УДК 378.12
О.В. Крежевских, асс. ШГПУ, г. Шадринск, Т: 8-912-572-83-06
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ
На основании проведенных исследований установлены педагогические условия обеспечения преемственности в эколого-валеологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возрастов: непрерывная содержательная линия эколого-валеологического образования детей 6-7 лет как средство обеспечения содержательной преемственности в рамках национально-регионального компонента стандарта образования, единая и непрерывная здоровьесберегающая, здоровьеразвивающая образовательная среда, всесторонняя интеграция предметных областей с эколого-валеологическим наполнением.
Ключевые слова: преемственность, эколого-валеологическое образование, здоровьесберегающая образовательная среда.
В условиях постоянно изменяющихся отношений между человеком и природой остро встает проблема модернизации системы непрерывного естественнонаучного образования. Препятствием для реализации этой непрерывности всегда являлись слабые связи учебных учреждений разных ступеней образования.
Как показывает практика осуществления преемственности, наиболее заметный разрыв в преемственных связях наблюдается именно между дошкольным и младшим школьным возрастами. Между тем, дошкольный и младший школьный периоды жизни ребенка являются основой всего его будущего развития. Эти возрастные периоды, как отмечают психологи, характеризуются наибольшим количеством кризисов психического развития, помощь в преодолении которых должна осуществляться в единстве социального, психологического и оздоровительного содействия подрастающему поколению.
Для обеспечения преемственности в эколого-валеологи-ческом образовании необходимо выделить ряд условий. В нашем исследовании под педагогическими условиями будем понимать совокупность взаимодействующих мер обучения, воспитания и целенаправленного развития, способствующих обеспечению преемственности в эколого-валео-логическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возрастов и направленных на формирование поведенческой активности в отношении своего здоровья, а также чувственных, познавательных и рационально-потребительских отношений ребенка 6-7 летнего возраста с окружающей социоприродной средой.
В качестве условий необходимо выбрать из имеющегося арсенала педагогических средств, только те, которые способны ускорить и улучшить получаемый результат.
Мы выделяем следующие педагогические условия обеспечения преемственности в эколого-валеологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возрастов:
- непрерывная содержательная линия эколого-валеоло-гического образования детей 6-7 лет как средство обеспечения содержательной преемственности в рамках национально-регионального компонента стандарта образования;
- единая и непрерывная здоровьесберегающая, здоровьеразвивающая образовательная среда как комплексное средство природосообразного обучения, воспитания и развития ребенка, учитывающая совокупность факторов, воздействующих на ребенка в дошкольном учреждении и начальной школе;
- всесторонняя интеграция предметных областей с эко-лого-валеологическим наполнением.
Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогиче-ским условиям воспитания и обучения детей. При этом национально-региональный компонент государственного стандарта призван отражать культурные и природные особенности региона. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы; в их
числе - «Окружающий мир», призванный на этом этапе общего образования решать проблемы естественнонаучного, экологического и валеологического образования. Но существует ряд причин, согласно которым мы в качестве педагогического условия обеспечения преемственности в эколого-валео-логическом образовании предлагаем разработанное нами содержание национально-регионального компонента стандарта дошкольного и начального общего образования в области естественнонаучных дисциплин, которому придана эко-лого-валеологическая направленность.
1. В 2001 году ЮНЕСКО разработала и приняла Всеобщую декларацию культурного разнообразия, в которой отмечается, что культурное разнообразие необходимо человечеству так же, как и биологическое разнообразие природы. Поэтому возрождение национальных экологических и валео-логических (эколого-валеологических) традиций народов в сочетании с современными знаниями будет способствовать сохранению биоразнообразия и устойчивому развитию человека, общества и природы (биосферы).
2. Анализ программ дошкольного и начального образования показал, что в них недостаточно внимания уделено формированию представлений о природе родного края. Об отсутствии представлений детей об особенностях Курганской области говорят и данные констатирующего эксперимента. Это доказывает необходимость включения в программы ДОУ и школы такого содержания, которое бы раскрывало национальные, исторические и культурные особенности родного края, а именно Курганской области. Регионализация содержания образования способствует приобщению ребенка к культурному наследию, развивает познавательный интерес, воспитывает гражданственность и патриотизм.
Таким образом, содержательная линия эколого-валео-логического образования в рамках национально-регионального компонента стандарта включает работу по следующей программе: этап дошкольного возраста - «Я чувствую», «Я познаю мир», «Я могу!», этап младшего школьного возраста
- «Человек в мире», «Мир в человеке». Содержание этих программ построено по принципу концентричности, который предполагает повтор тем, но с более глубоким изучением материла.
Необходимость реализации второго условия связана с рядом причин. Обеспечить преемственность в образовании возможно только при условии постоянного здоровьесбереже-ния и здоровьесозидания, формирования рационального отношения с окружающим миром. Ребенок только тогда сможет справиться с новыми для него условиями школьного обучения, когда будет организована соответствующая образовательная среда, являющаяся непрерывной и оптимальной и учитывающая совокупность факторов, воздействующих на ребенка в дошкольном учреждении и начальной школе.
