Научная статья на тему 'Управление развитием малого предпринимательства в РФ: специфика объекта управления'

Управление развитием малого предпринимательства в РФ: специфика объекта управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
952
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / MANAGEMENT OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы управления развитием малого предпринимательства с точки зрения особенностей объекта управления российского малого бизнеса. Отмечается, что специфика отечественного малого предпринимательства во многом определяется особенностями российской экономической модели, изолированностью данного направления социально-экономической политики государства от других ее направлений, отсутствием многих элементов системы стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of small business development in the Russian Federation: the specifics of the management object

The article considers the issues of management of small business development in the view of the features of the management object Russian small business. We note that the specifics of the domestic small business in many ways is determined by the peculiarities of the Russian economic model, by the isolation of this direction of the state's social and economic policy from its other directions, and by the lack of many elements of the strategic planning system.

Текст научной работы на тему «Управление развитием малого предпринимательства в РФ: специфика объекта управления»

российское предпринимательство

Том 18 • Номер 16 • август 2017 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

управление развитием малого предпринимательства в РФ: специфика объекта управления

Гончарова О.Ю. 1

1 Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются проблемы управления развитием малого предпринимательства с точки зрения особенностей объекта управления - российского малого бизнеса. Отмечается, что специфика отечественного малого предпринимательства во многом определяется особенностями российской экономической модели, изолированностью данного направления социально-экономической политики государства от других ее направлений, отсутствием многих элементов системы стратегического планирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое предпринимательство, развитие малого предпринимательства, управление развитием малого предпринимательства, стратегическое планирование

Management of small business development

in the Russian Federation: the specifics of the management object

Goncharova O.Yu. 1

1 South-Russian Institute of Management - RANEPA branch, Russia

введение

В рамках анализа возможностей повышения эффективности использования потенциала малых форм хозяйствования как условия роста национальной экономики значительное место занимают проблемы качества управления процессами развития малого предпринимательства, согласования интересов государства и малого бизнеса в решении социально-экономических задач. Целью данного исследования является изучение особенностей объекта управления, а именно развития малого предпринимательства, без понимания которых невозможно реализовать потенциал данного сектора экономики.

Как показывает практика, до настоящего момента отсутствует единый подход к пониманию места и роли малого бизнеса в повышении эффективности национальной экономики. Приведем лишь некоторые

точки зрения относительно будущего малого предпринимательства в нашей стране. Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял, что малый бизнес в случае реализации его потенциала может стать мотором российской экономики (2001 год, заседание Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса) [1], опорой экономики нашей страны (2016 год, Всероссийский предпринимательский форум «Малый бизнес - национальная идея?» [2]). Глава Центра стратегических разработок А.Л. Кудрин считает, что малое и среднее предпринимательство станет мотором выхода из кризиса, доля его в российской экономике будет расти (итоговый брифинг Владимирского экономического форума (ВЭФ-2016)) [3].

Одновременно с этим В.А. Мау, член Президиума экономического совета при Президенте Российской Федерации, высказал противоположное мнение: «Я не считаю, что Россия в обозримом будущем станет страной со значительной ролью малых форм хозяйствования...» [4] (Кыу$Ыпоуа, БМуарткоуа, 2015). Ряд российских экономистов полагают ошибочным видеть в малом бизнесе экономическую панацею, главный двигатель, поскольку «все, что формирует экономический потенциал развитых стран... создается крупными корпорациями» [5, с. 170] (СквЬвтко, 2005; Р. 170).

Нет в научной литературе однозначного понимания и многих важнейших для управления развитием малого предпринимательства категорий (управление, развитие, управление развитием и др.) Меньше всего внимания уделяется понятию «развитие», хотя оно является ключевым в определении цели управленческой деятельности, в решении проблемы повышения роли и значения малого бизнеса. Во многих случаях под термином развитие понимается лишь количественный рост показателей, характеризующих динамику малого предпринимательства (количество малых предприятий, численность занятых на них, оборот и т. п.).

