Таким образом, для повышения общей устойчивости организма школьника необходимо следующее: повышение в процессе физического воспитания неспецифической устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды; разработка и внедрение методических рекомендаций для учащихся по рациональному распределению времени и нагрузки (физической, умственной, психологической и т.д.); совершенствование механизмов терморегуляции и закаливания организма; систематические занятия физическими упражнениями как в урочное, так и внеурочное время.
литература
1. Гигиена физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. М. : Академия, 2003.
2. Инновации и проблемы в формировании здорового образа жизни : материалы науч. работ, посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф., вицепрезидента Сибирской олимпийской академии И.И. Сулейманова. Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 2004.
3. Койносов А.П. Адаптация детей к занятиям спортом на Севере : моногр. Шадринск : Шадрин-ский Дом печати, 2008.
4. Мониторинг физического развития школьников г. Екатеринбурга : сб. метод. реком. и нормативных документов / Е.М. Аблув, Е.А. Цурихин. Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2001.
5. Программа развития системы образования г. Екатеринбурга на 2000-2004 гг. ШЬ : http://docs. cntd.ru/document/801109437.
Intensification of the learning process in educational institutions as the reason for disharmonious physical development of students
There is considered the negative influence of unstandardized learning load in educational institutions on somatic health of young generation. There are suggested the optimal ways of solving the problem and compensation by means of physical education.
Key words: intensification of learning process, physical development, physical training, health caring environment.
в.А. Грибанова
(Таганрог)
общественно-политическая Активность студенческой молодежи
Проанализирована гражданская активность студенческой молодежи педагогического вуза; рассмотрены политические интересы молодых людей; обозначены общественные движения и современные политики, популярные среди молодежи; выявлена эффективность организации студенческого самоуправления, включения молодежи в общественные практики.
Ключевые слова: студент, молодежь, политика, общественные движения, выборы, самоуправление, волонтеры.
Несмотря на произошедшие в России последних десятилетий социально-политические изменения, многие отечественные и зарубежные аналитики до сих пор характеризуют нашу страну как общество переходного типа, развитие которого просматривается весьма размыто. Осложняется это тем, что в настоящее время нет того доверия к власти, которое было раньше. У современного поколения россиян иные приоритеты: новое качество жизни, создание возможностей для личностной самореализации. Большинство россиян сегодня руководствуются «рациональным» выбором: если общественнополитическая активность не приносит каких-либо материальных или карьерных выгод, то энергия людей направляется в другие сферы жизни. В связи с этим модернизация политической системы должна прежде всего ориентироваться на идею общего блага, «раскачку» общественно-политической жизни России. однако возникают сомнения в возможности активизировать энергию россиян, вернуть им доверие к базовым ценностям и институтам демократии, вовлечь в общественную и политическую жизнь страны [3, с. 8-9].
опасения эти связаны с тем, что российский правящий класс с 1990-х гг., стараясь укрепить властные институты, настороженно относился к любым проявлениям активного политического участия граждан, стре-
© Грибанова В.А., 2013
мясь ограничить их участие исключительно выборами. В результате большинство россиян убеждены в том, что в нашей стране все решают руководители и политики, что привело к резкому снижению политической активности граждан и интереса к политике вообще.
Престиж государства существенно снизился, люди просто перестали доверять государству. В науке принято считать, что доверие к власти - факт позитивный, а недоверие - негативный. Однако многие ученые оспаривают это мнение. Так, профессор
А.В. Оболонский считает, что «именно недоверие становится движущей силой развития, тогда как доверие консервирует неблагополучное состояние» [2, с. 7]. Последние выборные кампании 2011-2012 гг. подтверждают данное высказывание. Именно недоверие граждан к проведенным выборам (от предвыборных кампаний до самой процедуры голосования) послужили толчком к протестным акциям, формированию на добровольной основе таких структур гражданского общества, как «Наблюдатель», «Голос». Все это требовало большой работы людей, ведь именно так, а не по распоряжению руководства рождается гражданское общество, которое, по мнению известного европеиста профессора Ю. Бойко, «рождается и набирает силу только в постоянном, изо дня в день, противостоянии с государством» [1].
