Успешное завершение совместного группового учебного мероприятия, в котором приняли участие все студенты, улучшает межличностные отношения. Совместное переживание успеха сближает студентов, стирает социальные и экономические барьеры между ними, снимает конфликты, способствует улучшению внутреннего имиджа группы. Группе необходим общеколлективный интерес, направленный на учебную деятельность, и этот интерес надо систематически «тренировать», всесторонне укрепляя единение группы.
Психологический климат студенческой группы является мощным стимулом учебной деятельности для каждого студента. Вузовская практика показывает, что значительное число студентов не могут раскрыть свои способности и вполне овладеть учебной программой в составе группы, которая не создает им психологического комфорта. Не участвуя в групповых формах учебной работы, они не овладевают важнейшими социально-психологическими компетенциями, абсолютно необходимыми для современного специалиста с высшим образованием.
От вуза, его профессорско-преподавательского состава зависит, каким будет климат в студенческой среде, а, следовательно, и образовательная среда вуза в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Обухова, К.А. Роль физической культуры в формировании ценностного отношения к здоровью у студентов / К.А. Обухова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2015. - № 3 (27).
2. Платонов, К.К. Проблемы управления психологическим климатом коллектива / К.К. Платонов // Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. — Курган, 1977. - С. 138-139.
3. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов. — СПб., 2004. — 310 с.
4. Пономарёва, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования : монография / Л.И. Пономарёва ; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск : ШГПИ, 2009. — 460 с.
5. Утлик, В.Э. Психологический климат студенческой группы / В.Э. Утлик // Инновации в образовании. — 2010. — № 8. — С. 32-42.
УДК 373.2
Л.И. Пономарева, О.В. Барабаш, г. Шадринск
Управление здоровьесберегающим процессом как условие повышения
качества образования ДОО
В статье рассматриваются нормативно-правовые и теоретические аспекты здоровьесбережения детей дошкольного возраста. Особая роль в статье отведена управлению процессом сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровьесбережение, целевые установки, управление процессом здоровьесбережения
Ь.1. Рвпвшагвуа, О.У. Barabash, Shadrinsk
Management of zdorovesberegayuschie process as a condition improve the quality of preschool education
The article examines the legal and theoretical aspects of health saving of children of preschool age. A special role is given to the management of the process ofpreservation and strengthening of health of children. Keywords: Health care, target setting, managing the process of health care
Одной из основных задач дошкольных образовательных организаций на современном этапе является повышение качества образования и такой его важной составной части как оздоровительная деятельность. В свою очередь, модернизация любого процесса, особенно образования, неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения усилий большого круга специалистов разного профиля, а также разрешения возможных противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогами и родителями [1, С. 6].
В нормативно-правовых документах и законодательных актах выделены такие целевые установки организации образовательного процесса в аспекте здоровьесбережения:
- приоритет жизни и здоровья человека;
- обеспечение социальной защиты, охраны здоровья воспитанников в образовательном учреждении (медико-санитарные нормы, питание, оптимальная учебная нагрузка);
- применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании;
- приобщение детей к физической культуре и спорту [1, 2, 3, 4].
В связи с выделенными установками, управление процессом здоровьесбережения предполагает решение следующих задач:
1. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах здоровьесбережения посредством вовлечения в проектную деятельность.
2. Разработать систему комплексного мониторинга здоровья, позволяющую не только отслеживать, но и управлять процессом развития здоровья ребенка.
3. Создать оптимальные условия для полноценного психофизического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, на основе личностно-ориентированного взаимодействия.
4. Разработать и внедрить алгоритмы деятельности, позволяющие выстраивать взаимообусловленную систему мер, направленную на достижение единых целей в сбережении здоровья всех субъектов образовательного процесса.
5. Разработать систему управления процессами здоровьесбережения.
6. Обеспечить системный подход в решении медико-социальных и психолого-педагогических проблем детей дошкольного возраста.
Для эффективного управления процессами здоровьесбережения необходима объективная оценка физического и психологического здоровья ребенка, оценка компетентности здоровьесбережения педагогов и родителей. Проведенные мониторинговые исследования позволят выявить физические, психические, социальные аспекты здоровья детей, уровень валеологической культуры родителей и профессиональный уровень педагогов [6].
