РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 17 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
механизм формирования и развития потенциала малого предпринимательства в сфере создания новых рабочих мест на региональном рынке труда
Цёхла С.Ю.1, Полищук Е.А. 1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В исследовании дана характеристика малому предпринимательству в качестве самостоятельного сектора экономики Республики Крым. Представлены основные группы особенностей субъектов малого предпринимательства, дающие возможность оценить степень их важности в формировании продуктивной занятости населения в сравнении с крупным и средним предпринимательством. Описаны особенности развития субъектов малого предпринимательства Республики Крым, оценен их вклад в развитие регионального рынка труда. Предложена концептуальная схема совокупного механизма формирования и развития потенциала малого предпринимательства, способствующая созданию новых рабочих мест в приоритетных видах экономической деятельности и, как следствие, сокращению уровня общей (по методологии МОТ) и регистрируемой безработицы. Реализация предложенного механизма позволит получить положительный эффект, выраженный в создании значительного количества вновь созданных рабочих мест, в том числе для представителей молодежи, что окажет эффективное влияние не только на процессы, происходящие на рынке труда, но и на устойчивое социально-экономическое развитие республики.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №15-02-00150. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: механизм, малое предпринимательство, рабочее место, рынок труда, регион.
Mechanism of formation and development of small business potential for creating new jobs in the regional labor market
Tsyokhla S.Yu.1, Polischuk E.A. 1
1 Vernadsky V.I. Crimean Federal University, Russia
введение
Малое предпринимательство, представляющее собой самостоятельный сектор современной рыночной экономики, имеет важное социально-экономическое значение, так как обеспечивает социальную стабильность, оперативно реагирует на потребности рынка, создает и применяет новые технологии, динамично осваивает новые рыночные ниши, развивается в отраслях, являющихся неконкурентоспособными для крупных организаций (предприя-
тий), способствует росту уровня занятости населения, в особенности представителей молодежи, его благосостояния, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и т.п. [1; 3, с. 148-152; 4, с. 45; 10, с. 3; 14, с. 425; 15, с. 171-172; 22, с. 112-122] (Antonov, 2016; Bessarabova, 2008; Bukhvald, 2014; Polischuk, 2016; Popova, 2016; Terebova, 2013).
Развитию малого предпринимательства в качестве неотъемлемой компоненты современной социально-экономической системы Российской Федерации, доля которой составляет 22% внутреннего валового продукта (ВВП) и 29% рабочих мест [18], уделяется значительное внимание по причине того, что анализируемый сектор является наиболее активным и гибким, влияет на изменение структуры общества, в особенности на развитие среднего класса; обеспечивает первичную и вторичную (наличие дополнительного рабочего места помимо основного) занятость населения, что отражено в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года [21].
На рисунке 1 представлены основные группы особенностей малого предпринимательства, позволяющие оценить степень его важности в формировании продуктивной занятости населения в сравнении с крупным и средним предпринимательством.
Из представленной на рисунке 1 информации можно заключить, что малое предпринимательство, ориентируясь на более гибкие условия труда и самозанятость, гарантирует в сравнении со средним и крупным предпринимательством обширный
ABSTRACT:_
The article characterizes small business as an independent sector of the economy of the Republic of Crimea. We show the main feature types of small business entities, which give an opportunity to estimate a degree of their importance in development of productive employment in comparison with large and medium-sized enterprises. We describe development features of small business entities of the Republic of Crimea and assess their contribution to the development of the regional labor market. We suggest the conceptual scheme of the aggregate mechanism for the formation and development of the potential of small business, which promotes the creation of new jobs in priority economic activities, and, as a result, the reduction in the level of general (according to the method of accounting unemployed) and registered unemployment. The implementation of the mechanism will promote the creation of a significant number of new jobs, including jobs for youth, which will have an effective impact on the labor market's processes and on the sustainable social and economic development of the republic.
KEYWORDS: mechanism, small business, workplace, labor market, region
JEL classification: J22, J64, L26 Received: 01.09.2017 / published: 16.09.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tsyokhla S.Yu. (svetlana.tsohlaBgmail.com)
CITATION:_
Tsyokhla S.Yu., Polischuk E.A. (2017) Mekhanizm formirovaniya i razvitiya potentsiala malogo predprinimatelstva v sfere sozdaniya novyh rabochikh mest na regionalnom rynke truda [Mechanism of formation and development of small business potential for creating new jobs in the regional labor market]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (17). - 2587-2598. doi: 10.18334/rp.18.17.38283
Содействие занятости наиболее незащищенных групп трудоспособного населения (женщины, представители молодежи отдельных возрастных групп и др.)
