УДК 351.85:332.142
А. И. Кольба
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята к публикации 16.12.2019
В настоящее время наблюдается рост интереса к сфере культуры, связанного, с одной стороны, со стремлением большинства людей к саморазвитию, а с другой — с усилением государственной политики по важнейшим национальным приоритетам развития страны, среди которых находится и культура. Формирование и реализация национальных проектов предполагает повышение результативности программных мер, результаты которых по основным направлениям развития сферы культуры нашли отражение в данной статье. Характеристика современных тенденций развития сферы культуры в Омской области позволила установить их соотношение с приоритетами, определенными на федеральном уровне. Выделены региональные достижения, позволяющие Омской области входить в топ-10 регионов по темпам развития культуры, а также нерешенные проблемы, обусловливающие необходимость пересмотра и усиления программных мер.
Ключевые слова: культура, национальные приоритеты, Омская область, тенденции развития, проблемы сферы культуры.
Омская область — регион Российской Федерации, территориально располагающийся в южно-западной части Сибири, территория которого составляет 141,1 тыс. км2, а численность населения — 1,9 млн человек. Культура в широком смысле признается региональными властями одним из ключевых факторов социально-эконо -мического развития области, поскольку выступает основой формирования ценностных ориентиров населения.
Система мер по развитию сферы культуры в Омской области, зафиксированных в документах стратегического планирования, аналогична федеральным, поскольку несогласованность в подходах, с одной стороны, порождает межтерриториальный дисбаланс и разногласия в определении территориальных стратегических приоритетов, что снижает эффективность плановых решений [8, С. 37], а с другой — не позволяет привлекать дополнительные ресурсы из федерального бюджета на обеспечение развития территории, особенно в условиях жесткой иерархии государственных программ, нацеленных на реализацию национальных приоритетов. Основные направления развития культуры в регионе определены в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года [2] (далее — Стратегия).
В числе приоритетных задач развития культуры региона в Стратегии называются: развитие
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2019. № 4 (18). © А. И. Кольба, 2019
инфраструктуры сферы культуры, создание условий для сохранения и преумножения культурного наследия области, культурное и гуманитарное развитие общества, укрепление гражданской идентичности и патриотичности, обеспечение доступа граждан к знаниям, информации и культурным ценностям, выявление и поддержка одаренных детей, использование инновационных технологий в целях повышения доступности культурных благ и творческих инициатив. Содержательный анализ положений Стратегии позволяет прийти к выводу о том, что при их идентичности приоритетам, декларируемым на федеральном уровне, недостаточно учитывается региональная специфика и проблематика.
Концепция развития культуры Омской области, утвержденная указом губернатора Омской области от 30 июля 2019 г. № 106, разработана и реализуется в регионе в соответствии с национальным проектом «Культура», ориентирована на создание условий для обеспечения доступа населения Омской области к культурным ценностям и информации, носит установочный характер, не содержит полного перечня конкретных мероприятий и является ориентиром для разработки планов и отдельных проектов развития сферы культуры в Омской области [4].
Часть проектов реализовывались ранее, другие будут разрабатываться дальше в рамках государственной программы Омской области «Развитие культуры и туризма», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 г. № 251-П (ред. от 11 сентября
2019 г. № 301-п) [3] (далее — Программа). Основными задачами Программы являются:
— повышение популярности объектов культурного наследия, обеспечение их сохранности, развитие архивного дела и повышение информационного обеспечения отрасли;
— развитие искусства в области музыки и театра;
— стимулирование развития культурного наследия нематериального мира, развитие народного творчества, самодеятельности, досуга населения;
— стимулирование устойчивого развития регионального туризма;
— кадровое обеспечение региональной сферы культуры и туризма;
— содействие в решении задач органов местного самоуправления региона в сфере культуры и туризма;
— реализация исполнительных и распорядительных функций в сфере культуры и туризма на территории региона.
Данная Программа включает шесть подпрограмм, а общий объем финансирования мероприятий, ею предусматриваемых, превышает 40 млрд руб. Промежуточные результаты ее реализации позволяют оценить современные тенденции развития сферы культуры в регионе, которое характеризуется неоднозначной динамикой — при стабильном росте отдельных показателей ведомственной статистики Министерства культуры Омской области, другие, не менее важные, демонстрируют сокращение.
Так, за период с 2014 по 2018 г. число библиотек в регионе сократилось с 805 до 774 штук, при этом библиотечный фонд области также уменьшился на 3,16 % и на конец 2018 г. составил 13 329 тыс. экземпляров. Количество (число) посещений библиотек также сокращается (с 7 272 тыс. посещений в 2014 г. до 7 017 тыс. посещений в 2018 г.). На этом фоне высокую динамику показал рост числа обращений к библиотекам удаленных пользователей — с 804 тыс. обращений в 2014 г. до 1 527 тыс. обращений в 2018 г., т. е. в 1,9 раза [6].
