ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Самохвалова Е. К., Грибова О. В. Анализ ассортиментной политики на примере ООО «Шахтинский хлеб» города Шахты// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470088. htm.
ART 470088 УДК 338.33
Самохвалова Екатерина Константиновна,
студентка Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области, г. Шахты samokhvalova [email protected]
Грибова Ольга Владимировна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Управление и предпринимательство» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области, г. Шахты
Анализ ассортиментной политики на примере ООО «Шахтинский хлеб» города Шахты
Аннотация. В статье проведен анализ структуры ассортимента, стабильности продаж и интегрированный анализ на примере продукции ООО «Шахтинский хлеб» г. Шахты. В результате проведенных исследований товар дифференцирован на группы в зависимости от степени важности для предприятия, даны рекомендации по работе с каждой ассортиментной группой.
Ключевые слова: ассортиментная политика, группа, анализ, структура ассортимента, ассортимент, товар. Раздел: (04) экономика.
Ассортиментная политика - определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом [1].
В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без определения ассортиментной политики. Это происходит, потому что потребности людей безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. В сложившейся рыночной ситуации, эта тема является наиболее актуальной.
Объектом исследования является ассортиментная политика ООО «Шахтинский хлеб» в г. Шахты, всю выпускаемую продукцию которого можно разделить на следующие ассортиментные группы: хлеб, мелкоштучная продукция, кондитерская продукция, сухие хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки [2].
Для того чтобы понять, реализация каких ассортиментных групп наиболее эффективна и приносит максимальную и стабильную прибыль, а на чем не стоит делать акцент, необходимо провести анализ структуры ассортимента и стабильности продаж.
Широкое распространение в практике проведения анализа ассортиментной политики получил анализ структуры ассортимента (АВС-анализ) - метод, позволяющий классифицировать товары предприятия по степени их значимости в части получения организацией выручки и прибыли [3].
На основании имеющихся данных проведем АВС-анализ ассортимента ООО «Шахтинский хлеб» по объему выручки, учитывая следующие рекомендованные
ниегп
issN 2304-120X Самохвалова Е. К., Грибова О. В. Анализ ассортиментной политики на примере ООО «Шахтинский хлеб» города Шахты// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470088. htm.
научно-методический электронный журнал
значения: группа А - 80% выручки, 20% наименований; группа В - 15% выручки, 30% наименований; группа С - 5% выручки, 50% наименований [3] (табл. 1).
Таблица 1
АВС-анализ ассортиментаООО «Шахтинский хлеб» [2]
Выручка Удельный вес Удельный вес
Ассортиментная группа за 2016 г., ассортиментной нарастающим Категория
тыс. руб. группы, % итогом, %
Хлеб 34870 28,9 28,9 А
Кондитерская продукция 32800 27,2 56,1 А
Сухие хлебобулочные изделия 22001 18,2 74,3 В
Мелкоштучная продукция 21882 18,1 92,4 В
Безалкогольные напитки 9200 7,6 100 С
Итого 120753 100
Ассортиментные группы расположим в порядке убывания объёма выручки и рассчитаем общую сумму выручки по всем товарам. Для каждой ассортиментной группы определим удельный вес и долю нарастающим итогом, по которой все товары ассортимента разделим на группы А, В и С [4].
Цель анализа стабильности продаж (ХУ7-анализа) - дифференциация товаров в ассортименте по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования [3].
На основании имеющихся данных проведем ХУ7-анализ ООО «Шахтинский хлеб» по объему выручки (табл. 2).
Таблица 2
ХУИ-анализ ассортиментаООО «Шахтинский хлеб» [2]
Ассортиментн ая группа 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал Выручка за 2016г., тыс. руб. Среднеезначени е, тыс.руб. Коэффициент вариации,% Категория
Хлеб 8845,3 8510,5 8732,8 8781,4 34870 8717,5 2,9 X
Кондитерская продукция 8103 8947,4 7979,6 7770 32800 8200 10,9 Y
Сухие хлебобу- 5545,2 5495,1 5379,5 5581,2 22001 5500,25 2,8 X
лочные изделия
Мелкоштучная 5300,5 4978,5 5137 6466 21882 5470,5 21,4 Y
продукция
Безалкогольные 2101 1095 3567 2437 9200 2300 76,7 Z
напитки
Итого 29895 29026,5 30795,9 31035,6 120753 30188,25
Рассчитаем коэффициент вариации V для каждого анализируемого объекта по формуле, % [3]:
V = )2х100%. (1)
х
В категорию Х включаются товары со стабильной продажей с коэффициентом вариации от 0% до 10%, в категории У более значительные отклонения с коэффици-
ниегп
issn 2304-120X Самохвалова Е. К., Грибова О. В. Анализ ассортиментной политики на примере ООО «Шахтинский хлеб» города Шахты// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470088. htm.
