УДК 37.06
О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
© 2015 г. Л.Ц. Кагермазова, И.В. Абакумова, С.Л. Лунин, Е.О. Щульц
Кагермазова Лаура Цраевна -доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования, Кабардино-Балкарский государственный университет,
ул. Чернышевского, 173, г. Нальчик, 360004. E-mail: [email protected]
Абакумова Ирина Владимировна -доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития, психологический факультет, Южный федеральный университет, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: [email protected]
Лунин Сергей Леонидович -
аспирант, кафедра общей и педагогической
психологии,
Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: [email protected]
Щульц Евгения Олеговна -
аспирант, кафедра общей и педагогической
психологии,
Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: [email protected]
Kagermazova Laura Tsraevna -
Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor,
Professor, Department of Pedagogy and Psychology
of Additional Professional Education,
Kabardino-Balkarian State
University,
Chernyshevskogo St., 173, Nalchik, 360004, Russia. E-mail: [email protected]
Abakumova Irina Vladimirovna -
Doctor of Psychological Sciences, Professor,
Corresponding Member of Russian Academy
of Education, Department of General Psychology,
Psychology Development,
Southern Federal University,
M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia.
E-mail: [email protected]
Lunin Sergey Leonidovich -Post-Graduate Student,
Department of General and Educational Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia. E-mail: [email protected]
Shchults Eugenia Olegovna -Post-Graduate Student,
Department of General and Educational Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia. E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в рамках компетентностного подхода и современной стратегии развития образования в России. Предлагается набор различных практико-ориентированных педагогических технологий по формированию и развитию коммуникативной компетентности студентов - будущих педагогов.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, компетенция, коммуникативная компетентность, поликультурная среда, полилингвальное образование, педагогические технологии.
The article considers the problem of formation of professional communicative competence of future teachers in the framework of the competence-based approach and the modern strategy of development of education in Russia. A set of various practice-oriented teaching technologies to create and develop communicative competence of students-future teachers.
Keywords: competence-based approach in education, competence, communicative competence, multicultural environment, educational technology.
В условиях системной модернизации России, что ныне набирает обороты, выпускнику отечественных вузов недостаточно быть компетентным лишь в своей узкой профессиональной сфере, ему необходимо хорошо ориентироваться и в смежных областях, широком спектре современных технологий и уметь их использовать в практической деятельности. Это в полной мере относится и к будущим педагогам, что закреплено в идеях и положениях Концепции модернизации российского образования на период до 2016 г. При этом в качестве инструмента достижения означенной цели рассматривается компетентностный подход в образовании. Фактически стоит задача готовить специалистов, способных понимать и принимать внутренний мир ребенка, строить взаимоотношения на основе диалога с учащимся в процессе совместной с ними деятельности в целях максимальной реализации их способностей и обеспечения эмоционального благополучия в учебно-воспитательном процессе [1, с. 57; 2, с. 56]. Ведь профессионально-педагогическая компетентность учителя выражается именно в его готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе ценностно-ориентированного отношения к личности ученика. И в этом плане решающую роль способна сыграть коммуникативная компетентность учителя, его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты.
Для эффективной коммуникации (в любой сфере деятельности) характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения, что обеспечивает достижение целей коммуникантов. А что касается профессиональной деятельности педагога, здесь роль коммуникативной компетентности особенна -
именно она обеспечивает эффективность его профессиональной деятельности. Однако формирование коммуникативных компетенций будущего педагога - не простая задача, поскольку на ее решение влияет множество факторов, в том числе особенности развития высшей школы в современной России [3], специфика региональных вузов и культурной среды их функционирования [4, 5], а также политика школьного образования в регионах, направленная на сохранение национально-культурного наследия, т.е. на воспитание личности, готовой и способной жить и работать и в пространстве «малой Родины» - в поликультурной и поли-лингвальной коммуникативной среде. Все это актуализирует обозначенную проблему формирования у педагога высокой коммуникативной культуры.
И хотя в последнее время российская система педагогического образования претерпевает существенные изменения, подготовка учителя начальных классов в наших регионах пока еще не достигла уровня культурно-коммуникативных компетенций, востребованного современным российским обществом.
Наши исследования стратегии и технологий формирования и развития коммуникативной компетентности будущих учителей строились именно с учетом этих соображений.
Понятно, что подготовка учителя начальных классов в современных условиях - на основе ком-петентностного и полилингвального подходов -требует технологического обеспечения учебного процесса, направленного прежде всего на развитие педагогических, информационно-коммуникативных
компетенций будущего учителя и формирования у него опыта самостоятельной работы. Здесь, как показывает наш опыт, незаменима технология ПИТ — «Познание - интерпретация - творчество», обеспечивающая развитие профессионально-педагогических и информационно-коммуникативных компетенций. Эффективность данной технологии определяется целым рядом показателей: способностями студентов интерпретировать полученные знания, трансформировать гуманитарные знания и общекультурный опыт и в педагогическую деятельность, анализировать педагогические объекты и явления, понимать и обосновывать педагогические закономерности и базироваться на них при проектировании педагогической практики [6, с. 50].
