X 7 ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ
\/ ПРОФИЛАКТИКА
У УДК 343.9 Виктимология 2(16) / 2018, с. 45-50
Баранникова М. В.
ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ НА ВИКТИМИЗАЦИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЖЕРТВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ НЕОСТОРОЖНОСТИ
В статье обозначены виды, раскрыты характеристика и виктимоло-гические особенности разных возрастных групп несовершеннолетних жертв дорожно-транспортных преступлений, показана роль ситуации в механизме их совершения, а также ее влияние на виктимизацию несовершеннолетних участников дорожного движения.
Ключевые слова: виктимизация, ситуация, несовершеннолетние жертвы, неосторожность, дорожно-транспортные преступления, вик-тимность, участники дорожного движения.
В последние годы в России наблюдается повышенное внимание государства к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения. Несмотря на то, что дорожно-транспортные преступления составляют незначительную часть в структуре российской преступности, являются неосторожными составами, соответственно менее опасными по степени тяжести, чем умышленные посягательства, физический ущерб от них весьма значителен. Дорожно-транспортный травматизм масштабен, сопряжен с причинением тяжкого вреда здоровью, лишением жизни наиболее трудоспособного слоя населения России, лицам молодого возраста и детям.
В 2017 году было отмечено увеличение дорожных происшествий с участием детей на 1,6 %, в которых погибло 713 человек (0,4 %) и ранено 21136 (+2,5 %). Ежедневно на российских дорогах погибают двое и получают ранения 58 несовершеннолетних.
На федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевых уровнях разрабатываются и реализуются программы, направленные на повышение безопасности дорожного движения, совершенствуется позитивное, административное и уголовное законодательство, принимаются комплексные меры организационного, технического и иного характера по снижению объема и последствий дорожно-транспортной преступности, улучшению ее качественных показателей.
Самостоятельным направлением в сфере повышения безопасности дорожного движения выступает снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, минимизация последствий детского дорожно-транспортного травматизма.
Официальная статистика ГИБДД выделяет в самостоятельный раздел дорожно-транспортные происшествия с участием детей, где дается оценка их со-
стояния, динамики, видов, указаны число раненых, погибших детей в возрасте до шестнадцати лет, а также распределение их в качестве пострадавших по разным категориям участников дорожного движения.
Одним из основных направлений Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы указано повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов. В числе задач по реализации данного направления обозначено осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе их участия в дорожном движе-нии[1].
Задачей Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» являлось сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году на 28, 82 % по сравнению с 2012 годом. Тем самым одним из индикаторов оценки состояния защищенности сферы дорожного движения выступает снижение уровня детской смертности от дорожно-транспортных происшествий.
На вероятность становления несовершеннолетних участников дорожного движения жертвами дорожно-транспортных преступлений влияют разнообразные факторы, включающие как уровень вик-тимности самих детей, так и комплекс сопутствующих субъективных и объективных обстоятельств.
В науке существуют различные подходы к содержанию виктимизации, ее специфике в сфере дорожного движения. Ее определяют либо как процесс превращения лица в жертву, либо как результат этой деятельности.
Рассматривая виктимизацию в дея-тельностном смысле можно говорить о ней как о процессе, приводящем к причинению вреда здоровью и жизни детей в ходе их участия в дорожном движении. Она может проявляться в реализации возрастной, в частности детской виктимности от дорожно-транспортных преступлений, воздействии негативных дорожных факторов, связанных с нарушениями правил участниками дорожного движения, влиянии состояния дорожной инфраструкту-
ры, транспортных средств, погодных условий на механизм возникновения и развития аварийной ситуации, наступления тяжких последствий и т.д.
Виктимизация жертв дорожно-транспортной неосторожности специфична, связана с небрежным либо легкомысленны отношением виновного к последствиям нарушений им правил дорожного движения, возможным пострадавшим от них. Часто определяющая роль принадлежит ситуации, складывающейся в результате одного или взаимодействия группы факторов системы «человек — транспортное средство — дорога — среда».
Под ситуацией принято понимать «уровень взаимодействия личности с окружающей средой, на котором обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершать противоправные действия под воздействием внешних факторов реализуется в действительности» [2, с.94].
Содержание виктимогенной ситуации включает формирование личности с повышенными виктимными потенциями, развитие конкретной жизненной ситуации, складывающейся на момент, предшествующий преступлению, протекание преступного деяния, развитие конкретной жизненной ситуации, последующей за совершением преступления [3, с.113].