ABSTRACT:_

The article considers the issues of management of small business development in the view of the features of the management object - Russian small business. We note that the specifics of the domestic small business in many ways is determined by the peculiarities of the Russian economic model, by the isolation of this direction of the state's social and economic policy from its other directions, and by the lack of many elements of the strategic planning system.

KEYWORDS: small business, small business development, management of small business development, strategic planning.

JEL Classification: L21, L25, 024 Received: 17.08.2017 / Published: 31.08.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Goncharova O.Yu. ([email protected])

CITATION:_

Goncharova O.Yu. (2017). Upravlenie razvitiem malogo predprinimatelstva v RF: spetsifika obekta upravleniya [Management of small business development in the Russian Federation: the specifics of the management object]. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 18(16), 2289-2300. doi: 10.18334/rp.18.16.38219

Анализ документов, посвященных развитию данного сектора экономики за последние три десятилетия, свидетельствует об абсолютном доминировании в них количественных показателей (количества малых предприятий, численности занятых на них, годового оборота и т. д.). Количественный рост, несомненно, имел место, но:

В целом так и не удалось преодолеть 3-4-кратное отставание нашей страны от стран Запада по этим показателям.

2. Одновременно с формальным ростом количественных показателей на протяжении последних двух десятилетий отмечается:

Во-первых, деформация отраслевой структуры малого бизнеса. Типичное российское малое предприятие - торговое, реализующее продукцию, произведенную за пределами России. В то же время доля малых и средних предприятий обрабатывающей промышленности не превышает 10%, причем значительная их часть ориентирована не на отечественных производителей, а на созданных за рубежом технологий, сырья, комплектующих материалов. Такая ситуация с малым производственным предпринимательством свидетельствует о деградации национальной экономики, что в конечном итоге создает угрозу экономической безопасности страны [6, с. 57]. Из общего количества российских малых предприятий менее 9% осуществляют существенные инвестиции в развитие [8] (РЫ^туа, 2015). Доля малых и средних предприятий в структуре российского экспорта - менее 0,5% [9] (Mozganova, 2015).

Острота данной проблемы осознается сегодня не только учеными, но и органами власти. Так, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Н.И. Ларионова отмечает: «Если мы ставим задачу увеличения доли малого и среднего бизнеса в ВВП, то она... не решается увеличением количества магазинов. Нам необходимо сейчас развивать. услуги в широком смысле слова, промышленные предприятия.» [10] (Ккапйпкоу, 2017).

Во-вторых, значительная доля теневого малого предпринимательства. По данным Бориса Титова, уполномоченного по защите прав предпринимателей, около 22 млн россиян являются незарегистрированными предпринимателями, они не платят налоги, пенсионные отчисления. Около 30 млн россиян получают теневые заработки. Это позволяет исследователям делать вывод, что в теневом секторе российской экономики больше представителей малого и среднего бизнеса, чем в официальном [11, с. 72] (Zabolotskaya, Катарв1уап, 2015; Р. 72).

ОБ АВТОРЕ:_

Гончарова Ольга Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства (ojug2O110yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гончарова О.Ю. Управление развитием малого предпринимательства в РФ: специфика объекта управления // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 16. - С. 2289-2300. -doi: 10.18334/гр.18.16.38219

Только за счет выхода из тени возможно увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП на 10% (или, в абсолютном выражении, - более чем на 6 трлн руб.) [12].

В-третьих, неоптимальное соотношение микро-, малого и среднего бизнеса, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. 60% субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей стране - индивидуальные предприниматели (ИП), около трети - микропредприятия, в то же время крайне мало (всего 0,3%) средних предприятий. При этом количество средних предприятий в РФ за период с 2008 по 2016 год ежегодно сокращалось в среднем на 0,8% [13] (Zilbershteyn, Nevstruev, 2017). При такой структуре малое предпринимательство, главным образом, способно обеспечивать самозанятость населения [14, с. 156] (Goncharova, 2016; P. 156).

