Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК"'

УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СФЕРА КУЛЬТУРЫ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / CULTURE / CULTURAL POLICY / CULTURAL SPHERE / LOCAL GOVERNMENTS / PERVOURALSK URBAN DISTRICT / MUNICIPAL CULTURAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бирюкова Т. С.

В статье рассматривается текущее состояние сферы культуры городского округа Первоуральск. Отмечена степень разработанности данной темы. Представлены основные данные интервью с экспертами - проблемы реализации культурной политики на муниципальном уровне и рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE CULTURAL SPHERE IN MUNICIPALITY "PERVOURALSK URBAN DISTRICT"

The article discusses the current state of the cultural sphere in Pervouralsk urban district. The author noted the degree of development of this topic. The basic data of interviews with experts are presented - the problems of implementing cultural policy at the municipal level and recommendations for their solution.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК"»

УДК 316

Бирюкова Т. С. аспирант

кафедра теории и социологии управления Уральский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Екатеринбург УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК» Аннотация: в статье рассматривается текущее состояние сферы культуры городского округа Первоуральск. Отмечена степень разработанности данной темы. Представлены основные данные интервью с экспертами - проблемы реализации культурной политики на муниципальном уровне и рекомендации по их решению.

Ключевые слова: культура, культурная политика, сфера культуры, органы местного самоуправления, городской округ Первоуральск, муниципальные учреждения культуры.

Birukova T. рost-graduate student Theory and Sociology of Management Department Ural Institute of management, branch of RANEPA

Russia, Yekaterinburg MANAGEMENT OF THE CULTURAL SPHERE IN MUNICIPALITY «PERVOURALSK URBAN DISTRICT» Annotation: the article discusses the current state of the cultural sphere in Pervouralsk urban district. The author noted the degree of development of this topic. The basic data of interviews with experts are presented - the problems of implementing cultural policy at the municipal level and recommendations for their solution.

Key words: culture, cultural policy, cultural sphere, local governments, Pervouralsk urban district, municipal cultural institutions.

В условиях повышения роли культуры в целом в современной России, особую актуальность приобретает рассмотрение вопросов, связанных с культурной политикой муниципальных образований.

Роль культуры в развитии общества, ее влияние на формирование личности нашли отражение в научных трудах Ионина Л.Г., Тульчинского Г.Л., Лармина О.В., С.В. Мягченкова, Г.Н. Нестеренко. Наточий В.В. справедливо отмечает, что следствием осознания роли культуры в общественном развитии органами управления, служит наделение полномочиями в этой области всех уровней системы управления -федерального, регионального и местного. [5] Вопросы организации культурного, досугового пространства рассмотрены в работах Литвиновой Е.В., Понукалиной О.В., Агаповой Е.Н. При этом ощутима «..недостаточная научная разработанность методологии и методики социологического анализа

культуры и культурной политики, отсутствие репрезентативной системности проводимых исследований и слишком малый массив научной, особенно социологической информации, необходимой для адекватной оценки состояния и тенденций развития культуры и культурной политики..». [3] Недосека Е.В. в одной из своих работ отмечает: «Концептуальные модели досуга были разработаны в трудах Ж. Дюмазедье, Дж. Келли, М. Каплана, Л. Хейвуда. Дифференциация досуга рассматривается в работах Р. Стеббинса. Городскому досугу посвящены работы Дж. Ланлберг, Р. Линд, Т. Черняевой, Л. Хейвуда, Г. Эванс.»[6]

Муниципальное образование является территориально обособленной социально-экономической системой, в которой посредством местного самоуправления, на основе взаимоурегулирования интересов и координации действий граждан и хозяйствующих объектов осуществляется удовлетворение культурных, социальных и других потребностей населения. При этом, безусловно, муниципальная культурная политика в целом строится на основе общих принципов культурной политики в стране и регионе.

«Сфера культуры городского округа Первоуральск представлена многопрофильной сетью организаций культуры и искусства по следующим видам культурной деятельности: театральное, музыкальное, изобразительное искусство, библиотечное дело, культурно-досуговая деятельность» [8].

В состав Первоуральского муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная клубная система» входит 10 структурных подразделений, из них - культурно-досуговый центр г. Первоуральск; 8 сельских и поселковых клубов и Домов культуры, кинотеатр «Восход». По итогам 2018 года уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа от нормативной потребности составил 100 процентов.

