Научная статья на тему 'Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства'

Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТХЭКВОНДО / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЭТАП ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Симаков Александр Михайлович

В статье рассмотрены особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства. Рациональное построение эффективной системы подготовки спортсменов, предполагает стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях. По существу, система подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства, является максимальной реализацией спортсменов и достижения ими максимальных результатов вплоть до побед на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Симаков Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of the highest sports skill

The article considers the features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of the highest sports skill. Rational creation of the effective system of training of athletes assumes stability of demonstration of high sports results at regional, All-Russian and international official sports competitions. In its essence, the system of training of athletes at the stage of the highest sports skill is the maximum realization of athletes and achievement of the maximum results by them up to the victories in the European championships, the World and the Olympic Games.

Текст научной работы на тему «Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства»

взаимодействие с представителями разных национальностей на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, строить доброжелательные, открытые и конструктивные отношения для дальнейшего совершенствования взаимоотношений в разных сферах человеческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н.М. Бо-рытко. - Волгоград : Перемена, 2001. - 181 с.

2. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. -№ 1. - Режим доступа : http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 01.03.2017).

3. Каюмова, Л.А. Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Каюмова Л.А. - Казань, 2010. - 22 с.

4. Ковров, В.Ф. Проблемы гармонизации межнациональных отношений в Республике Башкортостан : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Ковров В.Ф. - Уфа, 2000. - 22 с.

5. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Маркова Н.Г. - Казань, 2010. - 35 с.

6. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 01.03.2018).

REFERENCES

1. Boritko, N.N. (2001), In the space of educational activity: monograph, The Change, Volgograd.

2. Ippolitova, N. and Sterkhova, N. (2012), "Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification", General and Professional Education, No. 1, available at: http://genproedu.com/pa-per/2012-01/full_008-014.pdf.

3. Kayumova, L.A. (2010), Formation of the culture of interethnic relations among adolescents through the means of choreographic art, dissertation, Kazan.

4. Kovrov, V.F. (2000), Problems of harmonization of interethnic relations in the Republic of Bashkortostan, dissertation, Ufa.

5. Markova, N.G. (2010), Formation of culture of interethnic relations of students in polycultural educational space, dissertation, Kazan.

6. Collegiate Dictionary of Psychology and Pedagogy, available at: https://psychology_peda-gogy.academic.ru

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.04.2018

УДК 796.856.2

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой бокса, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассмотрены особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства. Рациональное построение эффективной системы подготовки спортсменов, предполагает стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на

региональных, всероссийских и международных официальных спортивных соревнованиях. По существу, система подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства, является максимальной реализацией спортсменов и достижения ими максимальных результатов вплоть до побед на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

Ключевые слова: интегральная подготовка, тхэквондо, учебно-тренировочный процесс, физические качества, этап высшего спортивного мастерства.

FEATURES OF INTEGRATED SYSTEM OF PREPARATION IN TAEKWONDO AT THE STAGE OF THE HIGHEST SPORTS SKILL

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Rector, Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chairman,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of the highest sports skill. Rational creation of the effective system of training of athletes assumes stability of demonstration of high sports results at regional, All-Russian and international official sports competitions. In its essence, the system of training of athletes at the stage of the highest sports skill is the maximum realization of athletes and achievement of the maximum results by them up to the victories in the European championships, the World and the Olympic Games.

Keywords: integrated preparation, sensitive period, taekwondo, educational and training process, physical qualities, stage of sports specialization.

Интегральная подготовка в тхэквондо складывается из рационального объединения всех составляющих подготовки в их взаимовлиянии и взаимодополнении, реализуемая на всех этапах спортивной подготовки она позволяет обеспечить непрерывность учебно-тренировочного процесса и учесть возрастные особенности занимающихся. Реализация такой «мета-тренировки» (по аналогии с мета-курсом в педагогике, реализующим межпредметные связи и личностно-ориентированный подход в обучении) возможна только в рамках индивидуализированной системы подготовки - научного направления, развиваемого на кафедре теории и методики бокса. Реализация индивидуализированной системы подготовки осуществляется на основе объективной обратной связи между тренером и спортсменом, т.е. непрерывным мониторингом на протяжении всего учебно-тренировочного процесса [1, 2, 6, 7].

1. Особенности системы интегральной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства

Минимальный возраст для зачисления в группы на этап высшего спортивного мастерства, согласно федеральным стандартам спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо, соответствует 16 годам.

На этапе высшего спортивного мастерства реализуются следующие задачи:

- достижение результатов уровня спортивных сборных команд Российской Федерации;

- повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях; (https://minsport.gov.ru/2018/Prikaz36ot19012018.pdf).

