Научная статья на тему 'Управление вопросами сохранения и развития человеческого потенциала в системе социальной защиты'

Управление вопросами сохранения и развития человеческого потенциала в системе социальной защиты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
605
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова К. Н., Валеева Н. Ш.

Рассмотрены основные направления деятельности системы социальной защиты в вопросе сохранения и развития человеческого потенциала у граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Дан анализ мер социальной поддержки и предоставления услуг учреждениями социального обслуживания в целях реализации данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление вопросами сохранения и развития человеческого потенциала в системе социальной защиты»

К. Н. Новикова, Н. Ш. Валеева

УПРАВЛЕНИЕ ВОПРОСАМИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Рассмотрены основные направления деятельности системы социальной защиты в вопросе сохранения и развития человеческого потенциала у граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Дан анализ мер социальной поддержки и предоставления услуг учреждениями социального обслуживания в целях реализации данной проблемы.

Основной целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания, а значит условий сохранения и развития человеческого потенциала.

Целый ряд социальных реформ: пенсионная, по монетизации льгот, жилищнокоммунального хозяйства направлены на расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности, интенсификацию профессиональных переходов и формирование продуктивной ментальности. Соответственно, сохранение и развитие человеческого потенциала связано, с одной стороны, с созданием объективных возможностей и условий для населения, а с другой, должно базироваться

Проведение дифференцированной социальной политики по отношению к различным социальным слоям населения не исключает некоторых минимальных, гарантируемых государством общих показателей социальной защищенности граждан безотносительно к принадлежности их к той или иной социальной группе. Минимальные уровни государственных гарантий в социальной сфере определяются исходя из достигнутого уровня развития производительных сил страны.

Роль системы социальной защиты в достижение этих целей заключается в обеспечении:

- адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

- осуществление максимально эффективной защиты социально уязвимых граждан, которые не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке.

Основными принципами оказания мер социальной защиты являются обеспечение заявительного характера и адресности социальной поддержки, создание условий для формирования индивидуальной социальной ответственности, обеспечение равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

Основные направления деятельности отрасли социальная защита Республики Татарстан в целом сосредоточены на создании условий для снижения негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения республики, продлению автономной

независимой жизни граждан пожилого возраста, социальной интеграции инвалидов, усилению адресности оказываемой поддержки в целом и, прежде всего - семей с детьми, сохранении стабильности социального самочувствия населения через представление доступных и качественных услуг учреждениями социального обслуживания и мер социальной поддержки в виде социальных выплат.

Несмотря на то, что за прошедший год на 37,4 % выросли доходы на душу населения, достигнув 6387,3 рублей, около четверти населения республики по-прежнему относится к категории малообеспеченных и нуждающихся в мерах социальной поддержки. Поэтому меры социальной поддержки, направленные на максимально эффективную защиту социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, являются одним из критериев сохранения их человеческого потенциала.

В республике создана система мер социальной поддержки населения, соответствующая современным требованиям экономической, социальной и политической ситуации в республике в условиях реформирования льгот и жилищно-коммунального хозяйства.

Внедрение информационных технологий в социальную защиту, создание единого и полного республиканского банка данных адресной социальной защиты по всем категориям льготников, малообеспеченных семей, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, всех домохозяйств позволяют:

- учитывать все виды социальной поддержки;

- адресно предоставлять их различным категориям граждан;

- производить оценку эффективности социальных программ на районном, городском и республиканском уровнях;

- анализировать социально-экономическое положение населения;

- прогнозировать и определять направления социальной политики на перспективу;

- контролировать рациональное и эффективное использование бюджетных средств;

- осуществлять открытое и прозрачное формирование республиканского бюджета в части оказания мер социальной поддержки.

Во исполнение положений Федерального закона №122 в республике был принят Закон №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», установивший меры социальной поддержки региональных категорий.