При этом из тридцати населенных пунктов городского округа Первоуральск культурно-досуговые учреждения имеются только в девяти. Таким образом в 21 населенном пункте (70 процентов от общего количества населенных пунктов) с общей численностью населения в этих населенных пунктах 10 464 человек (около 7 процентов от численности населения городского округа) отсутствуют культурно-досуговые учреждения и не обслуживаются нестационарно. Динамика основных показателей развития культурно-досуговой сферы за последние три года представлена в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1. Основные показатели культурно -досуговой сферы городского округа Первоуральск_

Год/ показател ь Количество клубных формирований, единиц Количество участников клубных формирований, человек Количество проведенных мероприятий единиц Из них на платной основе, единиц Количество посетителей на платной основе, человек

2016 49 880 1504 116 4513

2017 49 969 1481 93 4208

2018 49 1007 1571 129 5858

Из данных таблицы 1 видно, что численность учреждений сохраняется на прежнем уровне. Хотя в 2017 году из штатного расписания ПМБУК «ЦКС» были исключены 2 структурных подразделения - «Народный дом», «Клуб п. Самстрой» - сотрудники этих подразделений были приняты на работу в Культурно-досуговый центр, не прекращая деятельность творческих коллективов.

Количество посетителей на платной основе, человек

Количество проведенных мероприятий на платной основе, единиц

Количество проведенных мероприятий,единиц

Количество участников клубных формирований, человек

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 ■ 2018 ■ 2017 -2016

Рисунок 1. Основные показатели культурно-досуговой сферы городского округа Первоуральск

Что касается изменения остальных показателей, здесь наблюдается уверенный рост. Так например, 2018 году при проведении 1571 мероприятий охват зрителей всего составил более 156 тысяч человек, из них на платной основе 5 858 человек, что на 1 345 человек больше, чем в 2016 году..

Уровень фактической обеспеченности библиотеками в 2018 году составил 100 процентов. Достижение высокого значения показателя произошло в том числе за счет организации внестационарных библиотечных пунктов обслуживания населения и книгоношества (осуществление доступа

маломобильных групп населения к ресурсам библиотек). В состав Первоуральского муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» входит 18 библиотек, а именно: Центральная библиотека, 6 городских библиотек и 11 сельских и поселковых библиотек. Ежегодно в библиотеки Первоуральска записываются свыше 46 000 тысяч пользователей, выдается свыше 1 200 000 тысяч экземпляров книг и электронных изданий. Ежегодная посещаемость библиотек городского округа составляет свыше 520 000 тысяч человек. Из 18 библиотек системы все библиотеки оснащены компьютерным оборудованием, и все библиотеки системы подключены к сети «Интернет». Активно в работе библиотек используются удаленные Базы Данных, такие как библиотека «ЛитРес», Президентская библиотека (электронный читальный зал), электронная библиотеки Белинки (ссылка на сайте http://prv-lib.ru/,) Электронная библиотечная система (ЭБС) «Лань», ЭБС Znanium.com. К «Национальной электронной библиотеке» на конец 2018 года было подключено 9 библиотек системы, в которых действует 18 порталов подключения. Таким образом, даже при устаревшей материально-технической базе, развитие информационных технологий позволяет посетителям библиотек получить доступ к современным изданиям, что особенно важно для основных категорий посетителей - студентов и учащихся.

На территории городского округа Первоуральск действует Первоуральское муниципальное казенное учреждение культуры «Парк новой культуры». Один из шестнадцати парков на территории Свердловской области. Таким образом уровень фактической обеспеченности парками культуры и отдыха в 2018 году также составил 100 процентов. Парк культуры и отдыха функционирует круглый год и в 2018 год на его территории провели более 20 мероприятий.

В городском округе Первоуральск функционирует единственный профессиональный театр в Западном управленческом округе Свердловской области - Первоуральское муниципальное бюджетное учреждение культуры «Театр драмы «Вариант». С 2016 года у театра есть собственное здание - это дом культуры имени В.И. Ленина, вместимость зала 200 мест. Театром драмы «Вариант» в 2018 году было проведено 217 показов спектаклей и других публичных представлений, данные мероприятия посетили 19,8 тысяч зрителей, в том числе на стационаре 9,3 тысяч зрителей, на выездных мероприятиях 9,2 тысяч зрителей и гастроли 1,3 тысяч зрителей (таблица 2).

Таблица 2. Основные показатели деятельности театра

Показатель/год 2016 2017 2018

Количество спектаклей (ед.) 219 292 217

Новые или капитально-возобновленные постановки (ед.) 8 7 10

Количество зрителей (тыс. чел.) 19,7 19,7 19,8

Доходы (тыс. руб.) 1210,7 1386,7 2128,6

При столь обширной сети учреждений культуры и искусства одним из главных инструментов управления развитием территории становится планирование развития на местном уровне, которое должно решать ряд основополагающих задач — по выработке местной культурной политики, определению направлений развития местной сферы культуры, разработке и осуществлению мер по реализации.