Особенности осуществления спортивной подготовки на этапе высшего спортивного мастерства по виду спорта тхэквондо, является составление индивидуальных планов спортивной подготовки с учётом весовых категорий, а также составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели

(https://minsport.gov.ru/2018/Prikaz36ot19012018.pdf).

Интегральная подготовка на этапе высшего спортивного мастерства, это система всех компонентов подготовки тхэквондиста высокой квалификации, состоящая из физической, технической, тактической, психологической и интеллектуальной. Каждый компонент интегральной подготовки имеет конкретную специфическую направленность. Направленность - это комплекс целей спортсмена, к которому он неукоснительно придерживается. Физическая - развивает физические и функциональные качества. Техническая -состоит из ударов руками и ногами, а также защитных действий - обеспечивает эффективность и экономичность технических действий, совершенствование и реализацию комбинаций и технико-тактических комплексов в условиях соревновательного поединка, с учётом индивидуальных антропометрических, психофизиологических и других особенностей спортсменов. Психологическая - формирует (регулирует) психические предстартовые состояния спортсмена и характерологические (личностные) качества, а также помогает справляться с эмоциями. Тактическая - направлена на разработку и совершенствование способов тактических заготовок атакующих, контратакующих и защитных действий. Интеллектуальная - обеспечивает повышение уровня специальных знаний о биомеханических закономерностях спортивных движений, функциональных возможностях спортсмена, так же о построении учебно-тренировочного процесса.

Анализ соревновательной деятельности, показал, что спортсмены не полностью реализуют свой потенциал, в связи с тем, что тренеры и сами спортсмены не всегда комплексно рассматривают систему подготовки. [3]

2.1 Физическая подготовка

На этапе высшего спортивного мастерства основное внимание в физической подготовке необходимо уделять индивидуальному совершенствованию физических качеств спортсмена. Учебно-тренировочный процесс необходимо строить с учетом увеличения значимости физических качеств, которые оказывают значительное влияние на результативность и уменьшения влияния незначительных и малозначимых физических качеств, оказывающих на результативность спортсмена. Выступление тхэквондиста на крупнейших соревнованиях, таких как чемпионат Европы, мира и Олимпийские игры происходит на пределе моральных и физических сил, в связи с этим он не должен тратить силы на совершенствование малозначимых или неиспользуемых физических качеств. Наибольший интерес на этапе высшего спортивного мастерства представляет специальная физическая подготовка высококвалифицированных тхэквондистов. Высокий уровень функциональной подготовленности тхэквондиста, это основная задача специальной физической подготовки, которая обеспечивает совершенствование технико-тактического мастерства и максимального уровня подготовленности к соревнованиям. Специальная физическая подготовка тхэквондистов на этапе высшего спортивного мастерства отвечает специфике избранного вида спорта. По виду спорта тхэквондо, в федеральных стандартах спортивной подготовки, определены уровень влияния физических качеств на результативность (таблица 1) [6].

Таблица 1 - Физические качества (https://minsport.gov.ru/2018/Prikaz36ot19012018.pdf)

Физические качества и телосложение Уровень влияния

Скоростные способности 3

Мышечная сила 2

Вестибулярная устойчивость 3

Выносливость 2

Гибкость 2

Координационные способности 3

Телосложение 1

Условные обозначения: 3 - значительное влияние; 2 - среднее влияние; 1 - незначительное влияние

Как следует из таблицы, наиболее значимые физические качества, оказывающие значительное влияние на результативность по виду спорта тхэквондо это: скоростные

