Уровень свободы студенческой молодежи и отношение молодых людей к своей стране
В.А. Г рибанова
Начальник отдела воспитательной работы и трудоустройства, аспирант кафедры социальной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова» (ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова»), г. Таганрог.
Уровень свободы студенческой молодежи
и отношение молодых людей к своей стране
Аннотация: Проведено исследование уровня комфортности
студенческой молодежи. Рассмотрены наиболее значимые права и свободы студентов, уровень личной свободы, отношение студентов к своему Отечеству и формам политического протеста.
Ключевые слова: студенческая молодежь, активность, права, свобода, протест, Отечество.
Gribanova Veronika Aleksandrovna
The degree of student’s youth freedom and their attitude to the native country
The summary: The research of the degree of student's youth comfort is made. The most significant rights and freedoms of students, the level of a personal freedom, students' attitude to their Fatherland and forms of a political protest are considered.
Keywords: college students, activity, right, freedom, protest, country.
В настоящее время в Российской Федерации современная молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях экономического и социального
развития общества. Проблемы формирования демократического, правового государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта созидательной деятельности. Некоторый ученые утверждают, что общество постепенно «просыпается» и в скором времени народ потребует для реализации своих интересов демократические процедуры и институты [1]. Однако сегодня данный процесс осложняется политической пассивностью и протестным настроением людей, в том числе молодежи, что привлекает внимание политиков и лидеров общественного мнения.
В свете данной проблемы, сегодня чрезвычайно актуализируется оптимизация воспитательного пространства высшей школы, которая в числе первостепенных задач ставит формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе [2]. Воспитательная работа в высшем учебном заведении должна быть доступной, приспособленной к внешним изменениям, учитывать индивидуальные особенности и уровень комфортности студенческой молодежи, быть нацеленной на саморазвитие каждого участника образовательного процесса и его «вживание» в современный мир [3].
В целях оптимизации воспитательного пространства высшей школы, необходимо исследование уровня комфортности студенческой молодежи, а также отношения молодых людей к своей стране.
В 2012 году мы провели исследование и предложили респондентам оценить уровень своей личной свободы. В эксперименте приняли участие студенты 1 и 4 курсов ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова». Всего было опрошено 520 человек (1 курс - 260 человек, 4 курс - 260 человек).
Результаты исследования отображены на Рисунке № 1. Около 30 % опрашиваемых указали, что чувствуют себя вполне свободными, однако примерно столько же респондентов отметили, что чувствуют некоторое
ограничение своей свободы (причем чаще студенты старших курсов). Около 10 % опрашиваемых затруднились ответить на поставленный вопрос.
Затрудняюсь ответить Не чувствую себя свободным Считаю, что живу в свободной стране Чувствую ограничение своей свободы Чувствую себя вполне свободным
0
20
40
60
80
100
Рисунок 1 - Оценка студентами уровня своей личной свободы Рассмотрев уровень личной свободы студентов, мы предложили респондентам обозначить наиболее значимые для них права и свободы. У большинства респондентов вопрос вызвал затруднения, а именно 38,1 % от общего числа опрашиваемых указали «затрудняюсь ответить». Среди наиболее значимых прав и свобод большинство студентов выделили право на слово и печать. Важным для студентов также является право на достойно оплачиваемый труд, причем чаще для студентов-старшекурсников. 10,2 % респондентов среди значимых прав и свобод выделили право на образование и право на бесплатную медицину. Менее 10 % респондентов назвали среди наиболее значимых прав и свобод называли «выбор», «жизнь», «свобода
совести и вероисповедания», «личное мнение и убеждение», «передвижение по стране (за рубежом)», «частная собственность», «свобода», «личная жизнь и неприкосновенность». Менее 5 % респондентов выдели следующие права и свободы - «отдых», «достойная жизнь», «все, изложенные в Конституции РФ», «демократия» (чаще всего под этим понятием респонденты понимали право на проведение демонстраций, митингов) (Таблица 1).
