Р.Г. Сахиева
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
В статье раскрываются сущность понятий «учебный модуль», «обучающий модуль», «модульно-компетентностная учебная программа», представлены принципы построения модульно-компетентностных учебных программ и их структура. В ней подчеркивается, что внедрение мо-дульно-компетентностных учебных программ в образовательный процесс профессиональных учебных заведений будет способствовать созданию гибкой образовательной структуры, приближающей уровень подготовки будущих специалистов к требованиям рынка труда.
Ключевые слова: учебный модуль, обучающий модуль, модульно-компетентностная учебная программа.
В связи с изменениями, происходящими в экономике, технике, культуре, науке, образовании и других сферах человеческой жизнедеятельности, а также в связи с тем, что период устаревания знаний сократился практически во всех областях деятельности от 3 до 5 лет, получение определенной суммы знаний в традиционном понимании в современных условиях не может выступать в качестве цели образования. Стратегическим ориентиром, приоритетом современной системы образования должно стать вооружение будущего специалиста умением самому строить свою образовательную стратегию в непрерывно меняющихся условиях, формирование навыков самообразования и потребности непрерывного личностного и профессионального развития. В последние десятилетия происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «знания», «умения», «навыки», «подготовленность» на понятия «компетенция», «компетентность», а компетентностный подход в образовании выдвигается в качестве приоритетного.
Переход к обучению на основе компетенций в развитых странах начался в середине 1970-х годов и явился ответом на критику, утверждающую, что образование и программы профессионального обучения не соответствуют практическим требованиям работодателей.
Наиболее оптимальной организацией системы профессионального образования в современных условиях, получившей широкое распространение в зарубежных учебных заведениях, является его модульная организация, сущностные, функциональные и технологические аспекты которой раскрыты в трудах С.Я. Батышева, М.А. Чошанова, П.А. Юцявечене, О.Н. Олейниковой, Дж. Рассела, Г. Оуенса и других исследователей.
В научной литературе выделяются следующие уровни использования модульной системы обучения. Низший уровень - модульная система применяется лишь для контроля успеваемости обучающихся. При реализации данного уровня отдельные дисциплины разделяются на части, после изучения каждой из них проводится контроль знаний обучающихся. Содержание дисциплин остается почти без изменений. Такой вариант получил название поэтапной системы контроля и его расценивают лишь как первый шаг в направлении реализации модульной системы обучения.
Средний уровень - по модульной системе связываются отдельные дисциплины. На данном уровне содержание дисциплины перерабатывается, и в нем выделяются относительно самостоятельные части, ориентированные либо на решение определенной проблемы, либо на освоение независимого фрагмента учебной информации. Такой вариант позволяет не только лучше усваивать учебный материал, но и способствует формированию профессионального мышления, умений решать конкретные практические задачи.
Высший уровень - модульная система обучения связывает все дисциплины учебного плана, т.е. обучение ведется по модульному учебному плану. На данном уровне перерабатывается и пересматривается целевые ориентиры и содержание всех основных дисциплин и курсов учебного плана. Цели дисциплин согласовываются и ориентируются на конечный результат, зафиксированный в модели специалиста (квалификационной характеристике, компетенциях). Затем уже в них выделяются модули, в которые включаются близкие по логике и целям материалы разных тем, разделов и даже дисциплин. Процесс профессиональной подготовки будущих специалистов направляется на формирование компетенций, развитие профессионального мышления.
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить различное понимание понятия «учебный модуль» [ 1-5]. Изучение различных трактовок сущности понятия «учебный модуль» позволило выделить несколько ступеней его иерархии, в зависимости от сложности и объема входящего в него предметно-логического содержания (табл. 1).
Таким образом, объем предметно-логического содержания, входящего в модуль, остается пока неопределенным: это может быть и дидактическая единица, и отдельная дисциплина, и блок дисциплин одной направленности, и даже профиль обучения, включающий в себя совокупность фундаментальных, прикладных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных компетенций. Какое из существующих пониманий модуля будет принято в российской системе образования, и будет ли в этом вопросе достигнуто единство, этот вопрос остается пока дискуссионным.