Для выявления проблем реализации социокультурной политики в городском округе Первоуральск, определения основных взглядов, позиций, мотивов и отношения экспертов к изучаемой проблеме с целью выявления и определения значимости факторов, характеризующих предметную область объекта исследования проведен опрос в форме интервью, опрошено 8 экспертов. Экспертами выступили руководители Администрации городского округа Первоуральск, осуществляющие управление в сфере культуры, руководители и работники учреждений культуры, Первоуральской городской Думы, представители научного сообщества. Опросный лист содержал 9 вопросов. Качественная стратегия исследования была направлена на выявление субъективного понимания и оценки реализации социокультурной политики. Применение качественной стратегии обусловлено, прежде всего, необходимостью глубокого изучения предмета исследования. В результате проведенного исследования было установлено следующее.

По мнению всех экспертов, полномочий [9] у местных властей для регулирования культурной деятельности муниципального образования, определяющихся в настоящее время нормативной правовой базой, достаточно. Нормативно-законодательная база по осуществлению управления в сфере культуры претерпевает изменения, совершенствуется и обновляется. Социокультурная политика государства отражается в федеральных, региональных государственных и муниципальных программах сохранения и развития культуры, в таких документах, как Стратегия развития региона/муниципального образования. Таким образом, государство обязуется обеспечивать условия для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

Кроме того, эксперты выделили, что цель муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Первоуральск на 2020 - 2025 годы» [8] соответствует стратегической цели развития территории. Стратегическая цель - повышение качества жизни и благосостояния населения за счет

устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности сферы культуры города. Экспертами была дана оценка программно-целевого планирования в социокультурной сфере с выделением проблем. Во-первых, стратегическое планирование в городе до конца 2017 года - начала 2018 года в большей степени носило характер стратегического декларирования. Документы готовились в основном с пропагандистской целью и особого практического значения не имели. Стратегия была разработана, но, при формировании программ, бюджета, то есть при реальном распределении ресурсов в муниципальном образовании, на стратегические приоритеты не ориентировались. Во-вторых, несовершенство нормативно-правовой базы -недостаток методических разработок, регламентов на уровне муниципального образования. В-третьих, нестабильная политическая ситуация. В-четвертых, дефицит профессиональных знаний и опыта у участников процесса, в том числе частая смена специалистов, в чьих полномочиях:

- подготовка заключения о соответствии цели, задач и целевых показателей муниципальной программы, а также направления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, параметрам Стратегии социально-экономического развития, стратегическим документам Свердловской области;

- анализ поступающих от ответственных исполнителей отчетов о ходе реализации муниципальных программ в части достижения целевых показателей, оценки полноты финансирования, правильности отражения бюджетных средств, выделенных в отчетном финансовом году на их реализацию;

- оценка эффективности реализации муниципальных программ.

Вышеперечисленные обстоятельства приводят к возникновению

проблем на каждом этапе процесса программно-целевого планирования развития муниципального образования в сфере культуры:

- инициирование программы. Проблема инициации разработки многолетних комплексных плановых документов на муниципальном уровне. Необходимо осознать, что заниматься стратегическим планированием результативно можно только на регулярной основе.

- планирование программы. На сегодняшний день, несмотря на накопленный в стране опыт, для многих муниципальных образований остаются малоприменимыми и малоизвестными технологии многолетнего планирования. Специалисты, кому поручено планирование городского развития, в том числе в сфере культуры, чаще заняты решением текущих задач и вопросов, упуская из вида, что применение инструментов планирования позволяет с большим успехом решать «повседневные» проблемы. Кроме того, в большинстве случаев муниципальные служащие не имеют соответствующей квалификации для решения стратегических вопросов. При формировании программ часто сформулированные цели не соответствуют принципу SMART, который гласит, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой и ограниченной во времени.

- согласование программы. В соответствии с действующей инструкцией по делопроизводству, руководителю предоставляется не более 3-х рабочих дней на согласование документа. Практика показывает, что в виду большой загруженности текущей работой этот срок может быть увеличен. Кроме того, проект муниципальной программы должен быть направлен на согласование в Счетную палату, в прокуратуру и размещен на официальном сайте Администрации в раздел «независимая экспертиза» на период не менее 7-ми рабочих дней - не все ответственные исполнители это выполняют своевременно.

- утверждение программы. Каждая муниципальная программа должна быть утверждена постановлением Администрации. Часто сроки утверждения проектов муниципальных программ затягиваются.

