УДК 37.0
Л. В. Суходольская, Л. Ф. Тихомирова
Управление процессом сохранения и укрепления здоровья детей в специальных коррекционных школах
В статье авторы доказывают актуальность темы работы, анализируют показатели состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста, описывают противоречия, связанные с решением вопроса сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе в специальных коррекционных учреждениях УШ вида. Авторы формулируют цели, задачи, аппарат исследования. Описаны механизмы управления здоровьесберегающей деятельностью, а также модель управления процессом сохранения здоровья обучающихся в специальной (коррекционной) школе.
Ключевые слова: противоречия организационно-педагогические и педагогические, управление здоровьесберегающей деятельностью, специальная коррекционная школа УШ вида, здоровьесберегающие технологии, модель управления сохранением здоровья, механизмы управления.
L. V. Sukhodolskaya, L. F. Tikhomirova
Management of Preservation and Strengthening the Process of Children's Health
in Special Correctional Schools
In the article authors prove urgency of a subject of the work, analyze indicators of preschool and school age children's health, describe contradictions connected with the solution of the question on preservation and strengthening of children's health, including special correctional institutions. The authors formulate the purposes, tasks, the research apparatus. Are described management mechanisms of the health saving activity, and also a management model of the process of preservation of pupils' health in special (correctional) school.
Key words: organizational-pedagogical and pedagogical contradictions, management of the health saving activity, a special correctional school, health saving technologies, a model of health preservation management, management mechanisms.
Проблема сохранения здоровья детей в нашей стране в настоящее время наиболее обсуждаема. Главным в государственной политике в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим среди основных задач современного образовательного учреждения важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей школьного и дошкольного возраста.
Главное условие достижения цели образования - это высокий уровень состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников и учащихся, желание и готовность вести здоровый образ жизни. В основе реализации этого условия лежит эффективная организация учебно-воспитательного процесса.
Проведенные Научным исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей Российской Федерации исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 %.
В системе школьного образования предпринимаются реальные шаги к решению этих проблем. Однако современная школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. Культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне.
К сожалению, в школах нередко нарушаются санитарно-гигиенические условия обучения. Недостаточное место в учебном плане школы отводится двигательной активности школьников: уроки физической культуры часто проводятся формально и неэффективно, имеются случаи их неоправданной теоретизации. Ухудшилось медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях. Недостаточно эффективной в отношении сохранения здоровья учащихся оста-
© Суходольская Л. В., Тихомирова Л. Ф., 2012
ется работа врача, школьного психолога и психологической службы в целом. Ситуация усугубляется, в частности, тем, что средства массовой информации не уделяют должного внимания предупреждению вредных привычек, повышению культуры семьи, а также формированию у граждан представлений о здоровом образе жизни как личностной и социальной ценности.
Система профессионального образования и система повышения квалификации работников образования не предусматривают подготовки учителей, способных эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья школьников. Современный учитель и руководитель школы недостаточно осведомлены о здоровьесберегаю-щих технологиях, о возрастных психологических и физиологических особенностях учащихся. К тому же существующий принцип оплаты преподавательского труда заставляет учителя брать на себя непомерную учебную нагрузку, что негативно сказывается на личном здоровье самого педагога, а в ряде случаев - на его отношении к работе, к учащимся и, в конечном итоге, на качестве образования.
Сложившаяся ситуация требует новых подходов к образовательному процессу и необходимости внедрения идей здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях. Программ обучения здоровью в настоящее время существует множество, они отличаются содержанием, объемом, подачей информации. Во многих образовательных учреждениях Ярославля и области созданы программы «Здоровья», многие из них представлены на сайтах учреждений. Но все ли они работают, охватывают ли все аспекты, отслеживают ли взаимосвязи? Необходимы специальные программы для формирования навыков здорового образа жизни у учащихся коррекцион-ных школ, в том числе УШ вида.
Наблюдая за работой ряда коррекционных школ города и области, мы выявили целый ряд противоречий:
1. Организационно-педагогические:
- между потребностью учащихся и их семей, требованиями государства в сохранении и укреплении здоровья обучающихся в школе и отрицательной динамикой физического состояния детей,
- между требованиями Санитарных правил и норм к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и реальным состоянием условий обучения и здоровья
учащихся в специальных коррекционных школах.