Активизация инновационно-творческих процессов и формирование инновационной экономики
Более гибкая реакция на рыночную конъюнктуру
Предоставление широкого перечня форм занятости (постоянная, временная, основная, дополнительная, формальная, неформальная и др.)
Развитие самозанятости (индивидуальные, семейные предприятия)
Способность создания рабочих мест при меньших затратах
Рисунок 1. Основные группы особенностеб малого предприн пмательства на рынке труда в сравнении с крупн ым и средним предпринимательством Источник: составлено авторами на основе [12, с. 203-206; 19, с. 80-91] (Petrischev, 2015)
перечень форм занятости, например, постоянная, временная, основная, дополнительная, привлекая тем самым различные категории работников [13, с. 105; 14,с. 425] (Polischuk, 2016).
особендости развития малоио предприним атель сзаав Рис пуалике К рым
На малое предпрмнимательнтво как сектор, подающий! большие надсжды на стабильный социально-экономический рост, значимость которого учитывается в региональной государственной программе «Экономическое развитие и инновационная
ОБ АВТОРАХ:_
Цёхла Светлана Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательской деятельности, директор департамента управления качеством решений (8Уеиапа.18ов1айдта1[.сот)
Полищук Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры предп^нимательско?! деятельности Инс™тума экономики и 0правления (реа.znu0nnai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Цёхла С.Ю., Полищук Е.А. Механизм формирования и развития потенциала малого предпринимательства в сфере создания новых рабочих мест на региональном рынке труда // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 17. - С. 2587-2598. Сом 10.18334/гр.18.17.38283
менеджмента и проектных
менеджмента
экономика» до 2020 года [7], рассчитывают и в Республике Крым, являющейся регионом-реципиентом (малые предприятия - источник новых рабочих мест, развития приоритетных видов экономической деятельности).
Инфраструктурная поддержка субъектов предпринимательской деятельности в республике осуществлялась до 18.01.2017 г. в рамках среднесрочной Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2017 годы» - подпрограмма 3: Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Крым, с общим объемом финансирования 787350,0 тыс. рублей [8].
С 18.01.2017 г. утверждена одноименная программа на 2017-2020 годы - подпрограмма 2: Развитие предпринимательства и инновационной деятельности в Республике Крым», с общим объемом ассигнований 1927967,10 тыс. рублей, из них: 1609569,14 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 318397,96 тыс. рублей -средства бюджета Республики Крым [7].
Кроме того, с вступлением в силу с 2014 года Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в регионе изменился критерий отнесения среднесписочной численности работников анализируемых субъектов за отчетный период (календарный год) с 50 до 100 человек, микропредприятий - с 10 до 15 человек [6, 23].
Динамика общего количества предприятий (организаций), в том числе малых, в период с 2010 по 2016 гг. представлена в таблице.
Из представленной в таблице информации можно заключить, что после резкого сокращения в 2011 г. (на 1590 единиц - 11%) общего количества предприятий (организаций) вплоть до 2014 года наблюдалось их увеличение на 3076 единиц, в 2014 году их количество сократилось на 14%, однако на фоне активного экономического развития крымского региона в 2015 году наблюдалось их увеличение на 3346 единиц, в 2016 году - на 5080 единиц в сравнении с 2015 годом [13, 14] (Polischuk, 2016).
Таблица
количество предприятий (организаций) Республики крым на конец года,
единиц
Год
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Общее количество предприятий (организаций) 14742 13152 13964 16228 13990 17336 22416
в том числе:
малые предприятия 13959 12386 13230 15553 12942 17189 22238
из них микропредприятия
16454 21222
Источник: составлено авторами на основе [11; 16; 17, с. 278; 20, с. 177]
Аналогичная ситуация наблюдалась с изменением количества малых предприятий (организаций): в 2014 году количество анализируемых субъектов сократилось в сравнении с 2010 годом в 1,1 раза, однако к концу 2015 года количество данных предприятий увеличилось на 4247 единиц, в 2016 году - на 5049 единиц в сравнении с 2015 годом [13, 14] (Polischuk, 2016).
вклад малого предпринимательства в развитие регионального рынка труда
Анализируя вклад малого предпринимательства в развитие рынка труда региона, уделим внимание такому индикатору, как среднесписочная численность работников (рис. 2).