По результатам мониторинга должна быть разработана базовая оздоровительная программа ДОО, включающая основные направления работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, и основные блоки ее реализации:
1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. Блок включает:
• Состояние и содержание здания и помещений ДОУ в соответствии с гигиеническими нормативами;
• Оснащенность групп физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• Наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
• Организация качественного питания;
• Необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с дошкольниками (психолог, логопед и т.п., на данный момент детский сад работает без медицинского работника)
• Создание здоровьесберегающего пространства в каждой группе и в ДОУ в целом.
2. Оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса.
Блок включает:
• Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки дошкольников (определено СанПиН 2.4..1.3049-13);
• Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям дошкольников;
• Внедрение инноваций, в первую очередь здоровьесберегающих образовательных программ и технологий в образовательный процесс;
• Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;
• Рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культурой и занятий активно-двигательного характера в детском саду;
• Индивидуализация образования — учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с учетом состояния его физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Блок включает:
• Полноценную и эффективную работу с дошкольниками всех групп здоровья
• Организацию занятий по ЛФК и ФК;
• Организацию часа активных движений;
• Организацию динамических и физкультурных пауз на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности дошкольников;
• Создание условий и организацию работы спортивных кружков;
• Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, спартакиад, походов)
4. Просветительско-воспитательнаяработа с дошкольниками.
Работа направлена на формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни, их интеллектуального и социально-нравственного здоровья.
Блок включает:
• Внедрение в систему работы дошкольного учреждения авторских образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, программу «Основы безопасности» Р.Б. Стеркиной и другие, подобные образовательные программы носят модульный характер, либо включаются в образовательный процесс;
• Проведение циклов бесед по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
• Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.
5. Организация психолого-просветительского просвещения и методического
обучения педагогов средствами внутридошкольной методической работы с
воспитателями и специалистами.
Работа направлена на повышение квалификации работников ДОУ в области здоровьесбережения и уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода.
Блок включает:
• Беседы, семинары, консультации, ПДС по проблемам здоровьесбережения с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей;
• Приобретение необходимой научно-методической литературы и др.
6. Организация просветительской и другой работы с родителями.
Работа направлена на повышение уровня знаний родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья.
Блок включает:
• Всеобуч - лекторий по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
• Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;
• Организация совета по здоровью для совместного обсуждения и решения проблем сохранения и укрепления здоровья в своем ДОУ с учетом реальных возможностей и потребностей.
7. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья дошкольников.
Блок включает:
• Использование рекомендованных и утвержденных программ, технологий, методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, нарушения зрения и т.д.);
• Регулярный анализ на педсоветах и обсуждение данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого воспитателя и специалиста;
• Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями; ведение паспорта здоровья группы, детского сада, что позволяет наглядно видеть рост или снижение заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры;
• Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной поддержки детей с различными проблемами.
• Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, просвещению педагогов и родителей [6].
Такой подход к осуществлению управления процессом здоровьесбережения на уровне социума способствует повышению мотивации родителей к оздоровлению детей в условиях детского сада и дает возможность контролировать выполнение плана сотрудниками ДОО.
В заключение следует отметить, что повышение качества образования - это масштабная программа, которая должна привести к достижению нового качества российского образования, определяемого его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни. И проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья подрастающего поколения исключительно
значима, т.к. современный человек должен быть здоров физически, духовно и нравственно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. - 10.11.2015.
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ст. 27; изменения от 01 января 2012 г.). - Режим доступа : http://base.garant.rU/58060827/#friends. - 11.12.2015.
3. Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») [Электронный ресурс] : постановление Глав. гос. санитар. врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 / М-во образования и науки Рос. Федерации // RG.RU : интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - 3.11.2015.
5. Крежевских, О.В. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / О.В. Крежевских. - Екатеринбург, 2009. - 186 с.
6. Пономарёва, Л.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность [Текст] / Л.И. Пономарёва, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2013. -№11. - С. 156-166.
УДК 373.2
А.И. Прохоренко, г. Белгород
Проблема проектирования экологической развивающей среды в современных психолого-педагогических исследованиях
В статье обоснована актуальность проблемы проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении. В ней определены структура, принципы и этапы построения экологической развивающей среды.
Проектирование, экологическая развивающая среда, структура, принципы, этапы построения.
A.I. Prokhorenko, Belgorod
Design problems of ecological explicating environment in modern psychological and pedagogical research
In the article the urgency of environmental problems of designing of educational environment in preschool. It defines the structure, principles and stages of creation of the ecological educational environment.
Keywords: Engineering, environmental educational environment, structure, principles, stages of
building.
В настоящее время, ученые уделяют не достаточно внимания проблеме проектирования экологической развивающей среды в дошкольном учреждении.