Варианты ответов Всего Из них
1 курс 4 курс
Затрудняюсь ответить 38,1 % 20,6 % 17,5 %
Слово и печать 16 % 6,4 % 9,6 %
Достойно оплачиваемый труд 11,15 % 3,1 % 8,05 %
Образование 10,2 % 4,8 % 5,4 %
Бесплатная медицина 10,2 % 3,3 % 6,9 %
Выбор 8,3 % 2,7 % 5,6 %
Жизнь 8,1 % 4,8 % 3,3 %
Свобода совести и вероисповедания 7,5 % 3,1 % 4,4 %
Личное мнение и убеждение 6,9 % 2,7 % 4,2 %
Передвижение по стране (за рубежом) 6 % 2,3 % 3,7 %
Частная собственность 5,6 % 2,7 % 2,9 %
Свобода 5,4 % 3,1 % 2,3 %
Личная жизнь и неприкосновенность 5,2 % 2,3 % 2,9 %
Отдых 4,8 % 2,5 % 2,3 %
Достойная жизнь 4,4 % 2,5 % 1,9 %
Демократия (демонстрации) 2,5 % 2,1 % 0,4 %
Все, изложенные в Конституции РФ 2,1 % 1,3 % 0,8 %
Таблица 1 - Наиболее значимые права и свободы студентов, % от общего числа опрошенных
Далее студентам предлагалось выразить отношение к своей стране и ответить на вопрос, какие чувства они испытывают при словах «Россия», «Российская Федерация». Более 80 % респондентов высказались по поводу своего отношения к Отечеству, однако 17,1 % опрашиваемых (10,2 % -первокурсники, 6,9 % - четверокурсники) затруднились ответить на данный вопрос. Чаще всего студенты говорили о том, что испытывают чувство гордости за свою страну, являются патриотами своей Родины, уважают и любят Россию. Такого мнения придерживаются 30,6 % респондентов (15 % -первокурсники, 15,6 % - старшекурсники). Чувство принадлежности и
ответственности по отношению к своей стране выразили 19 % опрашиваемых (8,2 % - студенты 1 курса, 10,8 % - студенты 4 курса). На вопрос о том, какие чувства они испытывают, студенты отвечали «Моя страна», «Моя Родина», «Мой дом», «Моя семья» и др. 15,4 % студентов (6,6 % - первокурсники, 8,8 %
- старшекурсники) высказались, что наша страна является могущественной и сильной державой (ответы: «огромная страна», «богатая история», «запас природного богатства» и др.). 12,3 % респондентов (5,2 % - первокурсники, 7,1 % - старшекурсники) на вопрос о своих чувствах по отношению к своей Родине отвечали ассоциативными словами: «гимн», «водка», «медведь», «балалайка», «Путин», «карта России» «Двуглавый орел» и т.д. 7,1 % опрашиваемых студентов (2,7 % - первокурсники, 4,4 % - старшекурсники) выразили противоречивые чувства в ответе на данном вопросе, говоря о том, что они гордятся прошлым, историей России, но им обидно и стыдно за настоящее «Российской Федерации». Встречались также негативные, порой даже агрессивные либо наоборот безразличные ответы студентов. 15,6 % респондентов (6,95 % - первокурсники, 8,65 % - старшекурсники) при упоминании о России испытывают стыд, обиду, страх за страну (ответы «государство, полное безнравственности», «концентрат власти», «стыдно за правительство, уровень жизни людей» и т.п.). 3,1 % студентов заявили: "Россия - для русских", "Меня бесит Россия". Следует отметить, что данные заявление чаще звучали из уст первокурсников (2,3 %), нежели
старшекурсников (0,8 %). 9,4 % респондентов (5 % - первокурсники, 4,4 % -старшекурсники) сообщили, что не испытывают никаких чувств при слове «Россия».