научно-методический электронный журнал
ентом вариации от 10% до 25%, в категории Ъ оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, их коэффициент вариации от 25% и выше [3].
Эффективнее применить XYZ-анализ в сочетании с АВС-анализом. В табл. 3 дается характеристика товаров и отдельных позиций ассортиментной политики для разных клеток совмещенной матрицы.
Таблица 3
Характеристика категорий интегрированного АВС- и ХУИ-анализа [3]
Группа X У г
A Высокий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление. Высокий вклад в сбыт, средняя степень надежности прогноза, нестабильное потребление. Высокий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление.
B Средний вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление. Средний вклад в сбыт, средняя степень надежность прогноза, нестабильное потребление. Средний вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление.
C Низкий вклад в сбыт, высокая степень надежности прогноза, стабильное потребление. Низкий вклад в сбыт, средняя степень надежность прогноза, нестабильное потребление. Низкий вклад в сбыт, низкая степень надежности прогноза, неравномерное (стахостическое) потребление.
Обозначим в матрице расположение анализируемых ассортиментных групп по результатам АВС- и xYZ-анализов (табл. 4).
Таблица 4
Нанесение результатов интегрированного АВС- и XYZ-анализа на матрицу
Группа X Y Z
A Хлеб Кондитерские изделия AZ
B Сухие хлебобулочные изделия Мелкоштучная продукция BZ
C CX CY Безалкогольные напитки
В результате проведенного ассортиментного анализа можно сделать вывод, что хлеб и сухие хлебобулочные изделия (товары группы АХ и ВХ) отличает высокий товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется. Кондитерские изделия (товары группы AY)и мелкоштучная продукция (товары группы BY)при высоком товарообороте имеют недостаточную стабильность продаж, и, как следствие, для того чтобы обеспечить их постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас. Что касается безалкогольных напитков (группы товаров CZ), рекомендуется не концентрироваться на данной группе товаров, но исключать ее не целесообразно, т.к. она приносит регулярный дополнительный доход предприятию.
В целом использование интегрированного АВС- и XYZ-анализа ассортиментной политики предприятия позволит повысить эффективность системы управления товарными ресурсами, повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики, выявить ключевые товары и причины,
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Самохвалова Е. К., Грибова О. В. Анализ ассортиментной политики на примере ООО «Шахтинский хлеб» города Шахты// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S7. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470088. htm.
влияющие на количество товаров, хранящихся на складе,перераспределить усилия персонала в зависимости от его квалификации и имеющегося опыта.
Ссылки на источники
1. Чернозубенко П.Е. Ассортиментная политика // Записки маркетолога. Сайт маркетинг директора. - URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/
2. Официальный сайт ОАО «Шахтинский хлебокомбинат». - URL: http://www.shakhleb.pro-pitanie.ru/about.php?rub=0.
3. Бордяков Р. Ю. ABC- и XYZ-анализ // Информационный портал «Клуб закупщиков». - URL: http://www.rombcons.ru/ABC_XYZ.htm.
Ekaterina Samokhvalova,
Student, Institute of Service and Business (branch) DSTU in Shakhty town, Shakhty samokhvalova [email protected] Olga Gribova,
Candidate of Economic Sciences, Senior lecturer of the Department "Management and entrepreneurship", Institute of Service and Business (branch) DSTU in Shakhty town, Shakhty
The analysis of the assortment policy on the example of LLC "mining bread" the city of Mines Abstract. In the article the analysis of assortment structure, stability of sales and integrated analysis on the example of products of LLC "mining bread" in Mine. The result of the research product is differentiated on groups depending on the degree of importance to the enterprise, recommendations on working with each product group.
Key words: assortment policy, group analysis, structure of assortment, assortment of goods.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 27.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.03.17
Принята к публикации Accepted for publication 29.03.17 Опубликована Published 10.04.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Самохвалова Е. К., Грибова О. В., 2017
9772304120173