Республика Татарстан одна из первых в России перешла на денежные выплаты льгот на жилищно-коммунальные услуги, телефон, радио и антенну из расчета фактического потребления. Сегодня общее число татарстанцев, получающих государственную социальную поддержку, составляет около 2 млн. человек, в том числе 1 224 тыс. человек являются получателями денежных выплат взамен льгот, из них: 361 414 человек - республиканские льготники, 862 494 человека - федеральные льготники. Более 450 тысяч детей получают ежемесячные денежные пособия, удешевление школьного питания, лекарственные препараты, детское молочное питание и другие меры социальной поддержки.

Правительство Республики Татарстан всегда предметно и адресно подходило к вопросу предоставления мер социальной поддержки и имело собственную нормативную базу, устанавливающую меры социальной поддержки в дополнение к федеральному законодательству. Наиболее существенными дополнениями и отличиями ее являются:

1. выплата субсидий на сглаживание роста платежа за ЖКУ в зависимости от дохода домохозяйства дополнительно к субсидии по малообеспеченности, предоставляемой в соответствии с российским законодательством. Предоставление субсидий на централизованное отопление сверхнормативной жилой площади гражданам, имеющим среднедушевой

доход не более 3 200 руб. в месяц. За счет дополнительных субсидий количество получателей увеличилось по сравнению с 2004 годом почти в пять раз.

2. предоставление бесплатно детям первых трех лет жизни лекарственных средств, а детям первых двух лет жизни специального молочного питания по рецептам врача.

За 2005 год лекарствами на безвозмездной основе обеспечены более 15 536 детей первых трех лет жизни.

3. предоставление дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим три и более детей в возрасте до 18 лет (субсидии на лекарства - 50 руб., на проезд школьникам -120 руб., субсидии-льготы в размере 30% на оплату жилья и коммунальных услуг всей семье).

Ежегодно субсидии-льготы по оплате ЖКУ получают более 17 тыс. многодетных семей, субсидии на лекарства и проезд выплачиваются на 56 071 ребенка.

4. в целях усиления адресной социальной поддержки населения, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с тяжелым заболеванием, потерей близкого родственника оказывается помощь в виде путевки на санаторно-курортное лечение, предоставляется материальная помощь. Всего на данные цели в 2006 году предусмотрено 48 млн. рублей (в 2005 году - 45,0 млн. рублей).

Итоги работы отрасли в 2005 году свидетельствуют, что переход к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме подтвердил его преимущества:

- сегодня все меры социальной поддержки имеют адресный характер;

- упразднены «нефинансируемые мандаты»;

- получатели социальных выплат приобрели возможность использования полученных средств по своему усмотрению;

- значительный объем средств, направляемых на социальную поддержку, перераспределился действительно в пользу особо нуждающихся категорий.

За счет предоставления мер социальной поддержки произошло увеличение прямых доходов различных категорий населения. Так, например, доходы участников войны в 2005 г. выросли на 29%, инвалидов войны - на 34 %, ветеранов труда - на 15%. Доходы малообеспеченных категорий граждан возросли на 19%. Численность семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, сократилась на 23%.

Одним из главных направлений социальной защиты населения наряду с социальным страхованием и социальной помощью является социальное обслуживание. За последние 10 лет, отношение к социальному обслуживанию значительно изменилось. Оно понимается как одно из основных конституционных потребностей человека и предусматривает не только доступность независимо от места проживания, но и право выбора. Виды социального обслуживания быстро развиваются, что диктуется потребностями населения, исчезновением с рынка услуг службы быта, реформой здравоохранения, ликвидировавшей из лечебных учреждений социальные койки, больницы сестринского ухода, хосписы.

Развитие сети учреждений является средством в создании предпосылок для максимального охвата населения различного рода социальными услугами, оказания своевременной и оптимальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию с целью восстановления и развития собственного потенциала и возможностей.

Сегодня работа социальных служб в реализации государственной социальной политики стала такой же необходимой и важной как деятельность учреждений органов здравоохранения и образования. Система социального обслуживания населения республики, направленная на обеспечение благополучия и достойной жизни людей, оказание помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, позволяет в определенной степени снизить остроту последствий экономических перемен, сохраняет социальное спокойствие и способст-

вует поддержке населением целей и действий руководства республики. Ежегодно в 168 учреждениях отрасли социальные услуги получают более 1,5 млн. человек, в том числе более 760,0 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, 168 тысяч семей. Мониторинг социальной и демографической ситуации на территории, организованный в отрасли позволяет направить работу на выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке, формирование районных, городских информационных банков данных по различным категориям семей: «Многодетные семьи», «Опекунские семьи», «Семьи группы риска», др.

