предусматривает модернизацию содержания, методик и технологий саморазвития учителя с целью достижения им высокого уровня квалификации, постоянного личностно-профессионального роста. Стремительное обновление профессиональных знаний, компетентная ориентация в потоке информации глобализованного пространства, необходимость владения современными инновационными технологиями - эти факторы доказывают необходимость реализации потребности в постоянном самообразовании. Поэтому, характеризуя особенности профессионального педагогического самообразования, необходимо учитывать его личностно-профессиональную мотивацию, влияние на структуру интегральных качеств индивидуальности учителя, успешность профессиональной деятельности.
А. Василенко считает, что «личность совершенствуется, вкладывает себя в определенную деятельность, при этом усложняются структуры интегральных характеристик личности и деятельности» [1, с. 84]. Поэтому, на наш взгляд, с одной стороны индивидуальное (персональное) самообразование является процессом профессионального совершенствования педагога, способом оптимальной самореализации учителя, а с другой - пря-мопропорционально соотносится с уровнем его профессионального образования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывался автор. Классификация уровней самообразовательной деятельности учителя широко представлена в научных работах А. Авдеева, М. Башкирова, Л. Колесник, Б. Райского, Е. Серебряник, М. Сластенина, Г. Серикова, Е. Таран и др. В педагогической литературе определение уровней самообразования педагога является необходимым условием осознанной, целенаправленной профессиональной деятельности, способом проектирования перспектив его индивидуальной программы.
Формулирование целей статьи. Основные научные взгляды на определение уровней самообразования педагогов раскрывают противоречия между объективным действием закономерностей, принципов, идей, приемов и субъективностью самообразования. Рассмотрение различных концептуальных подходов самообразовательной деятельности (системного, деятельностного, компетентностного, индивидуально-ориентированного) доказывает необходимость определения уровней самообразования учителей музыки, которые до сих пор не были объектом научного исследования и поэтому, как актуальная научная проблема, требуют детального теоретического анализа.
Цель статьи - осуществить анализ понятий «самообразование», «уровни самообразовательной деятельности» учителей музыки, составить характеристику уровней самообразования педагогов-музыкантов на современном этапе развития системы последипломного образования.
Изложение основного материала исследова-
ния с полным обоснованием научных результатов. Самообразование - активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в сфере, которая его интересует; процесс сознательного развития индивидуальностью своих психических, физических, творческих сил, моральных качеств, интеллектуальных и социальных способностей с целью «самопознания» и «соотношения» себя соответственно образу «успешного профессионала» и его составляющими. Движущей силой самообразования выступает осознание разногласий между образом профессионала «Я - идеальный» и «Я - реальный» [2, с. 109].
Рассматривая основные подходы к определению понятия «самообразование» относительно его содержания и толкования, присоединяемся к мнению исследователей
A. Громцевой, И. Колбаско, М. Кузьмина, Л. Рибалки,
B. Синельникова, Н. Солдатенко, которые понимают под самообразованием деятельность, в основе которой происходит осознание человеком ее необходимости, привычки и потребности постоянно пополнять знания и применять их в личностно-профессиональной деятельности. Обобщая многоаспектное определение понятия «самообразование» в педагогической науке, трактуем его как непрерывную деятельность, направленную на формирование личностных и профессиональных качеств, совершенствование профессиональных художественно-педагогических умений педагога, способствующих саморазвитию его творческой индивидуальности. Анализируя проблему самообразования учителя, мы обратили внимание на ее уровневый характер и различия в психофизиологических возможностях, уровнях знаний о содержании, теории и методологии овладения самообразованием, различной направленности личност-но-профессиональной потребности учителя к самообразованию, неоднородной сформированности иерархии мотивов самообразовательной деятельности каждого специалиста, различный уровень развития самообразовательных умений педагогов-музыкантов. Логическим продолжением научных исследований считаем рассмотрение категории «уровень» в научных психолого-педагогических источниках.
Ученые под термином «уровень» понимают соотношение «высоких» и «низких» ступеней развития структур каких-либо объектов или процессов [3]. Раскрытию вопроса о типологии уровней самообразовательной деятельности посвящены научные труды А. Авдеева, М. Башкирова, Л. Колесник, Б. Райского, Е. Серебряник, М. Сластенина, Г. Серикова, Е. Таран и др.
На наш взгляд, уровень самообразования учителя музыки отражает его жизненную потребность в совершенствовании и характеризуется развитием следующих интегральных качеств индивидуальности: самопознания, самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции. Для характеристики самообразовательной деятельности педагогов-музыкантов и управления процессами реализации его структуры, в первую очередь, необходимо определить типологию уровней самообразовательной деятельности.
А. Громцева выделяет три уровня самообразовательной деятельности: стихийный, целеустремленный, уро-
вень самостоятельного познания, - в зависимости от степени развития организационного, мотивационного, личностного, волевого, энергетического компонентов самообразовательной деятельности [4].
