Научная статья на тему 'Стратегические задачи управления образовательными программами на основе стандартов третьего поколения'

Стратегические задачи управления образовательными программами на основе стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Лариса Алексеевна

Постановка задач в ближайших и стратегических планах развития университета должна включать разработку новой системы управления образовательными программами. Переход на уровневое образование и стандарты третьего поколения с неизбежностью ставит вузы перед необходимостью реструктуризации управления учебным процессом и жизнедеятельностью организации в целом. Требования стандартов к ежегодному обновлению образовательных программ (ОП), их ориентация на запросы динамичного рынка труда, необходимость научно-исследовательского сопровождения ОП делают образовательную программу главным объектом управления в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические задачи управления образовательными программами на основе стандартов третьего поколения»

Л. А. Громова,

декан факультета управления

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Постановка задач в ближайших и стратегических планах развития университета должна включать разработку новой системы управления образовательными программами. Переход на уровневое образование и стандарты третьего поколения с неизбежностью ставит вузы перед необходимостью реструктуризации управления учебным про-

цессом и жизнедеятельностью организации в целом. Требования стандартов к ежегодному обновлению образовательных программ (ОП), их ориентация на запросы динамичного рынка труда, необходимость научноисследовательского сопровождения ОП делают образовательную программу главным объектом управления в вузе.

Кроме того, необходимость создания новой системы управления ОП связана с возрастающей потребностью ресурсного обеспечения разработки и реализации программ в условиях жесткого ограничения кадровыми, материально-техническими и финансовыми возможностями.

Система управления образовательной программой строится на принципах адекватного реагирования вуза и его структурных подразделений на внешние вызовы, требующие гибкости, адаптивности и прозрачности образовательной программы, а также на принципах сетевого взаимодействия в стратегическом и оперативном управлении внутренними ресурсами кафедр, факультетов и университета.

Управление образовательной программой строится на основе процессного подхода и требует назначения ответственного за процесс, в качестве которого выступает руководитель образовательной программы. Он становится ключевой фигурой на факультете и отвечает за набор на программу и трудоустройство выпускников, за формирование содержания программы и ее обеспечение преподавателями.

Система управления образовательными программами включает в себя: 1) управление учебным планом (ежегодное обновление); 2) управление рабочим учебным планом на основе модульного обучения; 3) управление расписанием (с учетом мо-

Учебный модуль

Инвариантный

модульный элемент

Модульный элемент ВУЗа

Вариативный модульный элемент НИР и учебные практики

\

Модульный элемент работодателя Модульный элемент другого ВУЗа (в тем числе заруб.)

Аттестация по модулю

Рис. 1. Возможности конструирования учебного модуля

дульного рабочего плана и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся) (см. рис. 1); 4) управление командами и проектными группами преподавателей на основе общих ценностей университета и сетевого взаимодействия в обмене ресурсами.

Управление образовательной программой повышает не только статус, но и ответственность руководителя программы за содержание программы и за профессиональный уровень приглашаемых на программу преподавателей. Основные требования к компетенциям преподавателя учитываются при избрании на должность и могут включать следующие показатели, которые утверждаются и изменяются ученым советом факультетов.

1. Результаты независимого опроса студентов о качестве преподаваемых дисциплин: а) содержание актуальное, научное, интересное, системное, практикоориентированное; б) преподаватель использует на занятиях интерактивные технологии (деловые игры, кейсы, тесты, проекты и пр.), информационные технологии (презентации, Интернет, обучающие компьютерные программы и пр.); в) преподаватель уважает достоинство студентов, поддерживает их инициативу, творчество.

2. Результаты обсуждения на кафедре открытых занятий преподавателя.

3. Отзывы коллег о профессиональных и личностных компетенциях и достижениях при обсуждении кандидата на конкурс.

4. Показатели результативности научноисследовательской работы (количество публикаций, в том числе в «ваковских» и иностранных изданиях, индекс цитируемо-сти, тема диссертационного исследования или научная школа; количество поданных заявок и выигранных грантов, дипломы о повышении квалификации, руководство научными семинарами, конференциями, работами в СНО, выигранными студенческими конкурсами, проектами, опубликованными ими статьями).

5. Показатели методической работы (обновленные и новые рабочие программы, методические пособия).

6. Показатели внеаудиторной работы со студентами (успешные студенческие мероприятия под руководством или при активном участии преподавателя).

7. Показатели вовлеченности преподавателя в проекты факультета и университета.

Уровневое образование предполагает динамичный характер развития образовательных программ, зависимость спроса на них от рынка труда и тенденций развития научного знания. Традиционные кафедры, в большинстве случаев формировавшиеся по принципу соответствия специальностям или базовым дисциплинам, не смогут обеспечить эффективное управление междис-

циплинарными образовательными программами. Необходимость реструктуризации управления кафедрами, факультетами, университетами в отдельных случаях очевидна. Уже существует успешный опыт вузов, реализующих ту или иную модель управления: это — ликвидация кафедр, слияние и поглощение кафедр и факультетов, создание департаментов образовательных программ и научно-образовательных центров.

На рис. 2 представлен один из вариантов структуры управления образовательными программами, объединяющий необходимые ресурсы через департаменты ОП и научнообразовательные центры (НОЦ).

Рис. 2. Структура управления образовательными программами

Данная структура может существовать кьк в границах факультета или института, так и объединять несколько факультетов и институтов. В люлом случае управлеиие образовательными программами — это комплексный , систем-

ный нроцесс, требующий прояснения смысла перемен, обучения всего нрофессорско-преподатательского состава робосе в новых услосиях, создание гиокой системы мотита-ции, побуждающий инициативу изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.