Научная статья на тему 'Факторы и возможности развития малого предпринимательства'

Факторы и возможности развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1720
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / MEDIUM-SIZED ENTERPRISE / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT MECHANISM / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY / РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ / REAL INCOMES OF THE POPULATION / БАЗОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / BASIC INDICATORS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / MICROENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плеслов Анатолий Алексеевич

В статье исследованы процессы и факторы создания и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Рассмотрены тенденции практики поиска механизма развития малых и средних предприятий в рамках реализации целенаправленной государственной политики. Статья дает целостное представление о нормативно законодательных основах деятельности субъектов малого предпринимательства. Проведен анализ эффективности действующей Стратегия развития в Российской Федерации малого предпринимательства, как эффективного механизма достижения целевых базовых индикаторов развития малого предпринимательства. Изучение динамики реального развития малого предпринимательства позволило обоснованно выявить значимые факторы дальнейшего создания и развития хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Статья посвящена выявлению возможностей развития сферы малого предпринимательства как важного элемента рыночных отношений способного генерировать новые рабочие места и решать проблемы занятости населения. В статье представлен материал представляющий интерес для практикующих предпринимателей и широкого круга лиц, проявляющих профессиональный интерес к проблемам малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плеслов Анатолий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and opportunities for the development of small business

The article studies the processes and factors of creation and development of small business in the Russian Federation. The article considers the trends in the practice of finding a mechanism for the development of small and medium-sized enterprises in the framework of the targeted state policy. The article gives a holistic view of the legislative and regulatory basis for small businesses. The analysis of the effectiveness of the current development Strategy in the Russian Federation of small businesses as an effective mechanism to achieve the target basic indicators of small businesses. The study of the dynamics of the real development of small business allowed us to reasonably identify significant factors for the further creation and development of small and medium-sized businesses. The article is devoted to the identification of opportunities for the development of small businesses as an important element of market relations can generate new jobs and solve employment problems. The article presents the material of interest to practicing entrepreneurs and a wide range of individuals who show professional interest in the problems of small businesses.

Текст научной работы на тему «Факторы и возможности развития малого предпринимательства»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 2 • февраль 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

Факторы и возможности развития малого предпринимательства

Плеслов А.А. 1

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье исследованы процессы и факторы создания и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Рассмотрены тенденции практики поиска механизма развития малых и средних предприятий в рамках реализации целенаправленной государственной политики. Статья дает целостное представление о нормативно - законодательных основах деятельности субъектов малого предпринимательства. Проведен анализ эффективности действующей Стратегия развития в Российской Федерации малого предпринимательства, как эффективного механизма достижения целевых базовых индикаторов развития малого предпринимательства. Изучение динамики реального развития малого предпринимательства позволило обоснованно выявить значимые факторы дальнейшего создания и развития хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Статья посвящена выявлению возможностей развития сферы малого предпринимательства как важного элемента рыночных отношений способного генерировать новые рабочие места и решать проблемы занятости населения. В статье представлен материал представляющий интерес для практикующих предпринимателей и широкого круга лиц, проявляющих профессиональный интерес к проблемам малого предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малое предпринимательство, малое предприятие, микропредприятие, среднее предприятие, механизм развития малого предпринимательства, стратегия развития малого и среднего предпринимательства, реальных доходов населения, базовые индикаторы развития малого предпринимательства.

Factors and opportunities for the development of small business

Pleslov A.A. 1

1 Novosibirsk State University of Economics and Management «NINH», Russia

введение.

Среди многих вопросов социально - экономического развития Российской Федерации, одними из наиболее обсуждаемых и подверженных практическим трансформациям являются проблемы малого предпринимательств, а с некоторых пор и среднего тоже.