Эффективна также и технология (метод) кейсов (Case study), позволяющая осмыслить педагогическую ситуацию и найти оптимальное ее решение. Этот метод обеспечивает формирование интереса студентов к своей деятельности, активизирует его интеллектуальный потенциал.
Очевидно, что неотъемлемым элементом коммуникативной культуры современного педагога является информационно-коммуникативная компетентность - способность самостоятельно работать в информационно-коммуникативном пространстве, находить и использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в полилингвальном образовательном пространстве, передавать информацию в процессе диалога и взаимодействия в по-лилингвальной образовательной среде, рефлексировать педагогическую позицию в конкретной ситуации взаимодействия «учитель-ученик» [7, с. 174].
Нами разработано и апробировано научно -методическое электронное обеспечение целого ряда педагогических дисциплин, призванных развивать коммуникативные компетенции будущего педагога. В их числе электронные учебники по следующим дисциплинам: «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология» с педагогическими ситуациями, педагогическими задачами, задания для самостоятельной работы, электронные учебные программы и учебные пособия.
Были организованы спецкурсы «Коммуникативная компетентность педагога», «Искусство общения и достижения согласия», «Психология делового общения» для бакалавров педагогического факультета КБГУ.
Предлагаемые спецкурсы позволяют вооружить будущих педагогов дополнительными знаниями, помочь овладеть специальными умениями
и навыками, а также способствуют осмыслению задач и функций их коммуникативной деятельности. Спецкурсы содержат материалы, отражающие региональные и национальные особенности. Программа данных спецкурсов таким образом должна корректировать недостатки, существующие в формировании коммуникативной компетентности будущих педагогов.
Одним из условий, без которых невозможно приобретение коммуникативных умений в образовательном процессе, является использование активных форм обучения, таких как метод анализа конкретных ситуаций и метод ролевых и имитационных игр. Коммуникативная компетентность формируется в процессе обучения, воспитания, решения педагогических задач и выступает средством познания и реализации личности в процессе общения и деятельности.
В целях формирования готовности будущих педагогов к коммуникативной деятельности была разработана специальная программа занятий, направленных на решение проблемных задач (моделирование коммуникативных ситуаций, непосредственное участие в разрешении проблемных ситуаций, анализ устных и письменных текстов на решение коммуникативных задач; риторические игры) [6, с. 52].
Как выяснилось, наиболее эффективно коммуникативная компетентность развивается и формируется в процессе выполнения со студентами коммуникативных упражнений, проведения деловых игр и тренингов. Судя по всему, именно эти активные формы обучения помогают будущим специалистам осознавать свои коммуникативные действия, оценивать их конструктивность и воздействие на окружающих, развивают адекватную самооценку, умение слушать и слышать собеседника.
Особое место среди предлагаемых нами технологий занимает деловая игра, позволяющая студентам раскрыть педагогическую позицию в учебной или воспитательной ситуации (которая может возникнуть во время педагогической практики в полилин-гвальной образовательной среде школы); приобрести опыт воспринимать позицию ученика-представителя той или иной национальности, объяснить сложившуюся ситуацию с иной точки зрения, а студенту, выступающему в роли учителя, - строить диалог с учащимся, учитывая его национальную принадлежность и опыт культурного воспитания в семье.
Однако в описанном множестве проблем, возникающих в процессах формирования коммуникативной компетентности педагога, первостепенного внимания заслуживают те, которые связаны непо-
средственно с изучением сущности профессионального общения педагога, определением структуры компетентности педагога в профессиональном общении, а также выявлением психолого-педагогических критериев её оценки [8].
Как известно, высокий уровень сформирован-ности коммуникативной культуры педагога характеризуется следующими компетенциями: он понимает необходимость овладения коммуникативной культурой, проявляет осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия, к пониманию сущности психического взаимодействия, способам формирования личности в процессе общения. Умеет в достаточной мере создавать атмосферу сотрудничества, взаимодоверия, взаимопонимания в общении. Способен преодолевать возникающие в процессе общения проблемы, психологические барьеры.
Педагога отличает также высокая коммуникабельность, он умеет использовать весь арсенал вербальных и невербальных средств общения, демонстрирует правильность, нормативность речи, спокойный, доброжелательный тон, уместный темп, правильное интонирование предложений, соблюдение логических пауз и ударений, уместное использование выразительных средств языка, обеспечивает хорошую речевую среду для собеседника [9].