В настоящее время в республике совершенствуется работа по социальной поддержке семьи и детей. Эффективно внедряются инновационные технологии при работе с неблагополучными семьями по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, с детьми с девиантным поведением, восстановлению семейных связей и связи между поколениями.

Комплексную работу с семьей в республике осуществляют 45 центров и отделений социальной помощи семье и детям. Практически во всех центрах и отделениях функционируют клубы молодой семьи, семейные клубы общения, школы будущих мам, университеты для родителей, подростковые клубы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детские площадки. С целью обеспечения первичной профилактики семейной и детской дезадаптации, особенно для жителей села, труднодоступных и удаленных районов республики, в 2005 году получили особое развитие модели мобильной социальной помощи семье и детям. Формами такой помощи являются: бригадные выезды специалистов, «Дни малых деревень», «Дни центров (отделений) социальной помощи семье и детям», акции «Семья и дети», «Многодетная семья» с выявлением потребностей в социальных услугах семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказанием конкретной социальной помощи.

Одним из перспективных направлений деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей в профилактике кризисных проявлений в жизни семьи является социальный патронаж, предусматривающий разработку и реализацию индивидуальной программы оказания помощи и реабилитации семьи, женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня в учреждениях социального обслуживания на учете состоит свыше 23 тысяч (23306) семей, находящихся в социально-опасном положении, в которых проживает 56 тысяч детей (56295). Из них около четверти семей (5028) находится на социальном патронаже.

Мониторинг семей, находящихся в социально опасном положении и взятых под патронаж, внедренный нами два года назад, показал, что если в 2004 году из 4230 семей, снятых с социального патронажа, 71% имели положительные результаты, то в 2005 году таких семей было уже 78 % (2063 из 3285 снятых с патронажа).

Основой профилактики детской безнадзорности являются 27 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на 924 места. Наличие данных учреждений позволяет органам социальной защиты населения временно поместить ребенка в нормальные условия содержания, за это время восстановить утраченные контакты с семьей и внутри семьи, защитить права и законные интересы ребенка. В 2005 году из специализированных учреждений социального обслуживания 74% детей - возвращены в родные, но уже реабилитированные семьи, 11% - переданы под опеку, в приемные семьи, но все-таки 15% направлены в детские дома, их семейное жизнеустройство не состоялось. В сложившейся ситуации актуальным является развитие семейных форм воспитания несовершеннолетних, помимо традиционных (усыновление, приемная,

опекунская семья), в связи, с чем Министерство выступило с инициативой об учреждении таких форм, как семейные воспитательные группы и патронатное воспитание.

Положительными тенденциями становления системы патронатного воспитания помимо экономической целесообразности являются:

1. Срочное семейное жизнеустройство детей, не дожидаясь определения социального статуса.

2. Обеспечение условиями нормальной жизнедеятельности большего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, без количественного развития детских специализированных учреждений.

3. Адаптация воспитанников учреждений к самостоятельной жизни. Предотвращение вторичного сиротства через воспитание ответственного родительства.

4. Создание новых рабочих мест для населения, являющееся особенно актуальным для территорий с высоким уровнем безработицы.

В тоже время, назрела необходимость в решении проблем, реализация которых возможна при условии тесного межведомственного взаимодействия. Не секрет, что существующая сегодня система государственной помощи в основном настроена на поддержку семей с низким социальным статусом. Поддержка именно этой категории семей сдерживает ухудшение и без того серьезных социальных проблем, связанных с ростом беспризорности и безнадзорности, алкоголизмом, преступностью и наркоманией. Но государственного внимания требует каждая семья, каждый человек с момента рождения и до последних дней. Поэтому необходимо организовать на уровне республики мониторинг социального самочувствия семьи с четким контролем материального положения, трудовой занятости, состояния здоровья, организации обучения и досуга детей, особенно в летнее время, в целях оперативного реагирования и упреждения социального неблагополучия.