способности, вестибулярная устойчивость, координационные способности, среднее влияние оказывают мышечная сила, выносливость и гибкость [6]. К средствам физической подготовленности тхэквондиста относятся не только базовые упражнения, которые находят свое применение в учебно-тренировочных и соревновательных поединках, а также специальные упражнения, за счет применения которых формируются специализированные двигательные качества, такие как: быстрота, координация, сила, выносливость, необходимые тхэквондисту в соревновательных условиях. Подбор средств физической подготовки, должен придерживаться разнообразных условий проявления физических качеств тхэквондиста, с учетом непосредственного контакта с соперником, протекающего в быстро меняющейся ситуации поединка. Ацикличность двигательной деятельности, проявление комбинированных нервно-мышечных усилий, эмоциональная напряженность требуют высокого уровня развития и проявления быстроты, координации, силы и выносливости. Развитие и совершенствование специальных двигательных навыков тхэквондиста требуют комбинированного подхода к формированию двигательных качеств. Избирательное развитие определённого качества возможно только при хорошем развитии наиболее значимых двигательных качеств необходимых в тхэквондо. Однако надо соблюдать определённую пропорцию развития, чтобы развитие одних двигательных качеств ни в коей мере не снижало уровня развития других. Развитие физического качества быстрота, необходима для динамичного ведения поединка в тхэквондо. Быстрота одиночного движения, чаще всего, проявляется в локальных действиях тхэквондиста, которые, объединяясь, образуют простые, сложные и комбинационные действия. При выполнении этих действий ведущую роль играют скоростные качества. Составным компонентом быстроты движений является быстрота реакции. Ещё одним составляющим компонентом быстроты является частота движений или ритм тхэквондиста. Высокий уровень развития быстроты реакции и быстроты движений создает идеальную модель «скоростного» тхэквондиста. Надо отметить, что тхэквондисту необходимо для совершенствования общей быстроты, развивать быстроту в локальных движениях (отдельных фазах ударов ногами, руками, защитных действиях), а также быстроту простой и сложной реакции (в обманных, ложных, защитных действиях, контратаках, связках и комбинациях). Формы проявления скоростных качеств тхэквондиста играют важную роль при комбинационных атакующих и контратакующих действиях, где быстрота оперативно-тактического мышления имеет основополагающее значение. Ещё одним из основополагающих специальных физических качеств тхэквондиста являются координационные способности. Координационная направленность двигательных действий проявляется в соревновательной обстановке за счёт точности движений, выполняемых технических действий, высокой их координации и максимальной быстроты. Что позволяет более качественно выполнять сложные по координации, атакующие и контратакующие действия в условиях активного противодействия соперника. На этапе высшего спортивного мастерства сложно-координационная направленность учебно-тренировочных занятий осуществляется путем применения в ее содержании всех наиболее важных двигательных качеств для тхэквондистов. Для развития двигательно-координационной подготовки тхэквондиста большое значение имеет уровень развития специальных качеств: гибкость, взрывная сила и специальная ловкость. Качество ловкость в тхэквондо играет большое значение, так как неожиданно проявляется в экстремальных и нестандартных ситуациях в тренировочных и соревновательных поединках, для решения сложных технико-тактических задач в условиях ограниченного времени. Большая доля присутствия ловкости в специальной подготовке тхэквондиста оказывает серьёзный отпечаток на систему обучения и совершенствования, атакующих и контратакующих действий, а так же их использования в условиях соревновательной деятельности. Одним из важнейших качеств тхэквондиста является выносливость, от этого физического качества часто зависит не только результат поединка, но и исход соревнований при всех прочих равных сторонах мастерства. Повышая, функциональные возможности организма тхэквондиста мы

закладываем основу для его дальнейшей двигательной деятельности, которая протекает в соревновательных поединках. На сегодняшний день, соревновательные поединки проходят в условиях высокого темпа и плотного противоборства, которые требуют больших проявлений максимальной и взрывной силы, в связи с этим для развития этих качеств необходим скрупулёзный подбор специализированных упражнений. Основным критерием в их подборе является соотношение параметров внутренней и внешней структуры специализированного упражнения тактическим заготовкам, излюбленным ударам или сложным технико-тактическим действиям. Для успешного выступления в соревнованиях высокого уровня необходимо в физическом плане подготовить тхэквондиста, чтобы он смог с 4-5 и более соперниками проводить поединки в течение одного дня, как часто это случается в современных соревнованиях. Для этого необходимо в учебно-тренировочных занятиях выполнение работы с высокой интенсивностью и большим объемом. Специализированные физические упражнения должны сочетаться с промежутками отдыха достаточными для восстановления спортсмена. На протяжении макроцикла, регулярные тренировки оказывают на организм кумулятивный эффект, который создаёт тхэквондисту запас прочности, необходимый для выступления в ответственных соревнованиях. В связи с этим учебно-тренировочный процесс необходимо строить так, чтобы физическая нагрузка отвечала возможностям организма, не переходя верхнего порога ограничения. Всё это позволит перевезти организм спортсмена из исходного состояния в более высокое новое, функциональное состояние. Средства, способствующие повышению функциональных состояний и возможностей организма, являются повторные нагрузки. Правильное использование чередования нагрузки с отдыхом позволит получить срочный тренировочный эффект. В учебно-тренировочных занятиях необходимо учитывать компоненты физической нагрузки, это мощность упражнений и продолжительность их выполнения, циклический или ациклический характер упражнений, режим работы, продолжительность отрезков отдыха между упражнениями. Используя эти компоненты в различных сочетаниях, мы можем получить необходимый нам тренировочный эффект, при наименьших затратах сил и времени. На этапе высшего спортивного мастерства дальнейшее формирование специальных физических качеств необходимо совершенствовать на основе индивидуальных особенностей тхэквондиста. Совершенствуя эти качества, следует отдавать предпочтение подводящим и специализированным упражнениям с партнером. Они по своей динамике и структуре должны быть сходны с техническими действиями тхэквондиста. Сближение учебно-тренировочных занятий с соревновательной деятельностью, являются одним из основных на этапе высшего спортивного мастерства у тхэквондистов высокого класса. Ещё одной основной задачей на этапе высшего спортивного мастерства по дальнейшему совершенствованию специальных физических качеств, стала увеличение функциональных возможностей в целях создания фундамента общей и специальной тренированности, которая характеризуется высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Спортивная подготовка тхэквондистов строится с учётом того, что частные задачи должны помогать решению главных задач соревновательной подготовки.

