Научная статья на тему 'Исследование готовности педагогов к реализации функций сохранения, укрепления и формирования здоровья детей'

Исследование готовности педагогов к реализации функций сохранения, укрепления и формирования здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
473
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / READINESS OF A TEACHER TO IMPLEMENT A FUNCTION OF PRESERVATION AND IMPROVEMENT OF HEALTH / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ / TO IMPLEMENT A FUNCTION OF PRESERVATION AND IMPROVEMENT OF HEALTH / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / VALUABLE RELATION TO HEALTH / HEALTH SAVING PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна

В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного образования: сохранение, укрепление и формирование здоровья детей в процессе их обучения и воспитания. Автор отмечает, что в условиях модернизации образования и реализации стандартов нового поколения особую актуальность приобретает такая функция образовательного учреждения, как сохранение и формирование здоровья обучающихся. Проанализировав работы ряда ученых: Акбашевой Т.Ф., Колбанова В.В., Смирнова Н.К. и др., автор делает вывод о необходимости исследования готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей, а также повышения качества подготовки будущих педагогов. Проведенные автором исследования не только позволили выявить общую позицию учителей в отношении того, кто должен заниматься вопросами сохранения и укрепления здоровья детей, но также и слабые места в подготовке учителей к осуществлению этой деятельности. Автором изучена позиция педагогов и их отношение к медицинскому обслуживанию школьников в образовательных учреждениях, а также их желание заниматься вопросами полового воспитания, формирования навыков здорового образа жизни школьников, отношение к здоровью как ценности. В статье анализируются проблемы и трудности педагогов, касающиеся вопросов сохранения здоровья детей. Автор отмечает, что для повышения уровня готовности педагогов к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей следует включить в программы повышения квалификации педагогов вопросы здоровьесберегающей педагогики, использования здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихомирова Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Teachers’ Readiness to Realize Functions of Preservation, Strengthening and Health Formation

In the article one of the urgent questions of modem education is considered: preservation, strengthening and health formation of children during their training and education. The author notes that in conditions of education modernization and implementation of new generation standards such a function of the educational institution as preservation and formation of schoolchildren’s health has special relevance. Having analysed works by a number of scientists: Akbasheva T.F., Kolbanov V. V., Smirnov N. K. etc., the author draws a conclusion that it’s necessary to research readiness of teachers to realize the function of preservation and promotion of children’s health, and also improvement of the quality of future teachers’ training. The researches done by the author not only allowed to reveal a common position of teachers concerning the question who has to deal with questions of preservation and promotion of children’s health, but also weak points in teachers’ training to implement this activity. The author studied a position of teachers and their relation to medical care of schoolchildren in educational institutions, and also their desire to deal with questions of gender education, formation of skills of schoolchildren’s healthy lifestyle, relation to health as a value. In the article problems and difficulties of teachers concerning questions of preservation of children’s health are analyzed. The author notes that to increase the level of readiness of teachers to implement the function of preservation, strengthening and health formation of children it is necessary to include questions of health saving pedagogics, use of health saving technologies in programmes of professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности педагогов к реализации функций сохранения, укрепления и формирования здоровья детей»

УДК 37.02

Л. Ф. Тихомирова

Исследование готовности педагогов к реализации функций сохранения, укрепления

и формирования здоровья детей

В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного образования: сохранение, укрепление и формирование здоровья детей в процессе их обучения и воспитания. Автор отмечает, что в условиях модернизации образования и реализации стандартов нового поколения особую актуальность приобретает такая функция образовательного учреждения, как сохранение и формирование здоровья обучающихся. Проанализировав работы ряда ученых: Акбашевой Т.Ф., Колбанова В.В., Смирнова Н.К. и др., автор делает вывод о необходимости исследования готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей, а также повышения качества подготовки будущих педагогов. Проведенные автором исследования не только позволили выявить общую позицию учителей в отношении того, кто должен заниматься вопросами сохранения и укрепления здоровья детей, но также и слабые места в подготовке учителей к осуществлению этой деятельности. Автором изучена позиция педагогов и их отношение к медицинскому обслуживанию школьников в образовательных учреждениях, а также их желание заниматься вопросами полового воспитания, формирования навыков здорового образа жизни школьников, отношение к здоровью как ценности. В статье анализируются проблемы и трудности педагогов, касающиеся вопросов сохранения здоровья детей. Автор отмечает, что для повышения уровня готовности педагогов к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей следует включить в программы повышения квалификации педагогов вопросы здоровьесберегающей педагогики, использования здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающая педагогика, готовность педагога к реализации функции сохранения и укрепления здоровья, критерии и показатели готовности к реализации функции сохранения и укрепления здоровья, ценностное отношение к здоровью.