Кроме того, причинами количественного роста числа малых предприятий могут быть изменения критериев отнесения предприятий к числу малых. Это происходило неоднократно в течение последних тридцати лет. Например, после принятия постановления Правительства РФ № 702 от 13.07.2015 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», часть среднего бизнеса была отнесена к малому.

Наконец, формальный количественный рост нередко бывает обусловлен стремлением крупных компаний оптимизировать налоговые расходы, в том числе путем искусственного дробления бизнеса.

Таким образом, рост количественных показателей отечественного малого предпринимательства, по большому счету, не сопровождался его развитием в необходимом для общества направлении. Более того, в отдельные периоды отмечалось преобладание «неуправляемого развития» данного сектора, имевшего негативные последствия. Например, в конце 80-х - начале 90-х годов малое предпринимательство было своеобразным каналом перекачки ресурсов предприятий государственного сектора в теневую экономику.

Развитие, в отличие от роста, означает не количественные, а качественные изменения: повышение конкурентоспособности, эффективности малых форм хозяйствования, структурные преобразования в данном секторе экономики, создание и применение инноваций в малом предпринимательстве, словом, изменение, связанное с возникновением качественно нового состояния объекта, реализацией его потенциала, необратимостью, системностью и направленностью происходящих изменений и др. [15, с. 66-67] (Aleksina, Andreeva, Glukhikh, 2015; P. 66-67).

Для того чтобы использовать потенциал сектора малого предпринимательства в интересах общества, необходимо управление его развитием. В самом общем виде управление развитием - это формирование видения, выявление целей и задач, разработка стратегии, планов развития, обязательный учет меняющихся внешних условий, контроль над реализацией стратегии и т. д.

Применительно к малому предпринимательству это означает необходимость внесения серьезных корректив в складывавшуюся на протяжении последних трех десятилетий систему его регулирования и поддержки.

Прежде всего необходимо преодолеть изолированность данного направления социально-экономической политики государства от других ее направлений (налоговой, денежно-кредитной, антимонопольной, структурной, инновационной, промышленной, аграрной, внешнеэкономической и т. д.), добиться того, чтобы цели развития российского малого предпринимательства были увязаны с общей стратегией социально-экономического развития страны. О бесперспективности упования исключительно на малый и средний бизнес в отрыве от остальной экономики говорит и Р.С. Гринберг, член-корреспондент РАН: «Считаю, что мантра про то, что малый и средний бизнес вытащит страну, совершенно беспочвенна. Малый и средний бизнес у нас очень активен и хорошо работает, но там, где есть спрос - в сфере строительства, общественного питания, торговли, сферы услуг и немного в финансовом секторе. А почему его нет в промышленности? Потому что там нет нашего большого бизнеса» [16].

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что политика государства в отношении малого предпринимательства тесно связана с другими направлениями экономической и социальной политики, а ее целью является не просто количественный рост данного сектора экономики, а достижение значимых макроэкономических и социальных результатов (создание новых предприятий и новых рабочих мест, рост инновационной активности, повышение конкурентоспособности, развитие отдельных регионов и отраслей и т. д.).

Не менее важно изменить модель российской экономики, которая во многом определила специфику отечественного малого бизнеса, и в которой малое предпринимательство достигло предела своего роста. Необходимость изменения модели российской экономики очевидна, признается и учеными, и практиками, и руководством страны практически с начала нынешнего столетия, однако в настоящее время эта проблема значительно актуализировалась. Без ее решения невозможно преодолеть системный кризис, найти новые источники экономического роста, обеспечить переход к новому технологическому укладу.

25 мая 2016 года на заседании президиума экономического совета при Президенте РФ В.В. Путин отметил, что необходимо наметить ключевые ориентиры экономической политики до 2025 года, определить основные факторы роста экономики и развития социальной сферы [17] (Milyukova, 2016).

