Научная статья на тему 'Управление реализацией модульного обучения'

Управление реализацией модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Лариса Алексеевна

Одной из задач перехода на образовательные стандарты третьего поколения является построение учебного процесса на основе модульного принципа. Учебный модуль это самостоятельный блок дисциплин, направленный на формирование конкретных общекультурных и профессиональных компетенций, имеющий логическое завершение в виде комплексного экзамена с использованием контрольно-измерительных материалов, разработанных командой преподавателей и апробированных в процессе обучения. Учебные модули с полным основанием можно признать основным элементом построения и реализации образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление реализацией модульного обучения»

Л. А. Громова,

декан факультета управления

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Одной из задач перехода на образовательные стандарты третьего поколения является построение учебного процесса на основе модульного принципа. Учебный модуль — это самостоятельный блок дисциплин, направленный на формирование конкретных общекультурных и профессиональных компетенций, имеющий логическое завершение в виде комплексного экзамена с использованием контрольно-измерительных материалов, разработанных командой преподавателей и апробированных в процессе обучения. Учебные модули с полным основанием можно признать основным элементом построения и реализации образовательной программы. Учитывая, что одна дисциплина не обеспечивает формирование необходимых компетенций, руководителю образовательной программы предстоит сложная работа по структурированию модулей с соблюдением принципов последовательности и взаимодополняемости дисциплин, входящих в учебный план.

Трехлетний опыт модульного обучения на факультете управления показал продуктивность разделения учебных планов образовательных программ на пять модулей, включающих в себя не только учебные дисциплины, но и все виды учебных практик. Учитывая большое многообразие образовательных программ (в настоящее время их 12), это позволило оптимизировать учебное расписание, избежать дублирования в преподавании одних и тех же дисциплин на разных программах. И что важнее всего, позволило студентам, приступающим к освоению модуля, иметь ясное представление о том, формированием каких компетенций завершается модуль. С этого учебного года на сайте факультета перед расписанием будет даваться описание развития компетенций в терминологии, позволяющей студенту понять, что он должен «знать» (информационная функция), «уметь» (деятельностная функция), «владеть» (креативная функция), «быть» (личностно-развивающая функция).

Управление реализацией модульного обучения

Возможности конструирования учебного модуля

Переход на модульное обучение связан с необходимостью решения ряда управленческих проблем. Прежде всего, он требует назначения руководителя, или как мы говорим, держателя модуля. Как правило, его определяет руководитель образовательной программы из числа наиболее компетентных преподавателей. Основной задачей держателя модуля является координация деятельности преподавателей смежных дисциплин по согласованию дидактически подготовленного материала, ориентированного на конкретный объем знаний и умений, необходимый для овладения конкретной компетенцией. Не менее важной задачей становится совместная разработка контрольно-измерительных материалов, учитывающая комплексный характер освоения студентом учебной программы.

Можно говорить о системе субъектов управления модулей, включающей в себя: учебно-методическое управление университета, руководителей образовательных программ факультета, руководителей (держателей) модулей, разработчиков учебных программ, студентов, внешних экспертов.

Другая управленческая проблема связана с необходимостью совершенствования имеющихся и созданием новых механизмов внедрения образовательных модулей. Это, прежде всего, автоматизированные систе-

мы, включающие: управление учебным и рабочим планом, управление расписанием, управление аудиторным фондом, управление преподавательским составом, управление ресурсами, управление качеством образования.

Новые задачи, связанные с переходом на стандарты третьего поколения, неизбежно влекут новые организационные формы управления реализацией образовательных программ в целом и модульного обучения в частности. Это: управление нелинейным характером образовательного процесса (блочно-модульное расписание, индивидуальные маршруты, управление временем и другими ресурсами), проектный подход (формирование профессиональных команд единомышленников на основе университетской корпоративной ответственности), сетевое внутреннее и внешнее взаимодействие (доверие, открытость, готовность к обмену ресурсами), применение новых образовательных технологий (комплексность, обновление, обучение, безопасность), постоянный мониторинг системы менеджмента качества (управление изменениями на основе процессного подхода и постоянное улучшение с учетом ожиданий всех заинтересованных сторон), анализ показателей результативности и эффективности (соответствие стандартам, формирова-

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

ние новых компетенций, востребованных рынком труда).

Внедрение образовательных модулей — это инновационный процесс и, как следствие, он связан с решением главной задачи: формированием готовности организации и персонала к изменениям. Гарантиями успеха в реализации образовательных модулей могут стать: менеджмент образовательной программы на основе процессного подхода и системы менеджмента качества, востребованность компетенций рынком труда (модуль может опережать потребности рынка, но тогда надо формировать спрос на новые компетентности), уникальность (конкурентоспособность) программы, зависящая от невоспроизводимости, уникальности компетенций команды разработчиков, эффективное лидерство на рынке образовательных услуг и диверсификация программ (магистратура, дополнительное образование, дистанционное обучение и др.), привлечение стейкхолдеров (диверсификация источников финансирования образовательных модулей и их научно-исследовательской базы).

Не менее важно учитывать возможное сопротивление изменениям, которое может выражаться как в сопротивлении стратегии изменений (например, стратегии принужде-

ния), так в сопротивлении агенту (агентам) изменений (например, в ходе совместной работы в командах). Поэтому так важно использовать принципы обучающейся организации, выраженные в политике прояснения ценностей организации, инноваций и в корпоративном обучении всех.

Целесообразно в этой связи провести в ближайшее время обучающий семинар для руководителей образовательных программ по вопросам оптимизации управления образовательной программой и модульным обучением. Примером успешной работы по обучению профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала является традиционно проходящий в конце учебного года семинар факультета управления, на котором 30 июня обсуждались следующие вопросы: концепция построения учебных модулей и учебных дисциплин в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения; создание контрольно-измерительных материалов для формирования компетентностей обучающихся в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения; направления совершенствования итоговой государственной аттестации на факультете, анализ результатов социологического опроса по исследованию удовлетворенности студентов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.