2.2 Техническая подготовка

Техническая подготовка на этапе высшего спортивного мастерства целенаправленна на дальнейшее изучение и совершенствование новых атакующих сложнокоордина-ционных ударов ногами, контратакующих ударов руками и ногами, их комбинационных сочетаний в постоянно усложняющихся условиях, с дальнейшим их применением в соревновательной обстановке. Совершенствование ранее изученных ударов, но уже в новых комбинациях и связках, в разной интерпретации тактической подготовки, с последующей реализацией их в различных по сложности условиях, которые моделируют соревновательную деятельность. Дальнейшее совершенствование техники тхэквондиста должно происходить с учетом специфики соревновательной деятельности, в рамках правил и регламента проведения соревнований по виду спорта. Технический арсенал тхэквондиста должен

соответствовать уровню его подготовки, который позволит ему свободно реализовывать его в тренировочных и соревновательных условиях. Совершенствуя технику тхэквондиста нужно добиваться такой точности двигательных действий и их вариативности выполнения, чтобы они под воздействием сбивающих факторов не разрушались и в состоянии любой степени утомления выполнялись результативно. Этого можно добиться за счет применения их в учебно-тренировочных поединках, проводимых с частой заменой партнеров и увеличении времени раунда. Так же надёжность двигательных действий можно увеличить за счет совершенствования излюбленных ударов, излюбленных связок на фоне утомления в условиях пониженной работоспособности. Техника и тактика тхэквондо в соревновательных поединках неразрывно связана между собой. В связи с этим, в процессе обучения и совершенствования эти стороны подготовки надо изучать комбинированно, с учетом квалификации спортсмена и изменения их процентного соотношения. Одним из путей совершенствования технико-тактического мастерства является моделирование отдельных фрагментов поединка в учебно-тренировочных занятиях. Составляются модельные ситуации фрагментов поединка, которые создают необходимые условия спортсмену для её реализации и достижения конкретного тренировочного эффекта. При помощи этих модельных ситуаций фрагментов поединка, решаются задачи технико-тактического совершенствования, а также повышения функциональной кондиции тхэквондистов. Проводятся они интервальным методом, изменяя временные промежутки работы и отдыха в учебно-тренировочных и моделирующих соревновательную деятельность поединках. Повышать скорость технических действий в поединке необходимо за счёт повышения физических качеств и тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В техническом мастерстве, навык должен достигать такой прочности, чтобы он не разрушался под воздействием различных сбивающих факторов и в состоянии разной степени утомления выполнялся результативно. Высокий уровень технико-тактического мастерства тхэквондиста является залогом высокого спортивного результата. Изменения правил и регламента проведения соревнований неизменно отражаются на основах методики подготовки тхэквондистов. Техническое совершенствование тхэквондиста должно происходить с учетом специфики изменений в правилах соревнований по тхэквондо и их регламенте проведения. Решать их необходимо за счёт повышения уровня развития скоростно-сило-вой подготовленности, волевых качеств, а также индивидуальной работы над нюансами технико-тактического мастерства тхэквондиста. Расширяя технический арсенал тхэквондиста, мы позволяем формировать новые комбинации, которые создают оригинальные технико-тактические заготовки и комплексы, отражающие индивидуальность тхэквондиста. При подготовке тхэквондиста необходимо моделировать условия предстоящих соревнований, которая должна предусматривать готовность спортсмена к преодолению возникающих сбивающих факторов, а также препятствий различной степени трудности, возникающих в соревновательной деятельности, это характеризует помехоустойчивость спортсмена. В условиях соревновательной деятельности помехоустойчивость может быть физической, технической и психологической. Под помехоустойчивостью понимается способность тхэквондиста сохранять в той или иной степени биомеханическую (техническую) структуру движения (физическую, психологическую) в условиях воздействия на спортсмена неблагоприятных деформирующих факторов, которые исходят от соперника. Технику соревновательных действий тхэквондиста можно подразделить на две составляющие. Первая составляющая, это интегральные показатели результативности, которые определяются количеством одержанных побед и, в конечном счете, занятых местах в соревнованиях. Вторая составляющая, это дифференциальные (парциальные) показатели эффективности, которые определяются надежностью выполнения техники, ее объемом и разнообразием технического арсенала. Надежность выполнения техники складывается из ее стабильности, экономичности и устойчивости к сбивающим факторам, а также разнообразной вариативности в изменяющихся условиях поединка. Объем техники и разнообразие

технического арсенала очень важны для тхэквондиста, в виду того, что его соревновательная деятельность наполнена постоянно изменяющими соревновательными ситуациями [4].

