ЛИТЕРАТУРА
1. Чёмов, В.В. Рационализация тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в подготовительном периоде / В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина, О. А. Москалёв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 140-144.
2. Чёмов, В.В. Теоретическое обоснование технологии развития специальной выносливости в тренировочном процессе бегунов на 400 метров / В.В. Чёмов, О.В. Иванов, Е.Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 39-46.
REFERENCES
1. Chemov, V.V., Barabankina, E.Yu. and Moskalev, O.A. (2015), "Rationalization of the training process of the qualified sprinters in the run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 140-144.
2. Chemov, V.V., Ivanov O.V. and Barabankina, E.Yu. (2015), "The theoretical justification for technology development of special endurance in training runners for 400 meters", Journal of Physical education and sports training, No.1 (11), pp. 39-46.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2018
УДК 796.856.2
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ МНОГОЛЕТНЕГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики бокса, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности структуры индивидуализированной непрерывной интегральной системы подготовки от новичка до чемпиона на этапе многолетнего тренировочного процесса. Она позволяет обеспечить индивидуализацию, непрерывность учебно-тренировочного процесса и учесть возрастные особенности спортсменов. Реализация системы индивидуализированной непрерывной интегральной подготовки позволит совершенствовать мастерство на всех этапах многолетнего тренировочного процесса, что обеспечит высокий уровень подготовленности на всех этапах к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: индивидуальная непрерывная интегральная система, сенситивный период, тхэквондо, специальная физическая подготовка, этап многолетнего тренировочного процесса.
FEATURES OF STRUCTURE OF THE INDIVIDUALIZED CONTINUOUS INTEGRATED SYSTEM OF PREPARATION IN TAEKWONDO AT A STAGE OF LONG-TERM TRAINING PROCESS
Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article features of structure of the individualized continuous integrated system of preparation from the beginner to the champion at a stage of long-term training process are considered. She allows to provide individualization, the continuity of educational and training process and to consider age features of athletes. Realization of system of the individualized continuous integrated preparation will allow to improve skill at all stages of long-term training process that will provide the high level of readiness at all stages to
competitive activity.
Keywords: individual continuous integrated system, sensitive period, taekwondo, special physical training, stage of long-term training process.
Система индивидуализированной непрерывной интегральной подготовки в тхэквондо складывается из рационального объединения всех составляющих подготовки в их взаимовлиянии и взаимодополнении, реализуемая на всех этапах спортивной подготовки она позволяет обеспечить непрерывность учебно-тренировочного процесса и учесть возрастные особенности занимающихся [7]. Руководство многолетним учебно-тренировочным процессом подготовки тхэквондистов, с учетом уровня индивидуальной готовности к учебно-тренировочному процессу и соревновательной деятельности, предполагает, что избирательный подход при обучении юных тхэквондистов сложно-координационным технико-тактическим действиям, а так же при совершенствовании квалифицированными тхэквондистами спортивного мастерства (изучении ими технико-тактических заготовок, связок, комбинаций), который учитывает индивидуальные анатомо-морфологические особенности, функциональные и физические кондиции, будет формировать у тхэквондистов навыки, которые позволят в типовых ситуациях действовать преднамеренно, научат принимать правильные решения в экспромтных ситуациях в тренировочных и соревновательных поединках. Индивидуализированный подбор средств и методов физического совершенствования высококвалифицированными тхэквондистами в большей мере характеризует сущность и требования методики обучения и тренировочного процесса в сравнении с методикой непосредственно принудительного характера (стандартные воздействия на ведущие или отстающие качества, попытка слепо копировать модельные характеристики ведущих спортсменов). Принцип непрерывности, является одним из основных фундаментальных положений, который отражает ключевые закономерности спортивной тренировки и признан одним из ключевых принципов регламентации учебно-тренировочных занятий, связанных с воспитанием, обучением и совершенствованием.