Вопрос о том, что значит быть гражданином Отечества, вновь вызвал затруднения у студентов. 30,6 % опрашиваемых затруднились ответить на данный вопрос (18,1 % - первокурсники, 12,5 % - старшекурсники). 21,5 % опрашиваемых (9,2 % - первокурсники, 12,3 % - старшекурсники) сообщили, что для них это значит быть достойным гражданином, патриотом РФ, уважать
и любить свою Родину (окружающих). О том, что это значит быть социально активным, участвовать в жизни страны и общества заявили 15,4 % респондентов, причем в большинстве старшекурсники (11 %), среди
первокурсников всего 4,4 %. «Быть гражданином Отечества - значит знать и соблюдать свои права и законы» - считают 14,4 % опрашиваемых (5,4 % -первокурсники и 9 % - старшекурсники). 10,8 % студентов (4,3 % -первокурсники, 6,5 % - старшекурсники) в ответе на заданный вопрос отметили причастность к своему Отечеству. Для 11 % респондентов (5,4 % -первокурсники, 5,6 % - старшекурсники) это значит служить в армии, защищать свою Родину. Менее 10 % студентов считают, что быть гражданином Отечества - значит нести ответственность за свои действия и поступки, а также чувствовать уверенность в завтрашнем дне, доверять государству. 2,3 % респондентов ответили, что для них «это все», для 1,15 % студентов это «ничего».
Рассмотрев отношение студентов к своей Родине, Отечеству, наиболее значимые для молодежи права и свободы, мы изучили уровень конфликтности студентов, их отношение к формам политического протеста. 30,8 % респондентов (13,7 % - первокурсники, 17,1 % - старшекурсники) считают, что для отстаивания политических интересов необходимы активные формы протеста. 27,5 % опрашиваемых (13,5 % - первокурсники, 14 % -старшекурсники) не считают политический протест эффективной формой отстаивания своих интересов. 21,3 % студентов (10 % - первокурсники, 11,3 %
- старшекурсники) приемлют пассивные формы протеста (сбор подписей, написание заявлений). 20,4 % от общего числа опрашиваемых (12,9 % -первокурсники, 7,5 % - старшекурсники) затруднились ответить на данный вопрос.
Приемлю пассивные формы протеста (сбор подписей, написание заявлений)
Не считаю политический протест эффективной формой отстаивания интересов
Для отстаивания интересов необходимы активные формы протеста
20
40
1
10 %
1,3 %
14 %
13,5 %
4 ку
■ 1 ку
17,1 %
%
рс
рс
60
80
100
0
Рисунок 2 - Отношение студентов к формам протеста
Проведенное исследование отразило отношение студенческой молодежи к своей стране. Мы видим, что большинство студентов испытывают чувство гордости, патриотизма, любви и уважения по отношению к своей Родине. Однако достаточно большой процент студентов выразили негативные (стыд, обиду, страх - 15,6 %), порой даже агрессивные чувства (3,1 %), около 10 % респондентов сообщили, что вообще не испытывают никаких чувств при упоминании о России, около 20 % опрашиваемых затруднились ответить. Вопрос о том, что значит быть гражданином Отечества, вызвал затруднения более чем у 30 % студентов. Активность в этом вопросе проявили в основном старшекурсники. Они указывали, что необходимо быть социально активными, участвовать в жизни страны, общества, знать и соблюдать свои права и законы РФ.
Исследование уровня свободы студенческой молодежи показало, что почти 40,1 % чувствуют себя вполне свободными или считают, что живут в свободной стране. Однако также около 40 % чувствуют некоторое
ограничение своей свободы или не чувствуют себя свободными вообще. Наиболее значимым для студентов правом и свободой является слово и печать
(16 %). Около 40 % затруднились справиться с поставленной задачей и назвать наиболее значимые для них права.