2.3 Тактическая подготовка

Тактическую подготовку на этапе высшего спортивного мастерства в тхэквондо необходимо рассматривать с учетом индивидуального уровня технической, физической, психологической и интеллектуальной подготовленности конкретного спортсмена (Дах-новский В. С., Лещенко С. С., 1989; Туманян Г. С., 1997; Матвеев Л. П., 1999; Платонов В.Н., 2004; Мунтян В. С., 2006) [3, 6]. Система специальных тактических знаний, высокий уровень развития двигательных и координационных способностей, а также огромный опыт участия в соревнованиях различного уровня, обеспечивают тхэквондисту высокую результативность. Техника, как компонент реализации, является основным средством для решения тактических задач. Совершенствование и обогащение технического арсенала является основным условием роста тактического мастерства. Составляющими спортивного мастерства тхэквондиста, являются техническая подготовка совместно с тактикой подготовкой, а остальные стороны подготовки дополняют их. Повышение тактического мастерства тхэквондиста происходит за счет овладением знаниями, умениями и навыками тактической подготовки. Тактическое мастерство тхэквондиста основывается на его способностях к оперативному тактическому мышлению в сочетании со специализированными умениями и навыками, которые направлены на реализацию тактических задач атакующих или контратакующих действий, влияющих на результативность реализации технических действий. Совершенствование технических действий тесно связано с формированием тактических стереотипов, которые реализуются в различных вариантах, с учетом индивидуальных особенностей и излюбленных ударов тхэквондиста. Искусство ведения поединка в тхэквондо, это умение выбора способов и средств, для решения определенных тактических задач в достижении поставленной цели, как в тренировочном поединке, так и в соревновательном. В соревновательных поединках, при прочих равных антропометрических данных, двигательных качествах, технической подготовленности, состояниях соперников, победителем становится, тот тхэквондист, который сумеет своевременно и рационально реализовать в поединке технико-тактические заготовки, соответствующие сложившейся ситуации. Реализация технико-тактических заготовок происходит при использовании благоприятных условий, которые возникают в ходе поединка или искусственно создаются самим спортсменом. Повышение знания и умения пользоваться различными способами тактической подготовки в поединках, будут приобретаться и улучшаться в том случае, если перед тхэквондистом постоянно ставятся задания, которые постоянно усложняются в учебно-тренировочных и соревновательных поединках. Эти задания непосредственно влияют на развитие оперативного тактического мышления и способности эффективно действовать в самых различных тренировочных и соревновательных условиях, способствуют совершенствованию индивидуальных технико-тактических действий. Технико-тактические задания, которые реализуются в боевой практике, позволяют определить уровень подготовленности различных сторон тхэквондиста, а также способствуют повышению интереса к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям, создают творческую обстановку, развивают инициативу и активность спортсменов. Повышение уровня тактической подготовки, на этапе высшего спортивного мастерства в тхэквондо, способствует творческому мышлению в боевой обстановке, непосредственно влияет на эффективность применяемых технических действий в соревновательном поединке тхэквондиста, что на прямую влияет на спортивный результат [4, 5, 6].

2.4 Психологическая подготовка

Психологическая подготовка в спорте высших достижений характеризуется умением спортсмена осознано управлять своим психологическим состоянием в тренировках и, особенно в соревнованиях высокого уровня. В условных и вольных поединках в учебно-тренировочном процессе, а также на соревнованиях разного уровня у тхэквондиста