М. Башкиров, подчеркивая осознанный характер самообразования, определяет четыре уровня осуществления самообразования. На первом уровне, по мнению ученого, человек не осознает значение самообразования; на втором уровне, понимая значение самообразовательной деятельности как ценностной составляющей профессионализма, не осуществляет полную реализацию; на третьем уровне, индивидуальность ставит перед собой задачу расширения своих учебно-познавательных возможностей; на четвертом уровне индивид осознанно вырабатывает у себя прочную потребность в самообразовании, выступающей чертой его личности [2].
Мы поддерживаем позицию В. Сластенина, относительно связи самообразовательной деятельности с решением профессионально-педагогических задач, ее практико-ориентированного направления в профессиональном образовании взрослых [5].
Н. Яковлева выделяет три уровня самообразовательной деятельности: профессионально-ознакомительный, профессионально-исследовательский и профессионально-творческий, которые выступают функциональными ступенями творческого решения образовательных проблем учителя, проводя логическую взаимосвязь между названиями уровней деятельности и понятием «профессионализм» современного педагога [6].
При определении уровней самообразования педагогов-музыкантов мы учитывали тот факт, что самообразование учителей музыки в системе последипломного педагогического образования может осуществляться при любом индивидуальном уровне развития умений самообразования, знаний о сущности самообразования, самостоятельности, но качественные характеристики, представляющие уровень содержания самообразования и его результатов, будут разными. Более того, каждый уровень самообразования представляет определенное качество творческо-поисковой деятельности: каждый последующий уровень включает в себя в определенных пропорциях все черты предыдущего и одновременно отражает неповторимую индивидуальность педагога.
Итак, обобщая указанные выше педагогические взгляды, мы обозначаем четыре уровня самообразовательной деятельности учителей музыки: низкий (репродуктивный), который осуществляется бессистемно, преимущественно под влиянием внешних факторов; ему присущ периодический характер и недостаточная осознанность значимости самообразования как фактора развития творческого потенциала учителя музыки; средний (частично-поисковый), основанный на осмыслении индивидуальностью многогранности феномена самообразования, учете влияния как внешних, так и внутренних механизмов развития самообразования, самоанализе собственной педагогической деятельности, ее результатов и потребности в лично-профессиональном саморазвитии; достаточный (самостоятельно-инициативный), который формируется на основе способности профессионала синтезировать и анализировать полученные профессиональные знания, умения и способность к построению собственной программы индивидуального самообразования и самореализации в профессии; высокий (творческий, научно-исследовательский) отображает позицию учителя в направлении формирования индивидуального стиля педагогической деятельности, его самоактуализации, способствует реализации личностно-профессионального развития. Для раскрытия проблемы уровней самообразования учителей музыки необходимо осуществить их детальную характеристику, опираясь на индивидуально-типологический подход в системе последипломного образования.
Следовательно, низкий (репродуктивный) уровень самообразования педагогов-музыкантов характеризуется
репродуктивной активностью методико-ориентирован-ного вхождения в работу над индивидуальной методической темой самообразования. Для учителя этого уровня характерна потребность в постоянном андрагогическом сопровождении, помощи и поддержке со стороны ан-драгогов в выборе методической темы, осуществлении поиска необходимой дополнительной информации, составлении библиографии, обобщении и систематизации накопленного опыта. Самообразование таких педагогов можно охарактеризовать как спонтанную, репродуктивную деятельность, осуществляемую стихийно и бессистемно под влиянием внешних факторов.
Поэтому при отсутствии должным образом развитой самостоятельной познавательной культуры у специалистов низкого уровня отдельные операции самообразования выполняются неосознанно. Низкому уровню самообразовательной деятельности учителя присуща следующая характеристика: частая смена темы самообразования, колебание в ее определении, отсутствие мотивации к обогащению и распространению собственного опыта, потребность в постоянном андрагогическом сопровождении и поддержке при построении траектории индивидуальной программы самообразования. Учитель низкого уровня самообразования испытывают трудность в осуществлении педагогической рефлексии результатов собственной деятельности; не принимая самообразование как ценностную составляющую профессионального совершенствования. Личное отношение к самообразованию у данной категории педагогов-музыкантов остается неустойчивым (от нейтрального до негативного), что приводит к пониманию содержания самообразования как способа разрешения значительных трудностей профессии.
Средний (частично-поисковый) уровень учителей музыки, как показатель продуктивности самообразования, характеризуется частично-поисковой активностью методико-ориентированного вхождения в работу над индивидуально-методической темой самообразования. Такой учитель, владея методами и приемами самообразования, владеет его содержанием лишь по отдельным направлениям; он мобильный, готов самостоятельно и осознанно осуществлять научно-поисковую деятельность, производить систематизацию информации по теме личностно-профессионального самообразования, но, ограничиваясь только теоретическими знаниями основных принципов и технологий, испытывает трудности в отдельных вопросах практической реализации программы индивидуальной самообразовательной деятельности, осуществлении педагогической рефлексии, а также перспективного планирования карьерного роста.