Непрерывность учебно-тренировочного процесса, обеспечивает перспективное развитие тренированности, которая возникает из-за обратимости морфофункциональных и функциональных сдвигов, которые вызывают в системах организма даже при одном занятии. В современном спорте, практическая реализация принципа непрерывности выражается в каждодневных, круглогодичных, долголетних учебно-тренировочных занятиях. Благодаря этому учебно-тренировочный процесс превращается в уплотненный, непрерывный, что позволяет обеспечить максимальные сдвиги в повышении тренированности для достижения спортсменом наивысших результатов в тхэквондо.
Интегральная система подготовки в тхэквондо основывается на синтезе всех видов подготовки тхэквондиста, входящих в структуру спортивной деятельности, а так же на учёте его индивидуальных психологических и морфофизиологических особенностей, обеспечивающих наивысшей спортивный результат в соревнованиях любого уровня.
Реализация системы индивидуализированной непрерывной интегральной подготовки позволит совершенствовать мастерство на всех этапах многолетнего тренировочного процесса, что обеспечит высокий уровень подготовленности на всех этапах к соревновательной деятельности. Такой механизм руководства многолетним учебно-тренировочным процессом подготовки, направлен на повышение спортивного мастерства тхэквондистов для достижения максимально высоких результатов и их стабилизации.
Согласно федеральным стандартам, программа спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо, реализуется этапам. В этих федеральных стандартах предъявляются требования к реализации программ спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо. Однако реализация программ спортивной подготовки, остается на усмотрение тренера и требует от них поиска новых путей повышения эффективности подготовки на этапе
многолетнего тренировочного процесса для достижения наивысшего результата. Мы разработали, апробировали и внедрили в практику учебно-тренировочного процесса систему индивидуализированной непрерывной интегральной подготовки в тхэквондо высококвалифицированных спортсменов на разных этапах многолетнего тренировочного процесса от новичка до чемпиона, с учётом всех особенностей и нюансов.
Основной целью этапа начальной подготовки является всестороннее гармоничное развитие основных физических качеств, привитие любви к занятиям спортом.
Развитие современного спорта предполагает начинать подготовку спортсмена все с более и более раннего возраста, подчас нарушая естественный ход физического, функционального, психологического и интеллектуального развития ребенка. Данная тенденция, в настоящее время становящаяся правилом, приводит к так называемому эмоциональному выгоранию в основном молодых спортсменов на полпути к достижению олимпийских высот, не говоря уже о физическом и функциональном истощении их организмов. В чем же мы видим выход. Подготовка как метод, как метод развития отдельных качеств, вне связи с другими спортивно-важными качествами, себя изжила. Необходим переход на новый качественный уровень - это учебно-тренировочный процесс, напрямую связанный с биологическим развитием человека. На языке спорта это означает, что развитие физических, функциональных, психологических качеств и интеллекта в рамках конкретного вида спорта нужно проводить в соответствие с индивидуальным биологическим развитием конкретного спортсмена. Что характерно, природа пришла к этому выводу в результате эволюции человека, как вида. Начальный этап в тхэквондо начинается в 10 лет. В этот период усиленно развиваются физические качества ребенка. Следовательно, если мы проектируем учебно-тренировочный процесс, то основное внимание должно уделяться обучению техническим действиям, причем не изолированно, а с пониманием того для чего нужен данный прием, в каком контексте его нужно применить, как создать условия для его применения, т.е. определенные элементы тактики и психологического взаимодействия с соперником. Обучение базовым техническим действиям тхэквондистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса являются тем фундаментом, на котором закладываются все остальные составляющие интегральной подготовки [2]. На этапе начальной подготовки практически отсутствует соревновательная деятельность, эта проблема не должна оставаться без внимания, так как именно в рамках данного этапа закладывается так называемая функциональная база подготовленности спортсмена, вообще, и тхэквондиста, в частности [1]. Большой интерес в учебно-тренировочном процессе юных тхэквондистов представляет специальная физическая подготовка, которая направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. В числе основных физических качеств различают мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. В связи с этим уже на начальных этапах подготовки юных тхэквондистов надо уделять внимание именно этим физическим качествам, так как сенситивные периоды развития проходят в основном в раннем возрасте [5]. В связи с тем, что на этапе начальной подготовки уровень технической подготовленности сравнительно невысок, это затрудняет использование специально-подготовительных и соревновательных упражнений, которые являются основными средствами становления специальной физической подготовленности. Для преодоления этого затруднения представляется целесообразным применение модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность тхэквондистов [1]. В связи со спецификой соревновательной деятельности в тхэквондо, использовались индивидуальные подвижные игры. Подвижные игры, используемые для становления интегральной подготовленности, позволяющей создать необходимые предпосылки спортивного совершенствования на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса. Предметом модификации являлись игровые установки и
критерии выигрыша.
