Л. А. Громова,
декан факультета управления
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Постановка задач в ближайших и стратегических планах развития университета должна включать разработку новой системы управления образовательными программами. Переход на уровневое образование и стандарты третьего поколения с неизбежностью ставит вузы перед необходимостью реструктуризации управления учебным про-
цессом и жизнедеятельностью организации в целом. Требования стандартов к ежегодному обновлению образовательных программ (ОП), их ориентация на запросы динамичного рынка труда, необходимость научноисследовательского сопровождения ОП делают образовательную программу главным объектом управления в вузе.
Кроме того, необходимость создания новой системы управления ОП связана с возрастающей потребностью ресурсного обеспечения разработки и реализации программ в условиях жесткого ограничения кадровыми, материально-техническими и финансовыми возможностями.
Система управления образовательной программой строится на принципах адекватного реагирования вуза и его структурных подразделений на внешние вызовы, требующие гибкости, адаптивности и прозрачности образовательной программы, а также на принципах сетевого взаимодействия в стратегическом и оперативном управлении внутренними ресурсами кафедр, факультетов и университета.
Управление образовательной программой строится на основе процессного подхода и требует назначения ответственного за процесс, в качестве которого выступает руководитель образовательной программы. Он становится ключевой фигурой на факультете и отвечает за набор на программу и трудоустройство выпускников, за формирование содержания программы и ее обеспечение преподавателями.
Система управления образовательными программами включает в себя: 1) управление учебным планом (ежегодное обновление); 2) управление рабочим учебным планом на основе модульного обучения; 3) управление расписанием (с учетом мо-
Учебный модуль
Инвариантный
модульный элемент
Модульный элемент ВУЗа
Вариативный модульный элемент НИР и учебные практики
\
Модульный элемент работодателя Модульный элемент другого ВУЗа (в тем числе заруб.)
Аттестация по модулю
Рис. 1. Возможности конструирования учебного модуля
дульного рабочего плана и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся) (см. рис. 1); 4) управление командами и проектными группами преподавателей на основе общих ценностей университета и сетевого взаимодействия в обмене ресурсами.
Управление образовательной программой повышает не только статус, но и ответственность руководителя программы за содержание программы и за профессиональный уровень приглашаемых на программу преподавателей. Основные требования к компетенциям преподавателя учитываются при избрании на должность и могут включать следующие показатели, которые утверждаются и изменяются ученым советом факультетов.
1. Результаты независимого опроса студентов о качестве преподаваемых дисциплин: а) содержание актуальное, научное, интересное, системное, практикоориентированное; б) преподаватель использует на занятиях интерактивные технологии (деловые игры, кейсы, тесты, проекты и пр.), информационные технологии (презентации, Интернет, обучающие компьютерные программы и пр.); в) преподаватель уважает достоинство студентов, поддерживает их инициативу, творчество.
2. Результаты обсуждения на кафедре открытых занятий преподавателя.
3. Отзывы коллег о профессиональных и личностных компетенциях и достижениях при обсуждении кандидата на конкурс.
4. Показатели результативности научноисследовательской работы (количество публикаций, в том числе в «ваковских» и иностранных изданиях, индекс цитируемо-сти, тема диссертационного исследования или научная школа; количество поданных заявок и выигранных грантов, дипломы о повышении квалификации, руководство научными семинарами, конференциями, работами в СНО, выигранными студенческими конкурсами, проектами, опубликованными ими статьями).
5. Показатели методической работы (обновленные и новые рабочие программы, методические пособия).
6. Показатели внеаудиторной работы со студентами (успешные студенческие мероприятия под руководством или при активном участии преподавателя).
7. Показатели вовлеченности преподавателя в проекты факультета и университета.
Уровневое образование предполагает динамичный характер развития образовательных программ, зависимость спроса на них от рынка труда и тенденций развития научного знания. Традиционные кафедры, в большинстве случаев формировавшиеся по принципу соответствия специальностям или базовым дисциплинам, не смогут обеспечить эффективное управление междис-
циплинарными образовательными программами. Необходимость реструктуризации управления кафедрами, факультетами, университетами в отдельных случаях очевидна. Уже существует успешный опыт вузов, реализующих ту или иную модель управления: это — ликвидация кафедр, слияние и поглощение кафедр и факультетов, создание департаментов образовательных программ и научно-образовательных центров.
На рис. 2 представлен один из вариантов структуры управления образовательными программами, объединяющий необходимые ресурсы через департаменты ОП и научнообразовательные центры (НОЦ).
Рис. 2. Структура управления образовательными программами
Данная структура может существовать кьк в границах факультета или института, так и объединять несколько факультетов и институтов. В люлом случае управлеиие образовательными программами — это комплексный , систем-
ный нроцесс, требующий прояснения смысла перемен, обучения всего нрофессорско-преподатательского состава робосе в новых услосиях, создание гиокой системы мотита-ции, побуждающий инициативу изменений.