- исполнение программы. В ходе анализа реализации муниципальных программ в сфере культуры выявлена неравномерность финансирования программ в течение года. Как правило, основной объем средств приходится на Ш-^ квартал текущего года.

- подготовка отчетности. Финансовое управление анализирует поступающие от ответственных исполнителей отчеты о ходе реализации муниципальных программ в части достижения целевых показателей, оценки полноты финансирования, правильности отражения бюджетных средств, выделенных в отчетном финансовом году на их реализацию. В большинстве случаев, в IV квартале текущего года ответственные исполнители за реализацию муниципальных программ корректируют целевые показатели и планируемый объем финансирования мероприятий муниципальной программы таким образом, чтобы в соответствии с методикой оценки эффективности муниципальных программ программа получила оценку 5 -высокий уровень эффективности муниципальной программы. Другими словами, методика носит более формальный характер, нежели позволяет провести глубокий грамотный анализ, что безусловно в дальнейшем сказывается на реализации социокультурной политики в городе.

Проведенный анализ показал, что к настоящему времени сформирована эффективная нормативно-правовая база осуществления культурной политики. В различных правовых документах получили закрепление цели, задачи и основные направления культурной политики.

По результатам интервью с экспертами определены основные проблемы культурной политики городского округа Первоуральск, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия. Для совершенствования культурной политики городского округа Первоуральск необходимо:

- информировать население городского округа Первоуральск об основных направлениях культурного развития, учитывая распространенные способы получения информации;

- проводить анализ эффективности и востребованности услуг населением. Мартынова С.Э. в своей работе отмечает: «Ориентация на потребителя призвана привести в соответствие культурные продукты с

интересами современного человека, сделать их адекватными динамике образа жизни, в конечном итоге повысить востребованность услуг учреждений культуры, в частности, бюджетных». [4]

- активно вовлекать для разработки (актуализации) программы развития культуры в городском округе Первоуральск экспертные и деловые советы муниципального образования «Наука», «Общественность», «Бизнес», «СМИ». Значимость этого мероприятия состоит в том, что экспертный совет «Наука» формирует научную базу программ социально-экономического развития муниципального образования и осуществляет научное руководство разработкой стратегических и программных документов. Экспертный совет «Общественность» осуществляет формирование приоритетов социальной политики, общественного согласия, повышения качества жизни, доступности среды проживания, стратегических проектов развития социальной инфраструктуры, иных мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, проектов государственно -частного и муниципально-частного партнерства. Экспертный совет «Бизнес» осуществляет координацию продвижения стратегических проектов, иных мероприятий, предусмотренных документами программно-целевого планирования, инвестиционных проектов, а также определяет возможности привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий. Экспертный совет «СМИ» осуществляет организацию процесса обсуждения программ социально-экономического развития муниципального образования, информационное сопровождение всех этапов их формирования и реализации с привлечением средств массовой информации.

- обновление материально-технической базы учреждений культуры, специального оборудования культурно-досуговых учреждений в связи с высоким моральным и физическим износом.

Роль и значимость культуры в жизни общества неоспорима. Культура -важнейший системообразующий фактор развития личности и территории. Таким образом, необходимо сохранение и развитие сферы культуры для формирования благоприятного климата для жизни.

Использованные источники:

1. Агапова Е.Н. Развитие сферы социально-культурных услуг как фактор повышения качества жизни населения муниципального образования // Проблемы государственного и муниципального управления. - 2008. - №1. -С. 4-11.

2. Бурлака С.Н., Вилачева М.Н. О необходимости совершенствования системы государственного управления в сфере культуры на уровне регионов и муниципалитетов // Муниципалитет: экономика и управление. - 2016. - №2. - С. 49-53.

3. Карпухин О.И., Комиссаров С.Н. Государственная политика в сфере культуры в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. - 2018. - Т. 7, № 5. - С. 118-142.

4. Мартынова С.Э. Инновации как фактор повышения качества и востребованности культурных услуг в муниципальных образованиях // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №9.

5. Наточий В.В. Реализация культурной политики на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6, № 3. - С. 400-403.

6. Недосека Е.В. Исследование социокультурной организации досугового пространства города в сфере культуры и искусства (на примере г. Мурманска) // Проблемы развития территории. - 2014. - № 2. - С. 95-104.

7. Тульчинский Г.Л. Роль и значение сферы культуры, ее вклад в социально-экономическое развитие // ВЕСТНИК Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2005. - С. 97-106.

8. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Первоуральск на 2020 - 2025 годы»: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 04 октября 2019 г. № 1595 // Вечерний Первоуральск. 2019. 8 октября.

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.