УДК: 378.14 ГРНТИ: 14.35.07
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Т. В. Тонтоева*
Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а * email: [email protected]
Коммуникативная компетентность является важной составляющей любой профессиональной деятельности. Ее формирование и развитие - первоочередная задача высших учебных заведений при подготовке будущих выпускников. Профессиональная деятельность юриста имеет свою специфику, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на деловое профессиональное общение. В связи с этим, уже на стадии подготовки будущих специалистов необходимо уделять особое внимание формированию и развитию коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.
В данной статье автором проделана попытка выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативной компетентности у будущих юристов в системе высшего образования.
Ключевые слова: юридическое образование; подготовка специалистов высшей школы; профессиональная коммуникативная компетентность; коммуникативная компетентность; управление образованием.
DEVELOPMENT MANAGEMENT OF FUTURE LAWYERS' COMMUNICATIVE COMPETENCE T. V. Tontoeva*
Buryat State University
24a Smolin St., Ulan-Ude, 670000, Russia
* email: [email protected]
Communicative competence is an important component of any professional activity. Its formation and development is a priority of higher education institutions during the process of future graduates training. Lawyer's professional activity has its own specificity that, in turn, marks an imprint on business professional communication. In this regard, at a stage of training of future lawyers it is necessary to pay special attention to formation and development of communicative competence of students of law departments. In this article the author attempts to identify the pedagogical conditions that ensure the effective development of future lawyers' communicative competence in system of higher education.
Keywords: legal education; training of specialists of higher school; professional communicative competence; communicative competence; management in education.
Эффективное управление любой деятельностью, будь то деятельность коммерческой организации, производственного, сельскохозяйственного предприятия или учебного заведения, помогают достичь поставленных целей, получить высокий результат. Сам термин обозначает процесс планирования, организации, контроля, обеспечивающий поддержание определенной системы в заданном состоянии, либо ее переход на более качественный уровень.
Образование как сложная система и целенаправленный процесс также требует четкой организации и управления. В педагогической науке появилось множество терминов и понятий, связанных с управлением, например, «управление образованием», «управление системой образования», «управление учебной деятельностью учащихся», «управление учебно-воспитательным процессом», «педагогический менеджмент», «педагогическое управление» и прочее [3]. Два последних термина часто употребляются как синонимы, поскольку слово «менеджмент» переводится с английского языка как «управление». Однако некоторые исследователи считают, что различие между терминами «управление» и «менеджмент», хоть и небольшое, но все же существует. Так, термин «управление» применяется в том случае, когда речь идет о целостной системе знаний, принципов, методов, способов управления. Менеджмент, в свою очередь, подразумевает способность достигать заданных целей через управление людьми, путем исполь-
зования их труда и интеллекта. В нашем исследовании мы будем использовать термин «педагогическое управление», так как это более широкое, обобщенное понятие, которое содержит целый комплекс методов, приемов управления образовательным процессом.
В данном контексте преподаватель выступает менеджером образовательного процесса. Его деятельность заключается в управлении учебно-познавательным процессом, основывается на личностно-ориентированном взаимодействии, доверительных отношениях, предполагающих признание учащегося в качестве субъекта учебного процесса, создание благоприятных условий для обучения, всяческое способствование личностному и профессиональному росту, саморазвитию, получению новых знаний, информации, помощь в реализации собственных идей.
Управление может осуществляться как системой образования в целом, так и ее подсистемами, отдельными компонентами, например, управление образовательным процессом. В данной работе мы рассматриваем педагогическое управление развитием коммуникативной компетентности студентов в образовательном процессе как деятельность преподавателя, по своему содержанию и технологии направленную на создание совокупности организационно-педагогических условий, соответствующих природе коммуникативной компетентности, для обеспечения ее развития [1].
