УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
О.Н. Коростелева, к.э.н., доц. Брянской государственной сельскохозяйственной академии
Целью реформирования агропромышленного комплекса, начавшегося в девяностых годах, был вывод сельского хозяйства из кризиса путем создания эффективной аграрной структуры и возрождения крестьянства.
Следует отметить, что проводимые на селе преобразования пока не принесли позитивных результатов. Состояние сельского хозяйства за годы реформ ухудшилось. С падением объема производства продукции снижается и уровень жизни сельских жителей. Брянская область относится к вымирающим областям России, т.е. смертность на данное время превышает рождаемость. В сельской местности наблюдается тенденция старения населения, существенно сокращается численность населения в трудоспособном возрасте, что усугубляет социально-экономическую ситуацию на селе.
Реформирование и структурная перестройка в АПК начавшиеся с 90-х гг. ХХ в., привели к капи-
тализации и к катастрофическому падению уровня жизни населения сельской местности. За прошедшие 20 лет развитие села приобрело такое количество негативных тенденций, которого не было уже давно. Важнейшей и острой проблемой села является массовая бедность. Доля сельского населения, находящаяся за чертой бедности, в Брянской области составила по располагаемым ресурсам свыше 25%, по денежным доходам - 38%.
Доход граждан формируется за счет заработной платы, пенсий, стипендий, дивидендов, продажи продуктов домашнего хозяйства.
Одним из основных факторов бедности на селе выступает резкое снижение денежных доходов населения. Согласно данным Госкомстата России, доля оплата труда в доходах населения по Центральному Федеральному округу составляла в 1990 г. - 90%, в 2002 г. - 29%, в 2008 г. - 42%.
Таблица 1 - Состав располагаемых ресурсов домашних хозяйств в среднем на 1 члена домашнего
Показатели 2002 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
Располагаемые ресурсы 1640,0 2705,6 3890,8 4453,1 5079,2 5971,5 134,1
В том числе
- денежные ресурсы 1137,4 1902,6 2936,7 3609,3 3989,4 4754,3 131,7
- стоимость натуральных продуктов 437,3 625,3 791,9 690,3 789,7 892,4 129,3
- стоимость непродовольственных товаров 29,2 _ 14,5 2,0 121,5 137,9 68,5р.
- прирост сбережений 36,1 177,7 147,7 151,3 178,6 186,9 123,5
В течение анализируемого периода располагаемые ресурсы жителей сельской местности увеличивается в 3,6 раза, в том числе в последние три анализируемые годы это увеличение произошло на 34,1%. В большей мере происходит рост стоимости непродовольственных товаров и денежных расходов.
Наибольший удельный вес в структуре располагаемых ресурсов сельских жителей Брянской области занимают денежные ресурсы и стоимость натуральных поступлений продуктов. В течение анализируемого периода в структуре располагаемых ресурсов произошли изменения, так снизился удельный вес денежных доходов, но при этом увеличилась стоимость непродовольственных товаров.
Снижение объемов и эффективности сельскохозяйственного производства, ломка механизмов социальной защиты без замены их на новые привели не только к ухудшению условий труда и трудовых отношений, но и к полному обесцениванию стоимости рабочей силы в отрасли. Произошло опережающее снижение реальных доходов сельского населения по
сравнению с городским. Так, если в 1995 г. уровень заработной платы в сельском хозяйстве Брянской области составлял 60% уровня заработной платы в экономике в целом, то в 2009 г. около 40%. Работники сельского хозяйства получают почти в 3,0 раза меньше, чем в промышленности и в 5,6 раза меньше работников учреждений кредитования, финансирования и страхования, где сложился самый высокий уровень заработной платы.
Общая численность работников сельскохозяйственных предприятий в целом по Брянской области снижается на 14% и составляет в 2009 г. 20300 человек. Из общей численности работников 18,9% составляют служащие и в том числе 6,1% руководители. Следует отметить, что темпы снижения руководителей более значительные на 15,7% по сравнению со снижением общей численности работников сельскохозяйственных предприятий. Фонд оплаты труда наоборот увеличивается и темп этого увеличения составляет 35,4%, что обусловлено увеличением среднемесячной заработной платы.
Таблица 2 - Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % 2007 г.
Среднемесячная заработная плата 4449 6156 7067 158,8
В том числе:
работники сельского хозяйства 4369 6133 7038 161,0
трактористы 4505 6499 8126 180,4
операторы машинного доения 4160 5875 6939 166,8
скотники 3293 4704 5561 168,9
служащие 4939 6602 7835 158,6
руководители 5947 8061 9787 164,6
В динамике за три анализируемых года происходит увеличение заработной платы работников сельскохозяйственных предприятия Брянской области на 57,4%. Причем в большей мере происходит увеличение заработной платы трактористов и к тому же она самая высокая по сравнению с другими категориями (за исключением руководителей). Самый низкий темп увеличения заработной платы у служащих - всего 58,6%.