Одной из основополагающих задач, стоящих перед тренерами, на этапе начальной подготовки является формирование устойчивой мотивации, привитие юным спортсменам постоянного интереса к занятиям тхэквондо, который заполнит их свободное от учебы время, одновременно развивая двигательные способности и повышая интеллект юных спортсменов, это позволит минимизировать отсев занимающихся из секций.
Основной целью тренировочного этапа (спортивной специализации) является повышение уровня общей и специальной физической подготовки, а так же технической, тактической, теоретической и психологической подготовки.
Требования к реализации программ спортивной подготовки на тренировочном этапе не достаточно раскрывают и не в полной мере отвечают индивидуализированному подходу, интегральной системы подготовки, непрерывности учебно-тренировочного процесса от новичка до чемпиона и непрерывным психологическим сопровождением. Возраст соответствующий тренировочному этапу подготовки совпадает с этапами углубленной тренировки в избранном виде спорта. Именно на протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. Спортсменам находящихся на тренировочном этапе подготовки, предъявляются высокие требования к функциональному состоянию и развитию физических качеств. Это связано с интенсивным участием в соревновательной деятельности, отбором в сборные команды городов, регионов и сборную команду страны. Высокий уровень конкурентоспособных соперников предъявляет повышенные требования к подготовке спортсменов. Техника является способом реализации поставленных задач перед тхэквондистом, но чтобы максимально эффективно применять технические и технико-тактические действия надо, чтобы организм был подготовлен к этому. Значительная часть технических действий в тхэквондо требует не только максимально возможного развития скорости движений, но и происходит в условиях дефицита времени. Достижение успеха в подобных упражнениях возможно лишь при хорошем развитии физических качеств, которые максимально развиваются в этот сенситивный период [6]. Наибольший интерес представляет специальная физическая подготовка, которая должна обеспечить высокий уровень функциональной подготовленности тхэквондиста для повышения технико-тактического мастерства и максимальной готовности к соревнованиям. Специальная физическая подготовка тхэквондиста на тренировочном этапе (спортивной специализации) должна отвечать специфике избранного вида спорта.
Особенности интегральной подготовки в тхэквондо на тренировочном этапе подготовки складываются из объединения всех составляющих компонентов подготовки во взаимодополнении и взаимовлиянии друг на друга, что обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса и позволяет учесть особенности развития физических качеств в соответствии с сенситивным периодом. Такая реализация интегральной подготовки в тхэквондо возможна только в рамках индивидуализированной системы подготовки. Анализ соревновательной деятельности на тренировочном этапе (спортивной специализации), показал, что спортсмены не в полной мере реализуют свой потенциал, а тренеры не всегда комплексно рассматривают интегральную систему подготовки. Таким образом, особенностями интегральной подготовки в тхэквондо на тренировочном этапе (спортивной специализации), являются:
- максимальное развитие специальных физических качеств в возрасте, которые соответствуют сенситивному периоду развития этих качеств, создаёт необходимую базу для увеличения технического арсенала, вариативности атакующих и контратакующих тактических действий, для достижения максимального спортивного результата.