На основе анализа научной литературы мы сделали предположение о том, что педагогическими условиями, обеспечивающими эффективное развитие коммуникативной компетентности у будущих юристов в системе высшего образования, должны быть следующие:
1. Создание в учебном процессе коммуникативно-ориентированной образовательной среды через установление личностно-ориентированного взаимодействия, организацию «субъект - субъектного» взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения, диалогич-ности между ними.
2. В специальном обучении студентов профессиональной коммуникации акцент должен быть сделан на активные и интерактивные методы и формы.
3. Внедрение в учебный процесс юридического факультета спецкурса «Основы коммуникативной деятельности», что позволит вооружить студентов теоретическими знаниями и выработать у них необходимые коммуникативные умения.
Кратко охарактеризуем каждое из представленных педагогических условий.
1. Создание коммуникативно-ориентированной образовательной среды в учебном процессе является одним из основных условий для развития коммуникативных навыков и умений у студентов. Это такая образовательная среда, в которой субъекты учебного процесса - преподаватель и студент - взаимодействуют на равных правах, сотрудничают, а обучение направлено на всестороннее развитие личностных качеств студента, повышение уровня знаний, формирование способностей к самоопределению и т.д.
Результаты многочисленных исследований показали, что в последнее время интерес студентов к учебной деятельности снизился. Большая часть студентов отмечает низкий уровень качества предоставляемых вузами образовательных услуг, объясняя это неудовлетворенностью от взаимодействия с преподавателем, безразличным отношением к себе. Часто преподаватели, несмотря на хорошее знание своего предмета, не способны наладить контакт со студентами, не принимают во внимание их мнения, пожелания, следовательно, не могут организовать учебный процесс должным образом. У студентов же на основе не-приятственных отношений с преподавателем пропадает интерес к изучаемой дисциплине, а в дальнейшем и интерес к учебному процессу вообще.
При личностно-ориентированном взаимодействии преподаватель, в первую очередь, должен стремиться, как можно лучше узнать студента (характер, интересы, увлечения), определить, насколько у него хорошо развиты те или иные личностные качества, способности. Далее все его усилия должны быть направлены на создание таких условий, в которых студент будет чувствовать себя полноценным участником образовательного процесса, сможет выполнять поставленные перед ним задачи учебного и творческого характера, активно участвовать в различных видах деятельности, и наконец, самостоятельно принимать решения. Тесное сотрудничество преподавателя и студента, совместная работа способствуют развитию индивидуальных способностей обучающихся, в нашем случае, развитию коммуникативной компетентности у студентов. Отсюда можно сделать вывод о том, что личностно-ориен-тированный подход является определяющим фактором в организации образовательного процесса.
2. Для развития коммуникативной компетентности студентов не достаточно лишь создания «почвы» для совместной учебной деятельности. Не менее значимым является то, в какой форме будет происходить эта деятельность. Из всего многообразия методов и средств коммуникативной подготовки специалистов ведущая позиция принадлежит активным и интерактивным методам обучения.
При активном и интерактивном обучении студент становится «субъектом» учебной деятельности, а не «объектом» воздействия преподавателя. Эти методы основываются на том же принципе «субъект-субъектного» взаимодействия преподавателя и студентов. Студент - полноправный участник учебного процесса - получает возможность вступить в диалог с преподавателем, т.е. может задавать вопросы, на интересующие его темы, вносить собственные предложения, проявлять инициативу. Преподаватель в данном случае консультирует, отвечает на вопросы, содействует студенту в достижении определенных результатов. Занятия проходят в форме выполнения различных творческих заданий, активизирующих мыслительную деятельность студентов (Рис. 1.).
Рис.1. Активные методы обучения
Что касается интерактивных методов, то они представляют собой своего рода усовершенствованную модификацию активных методов. Главное их отличие от активных методов состоит в том, что студенты взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом. Таким образом, активность студентов возрастает, а преподаватель выступает лишь организатором учебно-познавательного процесса, направляет его в нужное русло (Рис.2.).
^ Ь.