Анализ отношения студентов к формам политического протеста выявил, что около 30 % респондентов для отстаивания политических интересов предлагают активные формы протеста, чуть больше 20 % приемлют пассивные формы протеста, почти 20 % затруднились высказать свою позицию и только около 30 % опрашиваемых не считают политический протест эффективной формой отстаивания своих интересов.
Анкетирование показало достаточно протестное настроение студенческой молодежи в отстаивании своих интересов в области политики, а также по отношению к своей стране, студенты чувствуют ограничения уровня своей личной свободы.
В рамках обозначенной проблемы отделом воспитательной работы и трудоустройства ТГПИ имени А.П.Чехова ведется следующая работа:
- взаимодействие с молодёжными лидерами, формирование и контроль деятельности органов студенческого самоуправления вуза, проведение учёбы студенческого актива ТГПИ. В вузе ведет активную деятельность координационный совет института, под руководством координатора молодежной политики РО. В рамках программы «Общежитие и я - единая семья» на базе студенческого общежития действует студенческий совет самоуправления. Поддержку социально незащищенным студентам вуза оказывает профсоюзный совет студентов ТГПИ;
- распространение опыта работы общественных организаций, волонтерских
движений. Ведется работа по привлечению студентов в волонтерское движение вуза и города. Волонтеры института традиционно принимают участие в следующих направлениях работы: общественная практика по проекту
«Содружество», работа с детьми «группы риска», участие в проводимых образовательных молодёжных форумах. Волонтеры вовлечены также в деятельность педагогической, валеологической, экологической,
патриотической направленности;
- поддержка студенческих инициатив в области политической активности, разработка и реализация программ в сфере патриотического воспитания молодежи, взаимодействия с общественными организациями (студенты ТГПИ входят в состав молодежного совета при Городской Думе г.Таганрога, молодежной организации «Молодая гвардия Единой России» и др.);
- привлечение молодёжи к участию в мероприятиях, посвящённых государственным праздникам (день России, день Победы и др.), подготовка и проведение мероприятий, содействующих формированию правовой и политической культуры (выборы), активной гражданской позиции студентов;
- создание условий для поддержки и развития действующих и вновь создаваемых дискуссионных, информационных, военно-патриотических, спортивно-технических, творческих клубов по интересам (студенты занимаются в клубах «Я - Гражданин», военно-патриотический клубе «Пересвет», «Дебаты» и др.).
- создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, в целях творческого саморазвития и самореализации личности (на базе вуза действуют интеллектуальные и творческие кружки и факультативы);
- формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях жизни современного общества и др.
Исследование выявило, что старшекурсники более ответственны по отношению к своему гражданскому долгу, чем первокурсники. Студенты младших курсов во время опроса чаще затруднялись справиться с поставленной задачей, ответить на вопрос (около 20 % респондентов), или даже выражали немного агрессивное отношение по отношению к своей Родине (2,3 %). Старшекурсники наоборот были более конструктивны в своих ответах, указывали могущество и достоинства нашей страны, отмечали, что испытывают чувство принадлежности к Родине, ответственность за свои
поступки. Помимо этого, они обозначили необходимость социальной активности граждан, участия в жизни страны и общества, что выражает высокую гражданскую позицию респондентов. Все это свидетельствует об эффективности проводимой вузом работы.
Однако, мы видим, что студенческая молодежь испытывает некоторое ограничение своей свободы (25,4 % респондентов), не считает, что живет в свободной стране (9,8 %). Среди наиболее значимых для них свобод и прав выделяет «слово и печать» (16 %). Считаем обозначенную проблему актуальной и необходимой для дальнейшего исследования.
Литература
1. Научно-публицистическое издание «Вестник института Кеннана в России», выпуск 20, 2011г., С -144;
2. Резниченко, М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности [Текст] /М.Г.Резниченко//Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 8. С. 32-42. (0,5 п.л.).
3. Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения/ Е.Н. Степанов // Педагогика - 2001._№4.-С.14-19.