УДК 304/364.01
К. Н. Новикова
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проанализировано современное решение вопросов предоставления мер социальной поддержки населению с использованием новейших информационных технологий в системе социальной защиты, а также рассмотрены преимущества перехода к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме.
Одной из приоритетных инновационных программ республики является применение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения, направленных на усиление адресности и контроля за расходованием средств на различные меры социальной поддержки, льготы, оказание социальной помощи, создание условий для обеспечения социальной защите упреждающего характера.
Работа была начата в 1998 году с формирования банка данных получателей мер социальной поддержки в соответствии с республиканской программой адресной социальной защиты населения.
Тогда банк данных состоял из 350 тысяч получателей компенсаций, затем добавились пособия гражданам, имеющим детей (с 2001 года) - еще 250 тысяч семей с доходами ниже прожиточного минимума,
В 2003-2004 годах организована работа по назначению адресных жилищнокоммунальных субсидий, дотаций, льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета (ПСС) граждан (синтетические), строго по месту регистрации домохозяйства. В банк данных вошли все домохозяйства республики с информацией об имеющихся в их составе льготниках, о домохозяйствах, получающих субсидии по малообеспеченности и дотации.
Создание полного банка данных населения, банков данных у поставщиков услуг (энергетики, газовики) позволило нам оперативно, с 2005 года, перейти к монетизации льгот, - назначению и выплате ежемесячных денежных выплат и субсидий на оплату ЖКУ в денежной форме. Были сформированы федеральный и республиканский реестры получателей мер социальной поддержки.
На сегодняшний день в республике функционирует автоматизированная система адресной социальной защиты (АСЗ) населения, уникальность которой состоит в реализации взаимодействия со многими министерствами и ведомствами, поставщиками услуг, на уровне применения современных информационных технологий.
Нормативно установлены единые для всех участников взаимодействия требования, а также регламент обмена данными. Участниками информационного взаимодействия с Министерством социальной защиты и его территориальными органами являются:
- отделение Пенсионного Фонда;
- отделы ЗАГС;
- центры труда и занятости населения;
- паспортно-визовая служба;
- управляющие компании ЖКХ, организации, осуществляющие прямые поставки коммунальных услуг населению («Таттрансгаз», «Татэнерго» и т.д.);
- фонд обязательного медицинского страхования;
- налоговая служба (в режиме «запрос» - «ответ» о подтверждении доходов). Система дает возможность расширять список участников взаимодействия (рис. 1).
УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
СНИЛС, Ф.И.О., АДРЕС, ПЕНСИЯ, КАТЕГОРИЯ, ЕДВ, ДМО
ЗАГС
Ф.И.О., АДРЕС, ДАТА РОЖДЕНИЯ/СМЕРТИ
ЦЕНТР ТРУДА И ЗАНЯ-_________ТОСТИ__________
Ф.И.О., АДРЕС, ПОСОБИЕ ПО ______БЕЗРАБОТИЦЕ_______
л N ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ /--1
\—/ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ N
■=>
МСЗ РТ
БАНК ДАННЫХ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
О
УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ ЖКХ
ПСС, АДРЕС, НАЧИСЛЕНИЯ, СОСТАВ ДОМОХОЗЯЙСТВА
ПОСТАВЩИКИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
ПСС, АДРЕС, НАЧИСЛЕНИЯ, СОСТАВ ДОМОХОЗЯЙСТВА
ПАСПОРТНО-ВИЗОВАЯ СЛУЖБА МВД РТ
Ф.И.О. АДРЕС РЕГИСТРАЦИИ, ПАСПОРТ
ИНСПЕКЦИЯ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ИНН, Ф.И.О., АДРЕС, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РАЗМЕРА ДОХОДОВ
ФОНД МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
СНИЛС, ИНН, Ф.И.О., АДРЕС, СУММА ЗАТРАТ НА ЗУБО-, СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЕ
Рис. 1 - Схема регламентной передачи информации в системе адресной социальной защиты
Банк данных содержит информацию о:
- гражданине (Ф.И.О., адрес, семейное положение и т.д.);
- семье (состав, семейное отношение к заявителю);
- пенсионерах (вид пенсии, наличие инвалидности, размер ЕДВ у федеральных льготников);
- помощи, оказанной гражданину (сумма, вид помощи);
- домохозяйстве (состав, наличие льготников, наличие субсидии малообеспеченным);
- взаимодействующих службах (например, ответ налоговой инспекции на запрос ОСЗ).
Кроме того, в банке данных адресной социальной защиты населения аккумулируются сведения о предоставленных гражданам социальных услугах, по видам социального обслуживания и социальной помощи.
Автоматизированная система АСЗ является 3-х уровневой структурой, на верхнем уровне которой интегрируется республиканский банк данных на основе районных и городских банков данных.