Тенденции снижения числа учреждений культуры в регионе (с 1 071 единиц в 2014 г. до 973 единиц в 2018 г.), числа клубных формирований (с 10 669 единиц в 2014 г. до 9 424 единиц в 2018 г.), числа участников клубных формирований (с 1 158,7 тыс. человек в 2014 г. до 151,3 тыс. человек в 2018 г.), числа проведенных культурно-досуговых мероприятий (с 231 тыс. ед. в 2014 г. до 193 тыс. ед. в 2018 г.) полностью расходятся со стратегическими приоритетами в сфере развития культуры, установленными на федеральном уровне, в частности с задачами сохранения единого культурного пространства и активизации культурного потенциала территорий путем развития библиотек, деятельности культурно-досу-говых учреждений. Вместе с тем в учреждениях культурно-досугового типа, а также на базе государственных библиотек Омской области открыты
центры свободного доступа и общения молодежи как альтернативная форма организации досуга. Для учреждений культурно-досугового типа, действующих на территории Омской области, приоритетным направлением остается создание благоприятных условий для населения Омской области, занимающегося самодеятельным художественным творчеством, сохранение любительских клубных формирований, повышение творческого уровня коллективов народного творчества, развитие внестационарных форм обслуживания.
Иная ситуация в Омской области наблюдается в сфере развития кинематографии. В соответствии с реализуемым на государственном уровне подходом к решению отраслевых проблем мероприятия по сохранению и восстановлению опыта отечественного кинопроката и его развитию, повышению конкурентоспособности отечественного кинематографа на внутригосударственном и международном уровне. В этом направлении достигнуты положительные результаты по количеству киноустановок (увеличение с 78 единиц в 2014 г. до 83 единиц в 2018 г.) и числу посещений киносеансов (со 166 тыс. посещений в 2014 г. до 331 тыс. посещений в 2018 г.). Омская область является лидером среди регионов России по созданию инфраструктуры для развития киноиндустрии. В рамках программы Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в 2016, 2017 гг. открыты 29 модернизированных кинозалов, которые работают в режиме цифрового кинопоказа в форматах 2D и 3D.
Положительная динамика в области наблюдается также по показателям проведенных профессиональными театрами мероприятий (увеличение с 3 499 единиц в 2014 г. до 3 834 единиц в 2018 г.) при неизменном количестве профессиональных театров в области в объеме 10 учреждений. В 2018 г. при федеральной финансовой поддержке была завершена реконструкция здания театра в Октябрьском округе г. Омска [1]. Устойчивая динамика ключевых показателей в области театральной деятельности доказывает эффективность региональных усилий в ее развитии и соответствие региональных установок приоритетам федеральной культурной политики.
Для повышения комфортности жизни населения, создания удобного городского пространства и обеспечения доступа жителей Омской области к лучшим образцам искусства проводятся крупные мероприятия в формате open-air: «Большой симфонический парк», «Jazz-парк», «Сим-фоРокПарк». С 2017 г. в целях формирования активной творческой среды, использования рекреационного ресурса, архитектурных и культурно-исторических достопримечательностей Лю-бинского проспекта для отдыха и творческого самовыражения омичей в летнее время реализуется проект «Любинский. Live» [7].
Одобрения заслуживают также положительные показатели накопления музейного фонда и числа посещений музеев (увеличение с 682 тыс. единиц хранения в 2014 г. до 709 тыс. единиц
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
хранения в 2018 г. и с 898 тыс. посещений в 2014 г. до 1 247 тыс. посещений в 2018 г. соответственно). О востребованности музейного искусства в регионе свидетельствует также увеличение передвижных выставочных проектов. По количеству музеев регион занимает третье место в Сибири после Красноярского края и Иркутской области.
Говоря о проблемах сферы культуры в Омской области в целом, следует отметить, что сохраняется недостаточность финансирования, что создает угрозы дальнейшему развитию. Так, более половины зданий учреждений культуры, в особенности в сельской местности Омской области, нуждаются в ремонте или реконструкции. Около трети всех сельских домов культуры расположены в приспособленных помещениях (бывшие школы, детские сады и прочее), не имеют специализированных зрительных залов и не могут считаться полноценными учреждениями культурно-досугового типа. Материально-техническая база всех учреждений культуры характеризуется высокой степенью износа оборудования. В отношении детских школ искусств можно говорить об износе 90 % музыкального оборудования. Также остро стоит вопрос сохранности объектов культурного наследия, музейных предметов и музейных коллекций Омской области.
В регионе наблюдается снижение численности работников, занятых в сфере культуры, хотя в соответствии с региональными стратегическими документами реализуются мероприятия, нацеленные на развитие профессиональных компетенций и повышение квалификации работников. Вместе с тем в регионе наблюдается старение кадрового состава сферы культуры и искусства, снижение престижа профессии и сокращение притока молодых кадров в сферу культуры, приводя к ослаблению кадрового потенциала. Возраст трети специалистов в сфере культуры в Омской области составляет более 50 лет, ежегодно в сферу культуры приходит менее 1 % молодых специалистов.