совершенствуется способность активного управления своими эмоциями. Проявляется это, в умении снижать воздействия отрицательных эмоций, которые влияют на качество двигательных действий, а также умению противостоять сбивающим факторам, возникающим на соревнованиях. На формирование психологической устойчивости и обретению оптимального боевого состояния тхэквондиста оказывает специализированная психологическая подготовка. Применение соревновательного метода подготовки в тренировочном процессе, как основного метода интегральной подготовки, а также участие в большом количестве соревнований следует рассматривать как оптимальную ситуацию, которая позволяет создать необходимые для спортсмена психологические состояния, которые обеспечивают механизмы регуляции психологического поведения его в условиях напряжённой соревновательной деятельности. Современная соревновательная деятельность предъявляет к психологическому состоянию спортсмена повышенные требования. Регламент, условия соревнований, их уровень, высокая конкуренция, вносят в психологическое состояние повышенную напряженность, проявляющуюся у тхэквондистов в высокой психологической и эмоциональной возбуждённости, которая создаёт значительные проблемы в достижении максимального соревновательного результата. Усиление эмоциональной возбуждённости тхэквондиста происходит за счет нарастание психологических нагрузок в условиях соревнований. Соревновательная деятельность в спорте высших достижений насыщена различными стрессовыми ситуациями, для преодоления их от спортсмена требуется эмоционально-психической устойчивость. В виде спорта тхэквондо ярко выражена психология соперничества, т. к. противоборство между спортсменами означает конкурентную борьбу в целях достижения победы, которая определяет его место в рейтинге. Психология соперничества взаимосвязана с вопросами психологической подготовленностью тхэквондиста к соревнованиям. Решение этих вопросов имеет практическое значение для оптимизации воспитания эмоциональных, волевых качеств и психологической устойчивости тхэквондиста в спортивной подготовке. Для повышения психологической и эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям, надо создавать в учебно-тренировочных занятиях, модели соревновательных ситуаций с высокой психологической и эмоциональной напряженностью, отрицательно влияющих на двигательную деятельность тхэквондиста. Широкий комплекс эмоционально-психических моделей в спортивной деятельности тхэквондистов создаёт им необходимые по уровню и силе воздействия на психологические состояния, схожие с соревновательными, что позволит обеспечить оптимальную психологическую готовность тхэквондиста к соревнованиям любого уровня. Готовность тхэквондиста к соревнованию, проявляется в уверенности в своих силах, в стремлении до последней секунды соревновательного поединка бороться за победу, в оптимальном уровне психологического и эмоционального настроя, высокой помехоустойчивости к сбивающим факторам. Необходимо, чтобы спортсмен умел входить в состояние боевой готовности при помощи специальных психологических упражнений, а также знал свой индивидуально-оптимальный уровень эмоционального возбуждения и мог его регулировать. Психологический настрой должен соответствовать данной ситуации и отвечать соревновательной обстановке. Большой соревновательный опыт и системное преодоление трудностей, способствуют развитию у тхэквондистов психологической уверенности в собственных силах, которая необходима для успешного проведения поединков в соревнованиях для завоевания чемпионских титулов.

2.5 Интеллектуальная подготовка

Теоретическая подготовка, играет огромную роль в интеллектуальной подготовленности тхэквондиста, которая даёт фундаментальные знания в сфере физической культуры и спорта, их осмысление, расширение, углубление и систематизирование. Специальные теоретические знания по избранному виду спорта тхэквондо в сочетание с практическими умениями и навыками являются базовыми в образовании и физическом воспитании спортсменов [1, 7]. Интеллектуальная подготовка тхэквондиста состоит из трансформации

общих и специальных знаний о закономерностях тренировочного процесса, изучении информации, помогающей пониманию образовательных задач в сфере физической культуре и спорта. На этапе высшего спортивного мастерства развивается тактическое мышление, оперативная память, расширяется и углубляется индивидуальная технико-тактическая подготовка, происходит сбор информации и анализ технико-тактических данных ведущих и предполагаемых соперников с учетом их сильных и слабых сторон подготовки. Знание сильных и слабых сторон подготовки соперника придаёт уверенность спортсмену, так же уверенность у спортсмена появляется в результате высокой степени всесторонней специальной подготовленности и тренированности, в успешной реализации технико-тактического мастерства в тренировочных и соревновательных поединках. На этом этапе, необходимо оперативно анализировать и внедрять в процесс подготовки любые изменения, которые вносятся в правила соревнований по виду спорта. Данный подход позволяет оперативно перестраивать и менять методику подготовки, безболезненно адаптироваться к изменениям в правилах соревнований. К интеллектуальной подготовленности и личностной зрелости тхэквондиста, на этапе высшего спортивного мастерства, предъявляются высокие требования, наиболее ярко это отражается в соревновательной деятельности, где сильно возрастает психологическая и эмоциональная нагрузка, и спортивная конкуренция. Тхэквондистам высокой квалификации присуще вдумчивое отношение к учебно-тренировочному процессу. Они заранее составляют план тренировки, намечают очередность и точность выполнения технических действий, дозируют нагрузку, подбирают способы тактической реализации. На этапе высшего спортивного мастерства у спортсмена вырабатывается желание к достижению высоких результатов, приобретается смысл и значение собственной деятельности, совершенствуется система ценностных ориентаций, формируются идеалы. Повышается значимость активного общения и взаимодействия с личным тренером. Специальные теоретические знания по избранному виду спорта строятся на диалоге спортсмена и тренера, которые направлены на совместный конструктивный образовательный процесс. При этом тренер обязательно учитывает индивидуальную избирательность спортсмена к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивацию, использует его стремление к получению знаний самостоятельно, по собственной инициативе. Изложение тренером знаний направлено не только на увеличение их объема, интегрирование, структурирование, обобщение, но и на использование личного опыта спортсмена. Обучая, тренер должен регулярно сопоставлять опыт спортсмена с научным содержанием знаний, активно направлять его к самостоятельной образовательной деятельности, стимулировать к саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями. Тренеру необходимо обеспечить контроль и оценку полученных результатов, а также процесса обучения, т. е. тех изменений в усваиваемом спортсменом учебном материале. В связи с этим, возникает необходимость целенаправленного развития специальной организации интеллектуальной деятельности спортсмена, повышение его теоретического уровня в области технико-тактического мастерства, изучение правил проведения соревнований, не только в избранном виде спорта, но и в сопряжённых видах, позволяет достичь максимальных результатов.