Влияние ситуации на вероятность и последствия дорожно-транспортного происшествия зависит от места, обстановки совершения нарушений правил дорожного движения, их грубости и масштабности. В России дорожно-транспортные преступления с участием несовершеннолетних пешеходов часто происходят рядом с детскими площадками, во дворах, вблизи детских садов и школ. Места с повышенным числом фактов пребыванием детей оказываются, способствующими виктимизации последних в ситуации их близости с проезжей частью.
Несмотря на определенные меры, принимаемые по совершенствованию дорожных условий вблизи образовательных, досуговых организаций и детских учреждений, в частности по установке регулируемых пешеходных переходов, светофоров, предупреждающих знаков, «лежачих полицейских», детский дорожно-транспортный травматизм продолжает оставаться на высоком уровне.
На виктимизацию несовершеннолетних оказывают влияние неудовлетворительные дорожные, погодные условия, неправомерное поведение как самих несовершеннолетних, так и других участников дорожного движения.
Жертвами дорожно-транспортных преступлений оказываются разные виды несовершеннолетних участников дорожного движения. Это могут быть пешеходы, пассажиры, велосипедисты, скутеристы, мотоциклисты, водители транспортных средств. Они могут становиться жертвами собственной неосторожности или быть пострадавшими от нарушений правил дорожного движения, допускаемых другими лицами. Наиболее виктим-ной категорией несовершеннолетних являются пешеходы и пассажиры. При этом различия в возрасте определяют вид поведения и адекватность реагирования на изменения дорожной обстановки.
Разные возрастные группы несовершеннолетних участников дорожного движения характеризуются своими особенностями детского восприятия. Считается, что в возрасте до 4 лет ребенок еще не осознает, что машина не может остановиться мгновенно. До 6 лет он недостаточно хорошо ориентируется по звуку, до 8 лет он не видит, что происходит сбоку от него. Дети могут быть непредсказуемы и выбежать на дорогу за игрушкой, в ходе игры. Девять из десяти детей замрут на месте или закроют лицо руками, когда увидят несущийся на них автомобиль вместо того, чтобы убежать.
Согласно данным официальной статистики наиболее распространенным возрастом несовершеннолетних потерпевших в ДТП является период с восьми до двенадцати лет. Это объясняется тем, что в этом возрасте дети приобретают определенную самостоятельность, включаются в учебную деятельность, посещают кружки, спортивные секции, что требует высокой мобильности, необходимости передвигаться в условиях города. Школьник становится самостоятельным участником дорожного движения, который еще не имеет необходимых жизненного опыта, знаний правил поведения на дороге, умений применять их в дорожной обстановке [4, с.20]. Детям присущи невысокий уровень правосознания, рассеянность, невнимательность, неумение адекватного и своевременного прогнози-
рования и реагирования на возникающие опасности, что способствует их превращению в потенциальных жертв аварийных ситуаций.
Особенностью несовершеннолетних потерпевших является то, что они обладают не только повышенной дорожно-транспортной виктимностью, но и соответствующей криминогенностью, особенностями психофизиологического развития, отсутствием специальной подготовки, опыта управления транспортными средствами, умения безопасной пространственной ориентации на дороге, которые свойственны более старшим представителям молодежи [5, с.101]. Часто дети сами становятся жертвами ими же созданной аварийной ситуации. Для них характерно недостаточное обеспечение своей безопасности ввиду несоблюдения общих правил предосторожности на остановках общественного транспорта, в салонах транспортных средств, процессе движения по дороге.
Для детей-пешеходов характерны переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданное появление на проезжей части из-за транспортных средств, деревьев, сооружений, ограничивающих обзор водителю [6, с.89]. Для несовершеннолетних пассажиров типичны ситуации нарушений правил перевозки в салоне транспортных средств, они могут быть не пристегнуты ремнями безопасности; открывать в ходе движения автомобиля его дверь; выходить из него, не убедившись в безопасности. Виктимизации несовершеннолетних велосипедистов, скутеристов и мотоциклистов способствуют нарушения ими правил движения по проезжей части, обгона, маневрирования, поворотов, проезда перекрестков и т.д.
