СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ПО КЕЙРСИ
Маркина Л.Д., Маркин В.В.
Владивостокский государственный медицинский университет
кафедра нормальной физиологии с курсом психофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности, Владивосток
Эффективность учебно-воспитательного процесса в значительной степени зависит от правильной организации межличностных коммуникаций в образовательном пространстве. В этой связи весьма актуально прогнозирование групповой психологической атмосферы и социального самочувствия лиц, обладающих разными ценностями и мотивами, так как позволяет обеспечить более гармоничное взаимодействие между людьми. В этой связи цель настоящего исследования заключалась в анализе успеваемости в зависимости от типа темперамента по Д. Кейрси среди 150 студентов 2 курса лечебного (95 девушек и 55 юношей) и 35 студентов 1 курса фармацевтического (30 девушек и 5 юношей) факультетов ВГМУ в возрасте 18-20 лет. Успеваемость оценивалась по результатам сдачи экзамена по нормальной физиологии. Выделено 4 типа темперамента, отличающихся мотивами и ценностями: Эпиметей (Э) - сенсорный планирующий, ориентированный на чувство долга, стремление занять достойное место в социальной структуре; Аполлон (А) - интуитивный эмоциональный, стремящийся быть самим собой, иметь ценность в собственных глазах; Дионисий (Д) - сенсорный спонтанный, стремящийся к свободе и следованию собственным импульсам; Прометей (П) - интуитивный рациональный с присущим ему духом научного поиска и желанием властвовать над законами природы. Типы темперамента выделялись на основе выраженности экстра-интроверсии, сенсорики - интуиции, логичности - чувствования, рассудительности - импульсивности. Для измерения тесноты связи сравниваемых признаков использовались параметрические и непараметрические методы. Расчет коэффициента корреляции проводился способом квадратов Пирсона.
Самым распространённым оказался тип Э, выявленный у 50,6% студентов лечебного факультета (32,8% девушек и 17,8% юношей) и 51,4% фармацевтов (42,8% девушек и 8,6% юношей). Вторым по частоте был темперамент А, наблюдавшийся у 21% студентов лечебного факультета (15,1% девушек и 5,9% юношей) и 28,6% девушек -фармацевтов. Студенты этих двух типов имеют больше всех (51,2%) хороших и отличных оценок (33,6% девушек и 17,6% юношей), что объясняется их организованностью, исполнительностью и усидчивостью. Студенты двух малочисленных типов: Д (17,8% на лечебном факультете: 9,9% девушек и 7,9% юношей и 2,9% девушек-фармацевтов) и П (10,6% лиц лечебного факультета: 6,7% девушек и 3,9% юношей) испытывают затруднения в адаптации к условиям вуза, у них меньше всего отличных и хороших оценок (10,9%). Они нуждаются в выработке индивидуального стиля деятельности и требуют к себе большего внимания. Типы Д и А среди юношей-фармацевтов не встречались. Среди фармацевтов наивысший средний балл экзамена (4.3) отмечен у Э, причём у Э, являющихся стабильными экстравертами по Айзенку он достиг 5.0. На втором месте по успеваемости находятся представители типа А, а наихудшие результаты показали студенты с темпераментом Д. Выявлено влияние половых различий на типологический состав исследованных групп. Среди девушек почти вдвое больше типов Э (32,8% против 17,8% у юношей), втрое преобладает тип А (15,1% и 5,9% соответственно).
Свойство экстра- интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Среди студентов лечебного факультета лиц с экстравертированной ориентацией (умеренная и выраженная экстраверсия) было выделено - 50 (32,9%); интровентированной (умеренная и выраженная интроверсия) - 102 (67,1%); лиц с выраженным нейротизмом - 104 (68,5%); умеренным нейротизмом 42 (27,7%); мало выраженным - 6 (3,8%).
Таким образом, 67,1% обследованных - типичные интроверты - спокойные, застенчивые люди, склонные к самоанализу. Их нелегко вывести из себя, что необходимо в профессии врача. Лиц с экстравертированной ориентацией - 32,9%. У них отмечается общительность и широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Выраженный нейротизм регистрировался у 104 студентов (68,5%). Известно, что высокие показатели по шкале нейротизма, указывают на эмоциональную неустойчивость. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим стимулам. Высокие показатели нейротизма у студентов медиков 18-20 лет указывают на плохую адаптацию в высшем учебном заведении в первые годы обучения. Наибольший процент отличных и хороших оценок имеют студенты с умеренной и выраженной экстраверсией - 35,5% (девушки - 22,4%, юноши - 13,1%), что подтверждает их стремление к лидерству, уверенность в себе, хорошую приспособляемость к среде обитания. На втором месте - обследуемые с умеренной интроверсией - 21,1% (девушки -15,8%, юноши - 7,3%), что подтверждает характеристики данного типа как уравновешенность, продуманность и рациональность действий. 48% студентов (девушки - 29,0%, юноши - 19%) с выраженным нейротизмом имеют отличные и хорошие оценки, как и 11,1% лиц с умеренным нейротизмом (девушки - 7,2%, юноши - 3,9%), что указывает на более ответственное отношение к учебному процессу у девушек-студенток.
Учет индивидуальных особенностей студентов позволяет прогнозировать результаты их деятельности в стрессовых ситуациях и не допускать развития срывов адаптационных механизмов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва