УРОВЕНЬ АКТИВАЦИИ МОЗГА И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Маркин В.В., Маркина Л.Д.
Владивостокский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии с курсом психофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности, Владивосток
Важнейшей проблемой современной высшей школы является сочетание повышения уровня образования и укрепления здоровья всех участников образовательного пространства. Её решение возможно только на основе личностноориентированного подхода к учебному процессу. Имеются данные, что на успешность в обучении влияет уровень активации мозга, причём оптимальное функциональное состояние организма соответствует среднему уровню активации (Данилова Н.Н., 1992). В качестве измерений индивидуальности, имеющих отношение к концепции активации и функциональных состояний, используется оценка потребности в поиске ощущений (ПО), тревожности, экстра- и интроверсии. В связи с этим цель настоящей работы заключалась в оценке ПО по тесту Цукермана, экстра-, интроверсии и нейротизма по Айзенку и уровня тревожности по тесту «субъективная минута» у 35 студентов I курса фармацевтического (30 девушек и 5 юношей) и 50 студентов II курса лечебного факультета (по 25 девушек и юношей) ВГМУ в возрасте 18-20 лет. Успешность обучения оценивалась по результатам сдачи экзамена по нормальной физиологии.
Полученные результаты показали средний уровень ПО у большинства (67%) фармацевтов и 60% девушек лечебного факультета. Среди юношей лечебного факультета выявлено 36% лиц с таким показателем. Наилучшая успеваемость среди фармацевтов (средний балл 5.0) была характерна для стабильных экстравертов с умеренными показателями экстраверсии и нейротизма и средним уровнем тенденции к ПО. Студенты - фармацевты с высоким уровнем ПО имели также средний балл, равный 5.0. У нестабильных интровертов - фармацевтов наблюдался высокий уровень нейротизма и умеренная интроверсия, высокий или средний (по 50%) показатель ПО. Их средний балл составил 4.25. Высокий уровень нейротизма приводит к чрезмерным эмоциональным реакциям по отношению к вызывающим их стимулам, следствием чего может быть эмоциональное перенапряжение и развитие дезадаптационных процессов. Высокие показатели нейротизма у студентов 18-20 лет указывают на незавершенность процесса адаптации к учебе в вузе. Высокий показатель ПО у студентов лечебного факультета был присущ 48% юношей и 40% девушек, а низкий выявлен у 16% юношей и отсутствовал среди девушек. У большинства обследованных отмечена средняя степень тревожности (60% юношей и 56% девушек), лёгкую степень имели 24% юношей и 44% девушек, а нормальную - 16% юношей. Высокая степень тревожности в обследованной группе не обнаружена. Сопоставление выраженности ПО со степенью тревожности у лиц разного пола показало, что высокий уровень ПО в сочетании со средней степенью тревожности более характерен для юношей, у девушек высокий показатель ПО сочетался с легкой степенью тревожности. Средний уровень ПО в сочетании со средним значением тревожности преобладали у девушек. Комбинация низкого уровня ПО с лёгкой степенью тревожности наблюдалась только у юношей, что свидетельствует о половых различиях выраженности тенденции к ПО и степени тревожности.
Полученные данные выявили, что большинство обследованных студентов находились в оптимальном функциональном состоянии, которому соответствовали средние значения показателей активации мозга (потребности в поиске ощущений, тревожности, экстра-, интроверсии и нейротизма) и наилучшие результаты учебы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва