Научная статья на тему 'Управление устойчивостью реализации строительных программ'

Управление устойчивостью реализации строительных программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / КРИТЕРИИ / ПРОГРАММЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копельчук С. Ю.

устойчивое развитие инвестиционно-строительной сферы является условием достижения планов по вводу капитальных фондов как государства, так и частных предпринимателей в современной нестабильной среде. В этой связи автором статьи рассматриваются принципы обеспечения равновесия и устойчивости выполнения строительных программ на основе выделения граничных значений критического состояния объекта управления и параметров, требующих обеспечения их сбалансированности. Даются конкретные рекомендации по формированию системы плановых документов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление устойчивостью реализации строительных программ»

С.Ю. Копельчук

УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

STABILITY CONTROL IMPLEMENTATION OF CONSTRUCTION PROGRAMS

Аннотация: устойчивое развитие инвестиционно-строительной сферы является условием достижения планов по вводу капитальных фондов как государства, так и частных предпринимателей в современной нестабильной среде. В этой связи автором статьи рассматриваются принципы обеспечения равновесия и устойчивости выполнения строительных программ на основе выделения граничных значений критического состояния объекта управления и параметров, требующих обеспечения их сбалансированности. Даются конкретные рекомендации по формированию системы плановых документов.

Ключевые слова: инвестиции, критерии, программы, строительство, устойчивое развитие.

Abstract: sustainable development Investment and construction sector is the achievement of plans on entering the capital funds of both the state and private entrepreneurs in today's unstable environment. In this context, author of the article discusses principles of equilibrium and stability of construction programs through the provision of boundary values of the critical state of the control object and the parameters that need to ensure their balance. Provide specific recommendations on the formation of planning documents.

Keywords: investment criteria of the program, building, sustainable development.

Управление строительными программами на основе принципов устойчивости предполагает наличие предельных пороговых значений, которые могут сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения принципов его функционирования. Оценка эффективности выполнения строительной программы будет наиболее полной, если существует механизм обратной связи между исполнителями и кураторами программы. В наивысшей степени это относится к государственным программам, так как исполнители и кураторы программ имеют достаточно низкую гибкость при взаимодействии.

Так как государственная программа имеет локализацию во времени, с учетом этого задаются начальные и конечные результаты, ресурсное обеспечение на всем периоде ее выполнения, следовательно, реализация государственной программы в полной мере должна отвечать критериям устойчивого развития. В общем представлении под устойчивостью понимается способность системы восстанавливать исходный или близкий к исходному режим при малом его нарушении и продолжать стабильную работу после резкого нарушения режима, сохраняя качественно прежнее состояние, описываемое системой параметров [1, 2]. В теории и практике экономических наук устойчивое развитие характеризует постоянное, в пределах заданного периода времени, принятого для планирования и контроля, улучшение основных показателей деятельности экономической системы того или иного уровня: макроуровень, мезоуровень, микроуровень [3].

Таким образом, под устойчивостью экономической системы понимается способность системы к возвращению в состояние равновесия после того, как она была из данного состояния выведена под влиянием внешних и/или внутренних возмущающих воздействий. В свою очередь, как отмечается в исследовании [5], под экономическим равновесием понимается способность экономической системы при

© С.Ю. Копельчук, 2012

отсутствии возмущающих воздействии или при их неизменных значениях сохранять свое состояние сколь угодно долго. Это означает, что основные параметры, описывающие состояние экономической системы (стоимость затраченных ресурсов, стоимость реализованной продукции, работ, услуг), остаются неизменными и ни один из экономических агентов не заинтересован в их изменении. Соответственно, при неустойчивом состоянии равновесия служба заказчика своими силами (без вмешательства органа власти) не может вернуться в состояние равновесия. Оно обеспечивается стабильностью экономической среды, в рамках которой функционирует служба заказчика, достигается соответствующей системой управления и вмешательством в функционирование службы заказчика - органа власти.

Основываясь на изложенном, применительно к субъектам реализации государственных программ на координационно-исполнительном уровне выделяются следующие виды равновесия экономической системы (см. рис. 1).

Рис. 1. Виды равновесия экономической системы

Высокоуровневое равновесие предусматривает управление как текущими процессами по программе, так и управление развитием, под которым понимается совершенствование инструментария планирования, управления государственного заказчика, повышение эффективности обратной связи и т.д. Низкоуровневое равновесие подразумевает только реализацию задач по выполнению государственной программы без обращения внимания на вопросы развития и совершенствования механизма реализации программ и проектов.

Если преобладающая часть ресурсов будет направляться на выполнение текущих задач, тогда экономическая система будет переходить в низкоуровневое равновесие из высокоуровневого. Учитывая, что в Правилах формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы [4] указано: после ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию и передачи его на баланс эксплуатирующей организации дирекция (государственный заказчик) подлежит ликвидации в установленном порядке, следует, что служба заказчика имеет ограниченный период существования. В связи с этим низкоуровневое равновесие отчасти провоцируется и нормативно-правовыми положениями, то есть данное явление носит системный характер. Поэтому в российской экономике крайне слабое выражение находит индикативное планирование. В свою очередь, по мнению автора, низкое качество и результативность выполнения государственных программ основаны именно

на том, что при организации соответствующей деятельности в недостаточной степени предусматривается высокоуровневое равновесие и развитие.

Цель достижения устойчивого выполнения государственных программ требует и от экономических механизмов, и от регулирующих воздействий (через индикативный план и другие меры) органа власти и службы заказчика обеспечивать достаточную близость текущего состояния выполняемых программ к состоянию равновесного режима. Значения параметров равновесного режима или близкого к равновесному представляют интерес в единой совокупности ввиду технологической и иной связанности всех работ по программе. Кроме того, важно оперировать наиболее критичными параметрами экономической системы, требующими первоочередного внимания для приближения экономической динамики к равновесному режиму. Чем выше потенциал продуктивности, тем большим резервом обладает служба заказчика для нормализации (вывода на траекторию роста) и оптимизации динамики выполнения задач по программе. Нормализация экономической динамики невозможна, если потенциал продуктивности службы заказчика становится неположительным.

Состояние равновесия службы заказчика можно охарактеризовать балансом важнейших ее параметров, а также наличием возмущающих воздействий. При этом, возмущающие воздействия могут как повышать результативность системы, так и приводить основные результаты выполнения программы к кризисному состоянию. Особое значение имеют отрицательные возмущающие воздействия, так как именно они способны выводить систему из равновесного, устойчивого состояния. В условиях негативно влияющих воздействий сохранению заданных результатов создания строительной продукции, работ, услуг по программе может способствовать запас устойчивости системы, под которым понимается наличие ресурсов службы заказчика, которые могут быть в любой момент времени без дополнительных затрат вовлечены в текущую деятельность.

Схематически понятие запаса устойчивости и быстродействия экономической системы можно представить следующим образом (см. рис. 2).

Интегральный показатель по выполнению программы

Устойчивое развитие программы

Устойчивое развитие ирограммы

влияния негативных возмущающих факторов для их ликвидации собственными силами

м-

Период ликвидации негативных возмущающих воздействий

Самостоятельная ликвидация факторов спада

Привлечение помощи {п внешних источников

X

т

Время

г

Рис. 2. Запас устойчивости выполнения программы

Согласно схеме на рис. 2. возмущающие воздействия системы способны приводить к потерям, которые определяют возможность будущего продолжения реализации государственной программы. Если потери являются большими, чем запас устойчивости, это будет означать, что служба заказчика не сможет самостоятельно, без помощи органа власти выйти из сложившейся ситуации. Такими примерами может быть недостаток финансовых средств. Тогда будет приниматься решение об увеличении финансирования программы со стороны органа власти и т. д. При этом, принимая к сведению широкий перечень объектов управления службы заказчика, можно уточнить, что скорость вывода системы на прежний уровень устойчивого развития будет зависеть от скорости самого медленного процесса, принадлежащего какому-либо объекту управления службы заказчика.

Наличие или исчерпание запаса устойчивости позволяет сформулировать рекомендации и для разработки и сопровождения индикативного плана. Так, если при выполнении программы наблюдаются отрицательные возмущающие воздействия, но они не приводят к выходу системы за пределы запаса устойчивости, тогда плановые документы не пересматривается, но могут применяться рекомендательные меры по повышению эффективности деятельности службы заказчика. Если же при выполнении программы наблюдаются отрицательные возмущающие воздействия, которые приводят к выходу системы за пределы равновесия, и при этом требуется привлечение дополнительных ресурсов органа власти, в таком случае осуществляется пересмотр плановых документов и разработка мер повышения эффективности выполнения программы с нахождением сильных и слабых сторон.

Для формирования конкретных практических рекомендаций оценку запаса устойчивости целесообразно проводить по показателям, отражающим баланс важнейших параметров службы заказчика. Это финансирование - освоение, затраты -результаты и т. д. Так как баланс данных параметров отражает объективное состояние службы заказчика, анализ соответствующих показателей позволяет сформировать исходную базу данных для оценки обратной связи между службой заказчика и органом власти и обеспечить процесс разработки и корректировки индикативного плана. Оценка запаса устойчивости по показателям баланса важнейших параметров службы заказчика должна показать, при каких ситуациях возникает угроза устойчивости выполнения государственной программы. Для этого необходимо определить запас устойчивости и в частности нижнюю границу устойчивости, что показано на рис. 2.

Вместе с этим, такая нижняя граница является субъективным понятием, и зависит от множества различных факторов. Важно не то, насколько нарушен конкретный баланс параметров, а то, как это влияет на функционирование системы в целом. Поэтому оценку степени устойчивости параметров предлагается произвести через оценку времени восстановления системы при влиянии отрицательных возмущающих воздействий для обеспечения надлежащего функционирования других взаимосвязанных процессов. Если восстановление параметров невозможно осуществить в заданный период времени, тогда будем считать, что система вышла за пределы запаса устойчивости и необходимо привлечение помощи внешних источников. Если же восстановление параметров системы возможно в заданный период времени, тогда будем считать, что система не вышла за пределы запаса устойчивости и ее функционированию угроз нет.

Литература

1. Анохин А.М. Комплексное оценивание и оптимизация на моделях многомерных объектов / А.М. Анохин, В.Б. Гусев, В.В. Павельев. - М., 2003 (Науч. изд. / Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН).

2. Анфилатов B.C. Системный анализ в управлении / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Гусев В.Б. Моделирование экономических процессов в состоянии динамического равновесия // Сибирский журнал индустриальной математики. -Новосибирск: Издательство новосибирского университета. - Т. VII, 3(19), 2004.

4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

5. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие / Под. ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012.

В.Н. Лаптев

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

TYPOLOGY OF MUNICIPAL INFRASTRUCTURE TO ENSURE

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с современными подходами к типологизации системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований. Анализ типологизации, выводы автора основываются на примере типологизации предпринимательской и социальной инфраструктуры муниципального образования «Ногинскийрайон» Московской области.

Ключевые слова: типологизация, муниципальные образования, кластеры, муниципальное предпринимательства, социальная инфраструктура.

Abstract: in the article vopprosy associated with modern approaches to the typology of infrastructural support of municipalities. Analysis of the typology, the author's conclusions are based on the example of typology of business and social infrastructure of the municipality "Noginsk district," the Moscow region.

Keywords: typology, municipalities, clusters, municipal enterprises, social infrastructure.

В России функционируют различные типы муниципальных образований. Их типологизация определяется фактическим многообразием задач развития инфраструктуры муниципальных образований, которые можно классифицировать по таким системным качествам, как численность населения, количество работоспособного населения, характер застроек территорий, степень развития инфраструктуры, преобладающие сферы промышленности, доноры или реципиенты бюджетных средств и др. Типологизация служит основой определения и разработки стратегии развития муниципальных образований и управления социально-экономическими процессами на территории. Научное и практическое значение типологии состоит в ее использовании для регулирования территориальной организации хозяйства, системы расселения, условий формирования бюджета, развития социальной инфраструктуры, транспорта, культурно-бытового обслуживания и др.

Действующие в настоящее время классификационные признаки структуры системы инфраструктурного обеспечения муниципальных образований дают основание сделать вывод, что организация функционирования муниципальных образований осуществляется в соответствии с задачами развития составляющих ее элементов

© В.Н. Лаптев, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.