Изучение отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме, интервью с зарубежными коллегами, активно использующими мо-
дульное построение учебных программ (в частности: Вали Гайслером, Йенсом Гайслером - представителями Высшей школы Подсдама; Домиником Фабле, Пьереттом Пайлласом - Парижский университет; Алессио Чек-керелли, Лаура Барбагалло - Римский университет и др.) позволило сделать вывод, что в настоящее время не существует единого понимания того, что такое учебный модуль. В то же время специалисты сходятся в том, что в понятие модуля в качестве необходимых компонентов входят законченность, самостоятельность и комплексность.
Таблица 1. Ступени иерархии понятия «учебный модуль» по степени сложности и объема предметно-логического содержания
Ступени иерархии Ядро опред-ления Определение Инвариантная часть определения Смысловые составляющие
1 дидактическая единица Модуль - самостоятельная учебная дидактическая единица равная одной или нескольким темам учебного курса. Модуль - относительно самостоятельная единица образовательной программы, характеризующаяся комплексностью и законченностью. ■ совмещение в одной организационнометодической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала с учетом внутрипред-метных, междисциплинарных связей, научно-методического руководства и системы контроля; ■ структурное и тематическое единство всего образовательного комплекса; ■ объединение содержательных, организационно- деятельностных, научно-методических и технологических компонентов; ■ единство теоретических и прикладных аспектов.
2 отдельная дисциплина Модуль - учебная дисциплина, в ходе изучения которой формируются определенные компетенции.
3 блок дисциплин Модуль - блоки дисциплин, образующие взаимосвязанную целостность в рамках учебной программы.
4 профиль обучения Модуль - профиль обучения, включающий в себя совокупность фундаментальных, прикладных дисциплин и практик, ведущих к достижению определенных компетенций.
Обобщенно определение понятия «учебный модуль» можно представить следующим образом: «учебный модуль» - относительно самостоятельная единица образовательной программы, характеризующаяся комплексностью, законченностью и направленная на формирование определенной компетенции или группы компетенций.
Кроме понятия «учебный модуль» существует и понятие «обучающий модуль» - это относительно самостоятельные, логически последовательные, функционально ориентированные фрагменты процесса обучения, реализуемые посредством определенного четкого алгоритма.
Модульные программы, основанные на компетенциях, более логично будет назвать модульно-компетентностными учебными программами, так как их целью является формирование компетенций, а средством формирования компетенций является модуль как относительно самостоятельная единица образовательной программы. Модульно - компетентно-стную учебную программу мы определяем как совокупность и последовательность модулей, направленных на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присуждения конкретной степени по той или иной квалификации, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность в условиях международной интеграции и способствующими личностному и социальному развитию обучающихся. Понятие компетенции при этом «включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [ 6, с. 10].
Работа над третьим поколением ГОС совпала с интеграцией России в единое европейское образовательное пространство и подписанием Болонской декларации. Понятие о стандартах, основанных на компетенциях, имело целью полностью изменить модель традиционного образования. Традиционная образовательная программа определяет то, чему должен учить преподаватель. Изменение в подходе к компетенциям заключается в переходе к определению того, что обучающемуся требуется изучить, какие компетенции необходимо сформировать, чтобы соответствовать стандартам, предъявляемым при трудоустройстве. Поэтому формирование модульных программ, основанных на компетенциях, предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей, рынка труда к содержанию и уровню подготовки будущих специалистов.
Принципами построения модульно-компетентностных учебных программ являются:
• принцип модульности (использование в обучении модулей как основного средства усвоения обучающимися блока учебной информации о предлагаемой профессиональной деятельности и четкое структурирование модуля как носителя содержания обучения на содержательно законченные обучающие элементы);
• принцип интегративности (сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей на основе их иерархии, интегратив-ность модулей и их учебных элементов, учитывающих междисциплинар-
5
ные связи и интернациональную составляющую, а также способность самой модульно-компетентностной программы интегрироваться в любые программы обучения);
• принцип гибкости (структурная гибкость - гибкость структуры отдельного модуля и программы в целом, позволяющей структурировать из ее отдельных частей различные программы в зависимости от потребностей заказчиков программы; содержательная гибкость - возможность быстрого и нетрудоемкого изменения и дополнения содержания каждого элемента модуля с учетом происходящих интеграционных процессов, социально-экономической динамики, адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, индивидуальных способностей и потребностей обучаемых на основе наличия инвариантного ядра в построении содержания обучения и его легко заменяемой периферии; технологическая гибкость - вариативность методов, форм и средств обучения, гибкость системы контроля и оценки, обеспечивающие в комплексе эффективность процессуального аспекта обучения);
• принцип структурно-содержательной целостности (единство в одной организационно-методической структуре: а) общих и дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля; б) содержательных (автономные блоки дисциплин образуют взаимосвязанную тематическую целостность в рамках программы, составляющей единое содержание обучения), организационных, методических и технологических компонентов; в) теоретических и прикладных аспектов);
• компетентностно-практический принцип (целевой, содержательный, технологический компоненты программы должны быть направлены на приобретение студентом определенных компетенций, необходимых в будущей жизнедеятельности).
