УДК 372:78 Рапацкая Людмила Александровна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования Института искусств и креативных технологий Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова
Ивахненко Александр Анатольевич
аспирант Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, преподаватель фортепиано, концертмейстер Пушкинской детской музыкальной школы № 1 филиала в г. п. Лесной
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕКВАЛИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Аннотация:
В статье описываются причины и следствия профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы. Приводятся группы признаков, комплексно характеризующих этот процесс. Авторами отмечается необходимость постоянного профессионального самообразования и совершенствования учителя детской музыкальной школы, развития коммуникативных компетенций, умения разрешать конфликты для защиты от профессиональной деквалификации. В качестве важнейших причин профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы указываются накопление стресса, ведущее к эмоциональному выгоранию и монотонии, материальная мало-обеспеченность музыкальных школ и школ искусств, отсутствие качественных музыкальных инструментов, современного цифрового оборудования, необходимого для интерактивного образования, а также необеспеченность преподавателей.
Ключевые слова:
профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы, причины деквалификации, признаки деквалификации, педагог-музыкант, психология музыкального обучения, равнодушие к ученику, самореализация, духовно-нравственная основа, конфликт, профессиональная заинтересованность, монотония.
Rapatskaya Lyudmila Aleksandrovna
D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Musicology and Music Education Department, Institute of Arts and Creative Technologies, Sholokhov Moscow State University for the Humanities
Ivakhnenko Alexander Anatolyevich
PhD student, Sholokhov Moscow State University for the Humanities Piano teacher, Accompanist, Pushkino Children's Music School № 1 subsidiary urban settlement Lesnoy
PROFESSIONAL DESKILLING OF A CHILDREN'S MUSIC SCHOOL TEACHER: CAUSES AND CONSEQUENCES
Summary:
This article describes the causes and effects of professional deskilling of children's music school teachers. Some groups of features typical for this process are described. The authors emphasize the importance of continuing professional self-development of children's music school teachers, improvement of communicative skills, and ability to resolve conflicts, for prevention of the professional deskilling. As the most important psychological causes of the teachers' professional de-skilling the authors mention the stress leading to the emotional burnout and monotony, insufficient equipment of music and art schools, lack of qualitative musical instruments and modern digital equipment required for interactive education, and financial insecurity of the teachers.
Keywords:
professional deskilling of children's music school teacher, causes of deskilling, signs of deskilling, music teacher, musical education psychology, indifference to student, self-realization, spiritual and moral basis, conflict, professional interest, monotony.
Профессиональная деквалификация учителя музыки детской музыкальной школы - это процесс, характеризующийся несколькими группами признаков. К ним относятся:
1. Утрата личной заинтересованности в профессиональной деятельности и в успехах ученика, а именно: равнодушие к учебному процессу и его результатам, формальное отношение к обучению учеников, использование шаблонных методов в образовании, отсутствие желания повышать уровень общей музыкальной культуры учеников и готовить их для выступления на конкурсах и концертах, а также для поступления в профессиональные учебные заведения более высокого уровня.
2. Отсутствие желания организационно поддержать деятельность ученика за пределами класса (тематические вечера, выездные концерты, музыкально-просветительские мероприятия и т. п.).
3. Утрата представлений о профессии учителя как о средстве самореализации, социально-нравственной адаптации в обществе, а также интереса к профессиональному самообразованию, совершенствованию профессионального исполнительского мастерства, повышению теоретических, методических и исполнительских знаний.
4. Пренебрежение творческой и духовно-нравственной составляющей профессии педагога-музыканта, а именно:
- эмоционально-психологическое равнодушие, отсутствие чуткости к личности ученика (отсутствие эмпатии), потеря интереса к общему и музыкальному развитию ученика;
- отношение к ученику исключительно как к средству материального обогащения или достижения профессиональных целей (карьерного роста и т. п.);
- отсутствие уважения педагога к ученику;
- равнодушное отношение к воспитанию в ученике высоких морально-этических характеристик, необходимых для понимания музыки как искусства.
Любой из указанных признаков имеет свои социальные, педагогические и психологические причины. Они могут возникать на различных этапах профессиональной деятельности преподавателя.
Первый признак, а именно утрата личной заинтересованности в профессиональной деятельности, обычно характерен для педагогов, испытывающих регулярный эмоционально-психологический стресс, в результате которого формируется синдром выгорания. Это формирует у педагога позицию стороннего наблюдателя, что постепенно лишает его чуткости к ученику, делает равнодушным по отношению к общему музыкальному и эстетическому развитию.