L. F. Tikhomirova

Research of Teachers' Readiness to Realize Functions of Preservation, Strengthening

and Health Formation

In the article one of the urgent questions of modern education is considered: preservation, strengthening and health formation of children during their training and education. The author notes that in conditions of education modernization and implementation of new generation standards such a function of the educational institution as preservation and formation of schoolchildren's health has special relevance. Having analysed works by a number of scientists: Akbasheva T.F. Kolbanov V. V, Smirnov N. K. etc., the author draws a conclusion that it's necessary to research readiness of teachers to realize the function of preservation and promotion of children's health, and also improvement of the quality of future teachers' training. The researches done by the author not only allowed to reveal a common position of teachers concerning the question who has to deal with questions of preservation and promotion of children's health, but also weak points in teachers' training to implement this activity. The author studied a position of teachers and their relation to medical care of schoolchildren in educational institutions, and also their desire to deal with questions of gender education, formation of skills of schoolchildren's healthy lifestyle, relation to health as a value. In the article problems and difficulties of teachers concerning questions of preservation of children's health are analyzed. The author notes that to increase the level of readiness of teachers to implement the function of preservation, strengthening and health formation of children it is necessary to include questions of health saving pedagogics, use of health saving technologies in programmes of professional development of teachers.

Keywords: health, health saving pedagogics, readiness of a teacher to implement a function of preservation and improvement of health, criteria and indicators of readiness to implement a function of preservation and improvement of health, valuable relation to health.

В условиях модернизации образования одной из главных задач является сохранение, укрепление и формирование здоровья детей в процессе их обучения. Новые образовательные стандарты II поколения предусматривают систему гигиенических требований, обеспечивающих безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ в школе, которая призвана обеспечить безопасные комфортные условия обучения детей, а

© Тихомирова Л.Ф., 2014

также устранить причины, вызывающие школьно-обусловленную патологию.

Мониторинг условий реализации основных общеобразовательных программ включает в себя как оценку комплекса школьно-средовых факторов, так и изучение их влияния на функциональное состояние организма и состояние здоровья детей в процессе учебных занятий. А для реализации поставленных задач необходима соответствующая грамотность и компетентность педагогов.

Следует отметить ряд противоречий в организации педагогического процесса, обусловленных недостаточной подготовкой педагогических кадров:

- между необходимостью создания педагогических условий для оказания существенного влияния на образ жизни учеников и сохранение их здоровья в процессе обучения в связи с ростом числа больных детей и отсутствием теоретико-методической базы для осуществления этой деятельности;

- между уровнем компетентности педагогов в решении вопросов сохранения здоровья и задачами, которые перед ними ставит общество,

- между необходимостью учитывать в учебном процессе уровень здоровья и адаптивные возможности детей, предотвращать негативное воздействие учебного процесса на здоровье детей и отсутствием программ экспертизы образовательных технологий, учебных планов и программ с точки зрения их влияния на здоровье учащихся и др.

Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся занимает особое место в силу того, что сохранение физического и психического здоровья детей является первостепенной задачей любого образовательного учреждения (Шамова Т.И., Давыденко Т.М.) [10].

В своей работе мы опираемся на такие понятия, как здоровьесберегающая педагогика [7] и здоровьеформирующее образование [5].

Здоровьесберегающая педагогика - это область педагогических и медико-психологических знаний, характеризующая процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровь-еформирующее образование - это непрерывный процесс усвоения ценностей и понятий, которые направлены на формирование навыков, умений и отношений, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья и взаимосвязи между ним и культурой здоровьесбережения, здоровым образом жизни.