К ведущим факторам, стимулирующим самообразование учителей музыки среднего уровня, засчитываем мотивацию самосовершенствования и самоутверждения, потребность в преодолении профессиональных трудностей. Средний уровень самообразования предполагает частичную самостоятельность учителя в выполнении всех необходимых профессионально-поисковых действий самообразования при частичной консультативной помощи андрагогов. Такой учитель предъявляет высокие требования к себе и, осуществляя педагогическую рефлексию, не всегда доволен достигнутым результатом работы (например, выбором темы самообразования); недостаточно готов к обобщению и внедрению передового педагогического опыта.
Достаточный (профессионально-поисковый) уровень педагога-музыканта, как показатель продуктивности самообразования, характеризуется достаточно высокой активностью методико-ориентированного вхождения в работу над индивидуальной методической темой самообразования, которая направлена на использование возможности самовыражения и получения адекватной самооценки собственного педагогического опыта. Достаточный уровень самообразования проявляется в осознанном выборе учителем темы самообразователь-
ной деятельности, постановке цели и выборе средств, педагогических технологий решения поставленных дидактических задач. Такой педагог-музыкант, проектируя направление и стратегии самообразования, практически не испытывает трудностей в самообразовании (иногда они могут носить эпизодический характер). Показателем достаточного уровня самообразования учителя музыки выступает его проектно-поисковый характер и технологичность в реализации необходимых вопросов педагогической практики. Учитель музыки достаточного уровня самообразования владеет стратегиями организации системы работы по специальности и самообразования в целом, готов представить на коллективное обсуждение собственный педагогический опыт, испытывает моральное удовольствие от возможности преобразования и обогащения собственного творческого потенциала, владеет технологиями самоанализа передового педагогического опыта, открыт к сотрудничеству с коллегами. К ведущим факторам активизации самообразования достаточного уровня мы относим мотив самосовершенствования и возможность осуществления творчества в профессиональной деятельности.
Высокий (творческий, научно-исследовательский) уровень педагогов-музыкантов, как показатель продуктивности самообразования, отличается тем, что работа над индивидуальной методической темой самообразования осуществляется как непрерывный процесс активности творческого, научно-исследовательского характера. Этот процесс формируется на основе самоанализа педагогического опыта и осознанного самопланирования, самопроектирования программы самообразовательной деятельности. Высокий (творческий, научно-исследовательский) уровень самообразования указывает на то, что педагог-музыкант на высоком уровне, мастерски владеет стратегиями моделирования собственной самообразовательной деятельности как средства самоактуализации личностно-профессиональных потребностей. Этот процесс характеризуется положительной направленностью на постоянное самообразование и предполагает готовность к осуществлению самообразовательных действий в соответствии с концептуальными составляющими собственной педагогической позиции. Активизация самообразования данного уровня строится на мотивации, которая направлена на повышение качества профессио-
нальной деятельности (возможность творчества в профессиональной деятельности, стремление к профессионально-личностному самосовершенствованию в научно-исследовательском направлении).
Высокий уровень самообразовательной деятельности учителей музыки указывает на готовность и способность учителя к реализации инновационных знаний, умений и опыта для достижения целей самообразования, ориентированных на постоянное профессиональное самосовершенствование.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, при определении уровней самообразования учителей музыки в системе последипломного образования необходимо учитывать, что достижение достаточного и высокого уровней самообразования педагогов-музыкантов характеризуется наличием сформированного педагогического мировоззрения, устойчивых жизненных и образовательных перспектив, ярко выраженного художественно-эстетического самосознания.
Перспективы дальнейших научных исследований требует алгоритм построения индивидуальной программы самообразования учителя музыки как условие его профессионального совершенствования в системе последипломного педагогического образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василенко А. Ю. Самоактуализация личности как фактор профессиональной вовлеченности субъекта // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. с. 83-87.
2. Енциклопед1я освгги Акад. пед. наук Украши; гол. ред. В. Г. Кремшь. К.: Юршком 1нтер, 2008. 1040 с.
3. Философский словарь / под. ред. И. Фролова. Изд. 5. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
4. Громцева А. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу [для студентов пед. институтов]. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
5. Сластенин В. Доминанта деятельности // Народное образование, 1998. №9. С. 41-42.
6. Яковлева Н. Подготовка студентов к творче-ско-воспитателъной деятельности Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991. 126 с.
© 2014
THE LEVELS OF SELF-EDUCATION OF MUSIC TEACHER'S IN POSTGRADUATE EDUCATION
I. V. Dubrovina, a postgraduate Department of «Choreography and artistic culture»
Pavlo Tychina Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraim)
Annotation: The article analyzes the concept of «level music teacher's» as a scientific problem. Various approaches to determine the levels of self-education of teachers of music. The classification of the levels for self-education of music teacher's in postgraduate education.
Keywords: levels of self-education, self-knowledge, creative teacher, epistemology, self-improvement, qualification.