Актуальной является разработка норм по поддержке семей, осуществляющих в течение длительного времени уход на дому за престарелыми родителями, детьми-инвалидами и другими близкими родственниками-инвалидами, утратившими способность к самообслуживанию и (или) передвижению. Сегодня невозможно прожить на пенсию ребенка-инвалида и пособие по уходу, которая чуть более 2000 рублей, когда семья не полная, только мама. Именно поэтому лишь немногие из этих женщин решаются на рождение второго ребенка.

В республике проводится государственная политика, направленная на создание системы комплексной реабилитации, развитие социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, что является основой для восстановления работоспособности инвалида и его навыков к самостоятельной бытовой деятельности, обеспечения предпосылок конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, приобретения относительной независимости, восстановления способности к адекватному взаимодействию с обществом. С учетом того, что ежегодно увеличивается численность лиц впервые признанных инвалидами, в том числе - трудоспособного возраста, детей-инвалидов в республике создана сеть специализированных реабилитационных учреждений, представленных 9 центрами реабилитации для взрослых инвалидов и 14 детскими учреждениями, осуществляющих мероприятия по социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической и профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, адаптацию и интеграцию инвалидов в общество.

В работе реабилитационных центров для инвалидов используются такие новые социальные технологии, как: кинезотерапия, механотерапия, эрготерапия, метод биологической обратной связи, стабилометрия, метод «Монтессори», использование средств артте-

рапии в социализации детей-инвалидов. А проект по внедрению метода лечебной верховой езды (иппотерапии), получившей развитие уже в большинстве районов, стал победителем ярмарки социальных проектов «Пермь-2000». Всего же в прошлом году реабилитационных учреждениях системы соцзащиты, услуги по социально-бытовой адаптации и соци-ально-средовой реабилитации получили более 50 тысяч инвалидов.

Министерством социальной защиты Республики Татарстан совместно с Академией управления «ТИСБИ» успешно реализовывался социальный проект «Дистанционное обучение инвалидов». В девяти реабилитационных центрах созданы 10 компьютерных классов с возможностью выхода в Интернет, что позволяет 81 инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 2 инвалидам по зрению, 4 инвалидам по слуху обучаться в ТИСБИ, не выезжая со своего места жительства. Кроме этого более 50 детей-инвалидов обучаются работе на компьютере, что создает возможности для дальнейшего трудоустройства. В 2005 году реабилитационными и оздоровительными услугами воспользовались более 36 тысяч человек, из них более 12 тыс. - дети и подростки с ограниченными возможностями. С целью повышения эффективности реабилитационного процесса, главным принципом деятельности учреждений является раннее начало, преемственность и последовательность. С этой целью разработана и внедрена районная модель межведомственной службы реабилитации инвалидов.

Анализ эффективности реабилитационных мероприятий в Центрах реабилитации показывает, что 97% инвалидов выписываются с улучшением самочувствия, у 10 % инвалидов ежегодно в результате социальной реабилитации снимается или снижается группа инвалидности. У 55% детей-инвалидов по результатам проведенных мероприятий улучшается состояние здоровья, у 30% полностью восстанавливаются утраченные навыки.

Для обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан «О мерах по усилению социальной защиты инвалидов в Республике Татарстан» в 40 городах и районах республики разработаны планы мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры. В рамках их реализации в республике установлено уже более 600 пандусов, 2/3 социальных объектов построенных в 2005 году, оборудованы средствами доступа для инвалидов-опорников.

С целью интеграции инвалидов в общество предусмотрено создание системы про-фобучения и занятости для людей с ограниченными возможностями, по примеру зарубежных стран, т.е. обучения инвалидов эксклюзивным профессиям, в соответствии с потребностью рынка труда. В этой связи актуальным и своевременным является реализация совместного с Советом Европы проекта «Создание модельного реабилитационного центра» на базе Центра реабилитации инвалидов в г.Набережные Челны, где уже сегодня организовано межведомственное взаимодействие с территориальными службами труда и занятости, руководителями организаций, предприятий и фирм по определению актуальных специальностей и возможности трудоустройства молодых инвалидов, после профессионального обучения на базе Центра (с 1999 года в Центре обучились и получили профессию 170 инвалидов, из которых 126 - трудоустроено, обучались резьбе по дереву, специальностям швеи и обувщиков).