Все это говорит о том, что общество постепенно просыпается, все новые группы и слои включаются в общественную жизнь. Однако эти утверждения требуют научного обоснования. Научные исследования особенно важны при организации работы с молодым поколением в силу того, что современный молодежный электорат через несколько лет будет определять политический процесс в России.
На базе Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова (ТГПИ им. А.П. Чехова) мы провели исследование активности и интересов молодых людей в области политики. В анкетировании приняли участие 520 чел. Опрос показал, что 6,5% опрашиваемых испытывают довольно большой интерес к политике и даже допускают свое участие в выборах в качестве кандидата, около 10% респондентов присутствовали на собрании какой-либо партии или движения, высказывают свое
отношение к тем или иным политическим событиям в социальных сетях, около 20% студентов более активно интересуются политикой, регулярно следят за развитием политической ситуации в стране, около 30% респондентов обсуждают политические события с друзьями, около 40% интересуются политическими новостями по телевизору (в Интернете). Наиболее активной формой общественно-политической деятельности среди молодежи является участие в выборах (около 50%). Мы провели опрос студентов, чтобы выявить их предпочтения в отношении политических сил страны.
Исследование, направленное на выявление тех общественных движений, которыми студенты интересуются, показало, что около 20% опрашиваемых респондентов затрудняются назвать какое-либо общественное движение, 6,5% указали, что никаких не знают вообще. Помимо того, ответы опрашиваемых раскрывают достаточно низкую политическую грамотность студентов (табл. 1).
Таблица 1
общественные движения страны (по мнению респондентов)
Ответы студентов Кол-во ответов, % Из них, %
1-й курс 4-й курс
«Молодая гвардия» 38,1 17,1 21,0
Затрудняюсь ответить 17,7 11,4 6,3
Эмо, готы, панки, скинхеды, гопники 14,8 14,4 0,4
Волонтеры 11,5 9,2 2,3
«Наши» 10,0 3,5 6,5
«Под флагом добра» 9,0 4,0 5,0
«Единая Россия» 8,8 3,2 5,6
«Green peace» 7,1 4,4 2,7
«Яблоко» 6,9 2,5 4,4
Никакие 6,5 5,2 1,3
КПРФ 6,5 2,3 4,2
АМГ 6,15 4,0 2,15
ЛДПР 5,2 2,9 2,3
Другие 1,9 1,9
Мы выявили также популярность политических лидеров среди молодежи, попросив респондентов перечислить известных им современных политиков (см. табл. 2).
Таблица 2 популярные среди молодежи современные политики
Общественно-политический деятель Популярность у молодежи, %
Жириновский 57,5
Путин 54,4
Медведев 50,4
Зюганов 42,3
Прохоров 31,3
Миронов 30,4
Прасолов 17,7
Явлинский 16
Обама 13,1
Тимошенко 12,9
Грызлов 12,7
Янукович, Лукашенко 10,6
Голубев 10,2
Хакамада, Кабаева менее 10
Выборы, несмотря на то, что являются наиболее активной формой политической активности молодых людей, чаще воспринимаются ими как формальность. Около 20% студентов затрудняются назвать общественные движения страны, около 15% - современных политических лидеров, что свидетельствует о следующем: для молодежи не имеет особого значения, кого и как при этом выбирают. Молодое поколение, как правило, не изучает до конца политическую программу лидеров и мало интересуется деятельностью общественных движений страны. Заинтересованность молодежи политическими лидерами и движениями ограничивается чаще всего лишь просмотром новостных блоков по телевидению или в Интернете.
Общественно-политическая активность молодежи не должна сводиться лишь к участию в выборных кампаниях (голосованию). В современном обществе необходимо нахождение новых стимулов и форм гражданской самоорганизации, незаинтересованность молодежи политикой должна компенсироваться разнообразными формами общественной самодеятельности. Рассмотрим опыт работы по формированию гражданской активности у молодежи в системе воспитательной работы педагогического вуза.
Воспитательная работа в П ИИ им. А.П. Чехова ориентирована на вовлечение молодежи в различные виды общественной практи-
ки, развитие системы студенческого самоуправления. По мнению М. Ричмонд, «идеи заразны - поэтому так важно посылать молодых людей туда, где этими идеями можно заразиться» (цит. по: [4, с. 35]).