Особенностью проблем развития малого предпринимательства является очень представительный уровень и частота их обсуждения. Это находит свое отражение в количестве нормативно - законодательных актов и в наращивании административно - управленческих

и финансовых ресурсов направленных на развитие в России малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Практически сформулированы и традиционно обсуждаются проблемы развития малого и среднего предпринимательства: недоступность кредитов; трудности в доступе к объектам инфраструктуры; сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений; высокие налоги; административные барьеры и коррупция; отсутствие системы подготовки предпринимателей и как следствие их практическая некомпетентность; низкий уровень платежеспособности населения [9].

Осуществляются целевые программы финансовой, инфраструктурной и информационной поддержки предпринимательства. При этом на государственном уровне постоянно констатируется, не достаточный уровень развития малого предпринимательства в России в сравнении с развитыми странами [8].

Закономерно возникает вопрос: почему развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации уделяется не ослабевающее внимание и оказывается разнообразная государственная поддержка и почему долговременные усилия государства не приводят к желаемым изменениям в этой сфере.

Очевидна необходимость поиска и анализа причин низкой эффективности предпринимаемых государством усилий и оценка возможностей дальнейшего развития малого предпринимательства.

ABSTRACT:_

The article studies the processes and factors of creation and development of small business in the Russian Federation. The article considers the trends in the practice of finding a mechanism for the development of small and medium-sized enterprises in the framework of the targeted state policy. The article gives a holistic view of the legislative and regulatory basis for small businesses. The analysis of the effectiveness of the current development Strategy in the Russian Federation of small businesses as an effective mechanism to achieve the target basic indicators of small businesses. The study of the dynamics of the real development of small business allowed us to reasonably identify significant factors for the further creation and development of small and medium-sized businesses. The article is devoted to the identification of opportunities for the development of small businesses as an important element of market relations can generate new jobs and solve employment problems. The article presents the material of interest to practicing entrepreneurs and a wide range of individuals who show professional interest in the problems of small businesses.

KEYWORDS: small business, small business, microenterprise, medium-sized enterprise, small business development mechanism, small and medium-sized enterprise development strategy, real incomes of the population, basic indicators of small business development

JEL Classification: L22, L26, M13, M20, M21 Received: 17.01.2018 / Published: 28.02.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Pleslov A.A. (Gal_pl0ngs.ru)

CITATION:_

Pleslov A.A. (2018) Faktory i vozmozhnosti razvitiya malogo predprinimatelstva [Factors and opportunities for the development of small business]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (2). - 507-518. doi: 10.18334/rp.19.2.38772

Формирование механизма развития малого предпринимательства

Формально начало этого процесса можно связать с законом принятым в 1995 году «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». С тех пор осуществлено значительное совершенствование законодательства в этой сфере [3]. Наиболее значимым законодательным актом последнего периода является Федеральный закон от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором на текущий момент уже внесено восемнадцать изменений, в том числе последнее от 27.11.2017 года [1].

Перечень изменений в Закон № 209-ФЗ наглядно демонстрирует не только активность всех участников законодательного процесса, а прежде всего, отражает динамику необходимых усовершенствований в хозяйственной практике малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Характерно, что совершенствование законодательства и нормативных актов в сфере малого и среднего предпринимательства, как правило, происходит непосредственно по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина. В частности, один из так называемых майских указов (май 2012 г.), содержит девять конкретных поручений Правительству Российской Федерации) в области улучшения условий ведения предпринимательской деятельности. Свои предложения Президент формулирует лично сам на тех или иных значимых публичных событиях, в частности на заседаниях Правительства и на различных экономических совещаниях и форумах. При этом практически всегда достаточно широко определяется особая экономическая, социальная и общественная значимость развития малого и среднего предпринимательства [12].

Исходя из этого, обобщенно роль и значение развития малого и среднего предпринимательства в России, можно представить в следующем виде: это условие обновления и устойчивого развития экономики страны; это возможность для любого жителя страны реализовать свои предпринимательские способности; это уникальная возможность МСП осваивать новые направления бизнеса, генерировать новые рабочие места и решать проблемы занятости населения.