Однако спектр мнений относительно перспектив и направлений изменения модели российской экономики по-прежнему весьма широк, и работа по поиску новой концепции ее развития далека от завершения.

В эффективно функционирующей экономике, формирующей стимулы к инновациям, созданию новых продуктов, освоению новых рынков, совершенствованию производства, росту конкурентоспособности лишь часть малого предприниматель-

ства нуждается в государственной поддержке [18, с. 178] (Tyaglov, Ко1усквуа, ОапЪоуа, 2015; Р. 178). В условиях же российской экономики сложилось предпринимательство, неспособное эффективно развиваться вне системы государственного вспомоществования [19, с. 2-14] (ВыккуаЫ, 2015; Р. 2-14). Причин этому много, они заслуживают отдельного рассмотрения, в рамках же данной журнальной статьи просто ограничимся констатацией факта невозможности для большинства субъектов российского малого предпринимательства успешно развиваться без государственной помощи. Однако доля малых предприятий, получающих эту помощь, крайне мала. Так, менее 3% российских малых и средних предпринимателей получают государственную поддержку в среднем по стране, в отдельных регионах ситуация аналогичная. Так, в Краснодарском крае доля таких предприятий составляет 2,4%, в Ростовской области - около 4,5% [20].

Кроме того, в условиях экономической стагнации расходы федерального бюджета неуклонно сокращаются: с 16,2 трлн руб. в 2017 году до 15,99 трлн руб. в 2019 году. Сокращается и финансирование ряда программ, направленных на поддержку малого предпринимательства (например, субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» сократятся за период с 2017 по 2019 гг. почти на 43%).

Одновременно с этим уменьшаются и без того скромные возможности поддержки малого предпринимательства на территориальном уровне. Еще в 2003 году на заседании «Меркурий-клуба», в котором приняли участие Президент Торгово-промышленной палаты РФ академик Е.М. Примаков, представители органов государственной власти и местного самоуправления, было предложена следующая схема распределения налоговых поступлений от малых предприятий: 30% - в бюджеты регионов, и не менее 70% в местные бюджеты [21]. Однако данное предложение до сих пор не реализовано, возможности территорий (да и мотивация региональных и местных властей) в оказании финансовой помощи малому предпринимательству невелики и имеют тенденцию к уменьшению в условиях избыточной и растущей централизации налоговых доходов на федеральном уровне.

Приведем только один пример: совокупный объем долга субъектов Федерации и муниципальных образований составляет 2,5 трлн руб., подавляющее большинство бюджетов территорий зависят от финансовой помощи из федерального бюджета [22], однако в 2017-2019 гг. запланировано сокращение межбюджетных трансфертов регионам с одновременным перераспределением через федеральный бюджет части собственных доходов наиболее эффективных регионов в пользу наименее эффективных. Это как минимум создаст дополнительные ограничения для введения на региональном и местном уровнях налоговых льгот для предпринимателей по налогам, поступающим в бюджеты территорий.

Во многом обозначенные выше проблемы - следствие неэффективного управления развитием предпринимательства (в том числе отсутствия системного подхода, четкого понимания целей управления, инструментария оценки эффективности системы управления развитием малого предпринимательства и др.) [23, с. 110] (Blinov, Bukhtiyaтova, 2016; Р. 110). Например, до сих пор нет однозначного ответа на такие принципиальные вопросы, как:

• что является объектом государственного управления: развитие малого предпринимательства в целом, отдельных категорий малых предприятий (например, самозанятость, малое инновационное предпринимательство, малое предпринимательство в реальном секторе экономики, экспортно-ориентированное малое предпринимательство), ресурсное обеспечение развития малых предприятий, формирование благоприятной предпринимательской среды, стимулирование интеграции малого, среднего и крупного предпринимательства или что-нибудь другое;

• почему значительная часть целей и ориентиров развития малого предпринимательства, провозглашенных в официальных документах различных лет, зачастую либо не достигалась, либо достигались частично;