Во время формирования личности (особенно на начальном этапе преподавания) учитель детской музыкальной школы испытывает различные стрессовые ситуации, что определяет его индивидуальную чувствительность к различным группам эмоциональных раздражителей. На более зрелом этапе профессиональной деятельности у педагога-музыканта формируются уже патологические стереотипы, развитие которых ведет к профессиональной деквалификации.
Наиболее характерными стрессовыми факторами для педагогов-музыкантов являются отсутствие психологической совместимости с учеником, конфликты с родителями и членами коллектива, а также стойкое отсутствие материальной и временной возможности восстанавливать силы для активной профессиональной деятельности.
Особое место в профессиональной деятельности педагога-музыканта занимает активация и совершенствование творческих и профессиональных качеств. Для этого необходимо регулярное посещение таких музыкальных, музыкально-просветительских и сценических мероприятий, как концерты, мастер-классы, экскурсии, спектакли, лекции и т. п. Участие педагога в подобных мероприятиях является важнейшим фактором повышения его профессионального уровня.
Второй составляющей первого признака профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы является утрата профессиональной заинтересованности в успехах ученика. Равнодушие преподавателя к результатам обучения формируется из-за таких факторов, как постоянное чувство стресса и осознание незаинтересованности ученика в занятиях музыкой. Немаловажную роль при этом играет изначально низкий уровень музыкальных способностей ученика. В такой ситуации возможность повышения учителем сложности изучаемых учеником произведений делается весьма затруднительной. Это, в свою очередь, снижает критерии для профессиональной самооценки педагога-музыканта, лишает его сначала возможности, а в дальнейшем и желания совершенствовать свое педагогическое и исполнительское мастерство.
Другим важным аспектом, ведущим к утрате профессиональной заинтересованности в успехах ученика, является низкий уровень материального обеспечения учителей детских музыкальных школ. Этот аспект непосредственно связан с возможностью психологической самореализации человека, избравшего профессию педагога-музыканта.
Важным фактором, который вызывает равнодушие педагога к успехам ученика, является желание преподавателя удержать ученика в своем классе при его плохой успеваемости, но при этом не идти на конфликт с родителями. В таком случае преподаватель создает видимость успехов ученика, но при этом теряет возможность для повышения собственного профессионального уровня.
Неумение педагога подготовить ученика к выступлению на концертах или на конкурсах свидетельствует об отсутствии у преподавателя возможности заинтересовать ученика, подобрать соответствующую программу и психологически настроить его на выступления. Этот показатель педагогической работы является чрезвычайно важным, так как именно он дает возможность ученику почувствовать свою творческую силу и продолжить музыкальное образование.
Вторым основным признаком профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы следует назвать отсутствие желания организационно поддержать деятельность ученика за пределами класса. Творческая деятельность ученика за пределами класса, а именно тематические вечера, выездные концерты, музыкально-просветительские мероприятия
и т. п. являются важной составляющей формирования самостоятельности ученика. Тематические концерты и музыкально-просветительские мероприятия формируют в учениках такие важные психологические качества для профессиональной творческой деятельности, как преодоление сценического волнения, страха перед незнакомыми людьми, доверие по отношению к «коллегам по цеху», умение подать себя (самопрезентация). Большую роль здесь играет воспитание педагогом спокойной, творчески уравновешенной и уверенной в себе личности ученика. Это прежде всего может выражаться в подаваемом ученику примере. Отсутствие у педагога желания и психологической возможности помогать ученику в формировании его личности является прямым признаком профессиональной деквалификации, что делает развитие ученика неполным. К тому же это затрудняет адаптацию ученика в музыкально-культурном пространстве.
Третьим признаком профессиональной деквалификации педагога детской музыкальной школы является утрата представлений о профессии учителя как средства самореализации и социально-нравственной адаптации в обществе. Эта проблема относится большей частью к психологическим особенностям развития личности учителя детской музыкальной школы, а также к социальной востребованности профессии педагога-музыканта и ее перспективности для учеников в будущем. Стоит отметить, что стереотипы психологической самоактуализации и самореализации являются во многом априорными характеристиками личности как педагога, так и ученика. Моделирование и формирование новых стереотипов профессиональной самореализации обычно происходит при поддерживающих ее социальных условиях. В связи с этим стоит отметить, что самореализация сопровождает человека на протяжении всей жизни, но актуализируется в подростковом возрасте, что связывают с ростом самосознания, умственным развитием, духовным ростом [1]. Для утери педагогом-музыкантом самореализации в своей профессии необходимо наличие таких факторов, деформирующих профессионально-психологические установки, как равнодушие, низкий уровень нравственных ценностей и коммуникабельности, высокая степень конфликтности, постоянная смена мест работы, загруженность несвязанными с профессиональной деятельностью обязанностями, плохое состояние психофизического здоровья, низкий уровень вознаграждения за профессиональный труд.
