ББК 74.4 YAK 37.041
Е.В. ОДИНЦОВА
E.V. ODINTSOVA
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MUSICAL TEACHER SELF-EDUCATING
В статье представлены различные направления компьютерных технологий в области музыкального образования. Выделены музыкально-компьютерные технологии для работы со звуковыми файлами и нотными редакторами. Показаны возможности использования разработанной программы и учебно-методического пособия в самообразовании учителя музыки в рамках курсов повышения квалификации.
The article presents different trends of computer technologies in the field of musical education. It illustrates musical and computer technologies for working with sound files and musical editing programs. The article also reveals the possibilities for using the created program and the academic manual in a musical teacher self-education within a course of qualification promotion.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, самообразование, курсы повышения квалификации.
Key words: musical and computer technologies, self-educating, qualification promotion courses.
На сегодняшний день уже нет сомнений в том, что современному обществу требуется мобильный учитель, который стремится к личностному и профессиональному саморазвитию, понимающий, что непрерывное образование и саморазвитие - это лейтмотив, проходящий через всю его профессиональную жизнь. Бесспорно, профессиональный опыт учителя должен постоянно пополняться, прежде всего, за счёт самообразования педагога, которое предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества [7].
Несмотря на различное понимание сущности самообразования, все исследователи считают, что самообразование, как и обучение, является частью познавательной деятельности обучающегося. Ряд учёных (П.И. Пидка-систый, П.В. Подласый, И.А. Зимняя и др.) вполне обоснованно утверждают о тесном единстве учения и самообразования, в основе которых лежат знания, приобретённые и присвоенные субъектом познавательной деятельности в процессе организованного обучения. Однако самообразование предполагает специально организованную самостоятельную познавательную деятельность, в процессе которой происходит развитие учителя как личности и профессионала, повышается уровень его творческих способностей и практических умений.
Учитель сегодня - это разносторонне образованный человек в областях науки, культуры, педагогики, психологии, менеджмента и его главная задача - формировать эрудированную, самостоятельную личность, способную к творческому решению разнообразных задач. Однако сегодня имеется явное противоречие между традиционной профессиональной самообразовательной деятельностью педагога новыми требованиями общества к учителю, который должен быть готов к активному самостоятельному «добыванию», переработке полученной информации в современной быстро изменяющейся информационной среде.
В ходе теоретического анализа выявлено, что существуют различные формы образовательной деятельности: собственно самообразовательная деятельность, дистанционное, заочное и вечернее обучение, переподготовка и повышение квалификации, участие в Internet форумах и конференциях. На наш взгляд, эффективность и самообразования, и других форм повышается при условии умелого использования информационно-компьютерных технологий.
В нашем исследовании повышение квалификации учителя музыки рассматривается как часть его непрерывного профессионального образования и последипломной подготовки, где решаются задачи устранения недостатков в базовом образовании, приобретения современных профессиональных умений и опыта, актуальных самообразовательных при помощи музыкально-компьютерных технологий. Самообразование взрослого человека сугубо индивидуально, тем не менее, возможна и необходима корректировка самообразовательной деятельности учителя в контексте специфики и приоритетного направления работы образовательного учреждения [7]. В процессе обучения на курсах повышения квалификации слушатели имеют возможность получить квалифицированную помощь, как в организации, так и в содержании самообразования. Преподаватели могут обеспечить научно-методическое сопровождение самообразовательной деятельности слушателей, сориентировать и стимулировать их на решение новых профессиональных задач, оказать действенную помощь в распространении и присвоении нового продуктивного опыта самообразования.
Опыт нашей профессиональной деятельности показал, что важная роль при организации курсов повышения квалификации должна отводиться практическим занятиям по повышению базовой информационной культуры слушателей, организации их систематической поисковой деятельности и оказанию помощи учителю по внедрению приобретённого опыта в профессиональную деятельность. Высказанное утверждение обосновано тем, что компьютерные технологии активизируют мыслительные процессы, обеспечивают доступность и разнообразие информации, облегчают её поиск, создают условия для творчества в различных видах деятельности учителя (научной, методической, организационной, образовательной, внеурочной).
Сегодня компьютер становится универсальным помощником в самообразовательной деятельности учителя музыки, он надёжно хранит и быстро преобразует информацию, моментально раздвигает пространство и сжимает время. При этом необходимо учитывать, что особого внимания требует организация рабочего места учителя музыки в ходе его обучения на курсах повышения квалификации: каждый компьютер должен быть оборудован звуковой картой, наушниками или колонками.
Следует отметить, что музыкально-компьютерные технологии - молодая и динамично развивающаяся область знаний, которая находится на границе техники и искусства, благодаря которой становится возможным не только прослушивание качественной музыки, но и создание собственных музыкальных произведений, их аранжировка, не только просмотр фрагментов произведений, но и доступ к огромному блоку информации из мира искусств.