е
а.
■ Н <=> ^
11 • о
ъё.
Рис. 2. Интерактивные методы обучения
Интерактивное обучение позволяет использовать сразу несколько типов задач в ходе учебного процесса:
• Учебно-познавательные задачи (позволяют учащимся анализировать, объективно оценивать собственные результаты в учебно-познавательной де-
ятельности);
• Коммуникативно-развивающие задачи (способствуют развитию коммуникативных навыков и умений, активизируют речевую деятельность студентов);
• Социально-ориентированные задачи (направлены на формирование у студентов высокого уровня мотивации и готовности к осуществлению деятельности с применением полученных знаний на основе приобретенного личного и социального опыта) [2].
Интерактивное обучение получило признание во многих странах мира, в том числе и в нашей стране. Активные и интерактивные методы стали широко применяться в России еще в 20-ые годы прошлого столетия. Изучением и разработкой этих методов занимались Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Я. А. Петровская, Т. С. Яценко, и др. Проводились различные эксперименты, опытные исследования в области интерактивного обучения. Было разработано немало методических пособий, руководств для учителей.
При таком обилии методов активного и интерактивного обучения целесообразно было бы составить классификацию этих методов. Однако это довольно сложный процесс, поскольку большинство методов переплетаются между собой, вследствие чего становится трудно выделить их в отдельные группы. И все же некоторые ученые предприняли такие попытки. Например, Ю. Н. Емельянов выделяет три блока активных групповых методов:
• дискуссионные (дискуссии, разбор ситуаций, случаев из практики)
• игровые (деловые, ролевые игры)
• сензитивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Дискуссия как метод активного обучения известен еще со времен Древней Греции, когда видные ученые, мыслители тех времен проводили философские беседы со своими учениками. На современном этапе дискуссионные методы рассматриваются учеными как одни из основных методов активного обучения. Они основаны на рассмотрении какого-либо вопроса путем группового обсуждения, обмена мнениями, ведения споров, диспутов. Методы дискуссии очень удобно применять на занятиях, так как они позволяют задействовать всех учащихся, активизируют их мыслительную деятельность, развивают навыки коммуникации, учат взаимодействовать с окружающими, в точности, принимать чужую точку зрения и отстаивать собственную, уважать мнение другого, вести себя корректно по отношению к остальным участникам дискуссии, оценивать свое положение в сложившейся ситуации.
Дискуссии могут проводиться в виде простого диалога между преподавателем и студентами, круглого стола, конференции, разбора конкретных ситуаций (case-study), «мозговой атаки» и т.п. Дискуссия проходит в три этапа: подготовительный, обсуждение, подведение итогов. На подготовительном этапе формулируется тема для обсуждения, определяется круг основных вопросов, распределяются роли, раздается необходимый материал. Затем проходит непосредственное обсуждение вопросов, и в конце подводятся основные итоги беседы.
Самое важное в дискуссии - правильная постановка проблемы, ее четкая формулировка. Вопрос, который выносится на обсуждение, должен быть актуальным, вызы-
вать интерес учащихся, соответствовать теме занятия. Во время проведения дискуссии необходимо следить за тем, чтобы участники беседы не отклонялись от темы, не выходили за рамки предложенной тематики. Проблема может быть представлена не только в виде обычной постановки вопроса, но также через описание конкретной ситуации, реального случая, в форме показа наглядного материала (фрагменты видео, иллюстрации, статьи в газетах, новости и т.п.). Помимо всего прочего, участники дискуссии сами могут обыграть проблемную ситуацию, а затем обсудить ее. В данном случае использование элементов игры будет более эффективным, поскольку учащиеся, ощутив себя на месте героев какой-либо истории, смогут понять мотивы их поступков и дать объективную оценку их действиям.
Моделирование, анализ учащимися определенных проблемных ситуаций относят к методам игрового обучения. С помощью игры решаются многие педагогические задачи. Этот метод отвечает всем требованиям компетент-ностного подхода. Игра так же, как и дискуссия активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, воображение, а порой снимает эмоциональное напряжение, усталость.