В настоящее время в республике ведется разработка социального проекта «Интеграция инвалидов в общество», направленного на восстановление и развитие потенциала инвалидов, что в конечном итоге позволит обеспечить:

- организацию деятельности системы социальной адаптации инвалидов, доступной независимости от места их проживания;

- действенную помощь семье, где проживает инвалид, чтобы остановить рост и число « отказных детей», взрослых инвалидов, и ликвидировать очередность в дома-интернаты;

- возвращение людей с ограниченными возможностями в социально-полезную среду.

Основой государственных гарантий должны стать государственные реабилитационные стандарты, которые позволят объективно оценивать качество и эффективность реабилитационных мероприятий с учетом анатомических, психофизиологических и социальных особенностей (потенциала) людей с ограниченными возможностями.

Неуклонный рост количества пожилых граждан, а в их числе - нуждающихся в посторонней помощи формируют возрастающий спрос на услуги учреждений социального обслуживания.

Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше, чем среди людей зрелого возраста. До 80% пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Пожилым людям требуются помощь и уход, и это важная социальная задача специализированных медицинских и социальных служб. Решением медицинского аспекта проблемы должно быть обеспечение медико-социальной помощи пожилым гражданам через разветвленную систему специализированных лечебных учреждений, формирование системы паллиативной помощи, включающей хосписы, отделения сестринского ухода, гериатрические службы.

Реформа здравоохранения привела практически к «нулю» профилактическую и восстановительную медицинскую помощь, доступной остается лишь экстренная, неотложная помощь. Именно поэтому, все большее значение для пожилых людей приобретает социальное обслуживание учреждений системы социальной защиты. Задача учреждений социального обслуживания пожилых людей - оказание достаточных по объему и качественных надомных и полустационарных социальных услуг.

Основными направлениями работы учреждений социального обслуживания по предоставлению социально-реабилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Республики Татарстан в настоящее время являются:

- оказание социальной помощи на дому одиноким пожилым людям, утратившим способность к самообслуживанию, и инвалидам. Постоянную помощь в 227 отделениях социального обслуживания на дому получают более почти 22 тыс. престарелых и инвалидов, в 73 специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому - 4,5 тыс. человек;

- оздоровление и социальная адаптация граждан пожилого возраста в отделениях дневного пребывания при центрах социального обслуживания, предназначенных для бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, в основном сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организация их питания и отдыха, привлечение к посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. В 16 отделениях дневного пребывания республики в течение 2005 получили курс оздоровления более 25 тысяч граждан старшего поколения;

- оздоровление ветеранов, пожилых людей и инвалидов через сеть социальнореабилитационных служб, деятельность которых направлена на проведение оздоровительных, реабилитационных и профилактических мероприятий, адаптацию к условиям проживания, восстановление способностей к самообеспечению и самообслуживанию. Наличие социально-реабилитационных учреждений (25 отделений и 9 Центров) и 3 социальнооздоровительных центров, которые работают по межрайонному принципу, позволяет ежегодно оздоравливать 20-30 тысяч ветеранов и пожилых людей. Причем стоимость услуг

этих учреждений в 2,5-3 раза дешевле, но во столько же раз эффективнее санаторнокурортного лечения.

Получили развитие такие новые формы социального обслуживания, как службы милосердия на дому, «институт сиделок», службы «санаторий на дому», «хоспис на дому», волонтерское движение и другие формы работы. Сегодня при комплексных центрах социального обслуживания, которые функционируют в районах, открыты кабинеты психологической разгрузки, телефоны доверия, клубы поддержки, отделения социально-бытовой помощи, социальные парикмахерские, социальные столовые, библиотеки, мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники, пункты проката средств реабилитации и предметов первой необходимости, прачечные, социальные бани, социальные такси.