На сегодняшний день органы социальной защиты Республики с использованием информационных технологий осуществляют назначение и выплату мер социальной поддержки по принципу «одного окна» (рис 2,3).
Министерство финансов Республики Татарстан і
і Объединенная заявка і ■ | Финансирование
Министерство социальной защиты Республики Татарстан
Заявки
ііі-
Финансирование
Отделение компенсационных выплат
Ч
БАНК, почтовое отделение -------1-----
ГРАЖДА-
Заявление,
Документ подтверждающий право на выплату
Рис. 2 - Схема назначения и выплаты ежемесячных денежных выплат по принципу «одного окна»
Министерство финансов Республики Татарстан і
Объединенная заявка ■ 1 Финансирование ▼
Министерство социальной защиты Республики Татарстан
Заявки
БАНК, почтовое отделение
Т
|г тт* ■ * Заявле ние ГРАЖДАНИН
Ч_ иідсіїсппс ічиїпііспиацпиппоїл вошла і
Начисления
Заявление о предоставлении субсидий
Копии документов, подтверждающих право владения и пользования жилым помещением
Справки, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи
Размер субсидий Счета на оплату
Управляющая компания
ТАТТРАНСГАЗ
ТАТЭНЕРГО
. 100% опла-I та
Рис. 3 - Схема назначения и выплаты жилищно-коммунальных субсидий по принципу «одного окна»
Формируемая в базе данных адресной социальной защиты информация дает возможность на уровне территорий анализировать социально-экономическое положение населения, рассчитывать потребность в социальных услугах, формировать отчетность о затратах на выплату пособий и компенсаций и заявки на финансирование в разрезе источников финансирования, прогнозировать и определять меры социальной защиты.
Так на основе анализа доходов получателей мер социальной поддержки, фактических платежей за ЖКУ при 100% оплате, дифференцированной по регионам стоимости ЖКУ, в частности тепла, в республике были введены дополнительные субсидии на сглаживание роста платежа за ЖКУ и на отопление сверхнормативной площади. Что дало возможность дополнительно поддержать 139 тысяч домохозяйств.
В перспективе предполагается введение в банк данных информации от министерства здравоохранения (по обеспечению льготными лекарствами), Фонда социального страхования (по обеспечению санаторно-курортными путевками и средствами реабилитации) с целью объединения всей информации о полученных человеком или домохозяйством услугах.
Сегодня в республике создана система мер социальной поддержки населения, соответствующая современным требованиям экономической, социальной и политической ситуации в республике в условиях реформирования льгот и жилищно-коммунального хозяйства.
Внедрение информационных технологий в социальную защиту, создание единого и полного республиканского банка данных адресной социальной защиты по всем категориям льготников, малообеспеченных семей, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех домохозяйств позволяют:
- учитывать все виды социальной поддержки;
- адресно предоставлять их различным категориям граждан;
- производить оценку эффективности социальных программ на районном, городском и
республиканском уровнях;
- анализировать социально-экономическое положение населения;
- прогнозировать и определять направления социальной политики на перспективу;
- контролировать рациональное и эффективное использование бюджетных средств;
- осуществлять открытое и прозрачное формирование республиканского бюджета в части оказания мер социальной поддержки.
Во исполнение положений Федерального закона №122 в республике был принят Закон №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», установивший меры социальной поддержки региональных категорий.
Республика Татарстан одна из первых в России перешла на денежные выплаты льгот на жилищно-коммунальные услуги, телефон, радио и антенну из расчета фактического потребления.
Сегодня общее число татарстанцев, получающих государственную социальную поддержку, составляет около 2 млн. человек, в том числе 1 224 тыс. человек являются получателями денежных выплат взамен льгот, из них: 361 414 человек - республиканские льготники, 862 494 человека - федеральные льготники, 320 тыс. человек получают субсидии на жилищно-коммунальные услуги.
Итоги работы отрасли в 2005 году свидетельствуют, что переход к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме подтвердил его преимущества:
- сегодня все меры социальной поддержки имеют адресный характер;
- упразднены «нефинансируемые мандаты»;
- получатели социальных выплат приобрели возможность использования полученных средств по своему усмотрению;
- значительный объем средств, направляемых на социальную поддержку, перераспределился действительно в пользу особо нуждающихся категорий.
За счет предоставления мер социальной поддержки произошло увеличение прямых доходов различных категорий населения. Так, например, доходы участников войны в 2005 г. выросли на 29%, инвалидов войны - на 34 %, ветеранов труда - на 15%. Доходы малообеспеченных категорий граждан возросли на 19%.
© К. Н. Новикова - канд. социол. наук, министр соц. защиты РТ.