В основном игры в учебном процессе подразделяют на деловые и ролевые. Деловые игры представляют собой воспроизведение учащимися какой-либо деятельности (в том числе профессиональной) в соответствии с заданной ситуацией. Деловая игра носит имитационный характер. Учащиеся, имитируют ту или иную деятельность, т.е. проигрывают реальную ситуацию.
Ролевая игра также предполагает обыгрывание ситуации из реальной действительности с распределением ролей между участниками, но в отличие от деловой игры, позволяет игрокам импровизировать, т.е. менять исход игры. Ролевая игра дает простор для творчества, самовыражения, развивает важные качества личности.
В любом случае и деловые, и ролевые игры учат взаимодействовать в коллективе или группе, контролировать свое поведение, помогают глубже понять и прочувствовать те или иные поступки людей и находить оптимальные решения. Отсюда следует вывод, что использование методов активного и интерактивного обучения в образовательном процессе (применение на занятиях дискуссионных, игровых методов) оказывают благотворное влияние на развитие уровня коммуникативной компетентности студентов.
3. Создание благоприятной образовательной среды, основанной на коммуникативно-ориентированном взаимодействии, а также применение активных и интерактивных форм обучения возможно в разработанном нами спецкурсе «Основы коммуникативной деятельности юриста». Задачами разработанного нами спецкурса являются:
• изучение общих закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия;
• овладение «технологией» коммуникации, т.е. развитие навыков и умений взаимодействия.
В процессе проведения занятий для достижения поставленных целей соблюдаются следующие принципы: активности на занятиях; открытой обратной связи; принцип доверительности в общении; принцип активной позиции в процессе групповой работы [4].
Знакомство с основными терминами и понятиями по проблеме коммуникативной компетентности проводится в форме лекций. На следующем этапе работы предлагаются
различные активные виды деятельности по развитию коммуникативной компетентности: дискуссии, имитационные игры; анализ ситуаций общения, разнообразные упражнения на развитие различных аспектов коммуникативной компетентности (развитие эмпатии, наблюдательности, умения слушать и проч.). Указанные виды деятельности помогают устанавливать благоприятный психологический климат в группе и стимулировать самостоятельную познавательную, творческую деятельность студентов; способствуют развитию умения слушать, задавать вопросы, грамотно вести диалог, активно общаться. В ходе проведения таких занятий с помощью специально разработанных и подобранных заданий участники получают информацию о том, как их воспринимают другие, насколько точно их собственное самовосприятие, формируются их рефлексивные умения. Наряду с аудиторными занятиями, в исследовании предусмотрена и самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Содержание данного спецкурса учитывает исходный уровень развития коммуникативной компетентности студентов, сформированной на занятиях по нормативным дисциплинам. В процессе внеучебной деятельности студентам предлагается участвовать в факультетских и межвузовских мероприятиях, различных конкурсах.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что обеспечение эффективности формирования коммуникативной компетентности у будущих юристов в системе высшего об-
разования возможно:
во-первых, при осознании значимости установления личностно-ориентированного взаимодействия, организации «субъект - субъектного» взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения;
во-вторых, процесс развития коммуникативной компетентности основывается на активных и интерактивных методах и формах;
в-третьих, при внедрении в учебный процесс спецкурса «Основы коммуникативной деятельности юриста», который способствует развитию теоретической и практической составляющих коммуникативной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: монография. - СПб. : Изд-во «ЛЕМА», 2012. - 300 с.
2. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58 с
3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. — М.: Изд. центр "Академия", 2002.
4. Тонтоева Т. В. К вопросу о коммуникативной деятельности юриста [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. № 3. 2016. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2016/03/65327 (дата обращения: 02.08.2016).
Поступила в редакцию 03.11.2016