Анализ рисунка 2 позволил сделать вывод о том, что за исследуемый период наблюдалось сокращение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) на 4325 человек, резкое сокращение численности наблюдалось в 2014 году на 60% в сравнении с предыдущим периодом. При этом 23,6% из общей среднесписочной численности работников анализируемых предприятий занимала молодежь в возрасте 15-29 лет, обладающая высоким уровнем трудового потенциала, численность которой за исследуемый период сократилась на 1186 молодых специалистов.
Особое место в создании рабочих мест занимают индивидуальные предприниматели, включая микропредприятия, численность которых в конце 2016 года составляла 58200 единиц (2015 г. - 54672 единицы).
90000
80000
70000
60000
§ 50000
№
о
§ 40000 30000 20000 10000 0
1
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
0 Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел.
□ Среднесписочная численность работников в возрасте от 15 до 29 лет (без внешних совместителей), чел.
Рисунок 2. Среднесписочная численность работн иков малых предприятий Республики Крым,
включая микропредприятия, чел. Источник: составлено авторами на основе [11; 16; 17, с. 278; 20, с. 177]
Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в 2016 году составляла 120400 человек, что на 29303 человека больше в сравнении с 2015 годом, из которых 56400 человек являлись наемными работниками, что на 23% больше в сравнении с 2015 годом [11, 16].
Специфика развития крымского региона в современных условиях обуславливает активное развитие молодежного предпринимательства, относящегося к группе основополагающих факторов, влияющих на развитие рынка труда молодежи.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым на 01.01.2016 г., общее количество экономически активного населения республики составляло 964,0 тыс. человек, из которых 23% - молодые граждане в возрасте 15-30 лет (222 тыс. человек). Таким образом, каждый 4-й житель Крыма, вносящий свой вклад в валовой региональный продукт (ВРП), является представителем молодежи, средний уровень экономической активности которой составляет 63%, при этом уровень предпринимательской активности - 3% [20, с. 19, 46, 177].
Согласно Государственной программе труда и занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы [9], Государственной программе Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017-2020 годы [7], одним из конечных результатов реализации является привлечение представителей молодежи к предпринимательской деятельности и самозанятости, что станет базисом для их практической инициативы, а также основой развития инновационной экономики региона [13, 14] (Polischuk, 2016).
механизм формирования и развития потенциала малого предпринимательства в сфере создания новых рабочих мест
Учитывая, что малое предпринимательство в качестве самостоятельного сектора Республики Крым имеет важное социально-экономическое значение, актуальным становится вопрос разработки механизма формирования и развития его потенциала, ориентированного на создание новых рабочих мест для населения, в особенности для представителей молодежи, и, как следствие, повышающего уровень его благосостояния.
Развитие потенциала малого предпринимательства Республики Крым в сфере создания новых рабочих мест возможно при условии активной государственной поддержки, направленной на увеличение уровня его деловой активности.
На рисунке 3 представлены основные векторы государственной политики, влияющие на развитие субъектов малого предпринимательства Республики Крым, с учетом базовых составляющих, входящих в состав отдельных организационно-экономических механизмов (механизм нормативно-правового регулирования деятельности малого предпринимательства, механизм финансовой и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, механизм предоставления инфраструктурных услуг субъектам малого предпринимательства).
ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1 Г
МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- государственно-институциональные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства;
- нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
- региональные программы развития предпринимательства;
- трудовое законодательство, регулирующее отношения в сфере малого предпринимательства и т.п.
МЕХАНИЗМ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- передача во владение/пользование государственного (муниципального) имущества, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, машин, механизмов, установок, инструментов и т.п.;
- предоставление в аренду помещений по льготным процентным ставкам;
- упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры и др.
пред £ &
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства;
- льготы на возмещение части затрат по договорам лизинга;
- льготы на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам;
- субсидирование части страховых взносов по договорам страхования;
- гранты начинающим субъектам предпринимательства, в особенности представителям молодежи, и др.
МЕХАНИЗМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ УСЛУГ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- формирование системы специализированных институтов, оказывающих услуги при реализации региональных (муниципальных) программ развития малого предпринимательства: фонды, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны, консультативные и информационные центры и др.;
- создание центров и агентств по развитию малого предпринимательства, фондов содействия кредитованию, акционерных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства.