- в технической подготовке, дальнейшее увеличение технического арсенала, связано с активным участием в соревнованиях, реализация технического арсенала
тхэквондиста напрямую взаимосвязано с тактическим мастерством, которое заключается в эффективных и экономичных технико-тактических действиях тхэквондиста при минимальных энергетических затратах, на высоком уровне стабильности и результативности;
- для совершенствования тактического мастерства тхэквондиста необходимо рассматривать с учетом индивидуального уровня владения техническим арсеналом конкретного спортсмена. Атакующие и контратакующие технические действия необходимо совершенствовать исходя из поставленных тактических задач, а это значит, что тхэквондист должен уметь реализовывать свой технический арсенал в широком тактическом диапазоне.
- психологическая устойчивость тхэквондиста во время соревнований является гарантом проявления технических, тактических и физических качеств, она объединяет все остальные стороны подготовки и имеет избирательную направленность на технико-тактическое совершенствование тхэквондиста. Активные выступления на соревнованиях предъявляют особые требования к психологической подготовке. Психологическая подготовка должна научить тхэквондиста: приобретать оптимальное боевое состояние, уметь мобилизоваться к достижению максимального результата, который может быть, достигнут только путем правильного формирования мотивации на победу;
- повышение требований к интеллектуальной подготовленности тхэквондиста, является рост спортивных результатов. Интеллектуальные способности развиваются лишь в том случае, если тхэквондист проявляет интеллектуальную активность. Достигается это в процессе планомерной работы на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, повышением общеобразовательного уровня и воспитательной работой с тхэквондистом.
Основной целью этапа совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства является повышение стабильности демонстрации высоких спортивных результатов на официальных и международных соревнованиях.
Высокий уровень спортивных результатов в современном тхэквондо, интенсивность двигательных действий спортсменов, всё это предъявляет высокие требования к общей и специальной физической подготовленности. Рациональное построение тренировочного процесса в годичном макроцикле, на основе оптимального соотношения средств общей и специальной физической подготовки позволяет достигнуть наивысших спортивных результатов. В специальной физической подготовленности тхэквондистов на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, основополагающим успешность в тренировочной соревновательной деятельности, является развитие быстроты мышц рук и ног. Целенаправленное развитие у тхэквондистов скоростной выносливости при помощи круговой тренировки, методом "до отказа", максимально повысит уровень специальной физической подготовленности, что позволит достигнуть наивысших спортивных результатов.
Одним из основных элементов эффективного управления учебно-тренировочным процессом является изучение закономерностей спортивной адаптации к физическим нагрузкам, иначе говоря, тренированности спортсменов, и их спортивной формы. Физиологические предпосылки достижения спортивной формы определяются уровнем функциональных возможностей организма. В течение года, в разные периоды тренировочного процесса, уровень спортивный формы различный, что связанно с невозможностью организма поддерживать высокий уровень функциональной подготовленности длительное время. Одной из проблем спортивной физиологии является, определение периодов спада и пика работоспособности в годичном тренировочном цикле. Осуществления качественной диагностики функционального состояния, в любой отрезок времени, должно способствовать повышению эффективности управления тренировочным процессом [3]. В связи с этим, необходим мониторинг оценки функционального состояния высококвалифицированных спортсменов в годичном макроцикле тренировок. Мониторинг функционального состояния, помогает отследить динамику адаптации
тхэквондистов в годичном тренировочном цикле, так же позволяет определить начало появления "функциональной ямы" у тхэквондистов, которая, обусловлена снижением физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях. Мониторинг функционального состояния, помогает тренеру успешно реализовывать медико-биологическую диагностику тхэквондистов и получать результаты, которые помогают в определении функциональной готовности к соревнованиям.