Для максимального приближения социальных услуг к населению, активно внедряется участковый метод обслуживания на дому, организуется мобильная социальная помощь людям, проживающим в отдаленных сельских населенных пунктах, практикуются выезды психологов к пожилым людям на дом.

Изменение социального статуса (выход на пенсию), разрыв общественных связей (родственники, друзья, коллеги по работе), отсутствие деятельности, повышающей социальную самооценку, приводят пожилых людей к состоянию социальной дезадаптации, что исключает взаимодействие личности пожилого человека с социальной средой. При этом постепенный рост доходов пенсионеров отодвигает на второй план вопросы экономического благополучия, все больше обостряя проблемы одиночества, разрыва сложившихся социальных связей, ощущения своей невостребованности.

Важную роль в реабилитации пожилых людей играет социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество и продления активной старости. Социокультурная работа является одним из нетрадиционных направлений помощи пожилым людям. Вовлечение старшего поколения в социокультурную образовательную деятельность способствует продлению их активной жизни, становлению культурно-нравственных отношений, активизации их творческого, художественного и интеллектуального потенциала.

Одним из методов социальной реабилитации пожилых людей является развитие народных художественных промыслов. Сегодня при учреждениях социального обслуживания созданы более 400 мастерских и студий декоративно-прикладного искусства, где пожилые люди занимаются любимым делом и обучают молодежь навыкам забытых ремесел. Почти половина самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Татарстан являются пожилыми людьми, ветеранами войны и труда. В целях приобщения пожилых людей к ценностям народной культуры, вовлечения их в творческую деятельность, а также их морального поощрения ежегодно в республике проводятся выставки произведений самодеятельных художников и мастеров прикладного искусства.

В разряд приоритетных направлений с пожилыми людьми выделена работа культурно-досуговых учреждений (клубы по интересам, коллективы народного творчества, семейные клубы, клубы ветеранов и т.д.), которые сегодня созданы при 2140 клубах, 1656 библиотеках. Все это способствует поддержанию физического здоровья и психологического состояния пожилых граждан и инвалидов, сохранению человеческого потенциала, влияя в конечном итоге на продолжительность их жизни.

Особую актуальность приобретает поиск, развитие и совершенствование новых форм оказания комплексной реабилитационной помощи лицам пожилого и старческого возраста с целью сохранения трудовой, общественной и личностной активности. В то же время назрела необходимость в разработке и внедрении инновационной методики индивидуальной оценки нуждаемости пожилых в социальных услугах (по 8-10 классам нуждаемости), учиты-

вающей изменение потребности в услугах в зависимости от возраста, состояния здоровья и социальных показаний. Внедрение индивидуальной оценки нуждаемости обеспечит взаимосвязь различных учреждений социального обслуживания по оказанию социальных услуг, а также систему критериев выявления граждан, нуждающихся в социальных услугах.

Применяемый в настоящее время заявительный характер обращения за социальными услугами при определенных обстоятельствах (маломобильность и одинокое проживание в сочетании с удаленностью от территориального учреждения социального обслуживания) приводит к ограничению доступности социальных услуг, занижению данных о численности граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. В связи с этим актуален переход от заявительного принципа к принципу активного выявления граждан, нуждающихся в социальных услугах, а значит 100 % патронаж пожилых людей.

Таким образом, роль социальной защиты как важнейшей регулятивной системы стабилизации политического и социально-экономического положения в обществе, нейтрализации негативных последствий острых противоречий в жизнедеятельности различных социально-демографических групп населения, является значимой составляющей сохранения и развития человеческого потенциала.

Обеспечение социальной защищенности малоимущих и социально уязвимых групп населения до уровня не ниже нормативного путем повышения эффективности механизма предоставления различных видов социальной помощи, обеспечение адаптации граждан к изменяющимся условиям социально-экономической среды через содействие самореализации личности могут быть решены путем реализации следующих задач:

- расширение возможности граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора;

- обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;

- совершенствование механизмов межведомственного и межсекторного взаимодействия в области социальной защиты населения республики, привлечения социально ответственного бизнеса к участию в мероприятиях по социальной защите населения;

- рост уровня пенсионного обеспечения граждан через развитие системы открытых и корпоративных негосударственных пенсионных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.