Для проведения эффективной работы по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей необходимо, чтобы сами педагоги были в достаточной мере грамотны. Так, Т.Ф. Акбашев пишет о необходимости пересмотра педагогами собственных взглядов на здоровье. Ученый подчеркивает, что здоровье детей начинается со здоровья педагогов [1].

А.В. Басов, Л.Ф. Тихомирова подчеркивают наличие существенного влияния здоровья педа-

гогов, их отношения к своему здоровью, на здоровье детей. Авторы указывают на наличие зависимости физического и психического статуса учащихся старших классов от того, у кого из педагогов начального звена он обучался [9].

В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, изучая ва-леологическую готовность педагогов Санкт-Петербургских школ, установили, что педагоги низко оценивают состояние своего здоровья, только 28,3% оценили его как хорошее, 63,1% -как удовлетворительное, остальные - как плохое. Большинство педагогов считают, что состояние их здоровья ухудшилось в возрасте 21-40 лет (63,7%). Значительная часть педагогов Санкт-Петербурга связывают здоровье и здоровый образ жизни. Почти 80% опрошенных используют свои валеологические знания на работе. Но в то же время 38% учителей не намерены повышать свою квалификацию по валеологии, что свидетельствует о низкой мотивации валеологической готовности педагогов.

Эти же авторы пишут о более низком уровне валеологической осведомленности учителей школ повышенного уровня (гимназии). Среди них 31,5% педагогов ничего не знают о валеоло-гии, что достоверно ниже общего уровня, а 11,5% уверены, что валеологическая работа в школе не нужна [3].

В.В. Колбанов, Т.А. Берсенева пишут о том, что нужно не только готовить педагогов-валеологов, а также формировать валеологиче-скую культуру руководителя и учителя [3].

Л.Ф. Тихомирова также указывает на необходимость валеологических знаний каждому педагогу, т.к. именно этот фактор является ведущим в формировании здоровьесберегающей среды [7]. В другой работе Л.Ф. Тихомировой подчеркивается, что каждый урок должен быть физиологичным. Автор предлагает для анализа урока такие критерии, как наличие физкультминуток, соблюдение температурного режима и режима влажности, режима проветривания, стиль общения, наличие или отстуствие психотравмирующих ситуаций, уровень работоспособности учащихся, положительный эмоциональный настрой. [8].

Г.А. Сулкарнаева особое внимание уделяет внедрению валеологического блока дисциплин в подготовку учителя. По ее мнению, основной проблемой, требующей решения, является поиск путей сочетания теоретической и практической подготовки учителя, выработки его компетентности в применении валеологических знаний и

Исследование готовности педагогов к реализации функций сохранения, укрепления и формирования здоровья детей

умений в практической деятельности школы, в формировании его валеологической культуры [6].

М. Г. Романцов, Н. А. Баженова пишут о том, что формирование здорового образа жизни должно рассматриваться в качестве критерия эффективности акмеологической деятельности педагога. Формированием культуры здоровья должны заниматься компетентные педагоги [2, 4].

Таким образом, по мнению большинства ученых, необходима специальная подготовка педагогов к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей.

Проведенные нами исследования не только позволили выявить общую позицию учителей в отношении того, кто должен заниматься вопросами сохранения и укрепления здоровья детей, но также и слабые места в подготовке учителей к осуществлению этой деятельности.

Многими учеными отмечены существенные недостатки в организации медицинского обслуживания учащихся в образовательных учреждениях. Так, Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко [10]. подчеркивают, что снижению уровня отрицательной динамики физического и психического состояния учащихся препятствует слабая лечебно-оздоровительная работа в школе, а также отсутствие ориентации воспитательного и учебного процесса в направлении сохранения и укрепления здоровья.

Критерии готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья разработаны нами на основании анализа литературы и проведенных исследований. Они представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Критерии готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей

мой школьникам, нами было опрошено 105 педагогов школ Ярославля и Ярославской области.

В первую очередь нас интересовала позиция педагогов и их отношение к медицинскому обслуживанию школьников в образовательных учреждениях.

В результате опроса педагогов получены следующие данные.

Педагоги считают, что медицинская помощь учащимся оказывается не на должном уровне. Хорошим медицинское обслуживание школьников не назвал ни один из педагогов, удовлетворительным назвали 69±3,2% опрошенных, неудовлетворительным - 31±2,6% (Р<0,001).