Интегральная подготовка на этапе высшего спортивного мастерства, это система, объединяющая все компоненты подготовки (физическая, техническая, тактическая, психологическая и интеллектуальная) высококвалифицированного тхэквондиста. Все компоненты интегральной подготовки имеют свою специфическую направленность. Под направленностью подразумевается, комплекс целей тхэквондиста, к которому он неукоснительно придерживается. В этой связи, особенностями интегральной подготовки в тхэквондо на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, являются:
- в физической подготовке основное внимание необходимо уделять индивидуальному совершенствованию физических качеств тхэквондиста. Управления тренировочным процессом в годичном макроцикле необходимо строить с учетом увеличения значимости физических качеств, которые оказывают значительное влияние на результативность и уменьшения влияния незначительных и малозначимых физических качеств оказывающих на результативность спортсмена. Выступление тхэквондиста на международных соревнованиях, чемпионат Европы, мира и Олимпийских играх происходит на пределе моральных и физических сил, в связи с этим он не должен тратить силы на совершенствование малозначимых или неиспользуемых физических качеств.
- техническая подготовка целенаправленна на дальнейшее изучение и совершенствование новых атакующих сложнокоординационных ударов ногами, контратакующих ударов руками и ногами, их комбинационных сочетаний в постоянно усложняющихся условиях, с дальнейшим их применением в соревновательной обстановке. Совершенствование новых комбинаций и связок из ранее изученных ударов, в широком тактическом диапазоне, с последующей реализацией их в различных ситуациях, моделирующих соревновательную деятельность. Дальнейшее совершенствование технического арсенала тхэквондиста должно происходить с учетом специфики правил и регламента проведения соревнований по тхэквондо и соревновательной деятельности в рамках вида спорта.
- повышение уровня тактической подготовки, должно способствовать творческому мышлению в тренировочных и соревновательных поединках, непосредственно влиять на эффективность применяемых технико-тактических действий в боевой обстановке, что непосредственно влияет на показанный спортивный результат. Обогащение технического арсенала является основным критерием повышения тактического мастерства тхэквондиста. Техническая совместно с тактикой подготовкой, являются составляющими спортивного мастерства тхэквондиста, а другие стороны подготовки взаимодополняют их.
- в спорте высших достижений психологическая подготовка характеризуется умением спортсмена активно и осознано управлять своим психологическим состоянием в учебно-тренировочных занятиях и, особенно в ответственных соревнованиях. В тренировочных и соревновательных поединках у тхэквондиста формируется способность активного и осознанного управления своими эмоциями, умение снижать негативное воздействия эмоций, которые отрицательно влияют на качество технико-тактических действий, а также умению противостоять сбивающим факторам, которые возникают на соревнованиях. Специализированная психологическая подготовка оказывает влияние на формирование психологической устойчивости тхэквондиста и обретение им оптимального боевого состояния.
- в интеллектуальной подготовленности тхэквондиста, играет огромную роль теоретическая подготовка, даёт фундаментальные знания в области физической культуры и
спорта, их расширение, углубление, осмысление и систематизирование. Теоретические знания по избранному виду спорта в комплексе с практическими навыками являются базовыми в образовании и физическом воспитании тхэквондистов. Интеллектуальная подготовка тхэквондиста состоит из трансформации общих и специальных знаний о закономерностях тренировочного процесса, изучении информации, помогающей пониманию образовательных задач в сфере физической культуре и спорта.
Очень важной особенностью в спорте высших достижений является спортивный отбор перед ответственными соревнованиями, который должен осуществляться на основе объективных критериев. Одним из таких методов является аппаратный метод Б.С. Фролова (http://bsfrolov.narod.ru/publication_files/method.pdf), который позволяет определить текущее объективное психологическое состояние спортсмена [4].
