СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дорохов Е.В., Жоголева О.А.
Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, кафедра нормальной физиологии, г. Воронеж
На сегодняшний день традиционные методы профилактики различных патологических состояний зачастую оказываются не достаточно эффективными, в связи с чем актуальным является поиск новых немедикаментозных методов профилактики заболеваний, изучение механизма их действия на организм человека, а также их практическое применение.
Одним из природных методов лечения и профилактики заболеваний является спелеоклиматотерапия (spelaion (греч.) пещера) - использование специфического климата соляных шахт, пещер и горных выработок в лечебных целях. В настоящее время наиболее распространённым методом использования терапевтических свойств пещерного микроклимата является моделирование его в наземных условиях в спелеоклиматических камерах (СКК). Спелеоклиматическая камера - небольшое помещение, пол, стены и потолок которого облицованы сильвинитовой плиткой. Регуляция подачи воздуха и влажности, а также использование при строительстве природных спелеообразующих пород позволяют смоделировать специфический микроклимат пещер в условиях небольшой камеры. В воздухе СКК содержится соляной аэрозоль хлоридов натрия, калия и магния (3,7-5,3 мг/м3), размеры частиц более 0,3 мкм. Поддерживается постоянная температура от 17 до 19 оС. Относительная влажность воздуха спелеоклиматической камеры составляет 40-70%. Содержание легких электроотрицательных аэроионов составляет 760-960 в 1 см3. Помимо самостоятельного действия каждого из описанных факторов, происходит своеобразное комплексное воздействие на организм человека, подчиняющееся принципу гормезиса, так как интенсивность воздействия спелеоклиматических факторов находится в диапазоне, стимулирующем функциональные резервы организма. Таким образом, спелеотерапия действует как пусковой фактор для мобилизации организма и восстановления саногенеза.
С целью оценки адаптогенного воздействия спелеоклиматотерапии нами было проведено комплексное обследование 217 студентов ВГМА в возрасте от 16 до 20 лет (110 девушек и 107 юношей, средний возраст 18,1±1,8). Обследование включало в себя оценку функции внешнего дыхания, вариабельности сердечного ритма, иммунного статуса (методом проточной цитометрии) и психологического статуса (тест Спилбергера-Ханина). Курс спелеоклиматотерапии составил 10 двухчасовых сеансов во 2 половине дня. При анализе результатов обследования после курса спелеоклиматотерапии было выявлено повышение показателей FVC с 4,05+0,89 л до 4,15+0,72 л, индекса Тиффно с 71,58+10,60% до 95,70+12,30% и FEV25-75% с 3,15+0,19 л/с до 3,37+0,45 л/с по сравнению с исходными величинами, что демонстрирует благоприятное влияние пещерного климата на систему органов дыхания, проявляющееся в улучшении бронхиальной проходимости, нормализации мукоцилиарного клиренса, а также углублении дыхания вследствие стимуляции дыхательного центра. Анализ показателей вариабельности сердечного ритма демонстрировал снижение величины амплитуды моды с 38,9+2,1 до 34,6+3,5 и индекса напряжения с 154,9+20,6 до 59,6+30,1, что отражает нормализующее влияние спелеоклимата на вегетативный баланс. Указанные изменения сопровождались снижением выраженности тонуса симпатической нервной системы по данным соотношения LF/HF. Таким образом, со стороны вегетативного звена регуляции отмечались динамические изменения, соответствующие процессу адаптации к новым климатическим условиям. При оценке анализа иммунного статуса было выявлено устранение дефицита уровня NK-клеток с 0,03±0,02 до 0,14±0,05, NKT-клеток 0,19±0,06 до 0,34±0,21 активированных Т-лимфоцитов, а также повышение уровня фагоцитарной активности. Данное явление отражает антистрессорное воздействие спелеоклимата, что проявляется в виде нормализации показателей, наиболее чувствительных к хроническому стрессу. Оценка показателей психологического статуса позволила выявить снижение уровня реактивной тревожности с 47,8±5,1 до 32,6±3,7. Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что комплексное воздействие спелеоклиматотерапии является адаптогенным и приводит к повышению функциональных резервов организма. Благоприятное воздействие спелеоклимата на организм позволяет рекомендовать данный метод в качестве компонента комплексной профилактики дезадаптационных дисрегуляторных нарушений в рамках охраны здоровья студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва