университета. - 2012. - Вып. 1 (47). - С. 145-150.
2. Математические модели преемственности в формировании личностнопрофессиональных качеств / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Те-рюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 6673.
3. Математические модели спортизации физического воспитания в вузе / И.С. Ворошилова, Д.А. Романов, Н.А. Синельникова, А.А. Свирид, Н.П. Федорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 60-64.
4. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 44-49.
REFERENCES
1. Voroshilova I.S., D.A. Romanov, N.A. Sinelnikova, A.A. Svirid and N.P. Fedorova (2011), “Mathematical models of physical education sportization in higher school”, Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 60-64.
2. Andryuschenko S.I. and Petkov V.A. (2012), “Educational establishment innovate environment organization”, Vestnik Adyigeyskogo gosudarstvennogo universiteta,- Vol. 47, Issue 1, pp. 145-150.
3. Kiseleva E.S., Karavanskaya L.N., Romanova M.L. and Teryukha R.V. (2012), “Mathematical models of continuity in formation of personal and professional abilities” Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 88, No. 6, pp. 66-73.
4. Kiseleva E.S., L.N. Karavanskaya, Romanov D.A. and Doronin A.M. (2012), Vol. 93, No. 11, pp. 44-49.
Контактная информация: romanovda1@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 11.02.2012.
УДК 378
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель,
Павел Вячеславович Мельничук, соискатель,
Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
Практика инженерных вузов свидетельствует о том, что субъекты образовательного процесса, которыми являются руководящий состав, преподаватели, офицеры курсантских подразделений, имеют огромные возможности по формированию педагогической подготовленности курсантов. Научный анализ и обобщение опыта такой работы позволяют совершенствовать процесс педагогической подготовки курсантов. При этом эффективность зависит от следующих педагогических условий: создание у должностных лиц научного представления о педагогической подготовке; рост слагаемых педагогического мастерства должностных лиц; придание процессу формирования педагогической подготовленности определённой целеустремлённости; осуществление постоянного квалифицированного руководства процессом формирования педагогической подготовленности курсантов со стороны должностных лиц; обеспечение педагогической направленности всех видов учебных занятий; использование офицерами воспитательных структур и офицерами курсантских подразделений различных форм и методов воспитательной работы с целью формирования у курсантов общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств; побуждение курсантов к целенаправленному профессионально-педагогическому самосовершенствованию.
Ключевые слова: педагогические условия, военно-технический вуз.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p23-28
ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS IN MILITARY AND PEDAGOGICAL PREPARATION OF CADETS OF MILITARY TECHNICAL UNIVERSITIES Kirill Andriyovych Grachev, the senior teacher,
Pavel Vyacheslavovich Melnichuk, the competitor,
Grigory Gennadevich Dmitriev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
Practice of engineering higher education institutions testifies that subjects of educational process, namely administrative staff, teachers, officers of cadet divisions, have huge opportunities for formation of pedagogical readiness of cadets. The scientific analysis and synthesis of experience of such work allow improving process of pedagogical preparation of cadets. Thus, efficiency depends on the following pedagogical conditions: creation among the officials of scientific idea of pedagogical preparation; growth of officials' pedagogical skills; giving to the process of formation of pedagogical readiness of a certain commitment; implementation of the constant qualified management of the process of formation of pedagogical readiness among the cadets from the side of officials; providing a pedagogical orientation of all types of studies; application by officers of educational structures and by officers of cadet divisions of various forms and methods of educational work for the purpose of formation among the cadets of the general (basic) and specific (professional) qualities; motivation of cadets to purposeful professional pedagogical selfimprovement.
Keywords: pedagogical conditions, military technical university.
В современных условиях любая система управления, в том числе и система управления организацией, должна базироваться на необходимости включения в неё человеческого фактора с опорой на развитие творческих способностей каждого индивидуума и его самореализацию [5]. Одним из важных критериев эффективности управленческого воздействия в таких системах будет являться не только достижение нормативных параметров деятельности, но и активность объекта обучения и воспитания, позволяющая судить о его заинтересованности и вовлеченности в этот процесс. Чем сложнее подготовка кадров, в соответствии с требованиями профессиональной деятельности, тем сложнее технология управления, тем выше требования к интеллектуальным и психомоторным функциям человека, начиная от восприятия, концентрации и переключения внимания, заканчивая сложными процессами мышления [5, 10]. Хорошо известно [4, 8, 9], что при рассмотрении вопросов управления процессом обучения с учётом человеческого фактора необходимо учитывать следующие закономерности:
- управление процессом обучения строится на данных возрастной психологии с учётом перспективы служебной деятельности обучаемых;
- управление организуется с учётом индивидуальных личностных характеристик обучаемых, но не через приспособление к ним, а как проектирование новых уровней их развития;
- управление направлено преимущественно на формирование личности и профессиональной пригодности выпускников высшей школы.
Теоретический анализ сущности педагогической подготовки позволил осуществить состояние практики инженерных вузов по формированию педагогической подготовленности курсантов по следующим элементам: содержательная, методическая и организаторская сторона данной практики. Осуществленный педагогический анализ состояния практики педагогической подготовки курсантов свидетельствует о том, что в инженерных вузах имеется определённый опыт такой работы.
Основными педагогическими условиями здесь выступают [1 ,2, 3, 5, 6, 7, 8]:
- создание у должностных лиц научного представления о педагогической подготовке;
- рост слагаемых педагогического мастерства должностных лиц;
- придание процессу военно-педагогической подготовки курсантов определённой целеустремленности;
- осуществление постоянного квалифицированного руководства ходом педагогической подготовки курсантов со стороны должностных лиц;
- обеспечение педагогической направленности всех видов учебных занятий;
- использование офицерами воспитательных структур и офицерами подразделений курсантов различных форм и методов воспитательной работы с целью формирования у курсантов общих (базовых) и специфических (профессиональных) качеств;
- побуждение курсантов к целенаправленному профессиональнопедагогическому самосовершенствованию.
Конкретная направленность содержания проводимых мероприятий по профессионально-педагогической подготовке определялась на основе специально разработанных критериев. Данные анализа комплексного планирования учебно-воспитательной работы с курсантами отражены в таблице 1.
Таблица 1
Данные анализа комплексного планирования воспитательной работы с курсантами
Характер спланированных мероприятий на период обучения курсантов в ВИТИ % к плану Из них направлено в педагогической подготовке курсантов на (в %):
Усиление мотивации Развитие активности Повышение результативно- сти
Мероприятия по государственнопатриотическому воспитанию 35 13 11 11
Мероприятия по военнопрофессиональному воспитанию 20 8 6 6
Мероприятия по нравственному воспитанию 15 6 4 5
Мероприятия по эстетическому, правовому и физическому воспитанию 25 10 7 8
От направленности и качества преподавания всех учебных дисциплин, и, в первую очередь, дисциплин, непосредственно связанных с будущей военно-профессиональной деятельностью офицера инженера, как правило, зависит содержание тех осознанных побуждений, которые будут основанием его действий и поступков - мотивов военнопедагогической деятельности.
Целенаправленное изучение опыта работы командиров подразделений курсантов показывает, что они на практике стремятся учитывать особенности различных курсов обучаемых, стремятся достигнуть соответствия практики обучения и воспитания курсантов требованиям военно-психологической и военно-педагогической наук. Среди данной категории офицеров существует понимание того, что для курсантов, командир подразделения - первый в их службе командир. Отсюда предъявляются высокие требования к их личному примеру в деле профессионально-педагогической подготовки курсантов. Передовые командиры подразделений курсантов осознают, что с ростом знаний курсантов, с расширением их кругозора от курса к курсу необходимо совершенствование форм и методов педагогических воздействий в ходе военно-педагогической подготовки. Они стараются работать с каждым курсантом индивидуально, воспитывать у них сознательное отношение к воинскому долгу. Однако, как показывает исследование, значительная часть командиров подразделений курсантов (66%) не имеет четкого представления о сущности
военно-педагогической подготовки, профессионально-педагогических условиях её успешного формирования у курсантов. Низкий уровень педагогической культуры, отсутствие желания и стимулов педагогического самосовершенствования приводят к уклонению многих командиров подразделений курсантов от участия в образовательном процессе, не позволяет им использовать весь арсенал форм и методов педагогических воздействий в ходе военно-педагогической подготовки курсантов. Данные анализа по формированию педагогической подготовленности командирами подразделений курсантов инженерных вузов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Данные анализа значимости форм и методов учебно-воспитательной работы коман-
диров подразделений курсантов в военно-педагогической подготовке курсантов
Содержание оценки значимости форм и методов учебно-воспитательной работы в военно-педагогической подготовке курсантов командирами подразделений курсантов % к общему числу командиров подразделений курсантов, принимавших участие в исследовании
Обмен опытом, встречи с выпускниками ВУЗа, преподавателями, групповые беседы, совещания с различными категориями актива, собеседования 66
Индивидуальная работа с каждым курсантом (индивидуальная беседа, индивидуальное задание) по привитию навыков учебно-воспитательной работы 64
Все формы массовой работы, а также повседневная служебная деятельность, несение службы в наряде, прохождение практики на различных должностях (стажировка в должности заместителя командира подразделения; привлечение к подготовке и проведению различных мероприятий учебно-воспитательного характера) 43
Культурно-массовая и спортивно-массовая работа, проводимая в курсантских подразделениях 25
Личный пример командиров подразделений курсантов, их умение «зажечь» интерес к педагогической практике, требовательность, умелое применение методов убеждения и принуждения 37
Анализ состояния развития педагогических качеств у курсантов, подведение итогов, общее собрание, поощрение лучших 23
Заслушивание курсантов об их военно-педагогическом росте 28
Данные анализа свидетельствуют о том, что командиры подразделений курсантов располагают разнообразными формами и методами военно-педагогической подготовки курсантов. При этом предпочтение отдается выбору массовых форм и методов учебновоспитательной работы с будущими офицерами. Проявляется явная недооценка: роли личного примера командира подразделения курсантов в формировании педагогических качеств курсантов; стимулирования мотивации курсантов к проявлению активности в решении военно-педагогических задач; анализа результатов военно-педагогической деятельности курсантов для развития у себя профессиональных военно-педагогических качеств. Представляет интерес самооценка уровня профессионально-педагогической культуры командирами подразделений курсантов. Только 24% (из 34 человек) считают его достаточным для качественной педагогической подготовки курсантов, а основная масса офицеров имеет другое мнение.