Диаграмма 1

Качество медицинской помощи, оказываемой школьникам

/ 1

/

/

/

/

/

1

□ хорошее

□ удовлетв.

□ неудовл.

V.

Г

№ Критерий Показатели

1 Дидактический Знания о здоровье, умение оценить здоровье, знание здоровьесберегающих технологий

2 Психологический Ценность здоровья, отношение к здоровью, желание заниматься здоровьесберегающей деятельностью

3 Воспитательный Владение технологиями формирования ЗОЖ у детей

1 кв

На вопрос, насколько регулярно проводятся профилактические осмотры городских и сельских школьников, 33±2,8% городских педагогов и 44±3,9% сельских педагогов ответили «нерегулярно» (Р<0,05). Эти данные свидетельствуют о том, что в сельских школах учащиеся наблюдаются значительно хуже, чем в городских школах.

На вопрос: «Охотно ли школьники обращаются за медицинской помощью в школьный кабинет?», утвердительно ответили только 50% опрошенных учителей.

Диаграмма 2

Регулярность профилактических осмотров городских и сельских школьников 70-1 60' 50' 40' 30' 20'' 10' 0.-

гъ

□ регулярно

□ нерегул.

По специально разработанной анкете для оценки качества медицинской помощи, оказывае-

город село

По мнению городских и сельских учителей, отсутствует должный контроль питания школьников.

Администрация и городских, и сельских школ не удовлетворена оснащенностью медицинских кабинетов. По данным опроса только 50% каби-

нетов работает в школах в течение всего учебного дня.

Особое внимание нами уделено изучению готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей

Из опрошенных педагогов 46±2,4 % в городе и 39±2,1 % на селе (Р<0,05) считают, что вопросами полового воспитания школьников не занимается никто; 18,9 % городских педагогов и 41,8% педагогов сельских школ думают, что этим вопросом должен заниматься учитель биологии; а соответственно в 13,5 % и 19,2 % случаев - медицинская сестра.

Вопросами формирования навыков здорового образа жизни, по мнению 28,5±3,2 % городских педагогов, не занимается никто, также ответили 19,3±2,1 % сельских педагогов (Р<0,05). Формированием навыков здорового образа жизни должны заниматься, по мнению опрошенных учителей, учитель ОБЖ (соответственно 14,3 % и 20,2 % опрошенных), учитель биологии (соответственно 24,5 % и 38,6 % опрошенных) и медицинский работник школы (соответственно 10,2 % и 12,3 %).

Диаграмма 3

Кто должен заниматься формированием ЗОЖ

40,

30.'

20.'

10.'-

□учительОБЖ □биолог □ медик

город

Наши исследования показали, что на первом месте для педагогов находится такая ценность, как семья. На втором месте - здоровье, на третьем месте материальное благополучие, на четвертом - дружеские отношения и лишь на пятом -карьера. Причем, с возрастом меняются и ценности. В молодом возрасте преобладают такие ценности, как материальное благополучие и карьера, в среднем и пожилом возрасте - здоровье.

Педагоги определяют и основные проблемы школы в настоящее время. По их мнению, ведущей проблемой является плохое здоровье детей (31,9% опрошенных). Следующей по значимости проблемой является низкая готовность детей к обучению (23,6% опрошенных педагогов). На третьем месте - высокая распространенность вредных привычек среди школьников (20,8% опрошенных педагогов).

Среди главных трудностей в работе педагоги отмечают непонимание детей, равнодушие родителей, отсутствие времени, низкую материально-техническую базу. Около 70 % педагогов отметили, что не владеют здоровьесберегающими технологиями. Большинство опрошенных учителей отметили, что в образовательном учреждении отсутствует система в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

Выводы

1. По мнению ведущих специалистов в области валеологии, знания о сохранении, укреплении и формировании здоровья необходимы каждому учителю, особенно это актуально в условиях модернизации образования и внедрения стандартов II поколения.

2. Критериями готовности педагогов к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей являются дидактический, психологический и воспитательный.