Важнейшей стороной развития личности педагога-музыканта, а также индикатором профессиональной самоактуализации является интерес к профессиональному самообразованию, совершенствованию профессионального мастерства, повышению теоретических, методических и исполнительских знаний. Снижение интереса к повышению квалификации, изучению разнообразных методик преподавания, расширению методического аппарата, а также учебного репертуара ученика является одним из признаков профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы. Монотонность учебного процесса, являющаяся следствием отсутствия профессионального роста, на определенном уровне развития профессиональной карьеры начинает снижать интерес педагога к собственной профессии как к актуальному жизненному выбору.
Монотония в преподавательской деятельности способствует возрастанию негативного эффекта от возрастных физиологических изменений, которым подвержена личность педагога. Заинтересованность в собственной работе, стремление на любом этапе карьеры повысить свой профессиональный уровень, креативность педагога не только играют важную роль в профилактике профессиональной деквалификации, но и стимулируют психофизическую деятельность педагога-музыканта. Кроме этого, важную роль в преодолении монотонии играет способность педагога к дивергентному мышлению. Благодаря дивергентному мышлению можно порождать большое количество разных идей, оно способствует возникновению множества возможностей и направлений поиска; вероятность найти новую и полезную идею увеличивается [2, с. 30].
Четвертым признаком профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы является пренебрежение творческой и духовно-нравственной составляющей профессии педагога-музыканта. Этот признак объединяет все предшествующие основные признаки профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы, в которых отражается проблема отсутствия духовно-нравственной основы в педагогической работе. Причинами возникновения данного признака является низкий уровень общей культуры и воспитания педагога-музыканта, а также отсутствие качественного образования учителя музыки. Кроме того, пренебрежение проявляется в игнорировании моральных принципов межличностного общения, «срывании зла» на учениках, стремлении насадить свою волю в общении с учениками и коллегами.
Необходимым условием для развития негативных стереотипов профессиональной деквалификации в деятельности учителя детской музыкальной школы является наличие негативных педагогических, психологических и социальных причин, которые мешают преподавателю музыки проникать во внутренний мир ребенка, устанавливать с ним доверительные отношения, определять индивидуальные творческие особенности и использовать личностно ориентированный подход для обучения ученика. Следует отметить, что важность для педагога той или иной причины,
по которой он теряет профессиональные качества и компетенции, необходимые для непрерывного профессионального роста, разная. Общим для всех педагогов можно назвать только личное и профессиональное равнодушие к своей профессии, которое определяет дальнейшее формирование негативных стереотипов профессиональной деквалификации.
Характерные причины формирования профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы можно разделить на психолого-педагогические, психолого-коммуникативные, психофизиологические и социально-педагогические.
К первой группе относится низкий уровень профессионального образования и владения профессиональными компетенциями. В этом случае у преподавателя отсутствует основа для развития профессиональной личности. По этой причине педагог теряет возможность осознавать и выполнять задачи, которые ему необходимо ставить перед собой и достигать в работе с учениками. К тому же при отсутствии понимания целей и задач своей профессии весьма затруднительным становится процесс повышения профессионального уровня, так как именно практическое владение методикой обучения ученика позволяет педагогу оценить творческие особенности своей личности и возможные пути ее дальнейшего развития.
Стоит отметить, что для выполнения образовательных задач педагогу необходимо владеть компетенциями различного уровня. Многие авторы, среди которых В.А. Сластенин, Н.М. Борытко, О.А. Соломенникова, сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного [3]. Этот факт свидетельствует о том, что для определения верного направления творческого саморазвития педагогу-музыканту необходимо в равной степени владеть всеми компонентами профессиональной компетентности.
Ко второй группе относятся низкий уровень психологической мотивации к музыкально-педагогической деятельности, низкий уровень психологической коммуникации с коллегами-педагогами (межпедагогические конфликты), руководством, родителями ученика, а также низкий уровень коммуникации с учеником, замкнутость, конфликтность, отсутствие чувства «выполнения одного дела» с учеником, исключительное стремление подчинить себе волю ученика. Данные причины объединяют в себе различные фрагменты психологического портрета педагога-музыканта, которые демонстрируют индивидуальные качества личности педагога-музыканта.
Различные источники мотивации музыкально-педагогической деятельности как основы профессии могут играть как положительную, так и отрицательную роль в профессиональной деятельности преподавателя. Источники, снижающие коммуникативные способности учителя детской музыкальной школы, снижают в конечном итоге и его профессиональные результаты, формируя негативный стереотип личностной и профессиональной неудовлетворенности, которая, в свою очередь, приводит к неспособности самоактуализации в профессии. В связи с этим появляется опасность личностного отторжения профессиональных ценностей и приоритетов, что является опасным признаком, свидетельствующим о формировании стереотипов профессиональной деквалификации педагога-музыканта.
