К ПРОБЛЕМЕ РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТИ И НЕСООТВЕТСТВИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРОГРАММ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАДАЧАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
© Вершинина Е.А.*
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург
Статья посвящена исследованию и сопоставлению целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в крупнейших городах Свердловской области, как между собой, так и применительно к областному и федеральному уровням. В результате исследования автор отмечает отсутствие единства целей и задач развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах между собой, рассинхронизирован-ность целеполагания развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах с целями и задачами государственной и региональной политики в данной сфере и отсутствие у областного и местного руководства Свердловской области единого подхода в осмыслении стратегических задач, целей и проблем в развитии сферы культуры.
Ключевые слова муниципальное управление, культура, сфера культуры, Свердловская область, программно-целевое управление, вопросы местного значения.
Актуальность общественного внимания к культуре безразрывно связана с проблемой научного осмысления основных векторов социально-культурного развития Российской Федерации на современном этапе.
В качестве доказательства названного тезиса, отметим, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [1] культуре отводит ведущую роль в формировании человеческого капитала.
Вместе с тем, многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует тесного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных субъектов культурной деятельности, которое может обеспечить применение программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью культуры целей и задач.
Между тем, по глубокому убеждению автора настоящей статьи, именно вопрос общности целеполагания в деятельности всех субъектов реализации
* Магистрант.
единой федеральной политики в сфере культуры является исключительно важным.
Ведь целеполагание выступает одновременно, и как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи, и важнейшей, первичной фазой государственного и муниципального управления, предусматривающей постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.
Попробуем проследить единство целей и задач реализации политики в сфере культуры, в качестве гипотезы выдвинув тезис о том, что в настоящее время говорить о единстве понимания целей и задач у всех участников государственного и муниципального управления сферой культуры на современном этапе в Российской Федерации не приходится.
Так, главной целью реализации государственной федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» [2] провозглашен переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры.
При этом современная государственная политика в области культуры исходит из необходимости четырех приоритетных задач:
1. Воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
2. Развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
3. Сохранение культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
4. Поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
На уровне субъекта Федерации - Свердловской области главной целью реализации государственной программы «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года» [3] установлено: духовно-нравственное развитие и реализация человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики Свердловской области.
При этом задач развития сферы культуры установлено шесть:
1. Повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры;
2. Обеспечение условий для развития инновационной деятельности государственных областных и муниципальных учреждений культуры;
3. Создание условий для сохранения и развития кадрового и творческого потенциала сферы культуры;
4. Совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций (учреждений) в сфере культуры и искусства;
5. Формирование и развитие эффективной системы поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
6. Совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития культуры.
Научный метод сравнения позволяет сопоставить направление основных векторов развития сферы культуры на муниципальном уровне и сопоставить их соответствие целям и задачам государственной и региональной политики.
Для сравнения возьмем 5 наиболее крупных муниципальных образований Свердловской области, занимающей 5-е место среди регионов России по численности жителей.
Численность населения Свердловской области на начало 2015 года составляет 4327472 человек, что, ориентировочно, составляет 3 % от численности населения России в 146267 288 человек.
Население пяти крупнейших городов Свердловской области (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск и Новоуральск) составляет ровно 50 % от количества жителей всей свердловской области.
Поэтому такую выборку с уверенностью можно считать полной, релевантной и репрезентативной.
Таблица 1
Численность населения пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области, имеющих действующие целевые программы развития сферы культуры
Населенный пункт Численность населения, чел. Доля в Свердловской области
Екатеринбург 1428262 33 %
Нижний Тагил 356744 8,24
Каменск-Уральский 170840 3, 95%
Первоуральск 125382 2,9 %
Новоуральск 82605 1,9 %
Итого 49,99 %
Отметим, что в табл. 1 пропущен город Серов с численностью 98128 человек, так как в настоящее время принятой и действующей целевой программы развития сферы культуры автором статьи не выявлено.
Содержание целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области обобщено автором настоящей статьи и наглядно представлено в табл. 2.
Проведенный автором настоящей статьи анализ содержания целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области, представленных в таблице 2, позволяет прийти к ряду следующих выводов:
Таблица 2
Содержание целей и задач муниципальных программ развития сферы культуры в пяти крупнейших муниципалитетах Свердловской области
Территория
Содержание целей и задач Программ развития сферы культуры
и
к &
и
и
Цель: Повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере
культуры [4]
Задачи:
1. Мероприятия по капитальному ремонту зданий и помещений муниципальных образовательных учреждений культуры
2. Проведение капитального ремонта зданий и помещений муниципальных куль-турно-досуговых учреждений
3. Ремонт и реконструкция зданий и помещений действующих муниципальных музеев
4. Капитальный ремонт зданий и помещений муниципальных библиотек
5. Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений профессионального искусства, в том числе проведение капитального ремонта и модернизация объектов имущественного и сценического комплекса муниципальных театров и концертных организаций
Т й и н
Цель: Расширение участия жителей города Нижний Тагил в культурной жизни города Нижний Тагил путем создания условий для их творческой самореализации и доступа к культурным ценностям [5] Задачи:
1. Повышение доступности и качества услуг, предоставляемых в сфере культуры.