Систематизировав и обобщив прежний опыт Б.А. Куган, С.Г. Серикова [1], З.И. Тюмасевой, Е.Г. Кушниной [2], В.С. Кукушина [3], Л.Б. Дыхана мы выделяем следующие принципы построения единой непрерывной здоровьесберегающей образовательной среды в условиях комплекса «ДОУ-школа»:
1. Валеологизация всего образовательного процесса в ДОУ и начальной школе, что предполагает нацеленность на сохранение физического, духовного и социального благополучия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и родителей).
2. Биоэкосоциальная адаптация ребенка к новым для него условиям пребывания в школе, что обеспечивается оптимизацией жизненного пространства, здоровым образом жизни, субъект-субъектными отношениями и повышением резервов физического и психического здоровья ребенка.
3. Экологизация развивающей предметной среды ДОУ и начальной школы, что предполагает ее соответствие природе субъектов образования, их потребностям, интересам и потенциальным возможностям.
4. Культуротворчество всех субъектов образования.
5. Региональность дошкольного и начального образования, что позволяет затронуть чувства ребенка на близком и понятном, дорогом для него содержании.
6. Технологичность непрерывного дошкольного и начального образования.
Таким образом мы выделяем следующие аспекты построения единой и непрерывной здоровьесозидающей образовательной среды, реализуемой в условиях комплекса «ДОУ-школа»: оптимальная организация учебно-воспитательной работы, организация внеучебной деятельности, организация оптимального жизненного пространства, непрерывная коррекционно-оздоровительная работа, а также личностно-ориентированное взаимодействие с родителями и создание благоприятных условий для работы педагогов.
Само явление «эколого-валеологическое образование» обладает системообразующим потенциалом. Ребенок сталкивается с природой, социальной средой повседневно и постоянно, в процессе математического, физического и художественного развития. Окружающий нас мир слишком разнообразен поэтому отношение к нему невозможно сформировать в рамках конкретной дисциплины. Необходима такая организация про-
Библиографический список
цесса непрерывного эколого-валеологического образования, которая раскрывала бы человека, природу и в целом мир в разнообразных отношениях.
Поэтому одним из условий организации преемственности в эколого-валеологическом образовании мы считаем наличие интеграции образования. Центральным объектом в рамках нашего педагогического исследования выступает содержание, как системно организованный массив формирования знаний, умений и навыков эколого-валеологического характера.
Всесторонняя интеграция предметных областей с эко-лого-валеологическим наполнением это прежде всего межпредметная интеграция на основе включения эколого-валео-логических составляющих в образовательный процесс ДОУ и школы.
Выделение интеграции предметных областей с эколого-валеологическим наполнением в качестве условия обеспечения преемственности в эколого-валеологическом образовании позволит нам:
1. Формировать целостную, «не мозаичную» картину
мира.
i. Совершенствовать «предметную» систему, способствуя углублению взаимосвязей и взаимозависимостей между программами ДОУ и школы и между предметными областями.
З. Управлять процессами развития отношения к миру и самому себе вне непосредственных занятий эколого-валеологического содержания.
Таким образом, мы выделили условия обеспечения преемственности в эколого-валеологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возрастов в условиях комплекса «ДОУ-школа». Реализацией данных условий не исчерпывается процесс обеспечения преемственности, необходим творческий педагогический подход и индивидуализация процесса в зависимости от вида образовательного учреждения, программы по которой оно работает, учет региональных особенностей.
1. Куган, Б.А. Управление здоровьесбережением дошкольников: Научно-методическое пособие / Куган Б. А, Сериков С.Г. - Курган, 2000.
2. Кукушин, В.С. Образовательная среда. Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. пед. вузов. - Ростов н/Д: Издат. Центр «МарТ», 2002.
3. Кушнина, Е.Г. Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении: монография. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2007.
Статья поступила в редакцию 19.07.09
УДК 378 18
В.А. Бухарина, соискатель ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлена модель структурно-функционального типа, состоящая из четырех взаимосвязанных блоков, что дает возможность более четко представить целенаправленный процесс развития творческих способностей студентов, определить соответствие поставленной цели с конечным результатом, полученным в ходе эксперимента.
Ключевые слова: творческие способности, интегрированная хореографическая деятельность, модель.
Процесс развития творческих способностей студентов потребовал разработки модели, в которой бы нашли отражение цели, задачи, принципы, условия, средства и методы его развития. В нашем понимании модель не просто определенная концепция, а аналог объективной реальности, которая исходит из анализа и целей исследования, что позволяет увидеть процесс развития творческих способностей студентов в целостности, а также вычленить все составляющие в их взаимосвязи и взаимодействии.
Моделирование - это один из теоретических методов научного исследования, который характеризуется как воспроиз-
ведение характеристик некоторого объекта на другом идеальном объекте, специально созданном для его изучения. Этот второй объект называется моделью. При этом заметим, что оптимальным условием любой деятельности является представление об её исходном и конечном результате. Изучая проблему развития творческих способностей студентов средствами интегрированной хореографической деятельности, нам необходимо было разработать модель данного процесса, поэтому мы обратились к методу моделирования.
В самом общем смысле модель - такой материально или мысленно представленный объект, который в процессе позна-