2. Педагогические:
- между наличием значительного опыта реализации разнообразных подходов к сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях и отсутствием эффективного подхода к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся в специальной коррекционной школе,
- между необходимостью создания педагогических условий для оказания существенного влияния на образ жизни учеников и сохранение их здоровья в процессе обучения в связи с ростом числа больных детей и отсутствием теоретико-методической базы для осуществления этой деятельности,
- между уровнем компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и задачами, которые перед ними ставит общество,
- между необходимостью учитывать в учебном процессе уровень здоровья и адаптивные возможности детей, предотвращать негативное воздействие учебного процесса на здоровье детей и отсутствием программ экспертизы образовательных технологий, учебных планов и программ с точки зрения их влияния на здоровье учащихся, в том числе в специальной коррекци-онной школе,
- между необходимостью отслеживания динамики показателей физического развития и заболеваемости учащихся и отсутствием необходимых для управления учебным процессом программ мониторинга здоровья детей в специальных образовательных учреждениях.
Преодоление названных противоречий требует анализа причин их возникновения и понимания необходимости поиска путей эффективного решения. Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы условия эффективного управления процессом здоровьесбережения в специальной (коррек-ционной) школе УШ вида? Решение данной проблемы, с нашей точки зрения, позволит улучшить организацию процесса сохранения, укрепления и формирования здоровья детей в условиях конкретной коррекционной школы.
Планируя исследование, мы поставили перед собой цель - выяснить организационно-педагогические условия управления процессом сохранения и укрепления здоровья детей в специальном (коррекционном) образовательном уч-
Управление процессом сохранения и укрепления здоровья детей в специальных коррекционных школах
реждении УШ вида. Определили объект исследования - управление процессом сохранения и укрепления здоровья детей в специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении УШ вида. Предмет исследования - организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление процессом сохранения, укрепления здоровья детей. Субъекты исследования - педагоги и специалисты специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида, а также медицинские службы.
Основная гипотеза нашего исследования базируется на предположении о том, что управление здоровьесберегающей деятельностью в специальных (коррекционных) учреждениях будет осуществляться более эффективно, если в учебно-воспитательный процесс будет внедрена модель, предусматривающая реализацию целевых установок на основе соблюдения общенаучных принципов и принципов здоровьесберегающей педагогики.
К общенаучным принципам управления качеством образования следует отнести:
- принцип системности и целостности образовательного процесса, организованность, технологичность, обеспеченность ресурсами всех уровней управления,
- принцип непрерывности и цикличности, который характеризует структурную организованность и функциональную исполнительность в непрерывной системе управления качеством образования,
- принцип оптимальности предполагает соотношение затрат сил, ресурсов, времени и полученного образовательного результата [2].
К принципам здоровьесберегающей педагогики, которым необходимо следовать при решении вопросов управления здоровьесберегающим процессом в специальной коррекционной школе относятся:
1. Принцип персонификации нагрузки для учащихся, содержание которого заключается в следующем: чтобы сохранить здоровье ребенка в процессе его обучения, учитель должен ориентироваться на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.
Условиями реализации данного принципа являются:
- изучение состояния здоровья каждого конкретного ребенка,
- исследование потребностей и ценностных ориентаций ребенка (в том числе и его отношения к своему здоровью),
- исследование факторов риска заболеваемости для каждого конкретного ребенка,
- создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, соответствующих не только требованиям Санитарных правил и норм, но и индивидуальным особенностям ребенка, создание благоприятного психологического климата, эмоционального фона субъектного взаимодействия ребенка и взрослого,
- социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов, выявленных в процессе исследования.
В практике организации работы данный принцип отражается в следующих правилах:
- изучение состояния здоровья ребенка должно носить мониторинговый характер,
- необходима диагностика и комплексная оценка влияния факторов риска на здоровье каждого ребенка,
- работа по профилактике неблагоприятного воздействия факторов риска должна проводиться строго индивидуально.
2. Принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.
Условия реализации принципа:
- знание педагогами показателей здоровья учащихся,
- овладение методикой проведения экспертизы учебно-воспитательного процесса с точки зрения его влияния на здоровье детей,
- знание индивидуальных особенностей учащихся,
- владение здоровьесберегающими технологиями и методами формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся и их родителей.
В практике организации работы педагога этот принцип должен реализовываться в следующих правилах:
- организуя учебно-воспитательный процесс, несу ответственность за состояние здоровья каждого ребенка,
- в практической работе учитываю личностные и индивидуальные особенности каждого ребенка, для чего овладеваю методиками диагностики индивидуальных личностных особенно-
стей и состояния здоровья, участвую в разработке и проведении мониторинга развития и здоровья детей,
- провожу комплексную оценку влияния факторов риска на здоровье каждого ребенка и занимаюсь индивидуальной профилактикой неблагоприятного воздействия факторов риска,
- овладеваю методиками экспертизы учебно-воспитательного процесса с точки зрения его влияния на здоровье и здоровьесберегающими технологиями.
3. Принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее оптимальные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, информации, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Кроме этого, данный принцип определяет ограниченность педагогических действий. Воздействия учителя по формированию знаний, умений и навыков у ребенка ограничены его физиологическими особенностями, его здоровьем. Показатели физического развития, заболеваемости ребенка, физиометрические показатели (пульс, АД) являются регулятором и корректором педагогических действий учителя.
Условия реализации принципа:
- овладение учителем методикой проведения экспертизы технологий, учебных планов и программ,
- умение проводить анализ урока с точки зрения его влияния на здоровье,
- знание индивидуальных особенностей учащихся,
- осуществление мониторинга здоровья и физического развития учащихся.
4. Принцип интеграции определяет, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных).
Условиями реализации данного принципа являются:
- использование возможностей конкретного института в здоровьесберегающей деятельности,
- комплексный подход к организации здо-ровьесберегающей деятельности,
- диалоговое взаимодействие субъектов процесса здоровьесбережения в ходе решения общих и специфических задач,
- субъектное включение детей и подростков в организацию процесса здоровьесбережения,
- приоритет общей направленности деятельности на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, включающей обязательное формирование у них установок на здоровый образ жизни,
- сочетание общих мероприятий, направленных на сохранение здоровья всех детей, с комплексом мероприятий, направленных на организацию работы с больными детьми или детьми группы риска,
- диагностика и выявление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, формирование детей группы риска,
- приоритет общей профилактической деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В практике деятельности различных институтов этот принцип отражается в следующих правилах:
- реализуя общие цели и задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательном учреждении, каждый институт использует свои возможности и средства решения поставленных задач и реализации намеченных целей,
- чтобы сохранить здоровье ребенка в процессе его обучения в образовательном учреждении, ему должна оказываться разная помощь: педагогическая, медицинская, психологическая,
- активное включение ребенка в процесс здо-ровьесбережения должно осуществляться на основе формирования установки на здоровый образ жизни,
- приоритет общепрофилактических воздействий (организация здоровьесберегающего педагогического процесса для всех детей),
- мониторинг состояния здоровья и выявление факторов риска заболеваемости для выявления направлений для работы с детьми группы риска,
- ориентация в работе на все возрастные категории.
5. Принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занима-
Управление процессом сохранения и укрепления здоровья детей в специальных коррекционных школах
ясь физической культурой, соблюдая режим дня и т. д.
Условия реализации:
- создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении,
- информирование школьников о здоровье и факторах его формирующих, аспектах здорового образа жизни.
6. Принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов.
Условия реализации принципа:
- изучение факторов, способствующих росту заболеваемости детей и подростков;
- исследование мер и факторов, благоприятно влияющих на здоровье детей и нейтрализующих воздействие неблагоприятных факторов;
- разработка рекомендаций по управлению здоровьем детей на разных уровнях, в том числе и в образовательном учреждении;
- изучение педагогического процесса, разработка методик, позволяющих анализировать влияние педагогического процесса, новых педагогических технологий на здоровье учащихся [3].
Модель управления процессом сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся в специальной (коррекционной) школе должна представлять собой многоуровневую систему, состоящую из структурных компонентов образовательной системы и условий, реализуемых на этапах целеполагания, целеосуществ-ления, целеобогащения [1] для обеспечения достаточно высокого уровня здоровья и физическо-
го развития школьников, а также формирования у них навыков здорового образа жизни.
С нашей точки зрения, основными механизмами управления процессом сохранения, укрепления и формирования здоровья в специальном (коррекционном) образовательном учреждении должны быть:
- анализ учебных планов и программ обучения,
- характеристика здоровья обучающихся,
- готовность педагогов к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья,
- организация внеурочной работы (классные часы здоровья, дни здоровья, спортивные праздники и др.),
- использование метода проектов в процессе формирования у школьников навыков здорового образа жизни,
- создание в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды.
Библиографический список:
1. Кисляков, П. А. Психолого-педагогические основы управления качеством здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе [Текст] / П. А. Кисляков. - Шуя : ШГПУ, 2009. - 172 с.
2. Панасюк, В. П. Школа и качество. Выбор будущего [Текст] / В. П. Панасюк. - М. : КАРО, 2003. -384 с.
3. Тихомирова, Л. Ф. Здоровьесберегающая педагогика [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008. - С. 5-45.
4. Тихомирова, Л. Ф. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекцион-ных) общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011.
5. Тихомирова, Л. Ф. Школа - территория здоровья [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. - 134 с.