2. Развитие инновационной деятельности в сфере культуры и модернизация материально-технической базы учреждений культуры.
3. Создание условий для развития творческих способностей, художественного образования и нравственного воспитания детей и молодежи.
4. Развитие кадрового потенциала отрасли культура.
5. Совершенствование системы повышения квалификации работников отрасли культуры.
6. Создание условий для повышения социального статуса и общественного престижа работников отрасли культура_
о оН
2
Цель 1: Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа Первоуральск [6].
Цель 2: Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа Первоуральск услугами организаций культуры. Цель 3: Создание условий для массового отдыха жителей городского округа Первоуральск и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Задачи:
1) информатизация муниципальных библиотек, внедрение инновационных форм работы и современных информационных технологий, формирование и учет библиотечных фондов;
2) обеспечение условий для творческой реализации граждан, приобщение жителей к культурным и историческим ценностям;
3) расширение участия населения в культурной жизни городского округа Первоуральск;
4) улучшение условий отдыха населения путем сохранения и развития парка культуры и отдыха, совершенствование его эстетического и экологического состояния
Цель: Духовно-нравственное развитие и реализация творческого потенциала жителей Новоуральского городского округа [7]. Задача:
обеспечение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере культуры и дополнительного образования в сфере культуры_
Окончание табл. 2
Территория
Содержание целей и задач Программ развития сферы культуры
р
рУ
К
Цель: Создание условий, обеспечивающих конституционное право граждан на участие в культурной жизни, свободный доступ к культурным ценностям и информации [8] Задачи:
1. Создание условий для участия различных групп населения в культурной жизни города Каменска-Уральского и обеспечение условий для их творческой самореализации;
2. Создание условий для реализации программ дополнительного образования для детей, реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств;
3. Создание условий для функционирования учреждений культуры, дополнительного образования детей в части пожарной, антитеррористической безопасности, благоустройства территорий;
4. Обеспечение эффективного и качественного управления сферой культуры, муниципальными финансами и использования муниципального имущества_
Во-первых, отсутствие единства целей и задач развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах между собой;
Во-вторых, рассинхронизированность целеполагания развития сферы культуры в крупнейших муниципалитетах с целями и задачами государственной и региональной политики в данной сфере;
В-третьих, отсутствие у областного и местного руководства Свердловской области единого подхода в осмыслении стратегических задач, целей и проблем в развитии сферы культуры.
Таким образом, автор приходит к выводу о том, что гипотеза проведенного в рамках настоящей статьи исследования подтвердилась - к сожалению, в настоящее время говорить о единстве понимания целей и задач у всех участников государственного и муниципального управления сферой культуры на современном этапе в Российской Федерации не приходится.
Вместе с тем, полученный вывод ставит ряд новых вопросов для исследования и осмысления.
Так, с одной стороны, муниципальная политика в сфере культуры, безусловно, должна быть продолжением единой государственной (федеральной и региональной) политики.
С другой стороны, перед муниципалитетами стоят более широкие задачи - задачи по решению вопросов местного значения в рассматриваемой сфере, которые предполагают порой значительно более узкий, утилитарный подход к целеполаганию.
По мнению автора настоящей статьи, указанная дилемма должна решаться в рамках устоявшегося программно-целевого метода управления за счет разведения целей и задач развития сферы культуры по двум разным программным документам: Стратегии и Целевой программы развития соответственно.
Подобный подход, в частности, продемонстрирован в муниципальном образовании «город Екатеринбург», где муниципальная программа не ста-
вит перед собой недостижимой и неизмеримой цели «Духовно-нравственное развитие и реализация творческого потенциала жителей» (как в Новоуральском городском округе), а нацелена на вполне конкретные и обозримые результаты, вынесенные в ее наименование: «Модернизацию и укрепление материально-технической базы учреждений культуры муниципального образования «город Екатеринбург».
Список использованной литературы
1. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 (ред. от
24.12.2013) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1268-ПП (ред. от
13.05.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Муниципальной программы «Модернизация и укрепление материально-технической базы учреждений культуры муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014-2016 годы»: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 31.10.2013 № 3743 / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городе Нижний Тагил до 2020 года»: Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 11.12.2013 № 2929 (ред. от 26.05.2014) / Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Первоуральск» на 2014-2016 годы: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 23.09.2013 № 3187 (ред. от 19.05.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении Муниципальной программы «Развитие культуры в Новоуральском городском округе» на 2014-2018 годы: Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 27.12.2013 № 3338-а (ред. от 26.03.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об утверждении муниципальной программы «Сохранение и развитие сферы культуры в городе Каменске-Уральском» на 2014-2016 годы»: Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 31.10.2013 № 1567 (ред. от 18.04.2014) / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».