Виктимизация детей часто носит стихийный, противоречивый характер, когда лишь случай решает, кто из участников ДТП станет жертвой, а кто преступником. В механизме совершения дорожно-транспортного преступления роли преступника и потерпевшего настолько взаимосвязаны и переплетаются, что само различие между ними весьма относительно, поскольку лишь случай решает, кто станет потерпевшим, а кто преступником. К тому же эти роли могут вза-имозаменяться и совмещаться в одном лице [7, с.14].
Объективную сторону виктимизации
составляют такие элементы ситуации как внешний вид потерпевшего, поведение, место, время, способ причинения ему вреда и т.п.
Виктимологическая ситуация включает совокупность обстоятельств, при которых формируется личность с повышенными виктимными потенциями. Имеет значение конкретная предаварийная ситуация, содержание нарушений правил дорожного движения, повлекших тяжкие последствия, обстоятельства, сложившиеся после ДТП (например, своевременность оказания медицинской помощи пострадавшим).
Виктимизация детей во многом зависит от взрослых лиц, окружения подростка которые собственным примером вовлекают их в нарушения правил дорожного движения, воздействуют на формирование мотивации предкриминального поведения, не обеспечивают безопасность при перевозке. Несовершеннолетние пассажиры, не пристегнутые ремнями безопасности, оказываются менее защищенными в условиях потенциальной аварийной ситуации. Отсутствие светоотражающих элементов на детской одежде осложняют видимость их для других участников дорожного движения в темное время суток, при плохих погодных условиях при движении детей по дороге.
Очевидно, что не всегда складывающаяся аварийная ситуация может в полной мере предупреждаться, контролироваться участниками дорожного движения. Неисправность транспортного средства или погрешности дороги, затрудненный обзор могут не учитываться или неадекватно оцениваться виновными и пострадавшими как возможная проблема в процессе дорожного движения. Они могут характеризовать ситуацию как обуславливающую ДТП.
Влияние ситуации на виктимизацию несовершеннолетних участников дорожного движения часто неочевидно, обусловлено несторожным характером дорожно-транспортных преступлений. С одной стороны, преимущественное значение в автодорожном преступлении принадлежит личности преступника, так как если отдавать приоритет влиянию ситуации, будет признано, что она полностью руководит и подчиняет себе действия водителя. [8, с.60]. С другой стороны ситуационный характер носят все
преступления, совершаемые по неосторожности [9, с.36]. В неосторожных преступлениях личность хотя и превалирует над ситуацией в 26 %, но и «подавляется» ею в 25 % [3, с.113].
Говорить о значимой роли ситуации в механизме виктимизации, высокой степени вероятности наступления тяжких последствий можно лишь при грубых неадекватных, интенсивных нарушениях правил дорожного движения виновными, осознающими факт пребывания детей в дорожных условиях, а также ситуациях явных дефектов дорожного полотна, сложных погодных условиях либо агрессивно провоцирующем поведении самих детей. Последние могут неожиданно выбегать или выезжать на проезжую часть, передвигаться с внешней стороны транспортного средства, действовать активно и осознанно с нарушением правил.
В современных условиях на законодательном уровне не уделяется должное внимание необходимости изучения и воздействия на потенциальных жертв преступлений. В Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182 от 23 июня 2016 года [10]. законодатель не учел третий вид профилактики — профилактики виктимологической, хотя она упоминается в статье 6 данного закона [11, с.58]. В условиях снижения уровня защищенности несовершеннолетних жертв, повышения их виктимизации в сфере дорожного движения реализация виктимологической профилактики могла быть стать эффективной мерой в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.
В механизме совершения дорожно-транспортных преступлений приоритетный вклад может принадлежать любому из объективных или субъективных компонентов как фактору, обуславливающему наступление тяжких последствий. На виктимизацию несовершеннолетних участников дорожного движения в значительной мере влияет ситуация, так как будучи неосторожными преступлениями, дорожно-транспортные нарушения во многом формируются под ее началом. Однако роль ситуации может быть как главенствующей, так и второстепенной, зависеть от предкриминальных, криминальных, виктимогенных обстоятельств. Несмотря на определяющее значение
безопасных условий движения по российским дорогам детская дорожно-транспортная виктимизация во многом зависит от виктимности самих несовершенно-
летних участников дорожного движения, соблюдения ими и находящимися с ними лицами правил дорожного движения, обеспечения собственной безопасности.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 20182024 годы // Российская газета. 25 января 2018 года. № 7478 (15).
2. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. — СПб, 2002.
3. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты: монография. — М., 2005.
4. Баранчикова М.В., Кузнецова И.И. Виктимологическая профилактика нарушений правил дорожного движения: монография. — Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017.
5. Добренков А.И. Дорожно-транспортные происшествия, совершаемые несовершеннолетними: современное состояние, закономерности и тенденции // Вестник Воронежского института МВД России. - 2017. - № 2. - С. 101.
6. Городокин В.А., Майоров А.В. Правовые, технические и виктимологические проблемы обеспечения безопасности на нерегулируемых переходных переходах: монография. — Челябинск: Цицеро, 2012.
7. Чичерина М.П. Виктимологический анализ и профилактика дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями частных легковых автомобилей: Автореф. дис. ... канд юрид наук. — М., 2001.
8. Байбарин А.А., Ефимова Е.О Роль личности и ситуации при совершении дорожно-транспортных преступлений. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. — 2013. — № 4. — С. 54-61.
9. Варыгин А.Н. «Ситуационная» преступность и воздействие на нее // Право. Законодательство. Личность. — 2015. — № 1 (20). — С. 72-78.
10. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ // СЗ РФ, 2016. № 26 (21). — Ст. 3851.
11. Варыгин А.Н. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: плюсы и минусы» // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2016. — № 4 (26). — С. 56-59.
REFERENCES:
1. Strategiya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossiyskoy Federatsii na 2018-2024 gody // Rossiyskaya gazeta. 25 yanvarya 2018 goda. № 7478 (15).
2. Rivman D.V. Kriminal'naya viktimologiya. — SPb, 2002.
3. Zadorozhnyy V.I. Viktimologicheskaya profilaktika prestupleniy: organizatsionno-upravlencheskiy i pravovoy aspekty: monografiya. — M., 2005.
4. Baranchikova M.V., Kuznetsova I.I. Viktimologicheskaya profilaktika narusheniy pravil dorozhnogo dvizheniya: monografiya. — Orel: Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova. 2017.
5. Dobrenkov A.I. Dorozhno-transportnyye proisshestviya, sovershayemyye nesovershennoletnimi: sovremennoye sostoyaniye, zakonomernosti i tendentsii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2017. — № 2. — S. 101.
6. Gorodokin V.A., Mayorov A.V. Pravovyye, tekhnicheskiye i viktimologicheskiye problemy obespecheniya bezopasnosti na nereguliruyemykh perekhodnykh perekhodakh: monografiya. — Chelyabinsk: Tsitsero, 2012.
7. Chicherina M.P. Viktimologicheskiy analiz i profilaktika dorozhno-transportnykh proisshestviy, sovershayemykh voditelyami chastnykh legkovykh avtomobiley: Avtoref. dis. . kand yurid nauk. — M., 2001.
8. Baybarin A.A., Yefimova Ye.O Rol' lichnosti i situatsii pri sovershenii dorozhno-transportnykh prestupleniy. // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. — 2013. — № 4. — S. 54-61.
9. Varygin A.N. «Situatsionnaya» prestupnost' i vozdeystviye na neye // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. — 2015. — № 1 (20). — S. 72-78.
10. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii» ot 23 iyunya 2016 goda № 182-FZ // SZ RF, 2016. № 26 (21). — St. 3851.
11. Varygin A.N. Federal'nyy zakon «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii»: plyusy i minusy» // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta
MVD Rossii. - 2016. - № 4 (26). - S. 56-59.
БАРАНЧИКОВА Марина Вячеславовна, заместитель начальника кафедры уголовного права, криминологии и психологии, кандидат юридических наук. Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. Город Орел. E-mail: marina-baranchikova@yandex.ru
Baranchikova M. V.
THE IMPACT OF THE SITUATION ON VICTIMIZATION MINOR VICTIMS OF ROAD TRAFFIC NEGLIGENCE
The article describes the types, characteristics and victimological features of different age groups of juvenile victims of road traffic offences, shows the role of the situation in the mechanism of their Commission, as well as its impact on the victimization of minors.
Keywords: victimization, the situation of the minor, negligence, traffic crime, victimization, participants in road traffic.
BARANCHIKOVA Marina V., deputy head of the department of criminal law, criminology and psychology, candidate of law. Oryol legal institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. E-mail: marina-baranchikova@yandex.ru
Дата поступления: 05.06.2018 г.