3. Полученные результаты исследования свидетельствуют о невысоком уровне готовности педагогов к реализации функции сохранения и укреплении здоровья детей, нежелании заниматься вопросами полового воспитания, формирования навыков здорового образа жизни, низкой ценности здоровья. Для повышения квалификации педагогов, повышения уровня их готовности к реализации функции сохранения, укрепления и формирования здоровья детей следует включить в программы повышения квалификации педагогов вопросы здоровьесберегающей педагогики, использования здоровьесберегающих технологий.

4. Результаты нашего исследования показали, что особое внимание необходимо уделять подготовке специалистов в системе повышения квалификации, но также необходимо особое внимание уделять обучению студентов и готовить их к здо-ровьесберегающей деятельности в педагогическом вузе.

Библиографический список

1. Акбашев Т.Ф. Валеопедагогика как система [Текст] // Проблемы педагогической валеологии. - СПб., 1997. - С. 7-10

2. Баженова Н.А. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников [Текст]: автореф. канд. пед. наук. - Баранаул, 2000. - 23 с.

3. Колбанов В.В., Берсенева Т.А. К вопросу о валео-логическом образовании педагога [Текст] // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии. -СПб., 1995. - С. 9-13.

Исследование готовности педагогов к реализации функций сохранения, укрепления и формирования здоровья детей

0

4. Романцов М.Г. Формирование культуры здоровья посредством медико-биологического образования [Текст]. - Калининград, 2003. - 161с.

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях М., 2003. - 312с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сулкарнаева Г.А. Интеграция учебных дисциплин с целью использования учителем валеологического блока для реализации гуманистической концепции образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук. - Омск, 1999. - 18с.

7. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: Монография/под ред Рожкова М. И. Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. - 240с.

8. Тихомирова Л.Ф. Экспертный подход в здоровь-есберегающей деятельности педагога [Текст] // Школьные технологии.- 2003. - № 3. - С. 191-194.

9. Тихомирова Л.Ф. Здоровый учитель - здоровые дети [Текст] // Народное образование. - 2003. - № 5. -С. 71-75.

10.Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст]. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384с.

Bibliograficheskij spisok

1. Akbashev T.F. Valeopedagogika kak sistema [Tekst] // Problemy pedagogicheskoj valeologii. - SPb., 1997. - S. 7-10

2. Bazhenova N.A. Podgotovka budushhego uchitelya k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni shkol'nikov [Tekst]: avtoref. kand. ped. nauk. - Baranaul, 2000. - 23s.

3. Kolbanov V.V., Berseneva T.A. K voprosu o valeo-logicheskom obrazovanii pedagoga [Tekst] // Zdorov'e i obrazovanie. Problemy pedagogicheskoj valeologii. -SPb., 1995.- S. 9-13.

4. Romantsov M.G. Formirovanie kul'tury zdorov'ya posredstvom mediko-biologicheskogo obrazovaniya [Tekst]. - Kaliningrad, 2003. - 161s.

5. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayushhie tekhnologii v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh M., 2003.- 312s.

6. Sulkarnaeva G.A. Integratsiya uchebnykh distsiplin s tsel'yu ispol'zovaniya uchitelem valeologicheskogo blo-ka dlya realizatsii gumanisticheskoj kontseptsii obrazo-vaniya [Tekst]: Avtoref. dis. kand. ped. nauk.- Omsk, 1999. - 18s.

7. Tikhomirova L.F. Teoretiko-metodicheskie osno-vy zdorov'esberegayushhej pedagogiki [Tekst]: Monogra-fiya/pod red Rozhkova M.I. YAroslavl', Izd-vo YAGPU, 2004.- 240s.

8. Tikhomirova L.F. EHkspertnyj podkhod v zdorov'-esberegayushhej deyatel'nosti pedagoga [Tekst] // SHkol'-nye tekhnologii.- 2003. - № 3. - S. 191-194.

9. Tikhomirova L.F. Zdorovyj uchitel' - zdorovye deti [Tekst] // Narodnoe obrazovanie.- 2003. - № 5. - S. 71-75.

10. SHamova T.I., Davydenko T.M. Upravlenie obra-zovatel'nym protsessom v adaptivnoj shkole [Tekst]. - M.: TSentr «Pedagogicheskij poisk», 2001. - 384s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.