Самую низкую заработную плату имеют скотники - 5561 руб. в месяц, что, конечно же, не может стимулировать работу в этой отрасли. Да и в целом заработная плата в сельском хозяйстве хотя и повышается но все же остается на низком уровне.
Для анализа уровня бедности селян необходимо сравнить заработную плату с прожиточным минимумов.
Таблица 3 - Уровень заработной платы и прожиточного минимума работников Брянской области в 2007-2009 гг.
Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % 2007 г.
Среднемесячная заработная работников всего по области, руб. 8189 10220 10949 133,7
Среднемесячная заработная работников сельского хозяйства, руб. 4449 6156 7067 158,8
Прожиточный минимум, руб. 3257 3868 4300 132,0
Отношение среднемесячной заработной платы работников в целом по области к прожиточному минимуму, % 2,51 2,64 2,54 +0,03
Отношение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства к прожиточному минимуму, % 1,36 1,59 1,64 +0,28
Отношение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства к среднемесячной заработной платы работников в среднем по области, % 54,3 60,2 64,5 +10,2
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, хотя и увеличивается более значительно, существенно ниже, чем в среднем по области. Так в 2007 г. удельный вес заработной платы работников сельского хозяйства в заработной плате работников в среднем по области составил 54,3%, к 2009 г. соотношение увеличивается, что положительно характеризует изменение уровня жизни сельских жителей.
Если сравнивать заработную плату работников сельского хозяйства с прожиточным минимумом, то в 2007 г. на заработную плату имелось 1,36 про-
АНАЛИЗ БЕДНОСТИ СЕЛЬСКОГО
житочных минимумов, то к 2009 г. 1,64, т.е. рост составил 0,28.
В условиях кризисного состояния экономики, очень сложно решить задачу повышения заработной платы до необходимого уровня. На пути повышения заработной платы стоит острейшая проблема изыскания денежных средств. Основным источником повышения уровня заработной платы должно стать развитие наиболее эффективных отраслей и совершенствования маркетинговых служб. Для этого необходима рациональная структура производства, то есть выбор оптимального производственного направления хозяйства и получение дополнительной денежной выручки.
ЕЛЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
И.А. Буякова, к.э.н., доц., Брянского госу
Одним из приоритетных направлений развития России в последние годы стало социально-экономическое развитие села и качество и уровень жизни сельских жителей. В Брянской области, как и в других регионах, реализуются различные проекты в сфере развития агропромышленного комплекса, обеспечения сельских жителей доступным и комфортным жильем, улучшения демографической ситуации в сельской местности, решения проблем бедности на селе. Для разработки путей решения проблемы бедности не обходимо отследить тенденции изменения уровня бедности селян области.
Бедность на селе является следствием многих взаимосвязанных факторов, таких как:
- экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);
- социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);
- демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на сельском рынке труда);
- регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).
Считается, что в целом в России бедность отличается небольшой глубиной, т.е. у основной массы людей необеспеченных доходы колеблются около
нного университета им. И. Г. Петровского
уровня прожиточного минимума. Однако именно в сельской среде бедность гораздо глубже, т.е. среди селян существенно выше доля людей, имеющих доходы значительно ниже прожиточного минимума.
Более половины селян - малоимущие, этот показатель стабильно на 10-15 процентных пунктов выше, чем в городе. Из общего числа сельских бедных треть - крайне бедные, т.е. они располагают ресурсами в два и более раз ниже прожиточного минимума, причем доля крайне бедных на селе примерно в 2 раза выше, чем в городе.
Исследования структуры доходов сельских семей показывают, что для сельского населения в среднем основными источниками доходов являются зарплата и пенсии. Личное подсобное хозяйство как источник дохода используют далеко не все семьи и только там, где есть возможности для сбыта: вблизи городов, вдоль оживленных дорог. Очевидно, что не все жители сельских населенных пунктов располагают такими возможностями.
Большинство сельских семей действительно свое хозяйство ведут и сами производят продукты для своего питания. В среднем по стране в бюджетах сельских семей 20-25% составляют натуральные поступления продуктов питания.
Однако ведение личных подсобных хозяйств (ЛПХ) селян от бедности не спасает, т.к. они малопродуктивны и низкотоварны. В условиях разрушения системы потребительской кооперации и снижения объемов скупки продукции сельскохозяйствен-