Прежде чем приступать к разработке модульно-компетентностных учебных программ необходимо:
• определить круг потенциальных потребителей модульно-компетентностной учебной программы;
• определить компетенции (на основе совокупности профессиональных задач и функций будущего специалиста), которыми должен овладеть обучающийся по окончании изучения конкретного модуля и программы в целом;
• осуществить предварительное глубокое междисциплинарное исследование содержания существующих образовательных программ с целью исключения дублирующих фрагментов из учебных дисциплин;
• разработать единую структуру модульно-компетентностных учебных программ;
• определить перечень учебных модулей и четко определить их место в структуре модульно-компетентностной учебной программы;
• обеспечить материально-техническое, информационнобиблиотечное и издательско-полиграфическое обеспечение процесса внедрения модульно-компетентностных учебных программ в образовательный процесс профессиональных учебных заведений.
На сегодняшний момент не существует общепринятой единой структуры модульно-компетентностных учебных программ. Вместе с тем, данная структура предполагает наличие определенных компонентов.
Примерная структура модульно-компетентностной учебной программы.
I раздел. Общая характеристика и специализация программы Название модульной учебной программы.
1. Название профиля (специализации) программы.
2. Пояснительная записка к программе, содержащая информацию рекомендательного характера, в которой в свободной форме описывается область ее применения, профессиональная актуальность и преемственность.
3. Указание семестра изучения.
4. Нормативная продолжительность изучения программы, указывающаяся в учебных часах или зачетных единицах.
5. Нормативное распределение времени студентов, определяющее аудиторную и самостоятельную нагрузки.
6. Цели изучения программы, представляющие собой совокупность компетенций, которые будут сформированы у обучающихся по окончании ее изучения.
7. Ожидаемые результаты обучения, включающие компетенции, конкретные действия, которыми будет обладать обучающийся по окончании изучения данной программы и которые будут способствовать его профессиональной востребованности на рынке труда, личностной и социальной самореализации.
II раздел. Содержание и учебно-методическое обеспечение модулей, входящих в программу
1. Методическое руководство для студентов по изучению модулей.
2. Перечень и последовательность изучения модулей, их содержание, основные темы (включая темы и задания для самостоятельной работы) с
указанием компетенций, конкретных действий (в соответствии с профессиональным стандартом), формируемых в ходе изучения модулей и объем.
3. Совокупность активных методов, форм и средств обучения, способствующих формированию компетенций по каждому модулю.
4. Задания внутримодульного и модульного контроля.
5. Список основной (3-4 источника) и дополнительной литературы по каждому модулю.
III раздел. Итоговые контрольно-оценочные материалы
1. Совокупность дидактических измерительных средств для установления итогового уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки.
2. Критерии и показатели сформированности компетенций.
Модульно-компетентностное построение учебных программ в профессиональных учебных заведениях способно создать гибкую образовательную структуру, обеспечивающую самостоятельность познавательной деятельности обучаемых, что особенно важно в контексте новой парадигмы развития образования «обучение в течение всей жизни». Использование модульно-компетентностных учебных программ в образовательном процессе профессиональных учебных заведений требует изменения функции преподавателя от информирующей к направляющей, поддерживающей и консультирующей, а также активности и самостоятельности самих обучающихся. Внедрение модульно-компетентностных учебных программ в профессиональной школе будет способствовать повышению качества профессионального образования в целом и соответствию профессиональной подготовки будущих специалистов требованиям рынка труда.
Источники
1. Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы // URL: www.ipkpro.aaanet.ru или [email protected] от 18 февраля 2003 г.
2. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2005. 288 с.
3. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 60 с.
4. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
5. Design, Management and Evalution of Open / Flexible learning. Module program. International Training Centre of the ILO. Turin, 1997.
6. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: 2006.