УДК 351
Майоров В.И.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ1
Автор статьи указывает на то, что риски безопасности дорожного движения возникают в каждой из сфер общественных отношений, связанных с удовлетворением транспортной потребности: транспортный процесс, его подготовка и обслуживание, управление. В статье отмечено, что необходимо осуществление мероприятий по управлению этими рисками в каждой подсистеме дорожного движения. Такие мероприятия должны включать несколько стадий (этапов), которые могут варьироваться в зависимости от ситуации, но обычно включают в себя идентификацию риска, анализ риска, оценку риска и его обработку, заключающуюся в выборе методов управления риском. В работе автор приходит к выводу, что для анализа риска в сложных системах, к которым и относится система обеспечения безопасности дорожного движения, как правило, следует использовать комбинированные методы, а также различные модификации существующих методов.
Ключевые слова: риск, управление, безопасность, дорожное движение.
Mayorov V.I.
RISK MANAGEMENT IN ROAD SAFETY
The author of the article points out that road safety risks arise in each of the areas of public relations related to the satisfaction of transport needs: the transport process, its preparation and maintenance, and management. The article notes that it is necessary to take measures to manage these risks in each traffic subsystem. Such activities should include several stages (stages), which may vary depending on the situation, but usually include risk identification, risk analysis, risk assessment and its processing, which consists in choosing risk management methods. In this paper, the author comes to the conclusion that for analyzing risk in complex systems, to which the system for ensuring road safety applies, as a rule, one should use combined methods, as well as various modifications of existing methods.
Keywords: risk, control, safety, road traffic.
* * *
Приоритет обеспечения безопасности погибших в авариях на автомобильных до-
дорожного движения как одного из важней- рогах составляют люди наиболее активно-
ших направлений внутренней политики го трудоспособного возраста (26 - 40 лет). России обусловлен величиной социально- Ежегодные экономические потери стра-
го, материального и демографического ны от ДТП составляют около 2% валового
ущерба, который наносят дорожно-транс- внутреннего продукта и сопоставимы в аб-
портные происшествия. солютных показателях с валовым регио-
С 2007 по 2016 годы в Российской Феде- нальным продуктом таких субъектов РФ,
рации в дорожно-транспортных происше- как Краснодарский край или Республика
ствиях (далее - ДТП) погибли 271 тыс. че- Татарстан [см.: 7].
ловек, 2,5 млн. человек были ранены. Треть Снижение количества ДТП и тяжести их
1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ 17-03-00676.
* *
й
последствий требует разработки и применения новых теоретических подходов к обеспечению безопасности дорожного движения (далее БДД), в основе которых должно лежать в том числе совершенствование терминологического аппарата.
Как мы уже неоднократно отмечали в своих исследованиях, существующее определение понятия «безопасность дорожного движения» необходимо скорректировать с учетом системного подхода к рассмотрению дорожного движения [см.: 2; 3].
В Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения в этом же законе определена как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и их последствий. Соответственно, обеспечением безопасности дорожного движения является деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий. Данную деятельность осуществляет ряд субъектов, наделенных соответствующими полномочиями. Степень защищенности участников дорожного движения определяется качеством деятельности указанных субъектов, которая оказывает влияние на процесс подготовки удовлетворения транспортной потребности и непосредственные действия участников дорожного движения в процессе удовлетворения транспортной потребности.
Таким образом, обеспечение БДД включает в себя три относительно самостоятельных сферы общественных отношений: управление, подготовка и обслуживание транспортного процесса и сам транспортный процесс. Несмотря на то, что в каждой из этих сфер имеются свои специфические задачи, они объединены общей целью - повышение степени защищенности участников дорожного движения. Традиционно эту
деятельность называют "обеспечение БДД". С учетом наличия общей цели все направления деятельности, прямо или косвенно связанные с обеспечением БДД, должны быть систематизированы, иначе достижение данной цели будет невозможным.