• каково соотношение государственного регулирования малого предпринимательства, государственной поддержки малого предпринимательства и управления развитием данного сектора экономики. Необходимо сформировать четкое и непротиворечивое представление как в научной литературе, так и в нормативных и правовых документах по поводу сущности и соотношения данных категорий, поскольку это представление в немалой степени определяет вектор государственной политики в отношении малого предпринимательства, а значит, и результаты этой политики. Давно назрела необходимость принятия Федерального закона «Об основах государственного управления в Российской Федерации». Это позволит создать целостную систему законодательного регулирования государственного управления, определить его принципы и этапы, основы взаимодействия и разграничения полномочий субъектов государственного управления, механизм взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей в управленческих целях и т. д.

Как было отмечено выше, управление развитием реализуется посредством стратегического планирования. Однако в нашей стране к настоящему времени созданы лишь отдельные элементы стратегического управления при отсутствии ряда ключевых (например, систематический контроль над реализацией стратегии) [24, с. 43-44].

Важно отметить, что сегодня, несомненно, делаются определенные шаги по формированию системы управления развитием малого предпринимательства. Прежде всего речь идет о Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года -

одном их первых документов стратегического характера, разработанных после принятия федерального закона о стратегическом планировании в Российской Федерации. Значимость появления подобного документа трудно переоценить, поскольку, по словам академика Абалкина Л.И., разработка и принятие стратегии «создают нравственную поддержку проводимой властью политики, выражают доверие ей» [25, с. 85] (ЛЪаШт, 2015; Р. 85).

Однако принятие других важнейших документов стратегического планирования отложено до 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Это означает неизбежность внесения изменений и дополнений в Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года по мере готовности остальных стратегических документов. Не менее важно устранить несоответствие между стратегическими документами и другими законами РФ. В частности, весьма показателен такой пример, приведенный проф. Бухвальдом Е.М.: ни в федеральном законе о стратегическом планировании, ни в федеральном законе о промышленной политике нет «прямых адресаций к проблематике развития и государственной поддержки МСП» [26, с. 75] (ВыккуаЫ, 2016; Р. 75).

Заключение

Взятый государством курс на повышение роли малого предпринимательства в развитии отечественной экономики предполагает создание условий для его развития, осуществление комплексных мер по его поддержке. Поставленная задача по увеличению численности занятых в секторе малого бизнеса и его доли в ВВП страны может быть решена лишь при создании для его развития благоприятных условий. Для этого необходимо решать не только проблемы, возникновение которых обусловлено изменениями в социально-политической ситуации, но и создавать базовые условия для развития предпринимательской активности. Необходимо решать не только сиюминутные задачи, а организовать работу с учетом перспективы социально-экономического развития страны. Требуется разработка целостной Стратегии этого развития, создания конкурентной среды, благоприятного предпринимательского климата и условий для повышения предпринимательской активности на длительный период. Важно, чтобы намечаемые меры решались в их совокупности, а не с помощью разрозненных целевых программ.

Совершенно очевидно, что реализация намеченных мер - не одномоментный процесс. В развитии малого предпринимательства с учетом его специфики заинтересовано как государство, так и общество. Этим обусловлена необходимость гибкого взаимодействия бизнеса и власти в создании благоприятных условий для развития малых форм хозяйствования, совершенствования управления, позволяющего согласовать интересы государства и малого бизнеса, координировать усилия органов власти в решении важнейших задач повышения эффективности экономики. Дальнейшей

активизации требует работа по выявлению реальных причин низкой эффективности используемых форм и методов управления и разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию институтов управления, формированию (и мониторингу реализации) программ развития малого бизнеса, принимаемых по этому поводу планов, решений, распоряжений, продуктивности участия общественных объединений в управлении, выявлению тенденций и закономерностей во взаимодействии государства и малого предпринимательства, адаптации к российским условиям лучших зарубежных практик, устранению условий и факторов, блокирующих развитие малого предпринимательства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Стенограмма заседания Госсовета по поддержке малого и среднего бизнеса

[Электронный ресурс] // Российская газета. - 2015. - URL: https://rg.ru/2015/04/07/ putin-stenogramma.html (дата обращения: 11.06.2017).