Развитие самообразовательных умений учителя музыки средствами музыкально-компьютерных технологий представляются нам важной частью их педагогического музыкального самообразования. Проанализировав разные подходы к использованию компьютерных технологий в области музыкального образования, мы выделяем такие направления его применения:
- создание и редактирование музыкальных произведений (звуковые и нотные редакторы);
- расширение знаний по истории и теории музыки (электронные музыкальные энциклопедии и словари);
- создание электронной библиотеки музыкальных произведений согласно общеобразовательной программе (музыкальные плееры и проигрыватели);
- проведение тестовых работ и музыкальных викторин (интерактивные презентации, «нарезка» аудио- и видеофайлов);
- создание собственных музыкальных программ;
- получение различной музыкальной и иной информации с использованием сети Internet.
Изучением и развитием музыкально-компьютерных технологий на сегодняшний день занимаются ученые и педагоги на разных уровнях: в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования, в том числе в системе повышения квалификации. Разрабатываются учебно-методические комплексы для системы общего образования, пособия, контрольно-измерительные материалы, формируются энциклопедии и справочники, обучающие и развивающие программы. Остановимся на результатах анализа некоторых из них.
В частности, под руководством доктора педагогических наук И.Б. Горбунова в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена разработано новое IT-направление -музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда в общем и специальном музыкальном образовании [4], а доктором искусствоведения Р.Г. Рахимовым создана авторская программа по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке» [61.
На сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов собрано большое количество инновационных учебно-методических комплексов и учебных материалов, к примеру - «Музыка в цифровом пространстве» [3], которые активно могут использоваться в процессе повышения квалификации учителя музыки.
Технологии мультимедиа (совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций) обеспечивают более активное использование наглядного учебного материала, делают учебный процесс интереснее и увлекательнее. Однако на сегодняшний день недостаточно методических описаний технологий по созданию и обработке звуков, анимации, графических образов.
С учётом высказанного утверждения нами разработаны программа и учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» [1, 2]. Мы руководствовались, прежде всего, тем, что обучение и повышение квалификации учителей музыки по использованию музыкально-компьютерных программам имеет свои особенности, предполагающие работу не только с текстовыми и графическими файлами, а в основном со звуковыми файлами и нотными редакторами.
Актуальность создания названной программы предопределена, прежде всего, потребностями и запросами слушателей курсов повышения квалификации. Проводимое в течение нескольких последних лет тестирование и анкетирование показало, что базовый уровень компьютерной подготовки учителей составляет 95%, не используют в своей работе компьютерные технологии 0,6% (из-за отсутствия компьютера в классе и дома). Расширить свои знания и изучить новые возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе самообразовательной деятельности на курсах повышения квалификации хотели бы 90% слушателей. С музыкальными компьютерными программами знакомы (частично используют) 18% слушателей курсов, 98% хотели бы научиться их активнее применять, обогатить свой профессиональный опыт в данном направлении.
Предлагаемый курс позволяет существенным образом переосмыслить и дополнить деятельность учителя музыки, в нем учтены особенности и специфика деятельности учителя музыки, а использование современных музыкально-компьютерных технологий на уроках - принципиально новый подход к обучению и воспитанию личности, как учителя, так и обучающегося.
Следует уточнить, что вариативная часть программы курсов постоянно обновляется в зависимости от контингента слушателей (учителя общеобразовательных и музыкальных школ, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений), их квалификационной категории и стажа работы.
В связи с временными ограничениями курсов повышения квалификации (72 - 144 часа) и отсутствием возможности в полном объёме изучить за короткий срок предлагаемые музыкально-компьютерные программы учителю музыки остаётся широкое поле для самообразовательной деятельности.
Результаты теоретического анализа и собственный практический опыт подтверждают, что возможности музыкально-компьютерных программ обширны и многообразны, но их освоение - нелёгкая задача. Учебно-методическое пособие к программе «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» помогает учителю музыки облегчить освоение первичных приёмов работы в программах, где предлагается алгоритм работы на начальном этапе, обзор развивающих игровых музыкальных игр, Internet-учебники и сайты по музыке.
В процессе курсовых мероприятий, погружаясь в самообразовательную деятельность, слушатель курсов повышения квалификации учится использовать и «присваивать» опыт коллег, добивается поставленной цели с тем, чтобы в дальнейшем выстроить свою реальную программу самосовершенствования [5, с. 278 - 283].