На фоне старения кадров приобретает особую актуальность повышение профессиональных навыков и компетенций работников учреждений отрасли в связи с высокими темпами изменений интересов населения, новыми тенденциями в проведении молодежного досуга. Решение этих задач требует увеличения заработной платы сотрудникам сферы культуры. Несмотря на то что с 2013 г. в регионе предпринимались соответствующие меры, но осуществлялось это, преимущественно за счет оптимизации кадров, что привело не только к сокращению численности работников в сфере культуры в Омской области, но и к увеличению нагрузки на оставшихся сотрудников. В некоторых муниципальных районах Омской области оптимизация численности работников сферы культуры в сельских учреждениях культуры привела к их переводу на неполный рабочий день.
В регионе не полностью решены проблемы технического обеспечения доступа учреждений культуры к современным информационным системам и технологиям, в особенности данные проблемы касаются сельских территорий. Общественные институты, бизнес-структуры региона по-прежнему недостаточно заинтересованы и слабо вовлечены в реализацию государственной политики Омской области в рассматриваемой сфере.
В результате совокупного влияния обозначенных проблем в Омской области наблюдается застой в ряде творческих жанров и областях искусства, практически полная утрата отдельных направлений и жанров творчества, инертность в разворачивании новых подходов к развитию сферы культуры в регионе.
Считается, что сфера культуры может создавать свои источники дохода за счет туризма, внося вклад в развитие региона и страны. Однако в Омской области существует специфика развития туризма, определяющаяся такими факторами, как суровые природно-климатические условия (краткосрочность лета, неустойчивость погоды и т. д.), неразвитость транспортного обеспечения туристической деятельности, устаревшая материально-техническая база. В связи с этим в регионе необходимо обеспечить повышение конкурентоспособности объектов размещения, развитие туристкой инфраструктуры и транспортного обслуживания, а также оптимизацию ценовой политики предлагаемых туристических услуг. Вместе с тем наблюдается недостаток финансовых возможностей и ограниченные вложения в отрасль, что сдерживает развитие туристской инфраструктуры.
Несмотря на то что Омская область в 2018— 2019 гг. входит в топ-10 регионов по темпам развития культуры [5] с учетом динамики посещаемости учреждений культуры, количества и качества событий в этой сфере, ремонта и оснащения учреждений культуры, в том числе в рамках реализации национального проекта, регион нуждается в усилении мер, позволяющих обеспечить улучшение материальной базы учреждений культуры, решить проблему старения кадров и повышения престижа профессий в сфере культуры.
Научный руководитель — канд. экон. наук, доцент Н. Н. Скорых
Список литературы
1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2018 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Мин-ва культуры Рос. Федерации. URL: https://www.mkrf.ru/ activities/reports/index.php (дата обращения: 06.11.2019).
2. О Стратегии социально-экономического развития Омской области от 2025 г. : указ Губернатора Омской обл. от 24 июня 2013 г. № 93 (ред. от 7 мая 2018 г. № 53) // Омский вестн. 2013. № 30.
3. Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие культуры и
туризма» : постановление Правительства Омской обл. от 15 окт. 2013 г. № 251-4 (ред. от 11 сент. 2019 г. № 301-п) // Омский вестн. 2013. № 47.
4. Об утверждении Концепции развития культуры в Омской области : указ Губернатора Омской обл. от 30 июля 2019 г. № 106 [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2019).
5. Омская область второй год подряд вошла в топ-10 регионов-лидеров по темпам развития культуры [Электронный ресурс]. URL: http://vesti-omsk.ru/2019/11/18/omskaja-oblast-vtoroj-god-podrjad-voshla-v-top-10-regionov-liderov-po-tempam-razvitija-kultury/ (дата обращения: 20.11.2019).
6. Основные показатели ведомственной статистики Министерства культуры Омской области (2014—2018 гг.) [Электронный ресурс] // Офиц. сайт м-ва культуры Омской обл. URL: http://mkt.omskportal.ru/magnoliaPublic/main/oiv/m kt/etc/statistics/2018.html (дата обращения: 06.11.2019).
7. Развитие культуры и туризма в Омской области в 2018 году : сб. информ.-аналит. материалов. Вып. 22 / М-во культуры Омской обл., 2019. 224 с.
8. Скорых Н. Н. Повышение эффективности государственного и муниципального управления комплексным развитием территории // Вестн. Акад. упр. при Президенте Кыргыз. Республики. 2009. № 10. С. 36—41.
A. I. Kolba
CULTURE SPHERE DEVELOPMENT TRENDS IN OMSK REGION
Currently, there is an increase in interest in the field of culture, associated, on the one hand, with the desire of most people to self-development, and with the other, with the strengthening of state policy on the most important national development priorities of the country, among which there is culture. The formation and implementation of national projects involves increasing the effectiveness of program measures, the results of which in the main areas of development of the cultural sphere are reflected in this article. The characterization of modern trends in the development of the cultural sphere in the Omsk Region made it possible to establish their correlation with the priorities identified at the federal level. Re-gional achievements are highlighted that allow the Omsk region to enter the top 10 regions in terms of the pace of cultural development, as well as unresolved problems that necessitate a review and strengthening of program measures.
Keywords: culture, national priorities, Omsk region, development trends, problems of the cultural sphere.