Формирование государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства базируется, в том числе на одиннадцати поручениях по развитию предпринимательства, которые подписал 28.04.2015 года Президент РФ Владимир Путин. Фактически это отправная точка, давшая старт дальнейшим изменениям в этой сфере [13].

ОБ АВТОРЕ:_

Плеслов Анатолий Алексеевич, доцент кафедры региональной экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент (Ga1_p10ngs.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Плеслов А.А. Факторы и возможности развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 2. - С. 507-518. doi: 10.18334/rp.19.2.38772

Отдавая должное каждому из одиннадцати поручений, остановимся на одном из них, а именно восьмом имеющем преамбулу - увеличение количества занятых в предпринимательстве. Далее сформулированы прямые указания Правительству РФ.

1. Разработать стратегию развития малого и среднего предпринимательства, направленную на значительное увеличение к 2020 году численности работников, занятых на малых и средних предприятиях.

2. Определить должностных лиц на федеральном и региональном уровнях исполнительной власти отвечающих за решение этих вопросов (то есть за увеличение численности работников, занятых на малых и средних предприятиях).

Именно восьмое поручение Президента раскрывает ту значимую роль и задачи малого и среднего предпринимательства в развитии рыночной экономики страны, ради решения которых будут и дальше формироваться механизмы государственной поддержки. Фактически все формы малого, среднего и индивидуального предпринимательства рассматриваются как единая рыночная среда способная генерировать значительное количество рабочих мест и обеспечивать стабильно высокий уровень занятости населения [16].

На это направлена и «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года» (далее - Стратегия) утвержденная Правительство в июне 2016 года. Стратегия подготовлена в соответствии с поручением Президента РФ в апреле 2015 года [5].

Стратегия предполагает, в том числе обеспечение стабильно высокого уровня занятости населения. Без какого либо обоснования, кроме констатации достижений некоторых развитых стран, определены количественные параметры базовых индикаторов достижения указанной цели, они выборочно представлены в таблице 1.

Таблица 1

Базовые индикаторы достижения целей Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года

Последовательность базовых индикаторов Характеристика индикатора достижения целей Стратегии Количественное значение индикатора

1 Рост оборота МСП 250 %

2 Рост производительности труда в секторе МСП 200 %

3 Рост участия МСП в сфере обрабатывающей промышленности до 20 %

4 Доля работающих в малом бизнесе. 35 % от всего занятого населения

5 Доля МСП в ВВП страны 40 %

Источник: составлено автором по данным Официального сайта Собрания законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jurizdat.ru/editions/ 0Й1аа1/1сг17агсЫуе_^.Ы:т.

Достижение предусмотренных Стратегией, целевых индикаторов должны обеспечиваться реализацией пяти ключевых принципов, которые представлены в таблице 2

Стратегией предусмотрено, что ее реализация будет непосредственно осуществляться государственной корпорацией - АО «Корпорация «МСП», созданной в апреле 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ [2].

Разумность предусмотренных Стратегией принципов и инструментов развития малого и среднего предпринимательства, а так же предлагаемый механизм их реализации, может быть, позволит достичь некоторых поставленных целей. Тем более, что в отличие от указаний в поручении Президента, Правительство взяло срок на реализацию Стратегии не до 2020 года, а до 2030 года, что позволит должностным лицам ответственным за это, благополучно уйти на повышение или на пенсию. Наибольшие сомнения вызывает возможность достижения в рамках реализации Стратегии увеличения размера занятости в малом предпринимательстве до тридцать пять процентов от всех занятых в стране, что является по сути главной целью всей Стратегии. В Стратегии не нашли отражение коренные причины сдерживающие развитие малого предпринимательства, в том числе низкий платежеспособный спрос населения [22] (Ruchkina, 2017).