Стремление подчинить себе волю ученика, ущемление его прав (особенно на относительно зрелом этапе его обучения) является характерным признаком профессионального бессилия, так как противоречит принципу развития в ученике его собственных творческих сил и музыкально-этической мотивации. Данный факт в профессиональной биографии педагога-музыканта, становящийся характерной чертой его профессионального портрета, является свидетельством профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы.
Источниками межпедагогических конфликтов могут служить попытки одного педагога необъективно оценивать достижения коллеги-педагога и его учеников, а также профессиональная зависть, интриганство, профессиональная или личностная неприязнь одного педагога к другому. Последнее часто бывает вызвано стремлением одного педагога занять выгодные позиции для себя и своих учеников в обход морально-этических норм и принципа уважения коллег.
К третьей группе относятся последствия накопления психофизической усталости, профессионального стресса и развития синдрома эмоционального выгорания. Данная причина профессиональной деквалификации наряду с равнодушием является одной из важнейших. Психоэмоциональный стресс, ставший психологическим стереотипом восприятия педагога-музыканта, является основным внешним фактором, провоцирующим равнодушие к ученику. Постоянное накопление стресса ведет к потере преподавателем психологических возможностей для развития своих профессиональных качеств и желанию отстраниться от работы. В результате этого развивается синдром эмоционального выгорания, который становится первым этапом профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы. Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию, сокращенную профессиональную реализацию (или редукцию личных достижений) [4].
Одним из ярких проявлений синдрома эмоционального выгорания является повышенный уровень раздражительности педагога как в отношении ученика, так и коллег. Психологическая концентрация педагога на эмоционально негативных факторах профессиональной деятельности мешает ему сосредоточиваться на профессионально важных вопросах обучения учеников.
К четвертой группе относятся материальная малообеспеченность учителя детской музыкальной школы, центрирование внимания на обеспечении естественно-материальной стороны жизни в ущерб профессиональной деятельности, а также материальная малообеспеченность детских музыкальных школ, отсутствие необходимого оборудования (в том числе для интерактивного образования), современных музыкальных инструментов, нотной, музыкальной и учебной литературы. Данные социально-педагогические причины развития профессиональной деквалификации обрели особую актуальность за последние 15-20 лет во время коренных социально-экономических изменений и непрерывного реформирования российского образования.
Материальная малообеспеченность учителя детской музыкальной школы отвлекает его от морально-эстетического значения музыки для развития человеческой личности, способствуя тем самым снижению социальной ценности профессии учителя детской музыкальной школы. В связи с этим педагог прекращает предъявлять как к себе, так и к ученикам требования, необходимые для их успешного обучения и собственного профессионального роста.
Материальная малообеспеченность детских музыкальных школ и отсутствие необходимого оборудования являются проблемами, приобретшими особую актуальность в последнее время по двум причинам. Первая из них - это отсутствие возможности для предоставления качественного современного образования ученикам детских музыкальных школ. Вторая - невозможность повышения квалификации учителей детских музыкальных школ и внедрения инновационных методик обучения.
В связи с этим необходимо отметить, что отсутствие необходимого оборудования (в том числе музыкальных инструментов) в детских музыкальных школах мешает развитию творческого и методического интереса педагога к своей профессии. Кроме этого, устаревшие инструменты, музыкальное оборудование, отсутствие возможностей для использования интерактивных методик музыкального образования формируют в сознании учеников неуважительное отношение к музыкальному искусству, что является значительной проблемой для нахождения общего языка с педагогом.
Подводя итог, можно сделать вывод, что проблема профессиональной деквалификации учителя детской музыкальной школы имеет непосредственную связь с особенностями развития личности как педагога, так и ученика. Ее актуальность подтверждается целями и задачами современного этапа развития российского образования. Научными основами для нахождения путей преодоления профессиональной деквалификации преподавателя являются педагогические, общие психологические, музыкально-психологические, а также социальные принципы формирования и развития личности учителя детской музыкальной школы.
Ссылки:
1. Ермоленкова Г.В. Готовность учителя к самореализации в обществе риска [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2014/5-2/33878.pdf (дата обращения 21.04.2015).
2. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности / пер. с фр. М., 2009. 215 с.
3. Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. Профессиональная компетентность педагога [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10. URL: http://www.rae.ru/meo/?sec-tion=content&op=show_article&article_id=4119 (дата обращения: 21.04.2015).
4. Эмоциональное выгорание педагога [Электронный ресурс] // Педфорум. 2012. 21 октября. URL: http://peda-gogie.ru/stati/psihologija/yemocionalnoe-vygoranie-pedagoga.html (дата обращения 21.04.2015).