Ещё одной отличительной чертой этапа совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, является индивидуализация спортивной деятельности и как неотъемлемой её части формирование индивидуальной манеры ведения боя тхэквондиста, важность данной проблемы неоспорима. Формирование индивидуальной манеры ведения боя, отвечает способностям самого тхэквондиста, его требованиям спортивной деятельности на додянге, что позволяет в более короткий промежуток время достичь высоких спортивных результатов. Индивидуальная манера ведения боя определяется, спецификой вида спорта и правилами соревнований по тхэквондо, а так же индивидуальными личностными особенностями самого тхэквондиста. Личностными особенностями тхэквондиста являются: анатомо-морфологические особенности телосложения, свойства нервной системы, темперамент, черты характера, физические и функциональные качества и другие. Из этих особенностей складывается принцип индивидуального подхода, который является одним из наиболее важнейших принципов индивидуальной подготовки высококвалифицированных тхэквондистов. Анализ последних изменений правил соревнований в тхэквондо, показал общую тенденцию к усложнению технических приёмов в поединках. За сложные в техническом исполнении приёмы (сложно-координационные удары), начисляются более высокие баллы. В спорте высших достижений в тхэквондо в современных условиях невозможно побеждать на соревнованиях любого уровня не имея в своём техническом арсенале сложно-координационных ударов. При формировании технико-тактической подготовленности тхэквондистов, важно уделять особое внимание изучению, совершенствованию и применению в тренировочных и соревновательных поединках сложно-координационных ударов.
Вышеизложенное можно представить в виде структурной схемы, учитывающей содержание и направленность индивидуальной непрерывной интегральной системы высококвалифицированных тхэквондистов (рисунок).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности структуры индивидуализированной непрерывной интегральной системы подготовки на этапе многолетнего тренировочного процесса заключаются:
- на этапе начальной подготовки закладывается так называемая функциональная база подготовленности тхэквондиста.
Физические способности, отвечающие специфике избранного вида спорта, являются: быстрота, гибкость, скоростная выносливость, координация. В этой связи на начальном этапе подготовки юных тхэквондистов необходимо уделять внимание именно этим физическим качествам, так как сенситивные периоды развития в основном проходят в раннем возрасте [5].
Базовые технические действия являются тем фундаментом, где закладываются остальные составляющие интегральной подготовки. Основное внимание должно уделяться обучению базовым техническим действиям, не изолированно, а с пониманием того
для чего нужен данный технический прием, в какой конкретной ситуации его нужно применять, как создать условия для его реализации, т.е. определенные элементы тактики и психологического взаимодействия с соперником [1].
Этап начальной подготовки -
--' Г __
Цель - всестороннее гармоничное развитие физических качеств
Задачи согласно ФССП
Индивидуальность Непрерывность Интеграция
Особенности этапа
Развитие основных физических качеств в соответствие с сенситивным периодом
Подвижные игры как средство
интегральной подготовки, техническая подготовленность
Тренировочный этап
Мотивация к занятиям спортом, минимизация отсева занимающихся
Цель - повышение уровня ОФП и СФП, технической, тактической, теоретической и _психологической подготовки_
Задачи согласно ФССП
Индивидуальность Непрерывность Интеграция
Особенности этапа
Индивидуальный подход к развитою физических качеств в соответствие с сенситивным _периодом
Составляющие интегральной системы подготовки
Активное выступления на официальных спортивных соревнованиях
Этап совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
Цель - стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на официальных и международных соревнованиях
Задачи согласно ФССП
Индивидуальность Непрерывность Интеграция
Особенности этапа
Особенности развития ведущих физических качеств, мониторинг
функционального состояния в годичном микроцикле
Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо
Объективный контроль предстартового психологического состояния спортсмена
Формирование индивидуальной манеры ведения боя спортсмена, применение сложно-координационных ударов в поединках
Результаты выступления высококвалифицированных спортсменов на чемпионатах Европы и мира по тхэквондо
Рисунок 1 - Структура индивидуальной непрерывной интегральной системы высококвалифицированных
тхэквондистов
Использование специально-подготовительных и соревновательных упражнений на этапе начальной подготовки затруднено, для решения этой проблемы представляется целесообразным применение модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность тхэквондистов. Используемые подвижные игры, позволяют создать нужные предпосылки спортивного мастерства для становления интегральной подготовленности тхэквондистов, на последующих этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, без ущерба для здоровья юных тхэквондистов.
