УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ НА ОСНОВЕ ТАКТИЧЕСКОГО МАНЕВРИРОВАНИЯ В СПОРТИВНОМ ПОЕДИНКЕ Дымбрылов Б.П.
Дымбрътов Булат Пурбожапович - магистрант, кафедра спортивных дисциплин и методики их преподавания, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: данная статья посвящена проблеме совершенствования управления процессом технико-тактической подготовки юных тхэквондистов на основе тактического маневрирования в спортивном поединке. Одним из критериев успешной реализации технико-тактической подготовки является прочно сформированный двигательный навык, закладывающийся на этапе начальной подготовки. В тхэквондо существует определенный спектр базовых движений, являющихся основой для более сложных атакующих и защитных действий, применяемых в поединке.
Ключевые слова: поединок, технико-тактическая подготовка, тхэквондо, маневрирование, спортсмены-тхэквондисты, внедрение.
Введение. Актуальность работы заключается в том, что высокими требованиями к технико-тактической подготовке юных тхэквондистов в современном тхэквондо, где эффективность технико-тактических действий обусловлена сформированностью двигательных навыков, которые закладываются на начальном этапе обучения. Перспективность и значимость исследования подтверждена собственными результатами, отражающими детерминацию между
индивидуально-психологическими особенностями и эффективной реализацией технико-тактических действий спортсменов-тхэквондистов в спортивном поединке.
Таким образом, целью написания работы является рассмотрение управления процессом технико-тактической подготовки юных тхэквондистов на основе тактического маневрирования в спортивном поединке.
Объект: учебно-тренировочный процесс.
Предмет: методы управления совершенствования технико-тактических действий.
Гипотеза: предполагается реализация тактического маневрирования, значительно повысит эффективность спортивной подготовки.
В соответствии с целью и гипотезой определена задача:
1) Выявить основные закономерности технико-тактической подготовки на основе маневрирования в единоборствах.
Методы и организация исследования. Для реализации поставленной цели мы разработали методику формирования базовых двигательных действий на основе совершенствования психологического компонента ориентировочной части обучения (рис.1) [2].
Рис. 1. Модель (схема) методики формирования юных тхэквондистов базовых двигательных действий технико-тактической подготовки на основе совершенствования психологического компонента в ориентировочной части обучения
Этапы: диагностирующий, формирующий, контрольно-диагностирующий
Рис. 2. Модель (схема) Диагностирующий этап
1)Изучнть современное состояние технико-такшческой подготовки в тхэквондо;
2) Выявить взаимосвязь между эффективностью базовых двигательных действий и результативностью соревновательной деятельностью тхэквондистов;
3) Выявить индивидуальные психологические особенности, обуславливающие эффективность освоения базовых двигательных действий у спортсменов;
4) Совершенствование индивидуально -психологических особенностей, обуславливающих эффективную реализацию технико-тактических действий;
^Совершенствование техннко-тактнчекнх действий;
Рис. 3. Модель (схема) Формирующий этап
1) Анализ литературных источников, беседы сс специалистами, просмотр видеоматериалов н фото;
2) Анализ результатов соревнований с участием квалифицированных спортсменов;
3) Применение методов математической статистики, анализ учебно-треннровочных н соревновательных поединков;
4) Психотехники, развивающие психологические игры, педагогические средства (беседы ннднвндульные и групповые)
3) Применение имитационных ситуативных моделей поединков различной сложности
Рис. 4. Модель (схема) Контрольно-диагностирующий этап
Исследование проводилось на базе спортивно- профессионального клуба «РОО ШОТ АльфА» московской федерации развития тхэквондо ВТФ. В констатирующей части исследования приняли участие спортсмены-тхэквондисты (20 чел.) 15-17 лет, имеющие квалификацию кандидата в мастера спорта (КМС) и первый разряд. В формирующей части эксперимента участвовали спортсмены-тхэквондисты 8-9 лет, не имеющие спортивной квалификации (60 чел.). Спортсмены 8-9 лет были поделены на контрольную и экспериментальную группу по 30 человек в каждой.
Результаты и их обсуждение. Проводился анализ видеозаписей выступлений спортсменов 15-17 лет в открытом турнире чемпионата России, а также исследовались их индивидуально-психологические особенности.
Методика включает в себя два блока: теоретико-методологический; организационно формирующий [1].
Теоретико-методологический блок отражает теоретическое обоснование подходов реализации организационно формирующего блока.
Организационно-формирующий блок включает три этапа:
1. Диагностирующий, в процессе которого осуществлялась диагностика технико-тактических действий и индивидуально-психологических особенностей.
2. Формирующий, направленный на подбор средств, методов, условий для решения поставленных задач (психологические средства, имитационные ситуации соревновательных поединков, двигательные тесты на развитие пространственно-временных и сенсомоторных ощущений). Спортсмены экспериментальной группы в течение 6-ти месяцев осваивали психолого-педагогические средства, направленные на умение создавать позитивные мысленные образы и концентрировать на них внимание; снижать произвольно тонус мышц; мгновенно распределять и переключать внимание. Названные умения способствуют развитию и совершенствованию индивидуально-психологических особенностей (ощущение, восприятие, представление, интуиция, антиципация, внимание, мышление, рефлексия), имеющих детерминацию с эффективностью реализации технико-тактических действий. Значимым дополнением к развитию психических процессов является формирование идеомоторных ощущений двигательных действий. Идеомоторные ощущения формировались с применением ментального видеотренинга с целью создания более прочных связей между образом движения и двигательным навыком. Предварительно перед освоением психологических средств со спортсменами проводилась беседа, направленная на создание представлений о предстоящей деятельности. Всего было проведено 72 занятия с применением вышеуказанных средств продолжительностью 10-15 минут в зависимости от назначения.
3. Контрольно-диагностирующий является заключительным. Основной задачей данного этапа является экспериментальная оценка результативности совершенствования технико-тактических действий и соревновательной результативности.
Анализ результатов формирующего педагогического эксперимента позволил констатировать:
- повышение показателей эффективности технико-тактических действий спортсменов экспериментальной группы [3];
- совершенствование индивидуально-психологических особенностей, обусловливающих эффективное освоение технико-тактических действий [4];
- увеличение динамики победителей в экспериментальной группе по отношению к контрольной (рис. 5).
80,00%
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
1-й месяц 2-ймосяц 3-й месяц 4-й месяц 5-й меся
Рис. 5. Динамика увеличения победителей спортсменов-тхэквондистов экспериментальной и контрольной групп в товарищеских поединках
Заключение. Таким образом, разработанная методика, направленная на совершенствование процессов освоения технико-тактической подготовки юных тхэквондистов на основе тактического маневрирования, позволяет повысить результативность соревновательной деятельности тхэквондистов. Имеет теоретическую содержательность и практическое применение.
Список литературы
1. Бакулев С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев,
A.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 1 (35). С. 13-17.
2. Илясова Н.В. Психологическая подготовка юных спортсменов дзюдоистов на основе дифференцированного подхода / Н.В. Илясова // Спортивный психолог. 2014. № 1(32). С.59.
3. Рогулева Л.Н. Подходы к проблеме формирования личностной готовности к спортивной деятельности у юных футболистов 8-10 / Л.Н. Рогалева // Спортивный психолог. 2014. № 1(32). - С. 9-11.
4. Смоленцева В.Н. О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте: учебно-методическое пособие / В.Н. Смоленцева. 2-е изд., доп. Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. 144 с.
5. Шадрин В.М. Психологические основы формирования двигательного навыка /
B.М. Шадрин. Казань, 2015. 175 с.