Резюмируя выше сказанное, мы видим, что особенностями системы интегральной подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства является интеграция всех составляющих сторон подготовки тхэквондиста, входящих в структуру спортивной деятельности и обеспечивающих максимальный спортивный результат в соревнованиях различного уровня. Интегральная система комплексной подготовки высококвалифицированных тхэквондистов, при учёте его индивидуальных психологических и физиологических особенностей, позволяет достичь максимальных спортивных результатов. Ещё одной особенностью подготовки на этапе высшего спортивного мастерства является индивидуальный подход к высококвалифицированному спортсмену. Любой высококвалифицированный спортсмен, находящийся на вершине свой карьеры, представляет собой ярко выраженную индивидуальность, с различным набором характеристик и качеств, присущим

только ему, которые позволят достичь максимального спортивного результата. Сохранение ведущих позиций тхэквондистом, в течение всей спортивной карьеры, требуют от спортсмена и тренера постоянного поиска новых путей совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Особенностями интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства являются:

- в физической подготовке, наибольший интерес представляет специальная физическая подготовка высококвалифицированных тхэквондистов. Индивидуальный подбор средств специальной физической подготовки, в целях развития наиболее значимых двигательных качеств: быстроты, ловкости и специальной выносливости. Дальнейшее расширение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств необходимо проводить при учёте его индивидуальных психологических и физиологических особенностях тхэквондиста. Тренеру необходимо подбирать индивидуальные средства и методы, которые требуются при выполнении индивидуальных заданий, проявления инициативы и самостоятельности.

- в технической подготовке, в связи с активным участием в соревнованиях продолжается совершенствование и шлифовка техники ранее изученных излюбленных ударов, уделяется пристальное внимание тонкости выполнения отдельных фаз и сторон технического действия, на разные варианты их исполнения с различными соперниками. Необходимо уделять внимание анализу эффективных и экономичных технических действий, положительным сторонам и недостаткам, разбору рациональных комбинаций и связок, дальнейшему изучению и совершенствованию новых атакующих сложнокоординацион-ных ударов ногами, контратакующих ударов руками и ногами, их комбинационных сочетаний в постоянно усложняющихся условиях, с дальнейшим их применением в соревновательной обстановке. В соревновательной деятельности необходимо добиваться выполнения максимальной прочности двигательных действий и их вариативности, чтобы они под воздействием сбивающих факторов не разрушались и в состоянии любой степени утомления выполнялись результативно.

- в тактической подготовке, совершенствование происходит теоретического и практического характера, разбор подготавливающих, атакующих, контратакующих и защитных действий. Просмотр видеозаписи и анализ технико-тактических данных, индивидуальной манеры ведения боя ведущих и предполагаемых соперников, с учетом их сильных и слабых сторон подготовки. Разработка и реализация технико-тактических заготовок в разнообразных ситуациях, специально создаваемых партнерами и соперниками в тренировочных и соревновательных поединках. Умение применять в соревновательной деятельности, приобретённые технические навыки в широком тактическом диапазоне, учитывая особенности боевой подготовленности соперника.