Таблица 2

ключевые принципы достижения базовых индикаторов стратегии развития мсп

последовательность ключевых принципов Формулировка ключевого принципа характеристика ключевого принципа

1 Малый бизнес - прежде всего При принятии любых государственных решений в первую очередь должны учитываться интересы малого и среднего предпринимательства

2 Работать легально - выгодно Необходимо убедительно демонстрировать все плюсы легального предпринимательства в правовом поле

3 Содействие ускоренному развитию Государственная поддержка должна приоритетно оказываться малому бизнесу с большим потенциалом развития

4 Сформировать возможности для опережающего развития МСП Необходимо сформировать систему стимулов для вовлечения государственных и муниципальных органов в развитие малого и среднего предпринимательства.

5 Обеспечение гарантированных и стабильных правил игры Создание условий предсказуемости и прозрачности принятия государственных решений регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса.

Источник: составлено автором по данным Официального сайта Собрания законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jurizdat.ru/editions/ 0Й1аа1/1сг17агсЫуе_^.Ы:т.

Факторы развития малого предпринимательства

Очевидным является тот факт, что основное количество, более 70 % малых предприятий осуществляет свою деятельность в сфере торговли и предоставлении услуг населению по месту его проживания. Этот сегмент потребительского рынка характеризуется очень жестким проявлением конкурентной борьбы и прямой зависимостью доходов малых предприятий от желания и способности населения приобретать их товары и услуги. Внешняя среда так непосредственно влияет на внутреннюю среду малых предприятий, что фактически они сливаются и выходят из под контроля предпринимателя [18] (Pleslov, 2009).

Особые условия ведения малого бизнеса позволяют некоторым исследователям рассматривать его как отдельный микросектор бизнеса характеризующийся низкой средней доходности 5-6 %, то есть ниже реальной инфляции. Для достижения приемлемого предпринимательского дохода в 15-20 % предприниматель вынужден действовать вне правового поля, уходя от налогов и создавая питательную среду для коррупции [6] (Akindinova, Kuzminov, Yasin, 2016).

Для выявления факторов развития, необходимо провести анализ динамики количественных показателей деятельности малых предприятий и иных значимых показателей социально - экономического состояния общества. Традиционно для этих целей используются данные официальной статистики, но при анализе малого бизнеса возникают определенные трудности.

Малому бизнесу имманентно присущ полулегальный характер, что усложняет его статистический учет. Добавляет статистической неразберихи и изменения нормативной базы определяющей параметры отнесения бизнеса к той или иной категории малого предпринимательства. Показательным является Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р и частично дополняющее его Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 [4]. В результате, в два раза были увеличены предельные размеры дохода для отнесения хозяйствующих субъектов к микропредприятию с 60 до 120 млн рублей оборота, к малому с 400 до 800 млн рублей и к среднему с 1 до 2 млрд рублей, что статистически резко повысило их общее количество и совокупный годовой доход. Это улучшает статистику, но полностью противоречит реальному положению малого предпринимательства в экономике страны [11].

Поэтому к статистическим данным характеризующим деятельность малых предприятий надо относиться с настороженной критичностью. Тем не менее, и эти данные представленные в таблице 3 позволяют выявить определенные тенденции и взаимосвязи в развитии малого предпринимательства.

Прежде чем приступить к анализу приведенных в таблице 3 показателей, уместен необходимый комментарий. Используемые данные по малому предпринимательству учитывают деятельность только малых и микропредприятий в сферах торговли и предоставления услуг населению, то есть без учета средних предприятии, деятельность которых в основном сосредоточена в обрабатывающей промышленности, стро-

Таблица 3

Некоторые показатели деятельности малых предприятий и уровня жизни населения в российской Федерации

статистические показатели Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Населения России, 142,9 142,9 143,0 143,3 146,2 146,5 146,8

(миллионов

человек)

Денежные доходы в 18958 20780 23058 25928 27766 30474 30744

месяц на одного жителя России (руб.)

Тоже, реальные доходы, 105,4 101,2 105,8 104,8 99,5 95,9 94,4

в % к предыдущему году

Количество малых пред- 1644,3 1836,4 2003,3 2063,1 2103,8 2222,4 2770,6

приятий (тыс.)

Оборот малых предприя- 18933,8 22610,2 23463,7 24781,6 26392,2 44124,3 38877,0

тий (миллиардов руб.)