Рисунок 3. Основные векторы государственной политики, способствующие развитию малого предпринимательства, с учетом базовых составляющих, входящих в состав организационно-эко-
номическин механ измов
Источник: разработано авторами на основе [2, 5,7, 21] (Babina, Svechinskaya, 2014; Glotova, О1о^у,
2015)
На основе проведенного исследования авторами предложе на концептуальная схема совокупного механизма формирования и развития потенциала малого предпринимательства (рис. 4), спо собствующая созданию новых рабочих мест в приоритетных видах экономической деятельности и, как следствие, сокращению уровня общей (по методологии МОТ) и регистрируемой безработицы.
Реализация предложенного механизма с учетом выделенных авторами методов, принципов и задач, формирующих и развивающих потенциал малого предпринимательства, позволит получить положительный результат в виде создания значительного количества новых рабочих мест, в том числе для представителей молодежи, что окажет эффективное влияние не только на процессы, происхо-
СОВОКУПНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - увеличение количества вновь созданных рабочих мест за счет увеличения доли субъектов
МЯТТПГП 11ГК''111ПИ11И МЯ1 (У11.Г1 ил
Механизм нормативно-правового Механизм финансовой поддержки Механизм имущественной поддержки Механизм предоставления инфраструктурных услуг
регулирования деятельности малого ттпелттпинимательства
МЕТОДЫ нормативно-правовые, административные, организационные, экономические, институциональные и др.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
| Комплексность 1 и ! Согласованность ! Приоритетность * Количественная Экономическая |
1 1 I 1 финансирования * * обоснованность эффективность | 1
ЗАДАЧИ СОВОКУПНОГО МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
создание благоприятных правовых и экономических условий для развития малого предпринимательства обеспечение устойчивого развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (в.т.ч. деловой и инвестиционной активности) упрощение доступа малого предпринимательства к ресурсам из различных источников (правовых, информационных, инвестиционных и до.) обеспечение безопасности и социальной защищенности малого предпринимательства
увеличение количества новых рабочих мест
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
_______________I________________
сокращение уровня общей и регистрируемой безработицы
снижение социальной напряженности за счет роста благосостояния населения
Рисунок 4. Совокупный механизм формирования и развития потенциала малого предпринимательства в сфере создания новых
рабочих мест Источник: разработано авторами.
дящие на рынке труда, но и на устойчивое социально-экономическое развитие республики.
заключение
На основе проведенного исследования описан вклад малого предпринимательства в развитие регионального рынка труда, заключающийся в оперативной реакции на потребности данного рынка, способствующий росту уровня занятости населения региона, в особенности представителей молодежи, снижению социальной напряженности за счет роста благосостояния населения и т.п. Предложена концептуальная схема совокупного механизма формирования и развития потенциала малого предпринимательства, способствующая созданию новых рабочих мест в приоритетных видах экономической деятельности и, как следствие, сокращению уровня общей и регистрируемой безработицы.
ИСТОЧНИКИ:
1. Антонов М.В. Малый бизнес: сущность, становление, перспектива // Интернет-
журнал Науковедение. - 2016. - № 3. - с. 4.
2. Бабина Е.Н., Свечинская Т.А. Организационные аспекты государственной поддер-
жки предпринимательства в России // Nauka-Rastudent.ru. - 2014. - № 10. - с. 13.
3. Бессарабова Н.В. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения //
Российское предпринимательство. - 2008. - № 1. - с. 148-152.
4. Бухвальд Е.М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки
малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - № 1. - с. 45-52.
5. Глотова А.С., Глотов Д.С. Государственная поддержка малого бизнеса в России //
Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: Сборник материалов III международной научно-практической конференции. Белгород, 2015. - с. 300-304.
6. Господарський Кодекс Украши вщ 16.01.2003 № 436-IV iз змшами i доповненнями
вщ 06.10.2016 № 1670-VIII [Электронный ресурс] // Search.ligazakon.ua. - URL: www. search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T030436.html.374 (дата обращения: 30.11.2016)
7. Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2017-2020 годы [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 18.01.2017 № 9 // Rk.gov. ru. - URL: www.rk.gov.ru/rus/info.php?id=627260 (дата обращения: 10.02.2017)
8. Государственная программа Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 № 542 // Base. garant.ru. - URL: www.base.garant.ru/23704321/ (дата обращения: 15.01.2015)
9. Государственная программа труда и занятости населения Республики Крым на
2015-2017 годы [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2015 № 838 // Rk.gov.ru. - URL: www.rk.gov.ru (дата обращения: 15.01.2016)
10. Дакус Е.Н. Малое предпринимательство как фактор социально-экономического развития региона: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Хабаровск, 2005. -24 с
11. Малый бизнес большой страны за 2015 год [Электронный ресурс] // Gks.ru. -URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html (дата обращения: 10.01.2017)
12. Петрищев В.И. Обеспечение эффективной занятости населения путем развития малого предпринимательства // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015.