На наш взгляд, действующее определение понятия «безопасность дорожного движения» не отражает всего многообразия общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением транспортной потребности общества. Безопасность дорожного движения зависит от состояния правопорядка, особенностей взаимодействия человека с техникой, организации дорожного движения, благоустройства дорог, развития автомобилизации и т.д. Поэтому предлагаем под безопасностью в сфере дорожного движения понимать специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, обеспеченя степени и качества их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и негативных последствий эксплуатации автотранспорта при осуществлении общественно необходимого объема перемещения людей, предметов их труда [см.: 3].
Немаловажным направлением обеспечения БДД является управление рисками БДД, которые выражаются в вероятности причинения вреда участникам дорожного движения в виде ДТП и их последствий. Процесс управления рисками БДД можно определить как снижение влияния факторов, способствующих появлению причин возникновения ДТП. Данные факторы являются факторами риска, обстоятельствами, влияющими на вероятность или последствия реализации риска, но не являющимися его непосредственной причиной [см.: 1]. Воздействие на факторы риска является необходимым условием для осуществления управления рисками.
Риски БДД возникают в каждой из трех выделенных нами сфер общественных от-
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА • №3 2018
9
ношений, связанных с удовлетворением транспортной потребности: транспортный процесс, его подготовка и обслуживание, управление. Данные сферы также можно обозначить как подсистемы (уровни) системы дорожного движения.
Риски, возникающие на первом уровне системы дорожного движения, на котором осуществляется процесс непосредственного перемещения людей и грузов, являются вероятностью причинения вреда участникам движения в виде ДТП и их последствий, обусловленной действиями непосредственных участников движения.
Вторая подсистема включает в себя предприятия, организации, учреждения, деятельность которых связана с созданием условий дорожного движения, а значит, и с обеспечением безопасности дорожного движения. Результат функционирования данной подсистемы выражается в определенном состоянии улично-дорожной сети, транспортных средств, уровне подготовки участников дорожного движения [4].
Риски обслуживающей подсистемы дорожного движения следует рассматривать как вероятность причинения вреда участникам движения в виде ДТП и их последствий, возникшую в результате влияния деятельности организаций (предприятий, учреждений), занимающихся подготовкой и обслуживанием дорожного движения, на объекты дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортные средства либо участников дорожного движения.
Третья подсистема сферы дорожного движения обладает спецификой, отличающей ее от двух других подсистем, по отношению к которым данная подсистема осуществляет управляющее воздействие. Масштаб деятельности органов государственного управления субъектов обеспечения БДД предопределяет необходимость рассмотрения рисков БДД на данном уровне не в виде ДТП и их последствий, а в виде повышения/сохранения/недостаточного снижения общего уровня аварийности на определенной территории.
Основные задачи и функции по борьбе с рисками должны быть возложены на управляющую подсистему дорожного движения, а конкретно на государственных субъектов обеспечения БДД, поскольку сегодня законодательно закреплен приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении (ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Управление рисками (менеджмент рисков) - это процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.
Необходимо осуществление мероприятий по управлению рисками в каждой подсистеме дорожного движения. Данные мероприятия включают несколько стадий (этапов), которые могут варьироваться в зависимости от ситуации, но обычно включают в себя идентификацию риска, анализ риска, оценку риска и его обработку, заключающуюся в выборе методов управления риском.
В настоящее время существуют различные методические рекомендации по управлению рисками в различных сферах жизни общества, принимаемые федеральными либо региональными органами исполнительной власти, отдельными организациями: например, Приказ Министерства массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми от 10 октября 2016 года 273-од «Об утверждении методических рекомендаций по управлению рисками проектов, реализуемых в органах исполнительной власти Республики Коми» [6], Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 2 марта 2016 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции», Методические рекомен-
дации по оценке рисков на железнодорожной инфраструктуре ОАО «РЖД» [5] и др.
Содержание данных документов может строиться по своим принципам и существенно различаться, но в конечном итоге они направлены на единую цель - упорядочение процесса управления рисками в заданной области.