Оборот в расчете на 15,2 12,3 11,7 12,0 12,5 18,6 14,03

одно малое предприятие

(миллионов руб.)

Источник: составлено автором по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

ительстве и сельском хозяйстве. Увеличение в 2014 году и далее численности населения России связано с учетом населения вновь обретенных субъектов РФ - города Севастополя и Республики Крым. Увеличение в 2015 году и далее численности малых предприятий и их оборота, связано с изменением нормативной базы определяющей параметры отнесения бизнеса к категории малого предпринимательства, а так же учетом малых предприятий Республики Крым и города Севастополя [24].

Анализируя динамику изменения значений показателей представленных в таблице 3 по годам, можно обоснованно предположить, что статистические данные, демонстрируют возможную взаимосвязь оборота малых предприятий от реальных денежных доходов населения и конечно от общей численности населения.

Показатели за 2015 и 2016 годы выглядят парадоксально - за десять лет количество малых предприятий увеличилось в 1,7 раза при этом их совокупный оборот увеличился в 2 раза и это при стабильной численности населения и снижающихся реальных доходах населения. Но если верить этой статистике, то население в 2015 и 2016 годах в 1,6 раза увеличило свои покупки у предприятий малого бизнеса. Это вызывает закономерное недоумение. В свою очередь показатели за 2010-2013 годы позволяют сделать обоснованный и логичный вывод о прямой взаимосвязи между уровнем реальных

доходов населения и оборотом малых предприятий, в том числе оборотом в расчете на одно малое предприятие [10].

Таким образом, подтверждается рыночная закономерность, что рост малого предпринимательства возможен только при росте платежеспособного спроса населения. Это является базовым фактором возможного развития (роста) малого предпринимательства. Рост реальных доходов населения это сложная системная проблема социально-экономического развития России [17]. К сожалению, она не может быть решена в рамках Стратегии развития МСП, хотя она и провозглашена механизмом решения поставленных амбициозных задач, в том числе увеличение оборота МСП.

Заключение

Решение задач социально - экономического развития страны традиционно связывается с опережающим развитием различных форм малого и среднего предпринимательства. В этот процесс последовательно вовлекается все больше правовых, административных, информационных, финансовых и инфраструктурных ресурсов [7].

На текущий момент сформирован механизм развития малого и среднего предпринимательства, базовым элементом которого является Стратегия развития МСП, реализация которой будет непосредственно осуществляться государственной корпорацией - АО «Корпорация «МСП», созданной в апреле 2015 года в соответствии с Указом Президента РФ.

Стратегия предполагает достижение ряда базовых индикаторов развития малого и среднего предпринимательства. Анализ Стратегии и текущей динамики развития малых предприятий позволяют выявить несоответствие поставленных целей и возможностей их достижения. Главным показателем, определяющим вектор общего развития малого предпринимательства, является увеличение в два с половиной раза его оборота. Судя по данным статистики, уже есть значимые результаты - в 2015году оборот увеличился в 1,6 раза [15]. При подробном рассмотрении становится очевидным, что эти достижения связаны исключительно с изменением нормативной базы определяющей параметры отнесения бизнеса к категории малого предпринимательства.

Реальное развитие малого и среднего предпринимательства может происходить не в результате директивных решений, а в результате рыночного поведения участников этого процесса, в условиях формирования спроса и предложения, конкуренции, неопределенности и риска [14] (Mamonov, Pleslov, 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальным фактором развития малого предпринимательства объективно является рост реальных доходов населения и соответственно рост платежеспособного спроса ориентированного на товары и услуги малых предприятий. Рост реальных доходов населения это сложная системная проблема социально-экономического развития России, она может быть решена только в рамках целенаправленной государственной политики где, в том числе свое достойное место должны занять все формы предпринимательской деятельности [19-21] (Pleslov, 2016; Pleslov, 2017).