- № 3. - с. 201-209.
13. Полищук Е.А. О роли малого предпринимательства в занятости населения республики // Малый и средний бизнес - основа развития экономики Крыма: Сборник материалов научно-практической конференции. - 2014. - С. 104-106
14. Полищук Е.А. Парадигма значимости малого предпринимательства для создания рабочих мест на рынке труда молодежи Республики Крым // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-3. - с. 423-430.
15. Попова В.Б. Малое предпринимательство: статистическое измерение и основные результаты деятельности в Тамбовской области // Приложение математики в экономических и технических исследованиях. - 2016. - № 1. - с. 171-180.
16. Предпринимательство. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] // Gks.ru. - URL: www.gks.ru/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat.ru/statistics/enterprise/reform/# (дата обращения: 10.05.2017)
17. Республика Крым. Статистический ежегодник. 2013: Статистический сборник / Крымстат. - Симферополь, 2014. - 542 с
18. Россия и страны мира. 2016: Статистический сборник / Росстат. - М., 2016. - 379 с. - URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ catalog/doc_1139821848594 (дата обращения: 15.02.2017)
19. Саляхов Э.Ф. Влияние малого предпринимательства на состояние и динамику локальных рынков труда в Российской экономике: Дис. . канд. экон. наук: 08.00.05.
- Казань, 2015. - 220 с.
20. Статистический ежегодник. 2015: Статистический сборник / Крымстат. -Симферополь, 2016. - 338 с.
21. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р // Government.ru. - URL: www. government.ru/docs/23354/ (дата обращения: 21.08.2016)
22. Теребова С.В. Малый бизнес как фактор повышения уровня занятости и доходов населения региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции,
прогноз. - 2013. - № 5. - с. 112-122.
23. Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (с изм. от
03.07.2016 № 265-ФЗ) [Электронный ресурс] // Consultant.ru. - URL: www.consultant.
ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 30.11.2016)
REFERENCES:
Antonov M.V. (2016). Malyy biznes: suschnost, stanovlenie, perspektiva [Small business: entity, formation, prospect]. Naukovedenie. 8 (3). 4. (in Russian).
Babina E.N., Svechinskaya T.A. (2014). Organizatsionnye aspekty gosudarstvennoy podderzhki predprinimatelstva v Rossii [Organizational aspects of the state support of business in Russia]. Nauka-Rastudent.ru. (10). 13. (in Russian).
Bessarabova N.V. (2008). Rol malogo biznesa v reshenii problem zanyatosti naseleniya [The role of small businesses in resolving employment problems]. Russian Entrepreneurship. (1). 148-152. (in Russian).
Bukhvald E.M. (2014). Modernizatsiya ekonomiki i novye podkhody k politike podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [Economy modernization and new approaches to small and medium-sized businesses support]. Society: politics, economics, law. (1). 45-52. (in Russian).
Glotova A.S., Glotov D.S. (2015). Gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa v Rossii [State support of small business in Russia] Current problems of economy in the conditions of reforming modern society. 300-304. (in Russian).
Petrischev V.I. (2015). Obespechenie effektivnoy zanyatosti naseleniya putem razvitiya malogo predprinimatelstva [Ensuring effective employment of the population through the development of small business]. Srednerusskiy vestnik obschestvennyh nauk. 10 (3). 201-209. (in Russian).
Polischuk E.A. (2016). Paradigma znachimosti malogo predprinimatelstva dlya sozdaniya rabochikh mest na rynke truda molodezhi Respubliki Krym [Paradigm of the importance of small business for creating jobs in the youth labor market of the Republic of Crimea]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-3). 423430. (in Russian).
Popova V.B. (2016). Maloe predprinimatelstvo: statisticheskoe izmerenie i osnovnye rezultaty deyatelnosti v Tambovskoy oblasti [Small business: statistical measurements and main results of activities in the Tambov region]. Prilozhenie matematiki v ekonomicheskikh i tekhnicheskikh issledovaniyakh. (1). 171-180. (in Russian).
Terebova S.V. (2013). Malyy biznes kak faktor povysheniya urovnya zanyatosti i dokhodov naseleniya regiona[Small business as a factor in increasing the level of employment and income of the population of the region]. Economic and social changes: facts, trends, forecast. (5). 112-122. (in Russian).