Формирование устойчивой мотивации, является одной из основополагающих задач, стоящих перед тренерами, на этапе начальной подготовки, привитие юным спортсменам постоянного интереса к занятиям тхэквондо, позволит минимизировать отсев занимающихся из секций.
- на тренировочном этапе (спортивной специализации) наибольший интерес представляет специальная физическая подготовка, которая должна обеспечить высокий уровень функциональной подготовленности тхэквондиста для повышения технико-тактического мастерства и максимальной готовности к соревнованиям.
Участие в соревнованиях разного уровня, возможность отбираться в региональные сборные команды и сборную команду нашей страны, конкурентоспособность и высокий уровень подготовленности соперников, всё это предъявляет повышенные требования к подготовленности спортсменов. Технические действия в тхэквондо требуют от спортсмена максимального развития скорости движений, поединки проходят в сложных условиях дефицита времени. Наиболее значимое физическое качество в тхэквондо, это быстрота, которая в юниорском возрасте имеет положительную тенденцию к уменьшению времени одиночного движения, времени двигательной реакции, а также к повышению частоты движений. Увеличение силы, происходит с нарастанием мышечной массы в пубертатном периоде, к 14-17 годам проявляется наибольший ее прирост. Специальная физическая подготовка тхэквондиста должна отвечать специфике избранного вида спорта.
Интегральная подготовка в тхэквондо на тренировочном этапе складывается из объединения всех составляющих компонентов подготовки во взаимодополнении и взаимовлиянии друг на друга, что обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса и позволяет учесть особенности развития физических качеств в соответствии с сенситивным периодом. Такая реализация интегральной подготовки в тхэквондо возможна только в рамках индивидуализированной непрерывной системы подготовки.
- на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства в специальной физической подготовленности тхэквондистов, определяющим успешность в соревнованиях, являются показатели развития быстроты мышц рук и ног.
Целенаправленное развитие скоростной выносливости у тхэквондистов с применением круговой тренировки, методом "до отказа", максимально повысит уровень специальной физической подготовленности, и поможет достигнуть наивысших спортивных результатов. Одной из основных задач на этом этапе, является мониторинг функционального состояния, который позволит эффективно проводить диагностику состояния тхэквондистов и получать информацию, которая сможет помочь в определении функциональной готовности к соревнованиям.
Интегральная подготовка, это система, объединяющая все компоненты подготовки (физическая, техническая, тактическая, психологическая и интеллектуальная) высококвалифицированного тхэквондиста, все компоненты интегральной подготовки имеют свою специфическую направленность. Под направленностью подразумевается, комплекс целей и задач тхэквондиста, к которому он неукоснительно стремиться.
Очень важной особенностью в спорте высших достижений является объективный контроль предстартового психологического состояния спортсмена, который должен осуществляться на основе объективных критериев. Одним из таких методов является аппаратный метод Б.С. Фролова (http://bsfrolov.narod.ru/publication_files/method.pdf) [4].
Индивидуализация спортивной деятельности и формирование индивидуальной манеры ведения боя тхэквондиста, важность данной проблемы, неоспорима. Формирование индивидуальной манеры ведения боя, отвечает способностям самого тхэквондиста, его требованиям спортивной деятельности на додянге, что позволяет в более короткий промежуток время достичь высоких спортивных результатов.
Изменение правил соревнований нацелено на увеличение зрелищности в тхэквондо, это непременно ведёт к усложнению технических приёмов в поединках. Высококвалифицированные тхэквондисты должны уметь, не только технически выполнять, но и тактически применять сложно-координационные удары. Не имея в своём техническом арсенале тхэквондиста сложно-координационных ударов, в современных условиях невозможно побеждать на соревнованиях любого уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Структура физической подготовленности юных тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2 (36). - С. 19-21.
2. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса // А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.
3. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок / А.М. Симаков, И. Д. Павлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 165-170.
4. Система объективного контроля предстартового состояния в тхэквондо / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 46-49.