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2007, № 31, ст.4006

2. Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого

и среднего предпринимательства» // «Российская газета», № 123, 09.06.2015

3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и рас-

пределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» // «Собрание законодательства РФ», 12.01.2015, № 2, ст. 508

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 «О

предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».// Собрание законодательства РФ, 11.04.2016, № 15, ст. 2097

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-

р. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»// Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 13.06.2016, № 24, ст. 3549

6. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим перехо-

дом // Вопросы экономики. - 2016. - № 6. - с. 5- 35.

7. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году.

Официальный сайт Министерства экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/ ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81-6e4606601ca2.

8. Годовой отчет акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию ма-

лого и среднего предпринимательства» за 2015 год. - Москва. 2016. С. 23

9. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / Под ред. Е.Г.

Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд Либеральная миссия, 2003. - 220 c.

10. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 96 с

11. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 78 с

12. Малое и среднее предпринимательство в России: официальные публикации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

13. Малое и среднее предпринимательство: отчет правительства за 2016 год. Корпорация МСП. [Электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/pres_slujba/news_ msp/maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_otchet_pravitelstva_za_2016_god/.

14. Мамонов В. И., Плеслов А. А. Креативный подход к развитию малого бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 48-1. - с. 42-48.

15. Официальный сайт Корпорации МСП. [Электронный ресурс]. URL: http://corpmsp. ru/about/.

16. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ACTIVITY/sections.

17. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/.

18. Плеслов А.А. Проблемы функционирования малых промышленных групп // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2009. - № 2-1(75). - c. 98-102.

19. Плеслов А.А. Новые формы территориальной организации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. - 2016. - № 23. - c. 3405-3412.

20. Плеслов А.А. Факторный анализ взаимодействия предприятий малой промышленной группы // Российское предпринимательство. - 2017. - № 4. - c. 693-701.

21. Плеслов А.А. Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков // Российское предпринимательство. - 2017. - № 5. - c. 749-759.

22. Ручкина Г. Ф. Совершенствование регулирования развития малого биз неса в Российской Федерации. / монография /Г.Ф. Ручкина, М.В. Мельничук, Б.Е. Одинцов, М.В. и др. - Москва : РУСАЙНС, 2017. - 190 c.

23. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016 - 725 с

24. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 - 686 с

REFERENCES:

Maloe predprinimatelstvo v Rossii: proshloe, nastoyaschee i buduschee [Small business in Russia: past, present and future] (2003). (in Russian).

Akindinova N., Kuzminov Ya., Yasin E. (2016). Ekonomika Rossii: pered dolgim perekhodom [Russia's economy: before the long transition]. Voprosy Ekonomiki. (6). 5- 35. (in Russian).

Mamonov V. I., Pleslov A. A. (2015). Kreativnyy podkhod k razvitiyu malogo biznesa [Creative approach to small business development]. Economics and modern management: theory and practice. (48-1). 42-48. (in Russian).

Pleslov A.A. (2009). Problemy funktsionirovaniya malyh promyshlennyh grupp [Problems of functioning of small industrial groups]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (2-1(75)). 98-102. (in Russian).

Pleslov A.A. (2016). Novye formy territorialnoy organizatsii predprinimatelskoy deyatelnosti [New forms of territorial business organization]. Russian Journal of Entrepreneurship. (23). 3405-3412. (in Russian).

Pleslov A.A. (2017). Faktornyy analiz vzaimodeystviya predpriyatiy maloy promyshlennoy gruppy [Factor analysis of the interaction between enterprises of small industrial group]. Russian Journal of Entrepreneurship. (4). 693-701. (in Russian).

Pleslov A.A. (2017). Organizatsionno-ekonomicheskie faktory sozdaniya i razvitiya industrialnyh parkov[Organizational and economic factors of creation and development of industrial parks]. Russian Journal of Entrepreneurship. (5). 749759. (in Russian).

Ruchkina G. F. (2017). Sovershenstvovanie regulirovaniya razvitiya malogo biz nesa v Rossiyskoy Federatsii[Improvement of regulation of small business development in the Russian Federation] (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.