По нашему мнению, для эффективного управления рисками БДД необходима разработка аналогичных методических рекомендаций, регулирующих управление рисками в системе обеспечения БДД. В методических рекомендациях должны быть определены цель и задачи указанной деятельности, ее основные этапы. Особо следует остановиться на методологических подходах к оценке риска. Довольно эффективным является подход к оценке риска, основанный на анализе опасностей, уязвимостей и ущербов, согласно которому проводится последовательный анализ опасностей, которым подвергается рассматриваемый объект, анализ уязвимостей объекта по отношению к выявленным опасностям и анализ ущербов от проявлений опасностей, реализующихся в тех случаях, когда объект оказался уязвимым.
Также в методических рекомендациях необходимо описать процесс анализа выявленных рисков. При выборе методов для проведения этого анализа следует максимально учесть специфику системы дорожного движения. Для анализа риска в сложных системах, как правило, следует использовать комбинированные методы, а также различные модификации существующих методов.
Методические рекомендации по управлению рисками БДД должны быть изложены доступным языком и ориентированы на применение в деятельности государственных органов - субъектов обеспечения БДД как на федеральном, так и на региональном уровне.
При разработке данных рекомендаций следует опираться на требования современных стандартов управления рисками, действующих в России: «Менеджмент риска. Термины и определения», «Менеджмент риска. Принципы и руководство». Построение эффективной системы управления рисками БДД будет способствовать улучшению ситуации с дорожно-транспортной аварийностью и социально-экономическому развитию страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах: Учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010. 143 с.
2. Майоров В.И. Риски в управлении обеспечением безопасности дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 3. № 1. С. 47 - 50.
3. Майоров В.И. Социальное управление системой обеспечения безопасности в дорожном движении // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2015. № 1(30).
4. Майоров В.И. Управление рисками в сфере дорожного движения // Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика: Монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 118 - 127.
5. Методические рекомендации по оценке рисков на железнодорожной инфраструктуре ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL:http://oac.rgotups.ru/misc/files/2metocen.pdf (дата обращения: 19.08.2018).
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА • №>3 2018
11
6. Приказ Министерства массовых коммуникаций, информатизации и связи Республики Коми от 10 октября 2016 года № 273-од «Об утверждении методических рекомендаций по управлению рисками проектов, реализуемых в органах исполнительной власти Республики Коми» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/441767185 (дата обращения: 19.08.2018).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_288413/ (дата обращения: 24.05.2018).
REFERENCES
1. Bogoyavlenskiy S.B. Upravleniye riskom v sotsial'no-ekonomicheskikh sistemakh: uchebnoye posobiye. Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gos. un-ta ekonomiki i finansov, 2010. 143 s.
2. Mayorov V.I. Riski v upravlenii obespecheniyem bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2018. T. 3. № 1. S. 4750.
3. Mayorov V.I. Sotsial'noye upravleniye sistemy obespecheniya bezopasnosti v dorozhnom dvizhenii // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2015. № 1 (30).
4. Mayorov V.I. Upravleniye riskami v sfere dorozhnogo dvizheniya // Upravleniye sotsial'no-ekonomicheskimi sistemami: teoriya, metodologiya, praktika: Monografiya / Pod obshch. red. G.YU. Gulyayeva. Penza, 2017. S. 118-127.
5. Metodicheskiye rekomendatsii po otsenke riskov na zheleznodorozhnoy infrastrukture OAO «RZHD» [Elektronnyy resurs]. URL: http: //oac.rgotups.ru/misc/files/2metocen.pdf (data obrashcheniya: 19.08.2018).
6. Prikaz Ministerstva massovykh kommunikatsiy, informatizatsii i svyazi Respubliki Komi ot 10 oktyabrya 2016 goda № 273-od «Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po upravleniyu riskami proyektov, realizuyemykh v organakh v sisteme ispolnitel'noy vlasti respubliki Komi» [Elektronnyy resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/441767185 (data obrashcheniya: 19.08.2018).
7. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 8 yanvarya 2018 g. № 1-r «Ob utverzhdenii Strategii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii na 20182024 gody» [Elektronnyy resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_288413/ (data obrashcheniya: 24.05.2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
МАЙОРОВ Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
E-mail: [email protected]