2. Всероссийский предпринимательский форум «Малый бизнес - национальная идея?»

[Электронный ресурс] // Президент России. - 2016. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/51186 (дата обращения: 11.06.2017).

3. Кудрин отвел малому и среднему бизнесу роль «мотора» в выходе из кризиса [Электронный ресурс] // Взгляд.ру. - 2016. - URL: https://www.vz.ru/ news/2016/5/28/813166.html (дата обращения: 11.06.2017).

4. Кувшинова О., Шляпникова О. «У нас вообще, наверное, не будет массового ма-

лого бизнеса». Владимир Мау - об экономике, бизнесе и историческом тупике [Электронный ресурс] // Ведомости. - 2015. - URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/characters/2015/03/26/u-nas-voobsche-navernoe-ne-budet-massovogo-malogo-biznesa (дата обращения: 11.06.2017).

5. Чеберко Е.Ф. Развитие малого предпринимательства в России // Управленческое

консультирование. - 2005. - № 1.

6. Кузин А.В. Совершенствование механизма регулирования малого предпринима-

тельства: Дис. ... к.э.н.: 08.00.05. - Москва, 2015.

7. Степанов И. МСБ: временный отскок? [Электронный ресурс] // Журнал «Эксперт».

- 2017. - URL: http://expert.ru/siberia/2017/22/msb-vremennyij-otskok/ (дата обращения: 09.07.2016).

8. Платонова Е. Большая надежда российского экспорта [Электронный ресурс] //

Газета^. - 2015. - URL: https://www.gazeta.ru/eksport/2015/05/21_a_6696805. shtml (дата обращения: 09.07.2016).

9. Мозганова В. Кому нужна новая федеральная корпорация? [Электронный ресурс] //

Совершенствование государственного управления. - 2015. - URL: http://ar.gov.ru/ ru/news/4990/0/0/32/10/index.html (дата обращения: 11.02.2016).

10. Хандриков И.Н. Итоги 2016 года для малого и среднего предпринимательства (МСП) [Электронный ресурс] // НИСИПП. - 2017. - URL: http://nisse.ru/articles/ details.php?ELEMENT_ID=132339 (дата обращения: 11.07.2016).

11. Заболоцкая В.В., Карапетян А.В. Исследование проблем государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России в контексте обеспечения экономической безопасности // Экономика: теория и практика. - 2015. - № 4.

12. Теневая экономика — новый вызов государству [Электронный ресурс] // Русские Вести. - 2017. - URL: http://russkievesti.ru/novosti/ekonomika/tenevaya-ekonomika-novyij-vyizov-gosudarstvu.html (дата обращения: 11.07.2016).

13. Зильберштейн О.Б., Невструев К.В. Анализ динамики количества предприятий среднего бизнеса по федеральным округам и крупнейшим мегаполисам России в 2008-2016 годах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. -№ 3. - url: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14185.

14. Гончарова О.Ю. Публичное управление развитием малого предпринимательства: концепция, механизм, оценка результативности: Монография. - Ростов-на-Дону: Альтаир, 2016.

15. Алексина А.С., Андреева Е.Л., Глухих П.Л. Государственная политика развития предпринимательства: мировой и региональный опыт: Монография. -Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2015. - 230 с.

16. Гринберг Р. У нас сегодня нет ни жесткой диктатуры, ни хорошо работающей демократии [Электронный ресурс] // Business-gazeta. - URL: https://www.business-gazeta. ru/article/131787 (дата обращения: 11.07.2016).

17. Милюкова Я. Заглянуть за горизонт: что предложили Путину на экономическом совете [Электронный ресурс] // РБК. - 2016. - URL: http://www.rbc.ru/economics/25 /05/2016/5745c18c9a794703df6b5a6a (дата обращения: 25.05.2016).

18. Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я., Гарибова Е.А. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур малого и среднего бизнеса: Монография. -Ростов-на-Дону: Содействие-ХХ1 век, 2015.

19. Бухвальд Е.М. От Совета до Совета без прогресса и просвета // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 35.

20. Меньше 5 % предпринимателей области пользуются господдержкой // «Город N».

- 2017. - 14 августа

21. Идея передачи малого бизнеса, включая налоги в ведение региональных и муниципальных ветвей власти, обсуждалась на заседании «Меркурий-клуба», состоявшемся в здании Центра Международной торговли в Москве [Электронный ресурс] // ТПП РФ. - URL: http://tpprf.ru/ru/special/mercury-club/activ/2003-5/ (дата обращения: 11.07.2017).

22. Местные и региональные бюджеты 2016: что делать // Экономика и жизнь. - 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 21 января.

23. Блинов А.О., Бухтиярова Т.И. Государственная стратегия управления развитием малого и среднего предпринимательства // Социум и власть. - 2016. - № 4.

24. Палагина А.Н. Методология формирования адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: институциональные аспекты, механизмы и инструменты: Дис. ... д.э.н.: 08.00.05. - Ростов-на-Дону, 2014.

25. Абалкин Л.И. Стратегия социально-экономического развития России // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Том 195. - C. 79-93.

26. Бухвальд Е.М. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года: амбиции и реалии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 1.

REFERENCES:

Abalkin L.I. (2015). Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategy of Russia's socio-economic development]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 195, 79-93. (in Russian). Aleksina A.S., Andreeva E.L., Glukhikh P.L. (2015). Gosudarstvennaya politika razvitiya predprinimatelstva: mirovoy i regionalnyy opyt [State policy of business development: world and regional experience]. Yekaterinburg: IE UrO RAN. (in Russian).

Blinov A.O., Bukhtiyarova T.I. (2016). Gosudarstvennaya strategiya upravleniya razvitiem malogo i srednego predprinimatelstva [State strategy for the management of small and medium-sized business development]. Sotsium i vlast, 4. (in Russian). Bukhvald E.M. (2015). Ot Soveta do Soveta bez progressa i prosveta [From Council to Council without progress and lumen]. National interests: priorities and security, 35. (in Russian).

Bukhvald E.M. (2016). Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii do 2030 goda: ambitsii i realii [Strategy of development of small and medium-sized business in Russia until 2030: ambitions and realities]. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 1. (in Russian). Cheberko E.F. (2005). Razvitie malogo predprinimatelstva v Rossii [Development of

small business in Russia]. Management consulting, 1. (in Russian). Goncharova O.Yu. (2016). Publichnoe upravlenie razvitiem malogo predprinimatelstva: kontseptsiya, mekhanizm, otsenka rezultativnosti [Public management of small business development: concept, mechanism, performance assessment]. Rostov-on-Don: Altair. (in Russian). Tyaglov S.G., Kolycheva Zh.Ya., Garibova E.A. (2015). Organizatsiya vzaimodeystviya vlastnyh i predprinimatelskikh struktur malogo i srednego biznesa [Organization of interaction bewtween power and business structures of small and medium-sized business]. Rostov-on-Don: Sodeystvie-XXI vek. (in Russian).

Zabolotskaya V.V., Karapetyan A.V. (2015). Issledovanie problem gosudarstvennogo regulirovaniya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Studt of problems of state regulation of small and medium-sized business in Russia in the context of ensuring economic security]. Ekonomika: teoriya i praktika, 4. (in Russian).

Zilbershteyn O.B., Nevstruev K.V. (2017). Analiz dinamiki kolichestva predpriyatiy srednego biznesa po federalnym okrugam i krupneyshim megapolisam Rossii v 20082016 godakh [Analysis of the dynamics of a number of medium-sized enterprises in the federal districts and Russia's largest megacities in 2008-2016]. Economics and innovations management, 3. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.