Экономика. Мониторинг. Уровень жизни
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. Г. СВЕТЛАКОВ, кандидат экономических наук, доцент РГТУ, соискатель Пермской ГСХА
За последние годы появилась необходимость в социальных гарантиях для обеспечения минимального достаточного уровня жизни всего населения со стороны государства как системы, регулирующей общественную жизнь.
Цель и методика исследований
Уровень жизни населения, на наш взгляд, отражает благосостояние населения и характеризуется системой количественных и качественных показателей: объемом реальных доходов на душу населения, уровнем и структурой потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, уровнем и динамикой цен на основные предметы потребления, тарифов коммунальных и транспортных услуг, уровнем образования, медицинского обслуживания и другими.
К источникам формирования доходов населения относятся такие, как основная заработная плата, доход от продажи продукции личного подсобного хозяйства, социальные трансферты, доходы от предпринимательской деятельности, от собственности и прочие.
Заработная плата в структуре доходов работников составляла до 1990 года 65-70 %; в настоящее время - только 38,2%. Это означает, что вторичная занятость для тысяч людей превратилась из дополнительного в основной источник доходов.
Реальные денежные доходы, полученные населением Пермской области за 2004 год и увеличились по сравнению с 2003 годом на 8 %. В структуре доходов области в 2004 г. увеличилась доля социальных трансфертов и уменьшился удельный вес заработной плата. Соответственно, происходит существенное увеличение доли других видов доходов.
Доходы домохозяйства, в основном, формируют уровень жизни семьи. По данным наших социологических исследований, появились следующие группы населения: богатые - (0,1-
В результате перехода к рыночным отношениям социальная структура общества, а также отношения в нем коренным образом изменились.
Государство
утратило
монополию
собственника и
работодателя,
появилось
предпринимательство с использованием наемного труда.
1%), средний уровень жизни (39 %) и бедные (60 %).
В ходе развития рыночных отношений возникают новые методические подходы к определению понятий уровня бедности.
На наш взгляд, уровень бедности определяется долей людей, проживающих в сельской местности, совокупный доход которых ниже величины прожиточного минимума.
В ходе наших социологических исследований мы выделили три группы уровня бедности:
- близкие к черте бедности (25 %);
- бедные (30 %);
- глубокая бедность на уровне физического выживания (нищета) (1-5%).
Величина прожиточного минимума (ПМ) представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, а также расходов на непродовольственные товары услуги, налоги и обязательные платежи. Для каждого домохозяйства величина ПМ определяется исходя из его фактического состава как сумма соответствующих показателей по различным социально-демографическим группам населения (трудоспособные, дети, пенсионеры).
Совокупный доход домашних хозяйств состоит из суммы денежных доходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и доходов из прочих источников. Ключевой вопрос при этом - вопрос об определении доходов сельских домохозяйств, их денежной и натуральной части.
Безусловно, представляют интерес и нелегальные доходы жителей, особенно получаемые от участия в теневом бизнесе, но их оценка требует специальных дорогостоящих исследований. В рамках проекта эти источники дохода не учитывались. Располагаемые ресурсы исчисляются как валовой доход домохозяйства плюс привлеченные накопленные ранее средства, ссуды и кредиты (в размерах, обеспечивающих домохозяйства в течение учетного периода).
Совокупный доход сельского домохозяйства предлагается оценивать как сумму доходов, получаемых из официально зарегистрированных источников и стоимость продукции личных подсобных хозяйств населения, собранных грибов, ягод, лекарственных трав и др.
Стоимость натуральных поступлений (главным образом сельскохозяйственной продукции собственного производства) исчисляется по средним ценам в районе.
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства составляет 42 % от среднемесячной заработной платы по области. Чтобы выжить в этих условиях, селяне в последние годы интенсивно занимаются развитием личного подсобного хозяйства, обеспечивая себя необходимыми продуктами питания. Существует тенденция, когда фермерские хозяйства возвращаются в статус личных подсобных хозяйств.
Среднемесячная номинальная начисленная
Экономика. Мониторинг. Уровень жизни
заработная плата на предприятиях области в 2004 г. составила 6419 руб. и возросла по сравнению с 2003 г. на 21,5 %, при этом прирост реальной заработной платы составил 10,1 %.