Учитывая все изложенное и принимая во внимание основные функции педагога, мы придерживались следующих критериев оценки сформиро-ванности коммуникативной компетентности будущего специалиста: мотивационный компонент (осознание роли, значимости коммуникативных качеств в профессиональной деятельности; наличие ценностной мотивации к изучению коммуникативной составляющей педагогической деятельности; когнитивный (психологические, педагогические и этико-правовые знания; знание языка и владение его нормами; владение национальным языком учащихся, знание особенностей национальной культуры, менталитета; представление о роли и месте педагога в социуме, его коммуникативной подготовке как части профессиональной); операционно-деятельностный (система коммуникативных умений: перцептивные, речевые, гностические и умения управления коммуникативным процессом); личностный - развитость психологических характеристик, являющихся составной частью способности к коммуникативной деятельности будущего педагога (требования, предъявляемые коммуникативной деятельностью к познавательным, эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным
состояниям: сдержанность, стабильность, стрессо-устойчивость, самообладание и др.); развитость психолого-педагогических качеств, ориентированных на совершенствование коммуникативной деятельности педагога (самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоонализу, саморегуляции, самоконтролю поведения); развитость психолого-педагогических качеств, направленных на создание эффекта обаяния (эмпатичность, визуальность, красноречивость).
В соответствии с этими критериями выделены три уровня сформированности коммуникативной компетентности - высокий, средний, низкий [1, с. 57]. Все это является частью процесса подготовки школьных учителей в КБГУ. Ежегодно проводится анкетирование студентов-бакалавров 4-5-х курсов педагогического факультета в целях контроля уровня сформированности их коммуникативной компетентности. Анализ многолетних результатов позволил выделить существенные признаки последней. Так, более 50 % студентов после прохождения практики начинали принимать будущую педагогическую деятельность как сферу своей самореализации, осознавать свои профессиональные способности, становились более уверенными в своих действиях, у них формировалось позитивное отношение к профессии и мотив овладеть ею, возникали положительные коммуникативные взаимодействия с учащимися. До 60 % студентов овладели ориентировочной основой педагогической работы, которая включает не только образ результата своей деятельности, но и целостный процесс его достижения. От 80 до 90 % студентов на собственном опыте, в процессе практики в школе апробировали различные способы решения проблемных вопросов в межличностных отношениях с учащимися, а также решали вопросы предупреждения и коррекции конфликтных ситуаций в системе «учитель - ученик». Большинство студентов овладевают также способами рефлексии, самоконтроля, самооценки своих действий.
На наш взгляд, приведенные данные можно считать подтверждением сформированности коммуникативной компетентности студентов - будущих учителей на приемлемом уровне. Анализ опыта КБГУ позволил выявить условия, способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов в системе высшего педагогического образования:
- развитие положительной мотивации в процессе формирования коммуникативной компетентности;
- внедрение в педагогический процесс спецкурсов «Коммуникативная компетентность педагога», «Искусство общения и достижения согласия», «Психология делового общения» в сочетании с курсами общего блока психолого-педагогической подготовки;
- реализация активных форм и методов обучения (проблемные лекции, дискуссии, ролевые игры, тренинги);
- направленность содержания, форм, методов и приемов обучения на формирование коммуникативных умений и навыков будущих специалистов в условиях поликультурной и полилингвальной среды.
Перспективные направления исследования проблемы, на наш взгляд, связаны с формированием коммуникативной компетентности у студентов на каждой ступени их профессионального образования и на основе специализированных технологий, а также с формированием у будущих педагогов целостных систем коммуникативных компетенций конкретной, заранее заданной (проектной) идентичности - «модератор», «интерлокер», «навигатор», «старший друг», «третейский судья», «культуролог», «эстет и стилист педагогической коммуникации» и другие, как это предлагается в [9, 10].
Литература
1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении // Российский психол. журн. 2007. Т. 5, № 4. С. 56-58.
2. Кагермазова Л.Ц. Трансформация личностных особенностей студентов - будущих педагогов в период модернизации образования // Российский психол. журн. 2007. Т. 4, № 4. С. 55-62.
3. Тхагапсоев Х.Г. На путях в миражи? (к современным стратегиям развития образования в России) // Высшее образование в России. 2012.
№ 7. С. 21-29.
4. Карамурзов Б.С. Региональный вуз в современной России // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 59-64.
5. Тхагапсоев Х.Г. Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 38-42.
6. Кагермазова Л.Ц. Типология коммуникативных стилей у будущих учителей // Казанский пед. журн. 2007. № 6. С. 49-55.
7. Кузнецова Е.В. О коммуникативной компетентности социального педагога // Подготовка специалиста в области образования : сб. науч. ст. Чебоксары, 2006. С. 173-175.
8. Тармаева Е.В. Готовность будущих учителей к педагогическому общению // Вестник Бурятского ун-та. Серия 7. Педагогика. 2006.
Вып. 14. С. 126-134.
9. Тхагапсоев Х.Г. Компетентностное образование: к проблеме воплощения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 71-76.
10. Гатиатуллина Э.Р., Тхагапсоев Х.Г. Идентичность: к проблемам методологии // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4. С. 16-23.
Поступила в редакцию 29 января 2015 г.