5. Индивидуальный подход к развитию физических качеств тхэквондистов в сенситивном периоде / А.М. Симаков, А. Симакова, В.В. Кузьмин, Р.В. Плотников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 156-166.
6. Симаков, А.М. Педагогическая технология непрерывной индивидуализированной подготовки тхэквондистов / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 121-128.
7. Симаков А.М. Особенности интегральной системы подготовки в тхэквондо на этапе спортивной специализации в возрастной группе 13-15 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 197-204.
8. Методика развития скоростной выносливости в тхэквондо на этапе совершенствования спортивного мастерства (15-16 лет) / А.М. Симаков, Д.А. Симаков, Г.В. Руденко, Е.Н. Коростелев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 219-223.
REFERENCES
1. Bakulev, S.E., Simakov, A.M. and Momot, D.A. (2008), "Structure of physical readiness young taekwondists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 36, No. 2, pp. 19-21.
2. Simakov, A.M., Bakulev, S.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Topical issues of preparation in taekwondo at the initial stage of educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 148-155.
3. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 165-170.
4. Bakulev S.E., Simakov A.M., Pavlenko A.V., Chistyakov V.A., Piskun O.E. (2016), "System of objective control of the prestarting state in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 46-49.
5. Simakov, A.M., Simakova, E.A., Kuzmin, V.V. and Plotnikov, R.V. (2015), "Individual approach to development of physical qualities of taekwondo-fighters in the sensitive period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 156-166.
6. Simakov, A.M. (2016), "Pedagogical technology of the continuous individualized preparation of taekwondists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 121-128.
7. Simakov, A.M. (2016), "Features of integrated system of preparation in taekwondo at the stage of sports specialization in age group of 13-15 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 197-204.
8. Simakov, A.M., Simakov, D.A., Rudenko, G.V. and Korostelev, E.N. (2018), "Technique of development of high-speed endurance in taekwondo at a stage of improvement of sports skill (15-16 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 219-223.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2018
УДК 796.01
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ХМАО-ЮГРЫ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут; Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Давыдова, кандидат педагогических наук, доцент, Нижневартовский государственный университет (НВГУ), Нижневартовск; Анатолий Валентинович Младенцев, старший преподаватель, Институт развития образования, Ханты-Мансийск
Аннотация
В статье представлена оценка качества теоретико-методической подготовки школьников ХМАО-Югры к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура», проходившем в г. Нижневартовске в 2017-2018 учебном году. Анализ результатов показал, что успешнее школьники справлялись с заданиями прикладной направленности. Низкие результаты показаны в тестовых заданиях в открытой форме, а также в вопросах из области истории физической культуры. В процессе подготовки к участию в олимпиаде рекомендуется усилить теоретико-методический раздел учебным материалом из смежных с теорией и методикой физической культуры областях, а контроль степени его усвоения осуществлять, используя открытую форму тестовых заданий.
Ключевые слова: региональный этап, олимпиада школьников, теоретико-методический тур, тестовые задания, типы олимпиадных заданий.
ANALYSIS OF THE QUALITY OF THE THEORETIC AND METHODICAL TRAINING OF SCHOOLCHILDREN OF KHMAO-UGRA TO PARTICIPATE IN THE REGIONAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD ON THE SUBJECT
"PHYSICAL CULTURE" Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Alexandrovna Davydova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk; Anatoly Valentinovich Mladencev, the senior lecturer, Institute of Development of Education, Khanty-Mansiysk
Annotation
The article presents an assessment of the quality of the theoretical and methodological preparation of schoolchildren from the KHMAO-Ugra to participate in the regional stage of the All-Russian Olympiad in the subject "Phy sical Culture", which took place in Nizhnevartovsk in 2017-2018 academic year. Analysis of the results showed that schoolchildren coped with assignments of applied orientation more successfully. Low results are shown in test tasks in an open form, as well as in questions from the history of physical culture. In the process of preparing for participation in the Olympiad, it is recommended that the theoretical and methodical section be strengthened with training material from areas adjacent to the theory and