Совершенствуя самообразовательную деятельность учителя музыки в процессе курсовых мероприятий, мы используем следующие музыкально-компьютерные средства:
- программные продукты: Karaoke GALAXY, KarMaker, Vocal Jam, NoteWorthy Composer, Sibelius 5, Band in а Box, Cubase SX3.1 и др. На их основе слушатели создают свои музыкальные файлы, появляется необходимость к совершенствованию своих работ. Участники учебного взаимодействия самостоятельно пробуют найти решение, затем происходит обмен опытом с коллегами и в результате - осмысление, освоение и «присвоение» удачных вариантов (например, как изменить инструменты на звуковой дорожке или как конвертировать файл в нужное расширение);
- электронные музыкальные энциклопедии и словари: Музыкальный класс, Энциклопедия классической музыки, Шедевры музыки, Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки, История популярной музыки, Учимся понимать музыку, Самоучитель игры на гитаре, Уроки вокала и др. Ознакомившись с предложенными энциклопедиями и словарями, слушатели на круглых столах делятся опытом в использовании таких материалов в своей педагогической практике;
- игровые программы: «Музыкальные кирпичи», «Нашествие звуков», «Музыкальные кубики», «Крестики-нолики», «Повтори мелодию» и др. В образовательном процессе используются и занимательные музыкальные компьютерные игры для релаксации участников;
- учебная и учебно-методическая литература, Internet-учебники и Internet-сайты по музыке, видеоматериалы в сети Internet: мастер-классы, конкурсные уроки. Работа в сети Internet расширяет кругозор учителя. В процессе занятий начинающие пользователи сети изучают азы поиска во Всемирной паутине, а более продвинутые пользователи помогают коллегам и выполняют более сложные задачи (найти программы для скачивания видеофайлов и установить их; подготовить доклад с мультимедийной поддержкой с помощью Internet-учебников и Internet-сайтов по музыке).
Знакомство с музыкально-компьютерными программами, сам процесс их освоения способствуют интенсивному развитию умений самообразовательной деятельности. Изучив программы, освоив их на практике в процессе курсовых занятий, учителя музыки приобретают опыт их внедрения в своей профессиональной деятельности.
Придерживаясь положений деятельностной теории организации обучения, в ходе итоговой аттестации мы предлагаем слушателям курсов повышения квалификации защитить творческие проекты, составленные из фрагментов уроков с применением музыкально-компьютерных технологий.
Для оценки результативности нашей деятельности в течение нескольких лет проводилось итоговое анкетирование слушателей курсов, результаты которого представлены в таблице.
Выборочные результаты итогового анкетирования слушателей
№ п/п Показатели эффективности освоения слушателями музыкально-компьютерных технологий в процессе курсовых мероприятиях % от общего кол-ва слушателей
1 Хотели бы продолжить самообразование в направлении музыкально-компьютерных технологий 99,6%;
1.1 легко освоили музыкальные программы или повысили свой уровень 42,9%;
1.2 проявили интерес к дальнейшему «погружению» в области музыкально-компьютерных технологий 56,7%,
1.2.1 испытывают затруднения в работе 18,9%
2 Не проявили интереса к музыкально-компьютерным технологиям, так как не владеют и не собираются в ближайшее время осваивать компьютер 0,4%
Обобщая сказанное, отметим, что самообразование учителя музыки средствами музыкально-компьютерных технологий, совершенствование этой деятельности в рамках курсов повышения квалификации позволяет ему обновлять свой банк организационных форм и методов работы, развивать индивидуальные способности, осуществлять постоянное обновление содержания учебного процесса.
Литература
1. Компьютерные технологии в музыкальном образовании: образовательная программа КПК учителей музыки образовательных учреждений всех видов и типов ХМАО - Югры [Текст] / авт.-сост. Е.В. Одинцова. - Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2010. - 24 с.
2. Котельникова, Г.Н. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании : учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст] / Г.Н. Котельникова, Е.В. Одинцова. -Ханты-Мансийск, 2010. - 67 с.
3. Музыка в цифровом пространстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ba7bd609-8a06-44f6-8250-0952d5 777bec/118253/?mterface=pupil&class=49&subjectn = 33&subjectn = 35 (дата обращения: 13.09.2010).
4. Музыкально-компьютерные технологии [Электронный ресурс] : учебно-методическая лаборатория РГПУ им. А.И. Герцена. - Режим доступа : http:// muslab.spb.ru/about.htm (дата обращения: 15.09.2010).
5. Одинцова, Е.В. Информационные технологии как средство самообразовательной деятельности учителя [Текст] // Проблемы экономики и информатизации образования : материалы VII международной заочной научно-практической конференции, Тула, 15 - 16 апр. 2010 г. / НОО ВПО НП ТИЭИ ; науч. ред. Е. Карпов. - Тула : НОО ВПО НП ТИЭИ, 2010. - С. 278 - 283.
6. Рахимов, Р.Г. Компьютерные технологии в музыке : Авторская программа по дисциплине «Компьютерные технологии в музыке» по специальности № 0310 «Музыкальное образование». - Уфа : ООО «Вагант», 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://folk48.narod.ru/pc1.htm (дата обращения: 05.10.2010).
7. Сластенин, В. Педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Сла-стенин, И. Исаев и др. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Pedagog/slast/25.php (дата обращения: 24. 12. 2010).