На многих предприятиях области применяются различные формы мотивации и социальной защиты работников. По данным управления труда Пермской области, средняя заработная плата с учетом выплат социального характера обеспечила в конце 2004 года 2,2 величины прожиточного минимума. При этом, как показывает практика, по крайней мере, 20 % заработной платы фактически выплачивается в скрытых формах. В негосударственном секторе экономики и особенно в сфере малого бизнеса эта цифра по экспертным данным составляет более 50 %.
Основная причина скрытых форм оплаты труда - стремление работодателей, особенно малых предприятий, финансовых и коммерческих организаций, снизить налоговую нагрузку и не перечислять в полном объеме налоги в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Не сказалось позитивно и установление твердой ставки в размере 13 % на доходы физических лиц.
Соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения с 1995 г. выросло на 41,2 %, разница составила в 2004 г. 13,7 раза, при допустимом пороговом значении 8 раз. Эти показатели свидетельствуют о продолжающемся расслоении общества.
По степени поляризации населения по уровню денежных доходов (индекс Джини) и по соотношению доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения Пермская область среди областей Уральского региона занимает четвертое место. Самые высокие показатели дифференциации в Курганской области (0,421 и 16,6). Самые низкие значения этих показателей зарегистрированы в республике Удмуртия (0,266 и 5,7).
Процесс социальной дифференциации -неотъемлемый атрибут рыночных преобразований. Под социальной дифференциацией, на наш взгляд, следует понимать объективно обусловленное соотношение в основных параметрах уровня жизни социально-демографических групп населения. Причины социальной дифференциации - различия в социально-экономическом развитии регионов, разница в оплате труда в отраслях материального производства и непроизводственной сферы, структура семей (число иждивенцев, пенсионеров). Расслоение на «богатых» и «бедных» имеет определённую специфику в конкретном регионе, в городе и на селе. Вместе с тем оно непосредственно связано с формами и темпами инфляционного процесса в экономической системе.
Г ородское население более дифференцировано и поляризировано по своим доход успешности или неуспешности деятельности в постреформи-руемом обществе. К сельскому населению данное утверждение относится лишь частично, поскольку аграрная реформа породила одинаково
тупиковые ситуации для сельскохозяйственных предприятий и домохозяйств, для низко- и высококвалифицированных работников.
Сельское население дифференцируется не только по уровню доходов, но и по размерам имущества и земельным наделам, которые являются их собственностью. Эти факторы становятся важнейшими критериями расслоения населения. Изучение тенденций трансформации внутри общинных взаимодействий показало, что главный фактор разобщения родственников на селе (на него указали 91 % опрошенных) - неравенство и имущественное неравенство.
Социально-демографическая особенность современного сельского сообщества - присутствие в его структуре значительного количества сельских пенсионеров. Пожилые люди традиционно объединяются в отдельную социальную группу населения, отличающуюся определенными возрастными рамками, имеющими гарантированный источник дохода и определенные ценностные ориентации.
Нынешний переходный период в России характеризуется углубляющейся разницей в степени бедности между городским и сельским населением. Соотношение бедности в сельской и городской местностях изменилось с 1992 г. таким образом, что сельские районы оказались в худшем положении. Бедность на селе приобретает крайние
Экономика. Мониторинг. Уровень жизни
формы, характеризуется нарастанием не только относительных, но и абсолютных форм.
Согласно данным официальной статистики, за чертой бедности в 2004 г. по денежным доходам находилось 80 % сельского населения, по располагаемым ресурсам - в крайней бедности (с доходами в два и более раза ниже прожиточного минимума) проживало: по денежным доходам -50 % сельчан, по располагаемым ресурсам - 30 %. Точно велики региональные различия. Трудоспособное население центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий имеет низкие заработки, но компенсирует значительную часть дефицита денежных доходов за счет развития домашнего хозяйства. В иных сельских поселениях бедность пенсионеров, физически неспособных вести личное подсобное хозяйство, доходит до нищеты.
К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в группе бедных, представленными нами на рис. 1, логично отнести: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и другое.