- в психологической подготовке, является умение осознано управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием в процессе подготовки и, особенно в соревнованиях высокого уровня. Готовность тхэквондиста к соревнованию, проявляется в уверенности в своих силах, в стремлении до последней секунды соревновательного поединка бороться за победу, в оптимальном уровне психологического и эмоционального настроя, высокой помехоустойчивости к сбивающим факторам. Спортсмен должен уметь приобретать оптимальное боевое состояние, максимально мобилизовать себя к достижению высокого результата, который получается путем формирования мотивации и приобретения оптимальной боевой готовности к любым соревнованиям. Психологическая подготовленность тхэквондиста проявляется в способности преодолевать высокие физические и психологические нагрузки в экстремальных условиях соревновательной деятельности, когда нужно адекватно оценить свои возможности и максимально мобилизовать себя для работы на более высоком уровне [1].

- в интеллектуальной подготовке, развивается тактическое мышление, оперативная память, расширяется и углубляется индивидуальная технико-тактическая подготовка, происходит сбор информации и анализ технико-тактических данных ведущих и предполагаемых соперников с учетом их сильных и слабых сторон подготовки. Знание сильных и слабых сторон подготовки соперника придаёт уверенность спортсмену, так же уверенность у спортсмена появляется в результате высокой степени всесторонней специальной подготовленности и тренированности, в успешной реализации технико-тактического мастерства в тренировочных и соревновательных поединках. В связи с этим, возникает необходимость целенаправленного развития специальной организации интеллектуальной деятельности спортсмена, повышение его теоретического уровня в области технико--тактического мастерства, изучение правил проведения соревнований, что позволяет достичь максимальных результатов.

Интегральная система подготовки в тхэквондо на этапе высшего спортивного мастерства состоит из различных составляющих сторон подготовки, которая образует интегральную структуру спортивной деятельности тхэквондиста. Составляющие соревновательной деятельности каждой из сторон подготовки, проявляются комплексно, обеспечивая в соревнованиях тхэквондисту стабильно высокий спортивный результат [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.

2. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев С.Е. -СПб., 2012. - 49 с.

3. Интегральная подготовка юных тхэквондистов : учеб. пособие / С.Е. Бакулев, В.А. Тай-мазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.

4. Карелин, А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Карелин Александр Александрович. - СПб., 2002 - 406 с.

5. Симаков, А. М. Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А. М. Симаков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 155-159.

6. Симаков, А.М. Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 197-204.

7. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E., Simakov, A.M. and Momot, D.A. (2008), "Aspects of Establishing an integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 13-17.

2. Bakulev, S.E. (2012), Forecasting of individual success of athletes martial artists taking into account genetic factors of a treniruyemost, dissertation, St. Petersburg.

3. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Chistyakov, V.A. and Simakov, A.M. (2010), Integrated preparation of young taekwondist: studies. grant, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

4. Karelin, A.A. (2002) System of integrated training of highly skilled fighters, dissertation, St. Petersburg.

5. Simakov, A.M. (2014), "Game method as means of the integrated preparation in taekwondo at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 155-159.

6. Simakov, A.M. (2016), "Features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of sports specialization in age group of 13-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 197-204.

7. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.04.2018

УДК 796.077.5

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Игорь Владимирович Тарасевич, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Юрьевич Сазонов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

г. Екатеринбург

Аннотация

Целью представленного в статье исследования явилось формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности студентов вуза физической культуры на основе разработки и применении на практики педагогических условий, обуславливающих планомерное воздействие на обучающихся в образовательном процессе. В статье представлено теоретическое и практическое обосновании проблемы формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы свидетельствующие о изменении уровня мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности, могут быть учтены в разработке программ учебных дисциплин как в вузах физкультурно-спор-тивной направленности, так и педагогической направленности. Анализ рассматриваемой проблематики позволяет констатировать, что формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов будет более успешным в случае создания в образовательной среде вуза определенных педагогических условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: мотивация, педагогические условия, активные и интерактивные методы, студенты.

SCIENTIFIC AND METHODICAL BASES OF FORMATION OF MOTIVATION TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY AT STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE

HIGHER SCHOOL

Igor Vladimirovich Tarasevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Yurievich Sazonov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department chairman, The Ekaterinburg Institute of Physical Education, Ekaterinburg

Annotation

The aim of the research presented in the article was the formation of motivation for the future professional activity of students of the physical culture university on the basis of the development and application of the pedagogical conditions in practice, which determine the planned impact on students in the educational process. The theoretical and practical substantiation of the problem of the formation of motivation for the future professional activity of the students of the higher educational institution of the physical culture has been presented in the article. The results obtained in the course of the experimental work testifying to changes in the level of the students' motivation for future professional activity can be taken into account in the development of curriculum programs both at sports schools, and establishments of the pedagogical orientation. The analysis of the problems under consideration allows us to state that the formation of motivation for future professional activity among students will be more successful if certain educational conditions are created in the educational environment of the university.

Keywords: motivation, pedagogical conditions, active and interactive methods, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.