На базе вуза действуют координационный совет института под руководством координатора по молодежной политике Ростовской области, совет самоуправления общежитием, профсоюзный совет, советы самоуправления факультетов. Студенты привлекаются к участию в мероприятиях, организованных молодежными организациями (Всероссийской общественной организацией «Молодая гвардия Единой России», Ростовской лигой КВН, Донским союзом молодежи, организацией «Российские студенческие отряды» и др.). Традиционно студенческий актив и лидеры студенческого самоуправления ТГПИ им. А.П. Чехова принимают участие в мероприятиях комитета по молодежной политике Ростовской области (в региональном проекте «Академия молодого гражданина», целями которого являются формирование толерантности и воспитание патриотизма в студенческой среде; в образовательной программе регионального проекта «Молодежная команда губернатора», направленной на развитие системы органов молодежного самоуправления, и др.).
В вузе ведется работа по возрождению добровольной народной дружины, проводятся круглые столы и совещания с участием руководства и сотрудников Управления МВд России по городу Таганрогу, военнопатриотического православного центра «Пе-ресвет». Занимая активную гражданскую позицию, студенты института являются членами Молодежной думы при Администрации г. Таганрога и организаторами городских мероприятий в сфере молодежной политики города.
Несмотря на свою многолетнюю историю и опыт, ТГПИ им. А.П. Чехова находится в постоянном поиске новых форм привлечения студентов и слушателей в свои ряды. В вузе активно развивается волонтерское движение. Волонтеры института традиционно принимают участие в следующих направлениях работы:
- общественном (проект «Содружество», в рамках которого студенты организуют социально-педагогические акции в детских домах и др. учреждениях социальной защиты города, работа с детьми «группы риска»);
- педагогическом (работа в детских оздоровительных центрах по проекту Содружества лагерей побережья Азовского и Черного морей);
- образовательном (участие в образовательных молодежных форумах: региональном молодежном обучающем форуме «Ростов - территория развития», областном форуме «Стратегия-2020 - стратегия перемен», Всероссийском молодежном форуме волонтерского движения «Под флагом добра» (Краснодарский край) и др.);
- валеологическом (организация и участие в мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни: конкурс агитбригад за ЗОЖ, работа по проекту <Юапсе4№ “Танцуй ради жизни”»);
- экологическом (совместная с Отделом по делам молодежи Администрации г. Таганрога работа по проекту «Таганрогу - чистый берег» и др.);
- патриотическом (помощь ветеранам
г. Таганрога);
- благотворительном (организация благотворительных акций) и т.д.
В рамках выборов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и выборов Президента Российской Федерации в институте была организована работа, направленная на повышение электоральной активности студентов: встречи студентов с представителями территориальной избирательной комиссии; проведение фестивалей молодежного творчества «Шаг вперед», «Мой выбор»; работа в социальных сетях, регистрация студентов в группе в www. vk.com «Я иду на выборы» и др.
Воспитательная работа в ТГПИ им. А.П. Чехова постоянно развивается, обогащается и совершенствуется. Помимо традиционных мероприятий, можно выделить новые формы работы со студентами:
- участие в акции «Нет наркотикам, нет анаболикам» с участием Президента РФ
В.В. Путина;
- участие во встрече с Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым в Московской школе управления «Сколково», во время которой обсуждались проблемы от бытового (проживание в общежитии, размер стипендии, питание и пр.) до научного (публикации статей в научных сборниках, участие студенчества в грантах) характера;
- встреча в Кремле с Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым по случаю
присвоения городу Таганрогу почетного звания «Город воинской славы»;
- встречи студенческого актива с губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым (обсуждались темы трудоустройства молодых специалистов, подготовка к Олимпиаде в г. Сочи, увеличение размера губернаторской стипендии студентам и аспирантам, возможности для молодежи устройства на работу в Правительство Ростовской области и т.д.).
Воспитательная работа в ТГПИ им. А.П. Чехова направлена на формирование гражданской активности у студентов путем вовлечения молодежи в общественные практики, развитие самоуправления. Чтобы понять эффективность проводимой работы, мы провели анкетирование и рассмотрели политическую активность студентов-перво-курсников, которые только поступили в вуз, и старшекурсников, которые за период обучения в вузе были вовлечены в общественные практики (табл. 3).