В этой связи представляется особенно важным разделение на бедность «слабых» и бедность «сильных». Бедность «слабых» - это бедность нетрудоспособных и малотрудоспособных людей, инвалидов, больных, физически и психически не-
Основные причины стать бедным
Бедность «слабых» Потеря здоровья, инвалидность 1 Ценностные ориентации,
Низкий уровень квалификации связанные с индивидуальным х ны льис о ть с о н д е Б
Престарелый возраст образом жизни:
Низкие пенсии - пьянство,
Низкая заработная плата - лень,
Вытеснение с рынка труда - наркомания,
Многодетные семьи - попрошайничество,
Неполные семьи с детьми -уголовщина
Рис. 1. Риски, влияющие на формирование группы бедных
устойчивых, а также работников, вынужденных нести непомерно большую нагрузку (кормильцы многодетных семей и т.п.). Ее можно назвать «социальной бедностью», непосредственно обусловленной социально-демографическими свойствами определенных категорий населения. В отличие от бедности «слабых», бедность «сильных» возникает в чрезвычайных условиях, когда полноценные работники, обычно способные получать доход, дающий «нормальный» жизненный стандарт, попадают в ситуацию, в которой не могут своим трудом обеспечить принятый в данное время и в данном обществе уровень благосостояния. С этой точки зрения бедность «сильных» можно обозначить как производственно-трудовую или экономическую бедность из-за пьянства, лени, наркомании и пр.
Выделение этих разновидностей бедности необходимо для правильного выбора стратегии социальной защиты населения. Сокращение социальной бедности требует, по преимуществу, прямой помощи предоставления «слабым» группам дополнительных денежных выплат или натуральных благ. Напротив, производственно-трудовая, экономическая бедность устраняется, главным образом,
Экономика. Мониторинг. Уровень жизни
косвенной помощью, созданием условий, стимулирующих и развивающих их собственную трудовую активность.
Исследование сельской бедности предполагает, прежде всего, анализ причин бедности «сильных». Главным фактором, обусловливающим риск оказаться в группе бедных на селе, является отсутствие рынка труда и соответствующей ему информационной среды. Для сельских регионов Пермского края характерна структурная несбалансированность спроса и предложения на рынке труда. Прекращение существования сельскохозяйственных предприятий, как правило, не сопровождается образованием новых бизнес-структур и приводит к потере рабочих мест.
Среднестатистический сельский безработный на регистрируемом рынке труда старше, чем в городе. К ним относятся и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, уволенные с предприятия или организации по собственному желанию или имеющие длительный перерыв в работе. Образовательный уровень у них ниже, чем в городе,—это среднее профессиональное или среднее общее образование.
Повышение качества жизни
Л
н
и
рр
н
и
№
О
и
о
П
и
Увеличению рождаемости Самостоятельности человека Развитию инициативы и творчества Получению образования Хорошему воспитанию детей Увеличению браков и снижению разводов Улучшению здоровья человека Мотивации к труду
Увеличению возможности приобретения товаров и услуг
Миграции населения
Развитию личности
Воспроизводству рабочей силы
Благоприятной психологической атмосфере в семье
Снижению преступности
Снижению усталости и неудовлетворенности Создание семейных традиций, родовых поместий Здоровому образу жизни Увеличению производительности труда в общественном и в личном производстве
Рис. 2. Влияние качества жизни на социально-экономические показатели развития
территории
Наши исследования уровня жизни сельского населения наводят на мысль определения в целом обобщенного показателя качества жизни сельского населения.
Анализ соотношения качества жизни работников с экономической эффективностью предприятий показывает, что там, где выше финансовая устойчивость общественных предприятий, там выше качество жизни селян, большее развитие имеют ЛПХ.
Анализ. Выводы
Проблема повышения качества жизни населения, как отмечает Президент РФ В.В. Путин в ответах на вопросы от 27.09.05 г., в перспективе должна решаться объединенными усилиями государства, местных органов, инвесторов, работодателей и финансовых институтов.
На наш взгляд, повышение качества жизни населения должно стать национальной идеей и главной целью Российского правительства и администрации регионов. Разработка и реализация социально-экономических программ - главная задача администрации территорий.
Экономика. Мониторинг. Уровень жизни
Качество жизни, в свою очередь, влияет на многие аспекты человеческой деятельности (рис. 2).
Основные субъекты регулирования качества жизни, на наш взгляд, - государство и работодатели. Роль государства, прежде всего, состоит в законодательном обеспечении стандартов качества жизни, в контроле за выполнением законов, стимулировании предпринимателей, инвесторов и др. товаропроизводителей в развитии социальной инфраструктуры. Экономические и правовые меры должны сочетаться с социальными, это касается, прежде всего, роста заработной платы, социальной помощи, развития и поддержания объектов социальной инфраструктуры, жилищного строительства, предоставления услуг.
В этой связи, по нашему мнению, целесообразно развитие на селе потребительской кооперации, коллективное строительство с рассрочкой выплаты по кредиту, кредитная кооперация, содержание объектов социального развития несколькими предприятиями и др.