В ходе исследования выявлено, что командиры подразделений курсантов не в полной мере используют воспитательные возможности, заложенные в самом коллективе курсантов, для формирования их педагогической подготовленности. Воспитание у будущих офицеров педагогических качеств носит эпизодический, формальный характер из-за постоянной нехватки времени. Педагогическая подготовка курсантов вузов является источником и фактором формирования и развития у них военно-педагогических качеств. Изучение практики педагогической подготовки курсантов свидетельствует о том, что
эффективность данной системы возрастает, если преподаватели, командиры подразделений курсантов своевременно диагностируют уровень педагогической подготовленности курсантов, стремятся побуждать курсантов к целенаправленному профессиональнопедагогическому самосовершенствованию. Организационной формой, в которой реализовывались задачи самосовершенствования, являлась самостоятельная работа.
Таким образом, процесс педагогической подготовки курсантов инженерных вузов является сложным, многокомпонентным элементом профессиональной подготовки инженерных специалистов. Эффективность его функционирования зависит от совершенствования отдельных элементов. Педагогическими условиями развития мотивации курсантов к педагогической подготовке являются: показ важности педагогической подготовки курсантов при овладении содержанием профессиональной деятельности; активизация познавательной деятельности курсантов в ходе профессионально-педагогической подготовки; формирование у курсантов интереса к работе с людьми; улучшение организации войсковой стажировки и практики; воспитание у курсантов убежденности в социальной значимости офицерской службы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошин, А.В. Педагогическая технология специальной физической подготовки курсантов вузов МВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов / А.В. Алдошин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 9 (43). - С. 3-7.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
4. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 35-41.
5. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 3-9
6. Северин, Н.Н. Педагогические условия, необходимые для формирования профессионализма у сотрудников ГПС МЧС России / Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 131-134.
7. Стародубцев, М. П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 153-156.
8. Щеголев, В.А. Воспитание и развитие личностных качеств студентов средствами культуры и спорта / В. А. Щеголев // Актуальные вопросы физического воспитания студентов : сборник научных трудов / С.-Петерб. гос. техн. ун-т. - СПб., 2011. - С. 154-159.
9. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессиональноориентированного воспитания студенческой молодежи : монография / В. А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин ; С.-Петерб. гос. ун-т информ. технологий механики и оптики. - СПб. : Изд-во СПб ГУИТМО, 2011. - 216 с.
10. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A.
Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Aldoshin, A.V. (2008), "Pedagogical technology of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs to fulfillment of fighting problems in the conditions of local conflicts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 3-7.
2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.
4. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Kim John Kil. (2011), “Competence approach to design of the individual educational trajectories of students' physical development”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 35-41.
5. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L., Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 3-9.
6. Severin, N.N. (2012), "Pedagogical conditions necessary for formation of professionalism at employees of state fire service of the Ministry of Emergency situations of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 131-134.
7. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (2012), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 153-156.
8. Schegolev, VA. (2011) "Education and development of personal qualities of students by means of culture and sports", Topical issues of physical training of students: collection of scientific works, publishing house Polytechnic University, St.-Petersburg, pp.154-159.
9. Schegolev, V.A. and Schedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means professional the focused education of student’s youth: monograph, publishing house “SPbSUCMO”, St.-Petersburg, Russian Federation
10. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.02.2012.
УДК 378
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА К НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ
Ирина Антоновна Грец, доктор педагогических наук, профессор,
Ирина Михайловна Силованова, кандидат педагогических наук, доцент,
Эвелина Владимировна Мухина, старший преподаватель,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Профессионально-образовательная программа магистерского уровня в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего по-