Таблица 3 политическая активность студентов
Ответы студентов Кол-во ответов, % Из них, %
1-й курс 4-й курс
Голосовал/а на выборах 42,1 16,7 25,4
Смотрю политические новости по телевизору 39,8 17,9 21,9
Обсуждаю политику с друзьями 26,7 8,3 18,4
Активно слежу за развитием политической ситуации в стране 18,2 7,9 10,3
Посещал/а собрание какой-либо партии 9,8 3,5 6,3
Писал/а в социальных сетях 9 3,6 5,4
Допускаю участие в выборах в качестве кандидата 6,5 2,5 4
Не интересуюсь политикой 6,3 3,6 2,7
Участвовал/а в политических акциях, митингах 6 3,3 2,7
Участвовал/а в организации предвыборной кампании 5,6 1,5 4,1
Подписывал/а письма, обращения 3,65 0,75 2,9
Затрудняюсь ответить 3,3 2,1 1,2
Исследование политической активности студенческой молодежи педагогическо-
го вуза показало, что старшекурсники активнее первокурсников. Они чаще следят за развитием политической ситуации в стране, обсуждают политику, посещают собрания политических партий, участвуют в организации предвыборной кампании, подписывают письма, обращения, лучше владеют информацией об общественных движениях страны. Все это свидетельствует об эффективности организации студенческого самоуправления, включения молодежи в волонтерскую и другие общественно значимые виды деятельности. Проведенное исследование показало эффективность проводимой вузом работы.
Реализация собственного потенциала через включение в общественные практики помогает формировать у молодежи гражданскую ответственность, развивать политическую активность. Такая работа открывает молодежи путь в политику, предлагает для обсуждения новые проблемы и ценности, ориентирует молодое поколение на решение серьезных проблем модернизации России, жизненно необходимой в связи с новыми вызовами времени.
литература
1. Борко Ю. Накануне // Пишет Ольга Буторина: записки европеиста. URL : М1р://о^а-еиго. livejoumal.com/65523.html.
2. Оболонский А.В. Политическое недоверие как позитивный фактор // Вестн. ин-та Кеннана в России. 2011. Вып. 21.
3. Петухов В.В. Российские реформы и переосмысление россиянами роли демократических институтов и ценностей // Вестн. ин-та Кеннана в России. 2011. Вып. 20.
4. Целых М.П. Социальная работа за рубежом: Соединенные Штаты Америки : учеб. пособие. М. : Академия, 2007.
Social and political activity of students
There is analyzed the civil activity of students of a pedagogical higher school; considered the political interests of young people; marked the social movements and modern policies popular among the youth; found out the efficiency of students’ self-government organization, inclusion of the youth into social experiences.
Key words: student, the youth, politics, social movements, elections, self-government, volunteers.
Ю.в. НАУМЕНко, о.в. НАУМЕНко (волгоград)
организационнометодическое сопровождение коррекционной деятельности массовой общеобразовательной школы
Представлены авторский подход к разработке программы коррекционной деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и методические рекомендации по ее реализации.
Ключевые слова: программа коррекционной деятельности, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, принципы коррекционно-развивающей работы.
В современной практике общеобразовательной школы возникают новые проблемы, связанные с организационным и методическим сопровождением внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), в частности коррекционной деятельности школы. В соответствии с требованиями стандарта программа коррекционной работы «должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования» [6, с. 23].
На наш взгляд, в соответствии с этими требованиями можно предложить следующую структуру программы коррекционной работы [1]:
1) обоснование необходимости реализации программы;
2) анализ возможностей образовательного учреждения (ОУ) по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении;
3) стратегическая цель ОУ в организации коррекционной работы;
4) стратегические задачи ОУ в организации коррекционной работы;
5) тактические задачи ОУ в организации коррекционной работы по годам обучения (1 - 4-е классы) и в соответствии с особенностями ребенка с ОВЗ;
6) планируемые предметные результаты коррекционной работы;
© Науменко Ю.В., Науменко О.В., 2013